Организационная структура системы социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре.
Организационные основы государственной политики по социальной защите детства. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенка: сущность и назначение. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре. Социальный работник и социальный педагог в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
Модуль 3. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ
В ХМАО-ЮГРЕ
3.1. Основы защиты детства в законодательстве Российской Федерации и ХМАО-Югры.
Общая характеристика конституционных прав детей. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Административная ответственность несовершеннолетних. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершаемые ими в возрасте до 14 лет. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.
Правовые аспекты защиты детей в семье. Нормативно-правовое обеспечение и сущность охраны интересов детства в семье в РФ и ХМАО-Югре. Общая характеристика прав ребенка. Общая характеристика родительских прав и обязанностей. Лишение и ограничение родительских прав.
Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
Гарантии прав ребенка. Государственные социальные стандарты. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей в ХМАО-Югре.
Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства. Сущность и правовые гарантии охраны материнства, отцовства и детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.
Материнский (семейный) капитал. Государственное право на получение сертификата на Материнский (семейный) капитал. Югорский семейный капитал, право на его получение.
Модуль 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ХМАО-ЮГРЕ
Социальная защита детей из неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.
Понятие и категории неполных и многодетных семей. Проблемы неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре. Система социальной защиты многодетных и неполных семей в ХМАО-Югре. Социальные льготы и пособия для неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре. Социальная защита одиноких матерей в ХМАО-Югре.
Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.
Понятие и причины возникновения детской инвалидности. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре. Социальная защита детей-инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов в ХМАО-Югре. Социальная защита семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в ХМАО-Югре. Нормативно-правовая база социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
Понятие и причины возникновения сиротства. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.
Нормативно-правовые основы функционирования социальных служб семьи и детства. Принципы организации и работы социальной службы семьи и детства. Типы социальной службы для семьи и детей в ХМАО-Югре.
Образовательные технологии
Основными методами обучения студентов является использование в учебном процессе традиционных и нетрадиционных образовательных технологий.
Наиболее эффективной организации учебных занятий по курсам по выбору«Система социальной защиты детства в ХМАО» способствуют широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий со студентами (традиционные и проблемные лекции, электронные презентации отдельных тем и вопросов дисциплины, деловые игры, дискуссии, работа по подгруппам, выполнение учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений и рефератов, выполнение самостоятельных заданий. В сочетании с внеаудиторной работой все вышеперечисленные технологии направлены на формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Наиболее эффективному усвоению теоретических знаний, получению практических умений и навыков по курсам по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» способствуют различные формы индивидуальной учебной деятельности студентов: конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, сбор и анализ практического материала, выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, учебно-исследовательских заданий, подготовка сообщений и рефератов по предлагаемым темам.
Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Модуль 1. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
1. Подготовьте устные сообщения «Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства», «Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства».
2. Подготовьте реферативные выступления по теме.
3. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 1.
Тематика рефератов
1. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» и её реализация в современной России.
3. Дети как объекты государственной социальной политики.
Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ
1. Подготовьте реферативное выступление по любому вопросу темы.
2. Составьте сравнительную таблицу «Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект».
Период | Объекты социальной защиты детства | Субъекты социальной защиты детства | Краткая характеристика | Доминирующая модель социальной помощи и поддержки детей |
1. Архаический. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.). | ||||
2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в. | ||||
3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в. | ||||
4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти. | ||||
5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе. |
3. Пользуясь современной законодательной базой в области социальной защиты детства, проведите анализ социально-правовой ситуации в России в области защиты детства.
4. Дайте характеристику нормативно-правовой базы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.
5. Подберите в портфолио основные нормативно-правовые документы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.
6. Составьте логическую схему «Объекты и субъекты социальной защиты детства».
7. Подготовьте доклад о существующих в ХМАО-Югре государственных и муниципальных органах, защищающих права ребенка, его направлениях и содержании деятельности (по выбору студента).
8. Подберите в портфолио нормативно-правовую базу деятельности по защите прав и свобод ребенка соответствующего государственного или муниципального органа.
9. Подготовьте письменное сообщение «Из опыта работы социального педагога по социальной защите различных категорий детей в ХМАО-Югре».
10. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 2.
Модуль 3. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ХМАО-ЮГРЕ
1. Выпишите отдельные статьи из Уголовного, Уголовно-процессуального, Административного, Трудового и Семейного кодексов РФ и подготовьтесь к творческой контрольной работе по теме.
2. Какие мероприятия проводятся в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства? Приведите примеры.
3. Охарактеризуйте основные направления социальной политики в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства.
4. Что представляет собой медико-генетическое консультирование в системе планирования семьи?
5. В чем заключается социальная защита женщин в период беременности и родов?
6. Проанализируйте отдельные статьи закона ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», сделайте краткие записи.
7. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 3.
Модуль 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ХМАО-ЮГРЕ
1. Подберите и проанализируйте нормативно-правовые документы социальной защиты неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.
2. На какие социальные льготы и пособия могут рассчитывать неполные и многодетные семьи в ХМАО-Югре?
3. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.
4. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита семьи, имеющей ребенка-инвалида?
5. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
6. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Чем она отличается от федеральной?
7. Назовите права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Подготовьте реферат по разделу 4, тема 4.1., 4.2., 4.3. (на выбор студента).
9. Проанализируйте опыт социального обслуживания семьи и детей в ХМАО-Югре и подготовьте сообщение о деятельности социальной службы семьи и детей в вашем городе, районе, округе (по выбору), руководствуясь следующим планом:
· название и статус учреждения;
· цель и задачи учреждения;
· направление работы учреждения;
· структурные подразделения;
· источники финансирования.
10. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 4.
Примерная тематика рефератов по дисциплине
1. Социально-демографическая сущность детства.
2. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка.
3. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».
4. Функции Комитета ООН по правам ребенка.
5. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.
6. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.
7. Понятие системы социальной защиты детства. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».
8. Социальная защита детства в истории России.
9. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.
10. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ.
11. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре?
12. Объекты и субъекты социальной защиты детства.
13. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства.
14. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенкав ХМАО-Югре: сущность и назначение.
15. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре.
16. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
17. Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."
18. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО.
19. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО, задачи и функции.
20. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
21. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
22. Функции, специализации и роли социального педагога в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
23. Обязанности и права социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
24. Содержание социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
25. Организация и методы работы социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
26. Общая характеристика конституционных прав детей.
27. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
28. Административная ответственность несовершеннолетних.
29. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершаемые ими в возрасте до 14 лет.
30. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.
31. Гарантии прав ребенка. Государственные социальные стандарты.
32. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей в ХМАО-Югре.
33. Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства.
34. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.
35. Югорский семейный капитал, право на его получение.
36. Социальная защита детей из неполных семей в ХМАО-Югре.
37. Социальная защита детей из многодетных семей в ХМАО-Югре.
38. Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.
39. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
40. Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Социально-демографическая сущность детства.
2. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка.
3. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».
4. Функции Комитета ООН по правам ребенка.
5. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.
6. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.
7. Понятие системы социальной защиты детства. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».
8. Социальная защита детства в истории России.
9. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.
10. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ.
11. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре?
12. Объекты и субъекты социальной защиты детства.
13. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства.
14. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенкав ХМАО-Югре: сущность и назначение.
15. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре.
16. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
17. Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."
18. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО.
19. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО, задачи и функции.
20. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
21. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
22. Функции, специализации и роли социального педагога в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
23. Обязанности и права социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
24. Содержание социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
25. Организация и методы работы социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
26. Общая характеристика конституционных прав детей.
27. Особенности применения уголовно-правовых санкций в отношении несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
28. Административная ответственность несовершеннолетних.
29. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения, совершаемые ими в возрасте до 14 лет.
30. Регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет.
31. Гарантии прав ребенка. Государственные социальные стандарты.
32. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей в ХМАО-Югре.
33. Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства.
34. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.
35. Югорский семейный капитал, право на его получение.
36. Социальная защита детей из неполных семей в ХМАО-Югре.
37. Социальная защита детей из многодетных семей в ХМАО-Югре.
38. Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре.
39. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
40. Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип – М., 2007.
Дополнительная литература
1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. – М., 2003.
2. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учебное пособие – М, 2004.
3. Дети социального риска и их воспитание /под ред. Л.М. Шипицыной: учебно-методич. пособие. – СПб, 2003.
4. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством РФ //Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв. ред. А.М. Нечаева. – М.,2004.
5. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.–М., 2002.
6. Рабочая тетрадь социального педагога /сост. Г.С. Семенов /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.
7. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М., 2002.
8. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
9. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.
10. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие для вузов – М, 2004. –222 с.
11. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002.
12. Становление ювенальной юстиции В России: проблемы и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 ноября 2002 года, Ростов на Дону /под ред. В.Н. Ткачева. – Ростов н/Д, 2003.
13. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие /Т.И. Шульга. – М., 2005.
14. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.