КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 45 страница
ЧЕРНОМОРЦЫназвание, введенное в русский официальный обиход, для б. Днепровских Казаков, после изгнания их из Запорожья и незадолго до их переселения в Приазовье. Прежнее их имя Запорожские Казаки или Запорожские Черкасы было изъято из употребления, распоряжением правительства.
После падения Сичи (1775 г.) ее гарнизон в своем большинстве ушел в Турцию. 5-6 тыс. Казаков, оказавшихся там, основали Задунайскую Сич. Земля, принадлежавшие Низовой республике, заняты Россией и переименованы в Новороссию. Господствовавшие раньше на своей земле, Казаки обратились в народ гонимый, часть из нихдаже попала в крепостную зависимость от появившихся там русских помещиков; другие притаились в своих селениях и хуторах или разбрелись в разные стороны, лелея смутную надежду на лучшее будущее.
Однако, правитель края генерал-фельдмаршал князь Потёмкин не захотел лишить отечество кадров, известных своими боевыми качествами. По его докладу императрица Екатерина II разрешила начать новые формирования из Казаков, смирившихся со своею участью. Через 8 лет после разрушения Сичи, видному казачьему старшине было поручено сформировать из Запорожцев один полк. Когда же началась война с Турцией, Потёмкин приказал расширить формирования новым набором добровольцев. С Белый собрал крупный отряд из пластунов (9681 человек), конницы (2829 человек) и соответствующей морской флотилии. Выступив на фронт борьбы, эти Казаки сумели доказать, что боевая слава их отцов гремела по всему свету не без основания. Видя их неизменную доблесть, Потёмкин осыпал их разными наградами и, желая привлечь обратно тех, которые ушли во враждебную Турцию, правительство 14 января 1788 г. разрешило возвратиться им всем без всяких опасений, а князь Потёмкин в "ордере" от 30 января того же года сообщил Казакам, что императрица "изволила снизойти на пожалование им земли на поселение в Керченском Куте или на Тамани".
16 июня С. Белый был убит в бою и место кошевого атамана занял, с благословения властей, избранный Казаками Захарий Алексеевич Чепега. Казакам было разрешено собрать их семьи между Ю. Бугом и Днестром, на земле вновь приобретенной Русскими, с правом возродить там некоторое подобие привычной казачьей общественной организации. По указу от 10-го января 1790 г. эта военная община приобрела название "Верного Войска Черноморского". Отдельных Казаков стали" именовать Черноморцами,
Когда война с Турцией закончилась успешно для русского оружия, Ч. начали ходатайства о выполнении обещания императрицы, переданного им через умершего недавно князя Потёмкина, и 1-го июля 1792 г. Войсковой судья Антон Андреевич Головатый, прибыв в Петербург с другими делегатами, подучил "жалованную" грамоту, подписанную императрицей Екатериной II. Как бы в память того, что Приазовье некогда служило прародиной их предков Черных Клобуков — Черкасов, Казаки получили его в вечное владение. Грамота от 30 июня того же года содержала изложение казачьих прав и обязанностей с этими правами связанных: "Верного Нашего Войска Черноморского кошевому атаману, старшинам и всему Войску Нашего Императорского Величества милостивое слово. Усердная и ревностная Войска Черноморского Нам служба, доказанная в течение благополучно оконченной с Портою Оттоманской войны, храбрыми и мужественными на суше и водах подвигами, ненарушимая верность, строгое повиновение начальству и похвальное поведение от самого того времени, как сие Войско, по Воле Нашей, покойным генерал - фельдмаршалом, князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическнм учреждено, приобрели особливое Наше внимание и милость. Мы потому желая воздать заслугам Войска Черноморского утверждением всегдашнего его благосостояния и доставлением способов к благополучному пребыванию, всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение, состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубани, от устья ея к Уеть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли. С прочих же сторон разграничение указали Мы делать генерал-губернатору кавказскому и губернаторам Екатеринославскому и Таврическому через землемеров, обще с депутатами от Войска Донского и Черноюрского. Все состоящие на упомянутой нами пожалованной земле всякого рода угодья, на водах же рыбные ловли, остаются в точном и полном владении и распоряжении Войска Черноморского, исключая только мест для крепости на острове Фанагории и для другой, при реке Кубани, с подлежащим для каждой выгоном, которые для вящей Войску, и особливо на случай военной безопасности, сооружены быть имеют.
Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских.
На производство жалованья кошовому атаману и войсковым старшинам по приложенной росписи, на употребляемые к содержанию стражи отряды и прочие по Войску нужные расходы, повелели Мы отпускать из казны нашей по 20.000 рублей в год.
Желаем Мы, чтоб земское управление сего Войска, для лучшего порядка и благоустройства, соображаемо было с изданными от Нас учреждениями о управлении губернией; Мы предоставляем правительству войсковому расправу и наказание впадающих в погрешности в Войске; но важных преступников повелеваем, для осуждения по законам, отсылать к губернатору таврическому.
Мы всемилостивейше повелеваем Войску Черноморскому пользоваться свободною внутреннею торговлею и вольною
продажею вина на войсковых землях.
Всемилостивейше жалуем Войску Черноморскому знамя войсковое и литавры, подтверждая также употребление и тех знамен, булавы, перначей и войсковой печати, которые оному от покойного генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического по воле Нашей доставлены.
Губернатору таврическому указали Мы доставлять Войску Черноморскому все исходящие от нас узаконения, предлагать оному о нарядах на службу, по назначению военного начальства, и преподавать все нужные способствования; а потому правительство войско вое имеет относиться к сему губернатору и через каждые две недели присылать ему сведения о всех важных происшествиях, какие; в течение двух недель могут приключиться, для донесения Нам.
Мы надеемся, что Войско Черноморское, соответствуя Монаршему Нашему о нем попечению, потщится не только бдительным охранением границ соблюсти имя храбрых воинов, но и всемерно употребить старание заслуживать звание добрых и полезных граждан внутренним благоустройством и распространением семейственного жития".
Дальше следовала роспись распределения жалования администрации, духовенству и всем чинам в том случае, если они наряжены на службу вне пределов Войска.
Таким образом Запорожские Казаки под новым именем Черноморцев были включены в политическую жизнь России. Точное значение милостивого слова императрицы было откровенно высказано в законодательном акте от 30 сентября 1824 г. (П. С. 3. т. XXXIX, № 30074). Там говорится, "что при переселении Малороссийских Казаков Правительство имело целью прочное обеспечение границ своих посредством сего воинского поселения, без коего следовало бы содержать регулярное войско с немалыми издержками и значительною потерею людей, в климате весьма вредном для непривычных к оному".
Казачьи атаманы были подчинены таврическому губернатору и Черноморское Войско лишь отдаленно напоминало былую Низовую республику, но Казаки, после пережитых разгромов и бродячей бездомности, смирились и с таким положением. Началось их переселение. 25 августа 1792 г. первые Ч. высадились со своих морских судов-чаек на Таманском берегу, а к зиме сухим путем с семьями прибыло и много других во главе с кошевым атаманом 3. А. Чепегой. "Сурово встретил Черноморцев пустынный Кубанский край, — пишет казачий историк Л. Я. Апостолов, — вследствие недостатка продовольствия, непривычных
климата и воды развелась громадная смертность, унесшая до 15% Ч-цев, и в то же время эпизоотия погубила половину всего скота, что сильно подорвало и без того незавидное их материальное состояние", Вместе с тем таврический губернатор требовал не только кордонной службы, но и специальных нарядов к обороне отношения не имевших. В своем рапорте ему атаман Чепега писал 13 сентября 1793 г.: "Как не безизвестно и Вашему Превосходительству, их новое переселение в пустые места, а притом и поздое пришествие сего лета от реки Днестра, так что вряд ли успеют для жён и детей на зиму и землянки построить; некоторые разъехались по разным местам для покупки к прокормлению своих семейств и состоящих на пограничной стражи казаков хлеба; з Екатеринославского наместничества и по сие время не выпущают; с числа зимовавшихся прошлую зиму тут две тысящи состоят при реки Кубану от Устьлабынской линии даже до Черного моря по Высочайшей Ея Величества грамоте на бдителной пограничной страже от набегов закубанских народов; неболшая часть остается для сбережения казенной флотилии и протчих войсковых тяжелостей; а последние распущены для виводу своих семейств на сию землю, кои еще не возвратились, и заработков себе на следующую зиму одеяния и хлеба, ибо уже по Высочайшей грамоте сего сентября по первое число дача указанному провианту приостановилась. То по таковым обстоятельствам командировать для вышеписанной надобности крайне нет когв: о чей Вашему Превосходи- тельству представляя, покорнейше прошу, покудова новопереселившиеся козаки себя поисправят хлебом и всем нужным, о освобождении их от таковых нарядов зделать уважение, дабы сим через то не прийшли в крайнейшее разорение; ибо уже и так многие через столь понесенные в минувшую с Портой Отътаманскою войны в службе подвиги и частые переселения до крайности разорились: Атаман кошовой армии бригадир и кавалер Захарий Чепега. № 429 1798-го года Сентября: 13: дня при Кубани".
Несмотря на большие трудности и постоянную сторожевую службу, Ч. к 1794 г. построили город Екатеринодар и 40 куренных поселений, нынешних станиц, с теми же названиями, какие были в Запорожье, кроме двух новых Екатерининской и Березанской, Кисляковская, Ивановская, Конеловская, Сергиевская, Динская, Крыловская, Каневская, Батуринская, Поповичевская, Васюринская, Незамаевская, Ирклиевская, Щербиновская, Титаровская, Шкуринская, Кореневская, Рогивская, Корсунская, Кальниболотская, Уманская, Джерелиевская, Деревянсковская, Нижестеблиевская, Вышестеблиевская, Переяславская, Полтавская, Мышастовская, Минская, Гимошевская, Величковская, Леушковская, Пластуновская, Дядьковская, Брюховецкая, Ведьмедивская, Платниров-ская, Пашковская, Кущевская. Эти бедные поселения из землянок к нашему времени разрослись в цветущие и богатые станицы.
Ч. и здесь сохраняли общественные и боевые традиции и навыки своих предков, Запорожцев. Но это им не всегда удавалось. Атаманы были выборными и назывались Кошевыми только пять лет после переселения. От 1797 г. их стали назначать властью императора и от этого времени они именовались уже Войсковыми.
По прямому смыслу "жалованной" грамоты, служба империи заключалась только в охране прилегающей границы и в походах за Кубань. Но от 1794 года начались наряды полков в дальние походы. Народ, изнуренный переселениями, болезнями и неурожаями посетившими край в первые годы, с трудом переносил; такую дополнительную службу, роптал, а иной раз и поднимал бунты. С каждым годом осложнялись и отношения с Горцами, мирные вначале.
Служебные тяготы, малярия и всеобщая бедность не помешали трудолюбивому народу привести свои поля в культурное состояние; повсюду зазеленели сады и виноградники,
пустые закрома стали наполняться золотистым зерном. Не пренебрегали Ч. и духовными нуждами, сразу же строили школы; в первые годы воздвигли десять церквей, хотя и под камышевыми крышами, основали монастырь с кельями для увечных и престарелых воинов. Но всё это выполнялось с громадным напряжением сил. Населения для выполнения всех работ было мало, а в строй иногда выходили малолетки 16-ти лет. В 1802 г. численный состав способных к службе исчислялся в 15.479 человек. Но пополнения стали подходить только после 1808 года, когда из Турции прибыло 500 живших там Запорожцев и стал приводиться в исполнение "Марта 17 Высочайше утвержденный доклад Министерства Внутренних дел о переселении из малороссийских губерний Казаков на земли Черноморского Войска". Между 1809 и 1811 гг. сюда было переселено 41.347 душ, между годами 1821 и 1825 на Кубань прибыло снова 48.822 души, а в 1848 г. еще 14.347 душ. По дороге с Днепра в Приазовье гибля тысячи переселенцев. По официальным данным, в первой партии умерло свыше семи тысяч душ, а во второй — около 3,500 душ. К переселению допускались исключительно казаки Полтавской и Черниговской губерний на добровольных началах, с предпочтением для тех семей "где более девок и вдов, в брак еще вступить могущих". При этом правительство ревниво следило за тем, чтобы никто кроме Казаков на их земле не селился и чтобы сами Казаки не уходили на сторону. А если между ними попадали иногородние ремесленники или рабочие, то им разрешалось там пребывать не больше пяти лет, после чего их выселяли прочь. Смешанные браки с ними запрещались. В Черноморское Войско попала также часть Казаков, переселившихся сюда после 1832 г. по "Положению о переселении Малороссийских Казаков вместе с однодворцами и прочими казёнными поселенцами для поступления в Кавказское Линейное Войско и полки", а также но Указу от 1-го октября след, года, когда разрешено переселять туда с семьями отставных солдат" из малороссийских Казаков".
Таким образом, население прежних станиц пополнилось, а от 1825 г.стали возникать новые: Ахтанизовская, Елизаветинская, Марьинская, Нововеличковская, Новоджерелиевская, Новолеушевская, Ново минская, Новомышастовская, Новотиторовская, Новощербиновская, Павловская, Петровская, Таманская и Темрюкская. Волна переселенцев 1848 года разместилась в построенном недавно Ейском городке, в качестве Казаков-мещан, или в новых станицах Должанской в Камышеватской.1-го июля 1842 г., во изменение первого Положения от 1802 г., Высочайше утверждено — новое, которое вводило у жизнь формы общественной я военной организации, принятые в Войске Донском, с Наказными атаманами и начальниками Войскового штаба, назначенными властью императора. Земля Черноморских Казаков поделена на три военно-административных округа: Таманский, Екатеринодарский и Ейский, во главе с окружными штаб-офицерами, всего 60 станиц с выборными атаманами. От прежнего самоуправления только они и остались.
В 1860 г. Ч. с частью Линейцев и Закубанцев соединены в одно Кубанское казачье Войско. После этого, русскими властями стало поощряться переселение на их земли иногородних, хлынувших туда широким потоком. Имя Ч. сохранилось только в обиходной речи, причем под ним подразумевались исключительно потомки Запорожцев. Служилое старшинство их полков: Запорожских, Таманских, Екатеринодарских, Уманских, Черноморских и Полтавских считалось от 14 января 1788 г., когда "раскаявшимся" Казакам было разрешено занять земли между Ю. Бугом и Днестром.
После революции 1917 г., в борьбе с ленинцами Ч. вместе с другими Кубанцами составили главную массу бойцов Добрармии. После падения "Белого Дела" их остатки по станицам перенесли особенно жестокие преследования со стороны новой русской власти советов. Некоторые станицы от казней и голода обезлюдели совершенно и снесены с лица земли, а в другие вселено преобладающее количество переселенцев из Великороссии.
ЧЁРНЫЕ БОЛГАРЫ — народ смешанного племенного состава, пришедший на Донец ок. 764 г. Они вспоминаются в договоре киевского князя Игоря с Византией (944 г.), как народ нападающий на греческие города в Крыму. Археологические остатки обнаруженные по Донцу, в местах их расселения, определяются как часть Салтово - маяцкой культуры. Персидская география X века (Гудуд ал Алэм) называет их "Срединными Болгарами" и их кочевья указывает на север от Азовского моря и на восток от Славян. "Это храбрый и воинственный народ, внушающий ужас". Во второй половине десятого века Ч. Б. были в большинстве уничтожены, очевидно, войсками киевского князя Святослава, во время его похода на Казар.
ЧЁРНЫЕ ВОДЫ — стоячие озёра, старицы и т. п. без выхода в текущие реки.
ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ — у киевлян общее прозвище племен, прикочевавших к лесостепным границам Киевской Руси после того, как Подонские степи заняли Кыпчаки-Половцы. Русские стали так их называть но внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Летописцы часто называют их и отдельными племенными именами, чаще всего Торкамн и Берендеями. У Константина Багрянородного это "Узы" (см). В летописях для Берендеев встречается и наименование Перендеи. Если считать, следуя русскому историку Татищеву, что имя Торков произошло от сарматского "гневливый" или от скандинавского языческого бога Тора, то можно с уверенностью признать в имени Перендий точный перевод названия этого бога. Соответственно с понятиями славянскими, Перундив, как и скандинавский Тор, бог грома и молнии. И не случайно о таинственны» Берендеях на Руси возник ряд легенд и сказок мистического содержания. Торетов вспоминают на Кавказе самые ранние греческие географы. На Днепр они пришли с давно сложившейся бытовой культурой и, без сомнения, с сильным отпечатком долгого сожительства с Казарскими Славянами. Берендеи по имени, ближе всего к Беренджерам арабских авторов. При многоразличных "разночтениях" древних рукописей, нет ничего необычайного в том, что сами Арабы пишут это имя "Баранджер", что у Армян оно обратилось в "Варанждин" и "Варачан", у персидских ге- ографов пишется, как "В. Н. НД. Р", а в русских летописях, как Берендичи, Берендея, Перендеи.
Страна, горы и реки в районе Терека, где вначале проживали Беренджеры, носили их имя. Иногда в источниках оно заменяется названием Басилы, в котором не трудно узнать Базилеев древности. В стране Береаджер христианство господствовало уже в VII в. По Плинию там же когда-то жили Удзы. Все они могли быть и Туранцы и Кавказские Славяне и туранославянской смесью. Но в годы 721-37 Арабы уничтожали их во множестве, топили в реках или просто убивали. Части же их удалось скрыться на север. Во всяком случае, Ибн Фадлан в 922 г, видел в Камском Булгаре пять тысяч Баранджеров, а персидские географы того же столетия знали христиан В.Н.НД.Р. на Верхнем Дону, южнее Окских Угро -Финнов, Маджар. Как они попали на Дон, рассказывает Константин Багрянородный. Ему они были известны под общим с Торками именем Узов (см. УЗЫ). В 948 году он писал: "Пятьдесят лет назад, так называемые Узы договорились с Казарами; сообща с ними побили Печенегов в сражении и изгнали их из их собственной страны, которую так называемые Узы занимают до сих пор". О том, где до этого времени жили Печенеги, Татищев говорит: "Оные прежде жили между Дона и Волги, до Яика, а последи до Дунаяраспространился''. Это же подтверждает и археология, Следовательно, после изгнания Печенегов и до прихода в наши стели Половцев (1060 год), Ч. К., Торки и Берендеи, проживали между Верхним Доном и Волгой и ниже по Дону, где персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает В.Н.НД.Р., два племени Б. Радас (Бродников) и Казарскнх Печенегов. Все эти выходцы с Кавказа, несомненно, находились и в державе Томаторканской, где составляли кадры касажской и хазарской дружины Мстислава Храброго. После же того, как Половцы заняли наши степи, они ушли от них на запад и оказались при границах Киевской Руси. После этого Ч. К. почти два века находились в состоянии непримиримой вражды и непрерывной войны с Половцами. Поэтому видеть между ними какие-либо родственные связи немыслимо.
В. Н. Татищев, ранний русский историк, составил подробный летописный свод, для которого имел возможность использовать и списки, после бесследно исчезнувшие из архивов. В летописях, по его словам, "их историки разно имянуют, яко торки, печенеги, козары, черники, клобуки и берендеи, мню, что разные смешаны были" (История России- екая, т. 1, примечание к главе 26). "И было их войско немалое, иногда козарами прозванное, иногда же поршане или поросяне от реки" (там же том П, примечание к гд, 5-й и 6-й). "Они их разно имяновали. Видно ж, что в одном месте у одного торки иди козары, у другого берендеи» у третьего черные клобуки" (там же той IV, примечание к главе 11).
Наряду с туранскими именами их вождей: Моначкж, Сатмаз, Каракозь, Мнюз, Карас, Кокей, в летописях обнаруживаются и имена со звучанием алан» - скандинавским: Чекоман, Тошман, Кулдьяр, Кондувдый, Тудор. Вообще, Ч. К,. стали народом, пережившим основательную метисацию. По данным археологии: "Торки, прошедшие по южнорусским степям, были настолько смешаны с другими народами и, в частности, с Печенегами, что выделить их памятники на этой территории не представляется возможным" (С. А. Плетнева, МИА 62, стр. 165).
Попав в непосредственное соседство с Киевской Русью, Ч. К. заняли положение, известное в истории под термином "федераты" (см.). Они участвовали в ее политической жизни и в княжеских междоусобиях, помогали в борьбе со степными кочевниками. По словам Татищева, их пребывание там каждый князь потому "видел за полезнейшее, что в Черных клобуках много было мужей искусных и храбрых, понеже непрестранно себя обороняя или исча прибытка, в войне пребывали". Значение их в политической жизни древней Руси было подобно тому, какое позднее выпало на долю их потомкам, Казакам, в Литве и в России.
С крупными и малыми владетелями на Руси Ч. К. заключали договоры в своих собственных интересах и без всякого принуждения с их стороны. Одним ив многих примеров подобного соглашения приводит Ипатьевская летопись под годом 1159; племенные вожди Берендеев и Торков послали к Мстиславу предложение "Аще ны хощеши любити, яко же ны есть любил отец твои н по городу ны даси по девшему, то мы на тон отступим от Изяслава: Мстислав рад был речи той... и яся им по всю волю их". Они жили в отданных им на кормление городах, между Русами, но основали и несколько своих; Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и др.
Ч. К. получили у Русов наименование по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Оно возникло в народе, но так же их называли и летописцы., С развитием же русской научной мысли, составители летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что эти народы, как выходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: "Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы". Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи.
На основании всех этих летописных данных, русский историограф Н. М. Карамзин и делает свой вывод (см. Карамзин), что имя Казаков древнее Батыева нашествия (1237 г.) и принадлежало Торкай и Береадеям, которые у Русских назывались н Черкасами, т. е. так же как и Казаки в официальных актах.
От XIII в. прозвище Ч. К., вообще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их имена — Черкасы и Казаки.
ЧЁРНЫЕ ЛЮДИ (некр.) — простой народ, народные массы, то же что у Запорожцев "чернь".
ЧЕРНЬ — 1) у Днепровских Казаков так назывались рядовые народные массы, в отличие от старшины у знатных войсковых товарищей. Название Ч. не имело у них обидного смысла, как у Русских, и вошло в обиход по аналогии с "чернью" пчелиного роя; 2) черные рисунки орнаментации врезной насечке на серебре.
ЧЕРПАЛО — рыболовный сачок.
ЧЕРСЕЛ (некр.) — пояс, кушак.
ЧЕРТЕНСКИЙ Смага — Донской атаман от 1605 по 1622 г, онже Смага Степанов. "В Туле — май, июнь 1605 г. — Самозванец, принимая главнейших представителей боярства, признавших, наконец, его царем, демонстративно "преже московских бояр" принял Донских атаманов и Казаков, со Смагою Чертенским во главе" (Сватиков). В его время на Дон прибыло официальное посольство польского короля Сигизмунда Ш-го, а грамоты из Москвы адресовались: "От царя и великого князя всеа Руси на Дон, в нижние и верхние юрты, атаману Смаге Степанову и всем атаманам и Казакам и всему Великому Войску".
ЧЕРЬГА — войлочная полость, то же самое что и сибирская кошма.
ЧЕРЯЧУКИН Александр Васильевич (дон.) — рожд. 1872 г., ст. Богоявленской; генерал-лейтенант царского производства, атаман Зимовой станицы от В. Войска Донского к правительству гетмана Скоропадского на Украине. Окончил Донской кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище и Академию Генерального штаба. После производства в чин хорунжего начал службу в Лейб-гв. 6-й Дон. каз. батарее; на фронт Первой Мировой войны вышел командиром 11 Дон. каз. полка; с 1915 года командовал 2-й Заамурской конной бригадой уже в чине генерал-майора, некоторое время был начальником штаба IV-го Кавалерийского корпуса, а с производством в чин генерал-лейтенанта, назначен начальником 2-й Сводной каз, дивизии. Награжден боевыми орденами св. Георгия 4 ст., св. Владимира 8 ст. и Золотым оружием. В конце ноября 1917 г. прибыл с дивизией на Дон, и, после ее демобилизации, стал во главе Западного фронта обороны Новочеркасска от красных ленивцев. При атамане Краснове был послан с Зимовой станицей в Киев полномочным представителем Дона, добился там соглашения с Украиной по вопросам снабжения Донской армии оружием и утверждения границ между этими государственными образованьями. Его стараниями 25-го июля 1918 г. Украина признала суверенность Всевеликого Войска Донского на незыблемых началах взаимности и равенства, а на следующий день был подписан договор между Доном и Украиной, закрепивший дружеские отношения. Воспоминания генерала Ч. об этом времени опубликованы в 3-м томе Донской Летописи под заглавием: "Донские делегации на Украину и в Берлин в 1918-1919 гг.". При атамане Богаевском ген. Ч. стал директором Донского кадетского корпуса, с которым при эвакуации Дона выехал в Египет. От конца 1923 года проживал в Париже и работал на автомобильном заводе. Умер во время Второй Мировой войны.
ЧЕСТНЫЕ ЛЮДИ (некр.) — особы уважаемые, почитаемые.
ЧЕТВЕРТЫЙ ДОН. КАЗАЧИЙ ПОЛК — в Русской императорской и в Донской армия полк действительной службы сформированный на кадрах прежнего Дон, каз. № 22 полка; награжден Георгиевским знаменем и белевыми петлицами. Вечный шеф -— Донской атаман граф М. И. Платов.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДОН. КАЗАЧИЙ ПОЛК — постоянный полк действительной службы сформированный на кадрах прежнего Дон. каз. № 26 полка: награжден Георгиевским знаменем за подвиги в Персидскую и Турецкую кампании. Вечный шеф — атаман Ефремов.
ЧЕТЬИ МИНЕИ— церковная книга, содержащая жития святых, творения Учителей Церкви, их толкование и т. п.; разделены на 12 частей по числу месяцев в году, из которых каждая часть даёт очередные чтения на всякий день. Великие Ч. М. составил Московский митрополит Макарий (1542-1564) на основании греческих и русских источников, а их краткая редакция исполнена Казаком, епископом св. Димитрием Ростовским (1651-1709). А. И. Ригельман в одной из своих книг приводит выдержку из Великих Ч.М. в чтениях на день 11 мая, касающуюся наших предков: "Козары, коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна же их была близ Меотического озера" (Азовского моря).
ЧЕЧЕКАТЬ — во время казачьего танца, танцор в такт движениям произносит сквозь зубы, подобно испанским кастаньетам: "чи-чи-чи-чи-чи!". От этого — название танца "чечётка".
ЧЕЧЕНЦЫ — русское название кавказской народности, населявшей от скифских времен область, лежащую между Тереком, Кумыкской плоскостью и Андийским хребтом. Сами себя они называют именем "Нахчий". Во время борьбы за независимость Кавказа свободолюбивые и воинственные Ч., вместе с соседними Ингушами были наиболее преданными сторонниками имама Шамиля; после покорения выселены к горам, а их равнинные земли заняты под казачьи и русские поселения. Когда совершилась, русская революция 1917 года, Ч. участвовали в создании "Союза Горцев Северного Кавказа", через год ликвидированного войсками Деникина. В СССР на их земле быта образована Чечено - Ингушская автономная ССР, ставная очагом постоянного противодействия соввласти. Во время Второй Мировой войны за открытые восстания все Ч. и Ингуши объявлены изменниками и "врагами социалистической родины". В конце февраля 1944 г. они все без исключения выселены в Среднюю Азию. После смерти Сталина реабилитированы; в 1957 г. их остаткам разрешено возвратиться в прежнюю область на Кавказе, где была номинально возрождена и Чечено - Ингушская АССР.
ЧИВОЙТА(среднедон.) — что такое, что то.
ЧИГА — в Средние века название какого-то причерноморского племени: упоминается в "Слове о полку Игореве". Это имя до наших дней сохраняется в названии города Чигорина и в насмешливом прозвании Казаков Русскими. Южные Донцы применяют его в том же значении к своим Верховым: "Чига лыко драла, чига лапти плела.