Нейро-лингвистическое программирование 243



Модальные операторы.Типичное языковое проявление обеднения своего опыта и, как следствие, сужение пространства выбора — ис­пользование конструкций с модальными словами типа Необходимо Р, Следует Р, Я должен Р, Мне нужно делать Р.Мета-модель языка в НЛПприписывает этим конструкциям глубинную структуру 'Модальный опе­ратор Р, иначе Q\ Психотерапевт должен заставить клиента выйти за переделы его ограниченного опыта, сосредоточив внимание на альтер­нативе Q: Что случится, если вы не будете делать Р?; Что бы произошло, если бы вы отказались от Р? Например, на реплику клиента Нельзя лю­бить двух женщин одновременно психотерапевт может ответить Что вам мешает делать это? или Что случится, если вы будете любить двух жен­щин одновременно?; Почему невозможно одновременно любить двух женщин? Осмысление альтернативы Q расширит осознанный опыт клиента и будет способствовать решению возникшей проблемы.

Выражения с квантором всеобщности.Искажение опыта, его непра­вильная интерпретация может быть связана не только с опущением, элиминацией, но и с необоснованным «достраиванием», «обогащени­ем» представлений о реальности. Типичный источник искажения такого типа — неправомерная генерализация, обобщение. В естественном язы­ке выражения типа Всегда Р интерпретируются либо в «ослабленном» кванторном смысле 'Обычно /у Чаще всего Р/Как правило Р[6] либо в «сильном» логическом смысле (нечто вроде 'для любого момента време­ни из выбранного временного интервала имеет место Р'). Понятно, что высказывания с квантором всеобщности в слабом смысле всегда можно поставить под сомнение с точки зрения собственно логического значения. Это очень важно для психотерапевтической процедуры, поскольку гене­рализованные высказывания клиента, как правило, относятся к его нега­тивному опыту и представляют собой интерпретацию его эмоций, впеча­тлений о действительности, а не фактическое знание. Так, высказывание Я никогда не был в Париже вполне верифицируемо, поскольку отражает реальный опыт субъекта («знание по знакомству» — в терминах Рассела). Однако высказывания клиента типа Меня никто не понимает представля­ет собой результат «наивного, естественного вывода» и отражает ката­строфическое восприятие действительности. Для снижения значимости отрицательного опыта клиента и фокусировки внимания на позитивном опыте психотерапевт ставит под сомнение высказывание клиента с точки зрения логического понимания: Вы действительно уверены, что вас никто не понимает?; Попытайтесь вспомнить, был ли хоть один случай, когда кто-то вас понял; Неужели не было случая, когда вас хоть кто-нибудь понял?

Каузальные связи.Осознание действительности с необходимостью влечет установление между событиями причинно-следственных отноше­ний. Поскольку сама суть НЛП заключается в переосмыслении опыта,

установлении новых связей между явлениями и чувствами/когнитивными состояниями, то работа с причинными конструкциями оказывается эф­фективным инструментом воздействия на адресата. Коммуникативная техника обсуждения причинных связей предполагает, что психотерапевт обращает внимание на отсутствие необходимой связи между события­ми, которые ставятся в причинно-следственную зависимость. Например, высказывание клиента Моя жена злит меня своим поведением скрываеткаузальную зависимость типа 'Моя жена делает что-то для того, чтобы я злился'. Здесь необходимо выяснить, на основании чего клиент решил, что его жена сознательно злит его, нельзя ли объяснить поведение жены чем-то еще, всегда ли поведение жены вызывает у клиента чувство злости и т.д. Аналогичная техника используется и для высказываний с более эксплицитными причинными связями типа Я хочу стать другим, но мои родители мне мешают; Мне нужно было уехать из дома, но жена была больна. Во всех этих случаях цель коммуникатора заключается в том, чтобы поставить под сомнение существование необходимой связи между причиной и следствием. Это можно сделать, выявив случаи, когда свя­зи не было (Всегда ли так происходит?), обратив внимание на то, что ситуация могла возникнуть непреднамеренно (Разве ваша жена специаль­но хотела разозлить вас?), попытавшись перевернуть причинную связь (Если бы ваша жена не была больна, вы бы обязательно уехали?).

«Чтение мыслей».Неправомерное «достраивание», расширение кар­тины мира типично для ситуаций, когда человек пытается делать выводы о том, что думают и чувствуют другие люди. Например, когда клиент говорит Моя жена не обращает внимания на мои чувства, коммуника­тордолжен обратить внимание клиента на то, что судить о внутреннем состоянии человека невозможно в той же мере, как и читать мысли: Как вы установили, что ваша жена игнорирует ваши чувства?; Откуда вам известно это?; Почему вы думаете, что ей безразличны ваши чув­ства? Направление беседы в эту сторону позволяет существенно снизить конфликтность опыта и переинтерпретировать его в позитивном смысле.

Скрытая перформативность.Для НЛП важно, что любое утверждение человека имеет смысл только в рамках его собственной модели ми­ра. Непонимание этого является еще одним источником заблуждений, ограничивающим поле выбора альтернатив при принятии решений в про­блемных ситуациях. В этих случаях полезно эксплицировать глубинный перформатив, который, согласно перформативному анализу, представлен в глубинной структуре любого речевого акта. Например, преобразование высказывания Плохо досаждать другим своими собственными проблема­ми в форму с эксплицитным перформативом Я утверждаю, что плохо досаждать другим своими собственными проблемами сразу уменьшает сфе­руприменимости утверждения, ограничивая ее моделью мира самого говорящего. Фактически это эквивалентно снятию неправомерной гене­рализации.

Наши рекомендации