Тема 6.1 СССР в период строительства социализма (1920 - 1939 г.г.)
Лекция № 12 (2 часа)
Социально – экономическое развитие страны, введение продовольственной диктатуры. Политика «военного коммунизма». Экономический и политический кризис в России начала 20 – х годов. Кронштадский мятеж. Переход к новой экономической политике (НЭП). Партийный кризис. Создание государственной общеплановой комиссии (Госплан), утверждение плана ГОЭЛРО. Внешняя политика РСФСР. Образование СССР. Формирование левой оппозиции и борьба с ним. Создание тоталитарного государства. Массовые репрессии 30 – 40 г., их последствия. Исправительная система НКВД, ГУЛАГ. Индустриализация страны. Плановое управление экономикой страны. Меры по коллективизации сельского хозяйства. Сталинская конституция СССР 1936 г. Социальные преобразования в СССР. Внешняя политика СССР в 30 – 40 годы XX века. Борьба с японской интервенцией в 1938 г. у озера Хасан и в 1939 г. у реки Халхин – Гол. Пакт Молотова – Риббентропа и Секретный протокол о разграничении сфер влияния между Германией и СССР в Восточной Европе от 23. 08. 1939.
Семинарское занятие № 12 (2 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов:Политика «военного коммунизма»: сущность и значение. Экономический и политический кризис в России начала 20 – х годов. Кронштадский мятеж. Необходимость перехода к новой экономической политике (НЭП). Внешняя политика РСФСР: деятельность в составе Коммунистического Интернационала (Коминтерна), мирное сосуществование с капстранами. Причины образования СССР. Декларация и Договор об образовании СССР. Формирование левой оппозиции и борьба с ним. Массовые репрессии 30 – 40 г., их последствия. Исправительная система НКВД, ГУЛАГ. Курс на индустриализацию страны. Первый и второй пятилетние планы развития народного хозяйства, их значение. Стахановское движение. Административные меры по коллективизации сельского хозяйства. Раскулачивание. Успехи в экономическом развитии страны. Задания третьего пятилетнего плана. Особенности Конституции СССР 1936 г. Задачи культурной революции: развитие народного образования, ликвидация неграмотности населения, формирование системы высшего образования, культурное строительство, идеологический диктат в культуре. Сущность внешней политики СССР: отказ от сотрудничества с Коминтерном, подписание договоров о взаимопомощи с Францией, Чехословакией, Китаем, Монголией. Военные действия против японских войск у озера Хасан и у реки Халхин – Гол. Пакт Молотова – Риббентропа и Секретный протокол о разграничении сфер влияния между Германией и СССР в Восточной Европе от 23 августа 1939 г: их значение для истории.
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
Особенности политики «военного коммунизма».
Сущность новой экономической политики.
Культурная революция в СССР.
Пакт Молотова – Риббентропа и Секретный протокол о разграничении сфер влияния между Германией и СССР в Восточной Европе от 23 августа 1939 г: их значение для истории.
Самостоятельная работа (4 часа)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы: Что представляла собой Россия по окончании Гражданской войны? Что такое политика «военного коммунизма» и каковы её особенности? Что такое продразвёрстка? Какую сущность имела новая экономическая политика? Что такое Кронштадский мятеж? Что представляла собой внешняя политика РСФСР? Когда и каким образом был образован СССР? Что такое левая оппозиция и каким образом с ней велась борьба? Каковы итоги массовых репрессий? Что такое ГУЛАГ? Что такое индустриализация? Какие меры предпринимались руководством страны по индустриализации? Что такое Стахановское движение? Какие меры предпринимались для ускорения коллективизации сельского хозяйства? Какие задачи решала культурная революция? С кем и когда велись военные действия у озера Хасан и у реки Халхин – Гол? Что такое пакт Молотова – Риббентропа и Секретный протокол о разграничении сфер влияния между Германией и СССР в Восточной Европе и их последствия?
2. Подготовить реферат на заданную тему.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний: о подготовке и ходе вооруженных восстаний с 24 октября (7 ноября) по 2 (15) ноября 1917 г. в Петрограде и Москве, о роспуске Учредительного Собрания, первых декретах Советской власти, дате и итогах принятия первой конституции РСФСР, условиях заключения мира между Россией и Германией в Брест – Литовске, причинах иностранной интервенции на территорию России, этапах и итогах Гражданской войны в России, лидерах и причинах поражения Белого движения, причинах красного террора ВЧК, о судьбах представителей российской эмиграции
умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания различных исторических источников, а также научной и учебной литературы с целью установления научных фактов
навыков: поиска, отбора и анализа исторических источников, подготовки реферата и его защиты путем выступления в аудитории и ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы.