Гарантии осуществления прав и свобод человека

Государство обязано создавать: правовые, политические, культурные, экономические, социально-психологические гарантии для осуществления прав и свобод человека

Система гарантий реализуется через деятельность государства. Во второй половине XX столетия после всех ужасов и соци­альных потрясений, которые выпали на долю человечества, стала весьма влиятельной и популярной идея социальной солидарности, идущая от французского социолога и юриста Л. Дюги. Изначально эта концепция была альтернативой революционному пути развития человеческого общества и сориентирована на реформистские, ненасильственные методы разрешения социальных конфликтов. Связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности или взаимозависимости. Современное государство, там, где функционирует реальная демократия, более не является аппаратом насилия и угнетения. Теория и практика сходятся в том, что государство должно стать органом компромисса всех слоев общества, фактором умиротворения и согласия на основе некоего объединяющего символа, идеи, имеющих масштаб общенациональной ценности.

Право на жизнь - главное право человека было записано и провозглашено 10 декабря 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека и имеет следующую редакцию: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

Право на жизнь объединяет все другие права и свободы в самом главном и ценном. Право на жизнь - это право на мир в самом широком смысле этого слова. Оно включает в себя обязательства государств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должна рассматриваться не только в отношении отдельного человека, но и нации, народности, этноса.

Право на жизнь предполагает право человека на достойное человеческое существование, гарантии права на труд, образование, здравоохранение и т.п.

Права человека - исторически подвижная категория, постоянно видоизменяющаяся вместе с эволюцией общества и государства. Раньше права человека понимались как независимость и свобода личности от государственного вмешательства. Сейчас все больше рассматриваются как положительные услуги государства, оказываемые конкретной личности. В этой связи идея «минимизации» государства в области экономики и социальной политики не может являться приемлемой для правового государства. Возможности общества как саморегулирующейся системы довольно велики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными.

Современные государства стремятся быть не только право­выми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная хартия (1961 г.) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие международно-правовые документы содержат, правда, в несколько декла­ративной форме, требования к государствам в области экономической и социальной политики.

Способ защиты социально-экономических прав («прав второго поко­ления») не совпадает с механизмом отстаивания личных и политических прав, но не перестает от этого быть лично значимым для каждого отдельного человека.

Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уро­вень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.

Современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности. Правовое государство эпохи «классического либерализма» было основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативном понимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного «ночного сторожа», единственной функцией которого являлась охрана правопорядка. Постепенная социализа­ция государства привела к тому, что оно получило название «государство всеобщего благоденствия».

Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение, при наличии условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует.

Современное демократическое, правовое, социальное государство имеет множество рычагов воздействия на экономику с целью выполнения своих собственных социальных функций: налогообложение, кредиты, инвестиции, антимонопольное законодательство, финансирование соци­альных программ и другие.

Для того чтобы в полном объеме каждый человек имел возможность реализовать принадлежащие ему права и свободы, государство обязано создать также и определенные политические гарантии. Социальная ценность государства состоит в его опоре на право. Права человека не могут быть гарантированы там, где нет разделения властей.

Условием создания демократической государственности и механизма реализации прав и свобод личности является политическая консолидация общества. Государство обязано предпринимать все меры для того, чтобы исключать вероятность межнациональных конфликтов, острых социальных противостояний между различными социальными прослойками гражданского общества.

Всякое демократическое государство обязано создавать и необходимые правовые предпосылки для реализации прав и свобод человека. В демократическом государстве все равны перед законом, несут равные обязанности по закону и подлежат равной законодательно установленной ответственности. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы, и требования их соблюдения выражают волю большинства народа.

Законность служит утверждению демократии:

♦ охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций,

♦ обеспечивает приоритетное значение парламентских актов;

♦ гарантирует соблюдение демократических процедур в правотворческой и в правоприменительной деятельности государства.

Наши рекомендации