Понятие легитимности государственной власти. Ее виды.
Ни один государственный аппарат не может нормально функционировать, если существующая государственная власть не признаётся населением.
Легитимность – признание и поддержка государственной власти населением.
Причины стремления Г к легитимности:
- обеспечение опоры на физическое принуждение невозможно
- постоянная опора Г на принуждение невозможна, т.к. требует больших финансовых затрат
- население начинает не признавать Г власть, сопротивление (опасность потери суверенитета)
Заслуга легитимной власти принадлежит немецкому социологу М.Веберу. Он говорил, что государственной власти принадлежит монополия на легитимное насилие. Он же и классифицировал легитимную власть на виды: в основе классификации лежит механизм психологического признания.
Традиционный тип
Имеет место тогда, когда государственная власть приобретается или признается в соответствии с исторически сложившимися обычаями и традициями.
Харизматический тип
Харизма переводится как «божий дар, обладать благодатью» Государственная власть признается в силу веры населения в особые выдающиеся качества у верховных носителей этой власти, в независимости от того, обладают они этими качествами или нет.
Рационально-легальный тип
Государственная власть признается в силу рациональных доводов о полезности, правильности и необходимости такой власти в данных условия. Решающие значение имеет то, что власть приобретается и реализуется в соответствии с действующим законодательством.
Легитимность тесно связана с понятием «легальность» (формально-юридическое закрепление государственной власть действующим законодательством), но эти понятия совпадают не всегда: государственная власть может быть легальна, но у неё может отсутствовать легитимность
6. Государственный аппарат: понятия, элементы, структура. Принципы организации государственного аппарата.
Государственный аппарат - обязательный атрибут любого Г, отличающий его от организации публичной власти в первобытном обществе.
Государственный аппарат - система органов государственной власти, через который реализуется большинство функций Г.
Признаки:
В сравнении с первобытным обществом
1. его состав образуется из профессиональных управленцев, из которых формируются органы государственного аппарата;
2. высокая степень организованности госаппарата, четко определена компетенция, состав и функции.
В сравнении с другими органами управления, функционирующих на профессиональной основе
1. решения принимают функционеры;
2. высшая степень организационной оформленности;
3. госаппарат является официальным выразителем государственного суверенитета
Аспекты:
-верховенство госаппарата в системе органов публичной власти Г: находится на верхней ступени в иерархии государственной власти
-универсальность решений госаппарата: распространяется на всю территорию Г и всех лиц, находящихся на его территории
-обязательность решений, принимаемых госаппаратом, для всех субъектов, к которым они обращены. В случае несогласия могут быть применены силовые меры;
4. создание и исполнение законодательства, наиболее соответствующего потребностям государственного управления.
Законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, принимаемых органами Г;
5. реализует монополию на легитимное физическое насилие.
Элементы госаппарата являются его органы.
Признаки органов:
- образованы в установленном юридическими нормами порядке;
- участвуют в реализации Г функций;
- обладают государственно-властными полномочиями (соответствующей компетенцией);
- для выполнения своих полномочий за органами госаппарата закрепляются определенное имущество (здания, сооружения, финансовые средства и т.д.).
Орган госаппарата - созданное в предусмотренном юридическими нормами порядке структурно-обособленное звено госаппарата, которое наделено властными полномочиями по реализации государственных функций.
Классификация органов госаппарата:
1. по основному способу деятельности:
-законодательные (представительные) органы - создание юридических норм и правил;
-исполнительные - организация исполнения юридических норм и правил;
-судебные – разрешение юридических споров, защита прав и свобод субъектов правоотношений.
2. по порядку формирования:
-первичные - формируются непосредственно населением;
-производные - формируются без участия населения.
3. по порядку принятия решений:
-единоличные – такие органы госаппарата, которые принимают свои решения самостоятельно и не согласуют в обязательном порядке с другими органами или лицами (губернаторами краев, областей, президентами республик и т.д.);
-коллегиальные - обязательное одобрение лицами (определенным количеством или кворумом), входящих в эти органы (судебная коллегия).
4. по времени действия (функционирования):
-постоянные – создаются на неограниченный срок (парламент;
-временные – создаются на конкретный промежуток.
5. по формированию состава:
-состав постоянно обновляется;
-не ограничено временным отрезком.
6. по объему компетенции:
-органы общей компетенции – органы, которые могут принимать решения по любым вопросам, входящих в круг их полномочий – правительство Г;
-органы специальной компетенции – органы, которые могут принимать решения лишь в конкретной сфере деятельности министерства, ведомства.
Соотношение понятий «госаппарат» и «государственный механизм» (на это определения существует три точки зрения):
1)государственный механизм состоит из госаппарата и других государственных организации, участвующие в осуществлении Г функций
2)государственный механизм характеризует государственную власть в динамике, а госаппарат в статике, но по объему функции ГА и ГМ совпадают
3)понятия ГА и ГМ тождественны
Госаппарат в современном государстве осуществляется на основе его принципов действия (это основополагающие руководящие идеи в соответствии с которыми образуются и функционируют органы государственной власти). Значение принципов госаппарата: обеспечение максимальной результативности государственного управления. система принципов зависит от разных факторов , от уровня востребования научных знаний, от политического режима, от формы правления и государственного устройства.
Принципы (их виды):
I.
-общие (для любых звеньев ГА)
-частные (для отдельных видов деятельности ГА)
по политическому режиму, в котором функционирует ГА
II.
-в условиях демократического Г и его госаппарата
-в условиях недемократических режимов
Общие принципы организации деятельности госаппарата в условияхдемократии
1) Принцип разделение властей (главное – создание системы сдержек и противоречий)
2) Принцип правовой законности
-органы госаппарата создаются и действуют в строгом соответствии с правовыми нормами
-запрещает создание таких органов госаппарата, которые правом не предусмотрены
-предполагает обязательную юридическую ответственность со стороны органов госаппарата и их должностными лицами за совершаемые им правонарушения
3)принцип исчерпывающей компетенции (запрещено все, что прямо законом не разрешено)
4)принцип сочетания централизации и децентрализации, субординации и координации:
· Позволяет обеспечить вертикаль государственной власти – принцип централизации и субординации
· Позволяет принимать государственные решения с учетом конкретных обстоятельств, которые появляются на практике – принцип децентрализации и координации
5)принцип функциональной обоснованности:
· при создании новых органов учитывается выполнение их функций другими органами госаппарата
· помогает избежать дублирование в деятельности органов госаппарата
· не позволяет появляться органам госаппарата, которые объективно не нужны
6)принцип профессионализма (при формировании профессионального состава органов госаппарата, приоритет отдается профессиональным деловым качествам кандидатов)
Общие принципы деятельности ГА в условиях антидемократии
1)принцип концентрации всей полноты власти в одних руках
2)принцип неправовой законности в сочетании с открытым государственным произволом
3)принцип неограниченной компетенции (разрешено все, что не запрещено законом)
4)принцип бюрократической централизации (бюрократического централизма)
5)принцип произвольного определения функций органов госаппарата (сначала создается орган, а после он наделяется функциями)
6)принцип политической лояльности (преданности) – приоритет отдается по политической преданности к существующему строю