Представительным органам субъектов РФ

а также Конституционному, Верховному, Высшему Арбитражному судам РФ по вопросам их компетенции.

Вместе с тем, никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет права принимать федеральные законы, которые вслед за Конституцией РФ имеют высшую силу и прямое действие на всей территории РФ, им должны следовать все без исключения государственные органы, общественные организации, должностные лица, граждане.

Из двух палат парламента именно Государственная Дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс — установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества (рис. 10.2).

Представительным органам субъектов РФ - student2.ru

Рис. 10.2. Стадии законодательного процесса

Начальной точкой законодательного процесса является законодательная инициатива — в процессуальном праве она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

Второй этап после внесения законопроекта в Государственную Думу — рассмотрение законопроекта этой палатой. Регламентом Государственной Думы детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т.п.

Третий этап законодательного процесса — принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450) и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам:СТ.106

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

5) статуса и защиты государственной границы РФ;

6) войны и мира.

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ст. 105, ч. 5.).

Заключительный этап законодательного процесса — промульгациясостоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению. Вместе с тем, этап промульгации дает главе государства возможность выразить несогласие с законом или его отдельным положением и вернуть закон в парламент на новое рассмотрение. Опубликование, т.е. официальное обнародование закона, является необходимым условием его вступления в силу (в действие).

Конституция РФ термин «промульгация» не использует: в ней говорится (ст. 107) о том, что принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования; если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность преодоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.Принятый обеими палатами федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом и в течение 14 дней подлежит подписанию им и обнародованию (ст. 108, ч.2).

Следует подчеркнуть, что федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией:

- об условиях и порядке введения чрезвычайного положения (ст. 56),

- о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65, ч. 2),

- о референдуме (ст. 84, п. «в»),

- о режиме военного положения (ст. 87, ч. 3) и др.

Принятие бюджета и иные финансовые полномочия — важное направление законодательной деятельности Федерального Собрания.

Федеральный бюджет — это роспись государственных доходов и расходов, принимается парламентом ежегодно. Бюджет разрабатывает и вносит в Государственную Думу в виде проекта Правительство РФ. Государственная Дума бюджет принимает, Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает бюджет и одобряет, Президент РФ подписывает и тем утверждает бюджет. Принимая бюджет, парламент уполномочивает Правительство РФ расходовать государственные средства в соответствии с установленными приоритетами и сметой, возлагает на правительство обязанность собрать необходимые для обеспечения доходов налоги и иные поступления. В компетенцию Государственной Думы входит обсуждение отчетов Правительства об исполнении бюджета. К числу иных финансовых полномочий относятся: налоговые полномочия (установление налогов, сборов имеет место в законах, принятие которых является прерогативой парламента), принятие решений о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.

Контроль за деятельностью Правительства — это функция не закреплена за Федеральным Собранием Конституцией РФ, в отличие от законодательства большинства парламентских республик Европы и Азии, однако осуществляется совокупностью контрольных полномочий.

Контроль за исполнительной властью носит политический характер, хотя и осуществляется в юридических формах. Это означает, что предметом контроля выступает политическая деятельность правительства. Согласно Конституции РФ (ст. 117, ч. 3) Правительство РФ ответственно перед Федеральным Собранием, а именно перед Государственной Думой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия Правительству. По поводу этих решений предусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой. В соответствии со ст. 109 Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, при этом Президент РФ назначает Председателя Правительства. Президент имеет право распустить Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству (ст. 117).

Контрольные полномочия парламента реализуются и в таких формах,

как запрос к Правительству (обращение, интерпелляция) относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики: вопросы (устные и письменные) парламентариев, обращенные к Правительству или отдельным министрам:

кадровые назначения на высшие государственные должности, которые осуществляются по представлению Президента РФ (ст. 83, п. «е»), в том числе при формировании состава Счетной палаты — специального органа, призванного оказывать помощь федеральному Собранию в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета.

Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров — важная часть компетенции Федерального Собрания.

Ратификация — это утверждение высшим органом государства международного договора, после чего он приобретает юридическую силу. И напротив, денонсация— в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.

Полномочия в области обороны и безопасности Федерального Собрания РФ реализуются как его право решать вопросы войны и мира.

Квазисудебные полномочия Федерального Собрания РФ предусматривают обязательное участие обеих палат в процедуре отрешения Президента от должности (импичмент президента). Процедура, регламентированная ст. 93 Конституции РФ, только по названию процедурных операций имеет определенное сходство с судопроизводством, но не может считаться судом. Отрешение, импичмент президента — это политический процесс, форма политической ответственности, что не освобождает его от обычной судебной ответственности в дальнейшем.

Организация деятельности Федерального Собрания РФ предусматривает различные полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации на основании статьи 102 Конституции РФ имеет следующие полномочия.

• Утверждение изменения границ между субъектами Федерации. Такие изменения (ст. 67, ч. 3) могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов РФ. Роль Совета Федерации в данном случае состоит в санкционировании договоренностей соответствующих субъектов Федерации.

• Утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения, Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 88 Президент РФ имеет право вводить на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87 — и военное положение в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию.

• Решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории Федерации.

• Назначение выборов Президента РФ (как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения).

• Отрешение Президента РФ от должности. Окончательное решение об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания.

• Назначение на должность судейКонституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

• Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ. Указанные кадровые назначения, как уже отмечалось, осуществляются по представлению Президента РФ.

• Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вышеперечисленным вопросам Совет Федерации принимает постановления простым большинством голосов. Однако в ряде случае, предусмотренных Конституцией (решение об отрешении Президента от должности, пересмотр положений Конституции), постановления принимаются в ином порядке (см. ст. 93, ч. 2; ст. 134-137).

Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

Выборы

Основная статья: Выборы в Государственную думу

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Структура Госдумы

Аппарат Госдумы

Основная статья: Аппарат Государственной думы

Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Наши рекомендации