I. рабочая программа курсов по выбору «система социальной защиты детства в хмао»
1. Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины: формирование профессиональной компетентности студентов, связанных с изучением сущности, особенностей и направлений функционирования системы социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
Задачи дисциплины:
1. Овладение теоретическими знаниями в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу данной научной дисциплины.
2. Ознакомление с содержанием и организационными основами системы социальной защиты детства в России и ХМАО-Югре.
3. Формирование умений и навыков работы с нормативно-правовыми документами в области социальной защиты детства.
4. Формирование гуманистических социальных установок по отношению к объектам социальной защиты детства и процессу социального воспитания и углубление ориентации студентов на социально-педагогическую работу в детских образовательных учреждениях.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курсы по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».
Для освоения дисциплины «Система социальной защиты детства в ХМАО» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Дошкольная педагогика».
Курсы по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», читается студентам на третьем курсе в 6-м семестре очной и заочной форм обучения. При изучении дисциплины проводятся лекционные, семинарские, практические занятия. По учебному плану согласно ФГОС ВПО общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Из них аудиторные занятия составляют 50 часов; самостоятельная работа – 58 часов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Общекультурные компетенции (ОК):
1. Готов использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности (ОК-13).
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
1. Содержание понятий, составляющих основу данной научной дисциплины;
2. Сущность направлений социальной защиты детства, их специфику, нормативно-правовое обеспечение;
3. Особенности организационной структуры системы социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
Уметь:
1. Выявлять и решать проблемы в области социальной защиты детства;
2. Пользоваться нормативно-правовыми документами по социальной защите прав детей;
3. Эффективно применять полученные знания в области социальной защиты прав детства в ХМАО при решении профессиональных социально-педагогических задач.
Владеть:
1. Нормативно-правовыми документами по социальной защите детства в РФ и ХМАО.
4. Структура и содержание курсов по выбору
«Система социальной защиты детства в ХМАО»
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___3__ зачетные единицы ___108____часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Семин. (практ.) занятия | Лабор. занятия | Самост. работа | |||||
МОДУЛЬ I. Детство как социально-правовой феномен современного российского общества | ||||||||
Сущность детства в различных отраслях научного знания и социально-правовая защита детства | - | Работа с понятиями Терминологический диктант | ||||||
Итого по 1 модулю | - | |||||||
МОДУЛЬ II. Современная система социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре | ||||||||
Сущность социальной защиты детства в Российской Федерации | - | Работа на семинарском занятии Терминологический диктант Выполнение учебно-исследовательских заданий | ||||||
Организационная структура системы социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре | Проверка таблицы Выполнение учебно-исследовательских заданий | |||||||
Итого по 2 модулю | ||||||||
МОДУЛЬ III. Права детей и основные законодательные и нормативные акты в области их социально-правовой защиты в ХМАО-Югре | ||||||||
Основы защиты детства в законодательстве Российской Федерации | - | Опорный конспект Выступление с сообщением (презентацией) Выполнение учебно-исследовательских заданий | ||||||
Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства в ХМАО-Югре | - | Работа на практическом занятии Работа с нормативными документами | ||||||
Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства | Работа на практическом занятии Работа с нормативными документами | |||||||
Итого по 3 модулю | ||||||||
МОДУЛЬ IV. Организационная структура социальной работы с детьми в ХМАО-Югре | ||||||||
Социальная работа с детьми из неполных и многодетных семей | - | Терминологический диктант Работа с нормативными документами Выполнение учебно-исследовательских заданий | ||||||
Социальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья | - | Работа с нормативными документами Выполнение учебно-исследовательских заданий | ||||||
Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей | - | Работа с нормативными документами Выполнение учебно-исследовательских заданий | ||||||
Социальная служба как институционная основа социальной работы с семьей и детьми | Выступление с сообщением (презентацией) Выполнение тестовых заданий | |||||||
Итого по 4 модулю | ||||||||
ВСЕГО по дисциплине |
Модуль 1. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Сущность детства в различных отраслях научного знания и социально-правовая защита детства.
Различные подходы к сущности понятия «детство» в различных отраслях научного знания.
Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка. Функции Комитета ООН по правам ребенка. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».
Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.
Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ
2.1. Сущность социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре.
Понятие системы социальной защиты детства. Социальная защита детства как многоаспектное явление. Социальная защита детства в истории России.
Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации. Формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре. Объекты и субъекты социальной защиты детства.