I. рабочая программа курсов по выбору «система социальной защиты детства в хмао»

1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование профессиональной компетентности студентов, связанных с изучением сущности, особенностей и направлений функционирования системы социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

Задачи дисциплины:

1. Овладение теоретическими знаниями в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу данной научной дисциплины.

2. Ознакомление с содержанием и организационными основами системы социальной защиты детства в России и ХМАО-Югре.

3. Формирование умений и навыков работы с нормативно-правовыми документами в области социальной защиты детства.

4. Формирование гуманистических социальных установок по отношению к объектам социальной защиты детства и процессу социального воспитания и углубление ориентации студентов на социально-педагогическую работу в детских образовательных учреждениях.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курсы по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

Для освоения дисциплины «Система социальной защиты детства в ХМАО» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Дошкольная педагогика».

Курсы по выбору «Система социальной защиты детства в ХМАО» в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», читается студентам на третьем курсе в 6-м семестре очной и заочной форм обучения. При изучении дисциплины проводятся лекционные, семинарские, практические занятия. По учебному плану согласно ФГОС ВПО общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Из них аудиторные занятия составляют 50 часов; самостоятельная работа – 58 часов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Общекультурные компетенции (ОК):

1. Готов использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности (ОК-13).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

1. Содержание понятий, составляющих основу данной научной дисциплины;

2. Сущность направлений социальной защиты детства, их специфику, нормативно-правовое обеспечение;

3. Особенности организационной структуры системы социальной защиты детства в ХМАО-Югре.

Уметь:

1. Выявлять и решать проблемы в области социальной защиты детства;

2. Пользоваться нормативно-правовыми документами по социальной защите прав детей;

3. Эффективно применять полученные знания в области социальной защиты прав детства в ХМАО при решении профессиональных социально-педагогических задач.

Владеть:

1. Нормативно-правовыми документами по социальной защите детства в РФ и ХМАО.

4. Структура и содержание курсов по выбору

«Система социальной защиты детства в ХМАО»

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___3__ зачетные единицы ___108____часов.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семин. (практ.) занятия Лабор. занятия Самост. работа
МОДУЛЬ I. Детство как социально-правовой феномен современного российского общества
Сущность детства в различных отраслях научного знания и социально-правовая защита детства   - Работа с понятиями Терминологический диктант  
  Итого по 1 модулю     -  
МОДУЛЬ II. Современная система социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре
Сущность социальной защиты детства в Российской Федерации     - Работа на семинарском занятии Терминологический диктант Выполнение учебно-исследовательских заданий
Организационная структура системы социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре       Проверка таблицы Выполнение учебно-исследовательских заданий
  Итого по 2 модулю        
МОДУЛЬ III. Права детей и основные законодательные и нормативные акты в области их социально-правовой защиты в ХМАО-Югре
Основы защиты детства в законодательстве Российской Федерации     - Опорный конспект Выступление с сообщением (презентацией) Выполнение учебно-исследовательских заданий
Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства в ХМАО-Югре     - Работа на практическом занятии Работа с нормативными документами  
Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства       Работа на практическом занятии Работа с нормативными документами  
  Итого по 3 модулю        
МОДУЛЬ IV. Организационная структура социальной работы с детьми в ХМАО-Югре
Социальная работа с детьми из неполных и многодетных семей     - Терминологический диктант Работа с нормативными документами Выполнение учебно-исследовательских заданий
Социальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья     - Работа с нормативными документами Выполнение учебно-исследовательских заданий
Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей     - Работа с нормативными документами Выполнение учебно-исследовательских заданий
Социальная служба как институционная основа социальной работы с семьей и детьми         Выступление с сообщением (презентацией) Выполнение тестовых заданий
  Итого по 4 модулю        
  ВСЕГО по дисциплине        

Модуль 1. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Сущность детства в различных отраслях научного знания и социально-правовая защита детства.

Различные подходы к сущности понятия «детство» в различных отраслях научного знания.

Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка. Функции Комитета ООН по правам ребенка. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».

Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.

Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ

2.1. Сущность социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре.

Понятие системы социальной защиты детства. Социальная защита детства как многоаспектное явление. Социальная защита детства в истории России.

Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации. Формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре. Объекты и субъекты социальной защиты детства.

Наши рекомендации