Понятие легитимности государственной власти. Ее виды.

Ни один государственный аппарат не может нормально функционировать, если существующая государственная власть не признаётся населением.

Легитимность – признание и поддержка государственной власти населением.

Причины стремления Г к легитимности:

- обеспечение опоры на физическое принуждение невозможно

- постоянная опора Г на принуждение невозможна, т.к. требует больших финансовых затрат

- население начинает не признавать Г власть, сопротивление (опасность потери суверенитета)

Заслуга легитимной власти принадлежит немецкому социологу М.Веберу. Он говорил, что государственной власти принадлежит монополия на легитимное насилие. Он же и классифицировал легитимную власть на виды: в основе классификации лежит механизм психологического признания.

Традиционный тип

Имеет место тогда, когда государственная власть приобретается или признается в соответствии с исторически сложившимися обычаями и традициями.

Харизматический тип

Харизма переводится как «божий дар, обладать благодатью» Государственная власть признается в силу веры населения в особые выдающиеся качества у верховных носителей этой власти, в независимости от того, обладают они этими качествами или нет.

Рационально-легальный тип

Государственная власть признается в силу рациональных доводов о полезности, правильности и необходимости такой власти в данных условия. Решающие значение имеет то, что власть приобретается и реализуется в соответствии с действующим законодательством.

Легитимность тесно связана с понятием «легальность» (формально-юридическое закрепление государственной власть действующим законодательством), но эти понятия совпадают не всегда: государственная власть может быть легальна, но у неё может отсутствовать легитимность

6. Государственный аппарат: понятия, элементы, структура. Принципы организации государственного аппарата.

Государственный аппарат - обязательный атрибут любого Г, отличающий его от организации публичной власти в первобытном обществе.

Государственный аппарат - система органов государственной власти, через который реализуется большинство функций Г.

Признаки:

В сравнении с первобытным обществом

1. его состав образуется из профессиональных управленцев, из которых формируются органы государственного аппарата;

2. высокая степень организованности госаппарата, четко определена компетенция, состав и функции.

В сравнении с другими органами управления, функционирующих на профессиональной основе

1. решения принимают функционеры;

2. высшая степень организационной оформленности;

3. госаппарат является официальным выразителем государственного суверенитета

Аспекты:

-верховенство госаппарата в системе органов публичной власти Г: находится на верхней ступени в иерархии государственной власти

-универсальность решений госаппарата: распространяется на всю территорию Г и всех лиц, находящихся на его территории

-обязательность решений, принимаемых госаппаратом, для всех субъектов, к которым они обращены. В случае несогласия могут быть применены силовые меры;

4. создание и исполнение законодательства, наиболее соответствующего потребностям государственного управления.

Законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, принимаемых органами Г;

5. реализует монополию на легитимное физическое насилие.

Элементы госаппарата являются его органы.

Признаки органов:

- образованы в установленном юридическими нормами порядке;

- участвуют в реализации Г функций;

- обладают государственно-властными полномочиями (соответствующей компетенцией);

- для выполнения своих полномочий за органами госаппарата закрепляются определенное имущество (здания, сооружения, финансовые средства и т.д.).

Орган госаппарата - созданное в предусмотренном юридическими нормами порядке структурно-обособленное звено госаппарата, которое наделено властными полномочиями по реализации государственных функций.

Классификация органов госаппарата:

1. по основному способу деятельности:

-законодательные (представительные) органы - создание юридических норм и правил;

-исполнительные - организация исполнения юридических норм и правил;

-судебные – разрешение юридических споров, защита прав и свобод субъектов правоотношений.

2. по порядку формирования:

-первичные - формируются непосредственно населением;

-производные - формируются без участия населения.

3. по порядку принятия решений:

-единоличные – такие органы госаппарата, которые принимают свои решения самостоятельно и не согласуют в обязательном порядке с другими органами или лицами (губернаторами краев, областей, президентами республик и т.д.);

-коллегиальные - обязательное одобрение лицами (определенным количеством или кворумом), входящих в эти органы (судебная коллегия).

4. по времени действия (функционирования):

-постоянные – создаются на неограниченный срок (парламент;

-временные – создаются на конкретный промежуток.

5. по формированию состава:

-состав постоянно обновляется;

-не ограничено временным отрезком.

6. по объему компетенции:

-органы общей компетенции – органы, которые могут принимать решения по любым вопросам, входящих в круг их полномочий – правительство Г;

-органы специальной компетенции – органы, которые могут принимать решения лишь в конкретной сфере деятельности министерства, ведомства.

Соотношение понятий «госаппарат» и «государственный механизм» (на это определения существует три точки зрения):

1)государственный механизм состоит из госаппарата и других государственных организации, участвующие в осуществлении Г функций

2)государственный механизм характеризует государственную власть в динамике, а госаппарат в статике, но по объему функции ГА и ГМ совпадают

3)понятия ГА и ГМ тождественны

Госаппарат в современном государстве осуществляется на основе его принципов действия (это основополагающие руководящие идеи в соответствии с которыми образуются и функционируют органы государственной власти). Значение принципов госаппарата: обеспечение максимальной результативности государственного управления. система принципов зависит от разных факторов , от уровня востребования научных знаний, от политического режима, от формы правления и государственного устройства.

Принципы (их виды):

I.

-общие (для любых звеньев ГА)

-частные (для отдельных видов деятельности ГА)

по политическому режиму, в котором функционирует ГА

II.

-в условиях демократического Г и его госаппарата

-в условиях недемократических режимов

Общие принципы организации деятельности госаппарата в условияхдемократии

1) Принцип разделение властей (главное – создание системы сдержек и противоречий)

2) Принцип правовой законности

-органы госаппарата создаются и действуют в строгом соответствии с правовыми нормами

-запрещает создание таких органов госаппарата, которые правом не предусмотрены

-предполагает обязательную юридическую ответственность со стороны органов госаппарата и их должностными лицами за совершаемые им правонарушения

3)принцип исчерпывающей компетенции (запрещено все, что прямо законом не разрешено)

4)принцип сочетания централизации и децентрализации, субординации и координации:

· Позволяет обеспечить вертикаль государственной власти – принцип централизации и субординации

· Позволяет принимать государственные решения с учетом конкретных обстоятельств, которые появляются на практике – принцип децентрализации и координации

5)принцип функциональной обоснованности:

· при создании новых органов учитывается выполнение их функций другими органами госаппарата

· помогает избежать дублирование в деятельности органов госаппарата

· не позволяет появляться органам госаппарата, которые объективно не нужны

6)принцип профессионализма (при формировании профессионального состава органов госаппарата, приоритет отдается профессиональным деловым качествам кандидатов)

Общие принципы деятельности ГА в условиях антидемократии

1)принцип концентрации всей полноты власти в одних руках

2)принцип неправовой законности в сочетании с открытым государственным произволом

3)принцип неограниченной компетенции (разрешено все, что не запрещено законом)

4)принцип бюрократической централизации (бюрократического централизма)

5)принцип произвольного определения функций органов госаппарата (сначала создается орган, а после он наделяется функциями)

6)принцип политической лояльности (преданности) – приоритет отдается по политической преданности к существующему строю

Наши рекомендации