Организационная структура системы социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре.

Организационные основы государственной политики по социальной защите детства. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенка: сущность и назначение. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре. Социальный работник и социальный педагог в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

Модуль 3. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

В ХМАО-ЮГРЕ

3.1. Основы защиты детства в законодательстве Российской Федерации и ХМАО-Югры.

Общая характеристика конституционных прав детей. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Административная ответственность несовершеннолетних. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершаемые ими в возрасте до 14 лет. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.

Правовые аспекты защиты детей в семье. Нормативно-правовое обеспечение и сущность охраны интересов детства в семье в РФ и ХМАО-Югре. Общая характеристика прав ребенка. Общая характеристика родительских прав и обязанностей. Лишение и ограничение родительских прав.

Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

Гарантии прав ребенка. Государственные социальные стандарты. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей в ХМАО-Югре.

Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства. Сущность и правовые гарантии охраны материнства, отцовства и детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.

Материнский (семейный) капитал. Государственное право на получение сертификата на Материнский (семейный) капитал. Югорский семейный капитал, право на его получение.

Модуль 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ХМАО-ЮГРЕ

Социальная защита детей из неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.

Понятие и категории неполных и многодетных семей. Проблемы неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре. Система социальной защиты многодетных и неполных семей в ХМАО-Югре. Социальные льготы и пособия для неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре. Социальная защита одиноких матерей в ХМАО-Югре.

Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.

Понятие и причины возникновения детской инвалидности. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре. Социальная защита детей-инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов в ХМАО-Югре. Социальная защита семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в ХМАО-Югре. Нормативно-правовая база социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

Понятие и причины возникновения сиротства. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.

Нормативно-правовые основы функционирования социальных служб семьи и детства. Принципы организации и работы социальной службы семьи и детства. Типы социальной службы для семьи и детей в ХМАО-Югре.

Образовательные технологии

Основными методами обучения студентов является использование в учебном процессе традиционных и нетрадиционных образовательных технологий.

Наиболее эффективной организации учебных занятий по курсам по выбору«Система социальной защиты детства в ХМАО» способствуют широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий со студентами (традиционные и проблемные лекции, электронные презентации отдельных тем и вопросов дисциплины, деловые игры, дискуссии, работа по подгруппам, выполнение учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений и рефератов, выполнение самостоятельных заданий. В сочетании с внеаудиторной работой все вышеперечисленные технологии направлены на формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Наиболее эффективному усвоению теоретических знаний, получению практических умений и навыков по курсам по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» способствуют различные формы индивидуальной учебной деятельности студентов: конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений и рефератов по предлагаемым темам.

Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Модуль 1. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Подготовьте устные сообщения «Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства», «Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства».

2. Подготовьте реферативные выступления по теме.

3. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 1.

Тематика рефератов

1. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» и её реализация в современной России.

3. Дети как объекты государственной социальной политики.

Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ

1. Подготовьте реферативное выступление по любому вопросу темы.

2. Составьте сравнительную таблицу «Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект».

Период Объекты социальной защиты детства Субъекты социальной защиты детства Краткая характеристика Доминирующая модель социальной помощи и поддержки детей
1. Архаический. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.).        
2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в.        
3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в.        
4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти.        
5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе.        

3. Пользуясь современной законодательной базой в области социальной защиты детства, проведите анализ социально-правовой ситуации в России в области защиты детства.

4. Дайте характеристику нормативно-правовой базы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.

5. Подберите в портфолио основные нормативно-правовые документы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.

6. Составьте логическую схему «Объекты и субъекты социальной защиты детства».

7. Подготовьте доклад о существующих в ХМАО-Югре государственных и муниципальных органах, защищающих права ребенка, его направлениях и содержании деятельности (по выбору студента).

8. Подберите в портфолио нормативно-правовую базу деятельности по защите прав и свобод ребенка соответствующего государственного или муниципального органа.

9. Подготовьте письменное сообщение «Из опыта работы социального педагога по социальной защите различных категорий детей в ХМАО-Югре».

10. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 2.

Модуль 3. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ХМАО-ЮГРЕ

1. Выпишите отдельные статьи из Уголовного, Уголовно-процессуального, Административного, Трудового и Семейного кодексов РФ и подготовьтесь к творческой контрольной работе по теме.

2. Какие мероприятия проводятся в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства? Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте основные направления социальной политики в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства.

4. Что представляет собой медико-генетическое консультирование в системе планирования семьи?

5. В чем заключается социальная защита женщин в период беременности и родов?

6. Проанализируйте отдельные статьи закона ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», сделайте краткие записи.

7. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 3.

Модуль 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ХМАО-ЮГРЕ

1. Подберите и проанализируйте нормативно-правовые документы социальной защиты неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.

2. На какие социальные льготы и пособия могут рассчитывать неполные и многодетные семьи в ХМАО-Югре?

3. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.

4. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита семьи, имеющей ребенка-инвалида?

5. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

6. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Чем она отличается от федеральной?

7. Назовите права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8. Подготовьте реферат по разделу 4, тема 4.1., 4.2., 4.3. (на выбор студента).

9. Проанализируйте опыт социального обслуживания семьи и детей в ХМАО-Югре и подготовьте сообщение о деятельности социальной службы семьи и детей в вашем городе, районе, округе (по выбору), руководствуясь следующим планом:

· название и статус учреждения;

· цель и задачи учреждения;

· направление работы учреждения;

· структурные подразделения;

· источники финансирования.

10. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 4.

Примерная тематика рефератов по дисциплине

1. Социально-демографическая сущность детства.

2. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка.

3. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».

4. Функции Комитета ООН по правам ребенка.

5. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.

6. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.

7. Понятие системы социальной защиты детства. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».

8. Социальная защита детства в истории России.

9. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.

10. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ.

11. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре?

12. Объекты и субъекты социальной защиты детства.

13. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства.

14. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенкав ХМАО-Югре: сущность и назначение.

15. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре.

16. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

17. Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."

18. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО.

19. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО, задачи и функции.

20. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

21. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

22. Функции, специализации и роли социального педагога в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

23. Обязанности и права социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

24. Содержание социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

25. Организация и методы работы социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

26. Общая характеристика конституционных прав детей.

27. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

28. Административная ответственность несовершеннолетних.

29. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершаемые ими в возрасте до 14 лет.

30. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.

31. Гарантии прав ребенка. Государственные социальные стандарты.

32. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей в ХМАО-Югре.

33. Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства.

34. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.

35. Югорский семейный капитал, право на его получение.

36. Социальная защита детей из неполных семей в ХМАО-Югре.

37. Социальная защита детей из многодетных семей в ХМАО-Югре.

38. Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.

39. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

40. Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Социально-демографическая сущность детства.

2. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка.

3. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».

4. Функции Комитета ООН по правам ребенка.

5. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.

6. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.

7. Понятие системы социальной защиты детства. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».

8. Социальная защита детства в истории России.

9. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.

10. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ.

11. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре?

12. Объекты и субъекты социальной защиты детства.

13. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства.

14. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенкав ХМАО-Югре: сущность и назначение.

15. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре.

16. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

17. Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."

18. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО.

19. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО, задачи и функции.

20. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

21. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

22. Функции, специализации и роли социального педагога в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

23. Обязанности и права социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

24. Содержание социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

25. Организация и методы работы социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.

26. Общая характеристика конституционных прав детей.

27. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

28. Административная ответственность несовершеннолетних.

29. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершаемые ими в возрасте до 14 лет.

30. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.

31. Гарантии прав ребенка. Государственные социальные стандарты.

32. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей в ХМАО-Югре.

33. Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства.

34. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.

35. Югорский семейный капитал, право на его получение.

36. Социальная защита детей из неполных семей в ХМАО-Югре.

37. Социальная защита детей из многодетных семей в ХМАО-Югре.

38. Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.

39. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.

40. Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.

2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип – М., 2007.

Дополнительная литература

1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. – М., 2003.

2. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учебное пособие – М, 2004.

3. Дети социального риска и их воспитание /под ред. Л.М. Шипицыной: учебно-методич. пособие. – СПб, 2003.

4. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством РФ //Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв. ред. А.М. Нечаева. – М.,2004.

5. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.–М., 2002.

6. Рабочая тетрадь социального педагога /сост. Г.С. Семенов /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.

7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М., 2002.

8. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.

9. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.

10. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие для вузов – М, 2004. –222 с.

11. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002.

12. Становление ювенальной юстиции В России: проблемы и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 ноября 2002 года, Ростов на Дону /под ред. В.Н. Ткачева. – Ростов н/Д, 2003.

13. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие /Т.И. Шульга. – М., 2005.

14. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.

Наши рекомендации