Пресвитириан, индепендентов, левеллеров и диггеров
Основные положения | П | И | Л | Д |
I. Политическая программа: - вопрос о власти /форма правления; - законодательная власть; - исполнительная власть; - судебная власть; - избирательные права; - вопрос о печати; - сословные привилегии. II. Экономическая программа: - вопрос о собственности; - вопрос о земле; - отношение к налоговой политике; - отношение к огораживаниям; - отношение к торговле. III. Религиозная программа |
Тема 3. Становление американского государства и буржуазной демократии во второй половине XVIII в.
1. Экономическое развитие и политическое положение английских колоний в Северной Америке во II половине XVIII в.
2. Причины и основные этапы развития революции.
3. “Декларация независимости” – как программный документ.
4. Законодательное оформление процесса формирования американской государственности:
а) «Статьи конфедерации»: формирование центральных органов власти, их полномочия, взаимодействия с государственными органами штатов;
б) Конституционный конвент 1877г., его состав и деятельность.
5. Конституция 1787 г. и современность:
1) порядок избрания конгресса и функции конгресса США;
2) президент США: порядок избрания и полномочия;
3) поправки и дополнения к конституции, принятые в 1791 году.
6. Историческое значение американской революции XVIII в.
Рекомендуемые сообщения:
1. Джордж Вашингтон на посту главнокомандующего американской армией в войне за независимость.
2. Лафайет и борьба североамериканских колоний за независимость.
3. Россия и борьба североамериканских колоний за независимость.
4. Политический портрет Томаса Джефферсона.
Методические рекомендации
Во время подготовки к семинарскому занятию необходимо:
1. Доказать, что история США начинается при наличии уже сложившихся в начале XVIII в. элементов современного буржуазного общества, но вместе с тем в колониях сохранились и феодальные пережитки;
2. Выяснить предпосылки американской буржуазной революции XVIII в., которые складывались в условиях колониального гнета, что в значительной мере определило предысторию революции и ее характер;
3. Анализ “Декларации независимости” позволит выяснить причины ограниченности этого документа, а также определить прогрессивное значение его принятия, что заложило основы юридического оформления буржуазной демократии и государства.
Вопросы семинарского занятия предполагают прежде всего работу с документальными источниками.
В ходе семинарского занятия необходимо:
1. Выяснить причины, вызвавшие пересмотр “статей конференции”.
2. Ответить на вопрос: “Каким образом социальный состав конституционного конвента повлиял на его программу?”
3. Анализ конституции 1787 г. предполагает основательную работу с текстом документа:
- изучая статьи конституции 1787 г., определите функции законодательной, исполнительной и судебной власти.
4. Выясните особенности “системы сдержек и противовесов”.
5. Каковы прерогативы президента страны?
6. Охарактеризуйте функции сената и палаты представителей.
7. Какую роль конституция отводила конституционному суду?
8. Каким образом решался вопрос о гражданских и политических правах?
9. Как решался вопрос о рабстве и почему?
10. Дайте общий сравнительный анализ конституции 1787 г. и Декларации независимости.
11. Определите причины и значение принятия “Билля о правах”.
12. Каково историческое значение американской буржуазной революции XVIII в?
13. Сравните задачи, причины, ход и итоги английской буржуазной революции XVII в. и американской буржуазной революции XVIII в. Что общего и различного?
При подготовке к семинару следует также выяснить историческое значение принятия “Билля о правах”.
Конституция 1787 г. действует и поныне, поэтому необходимо кратко ознакомиться с теми изменениями и поправками, которые были с того времени внесены в конституцию. Каковы причины стабильности этого документа? Каково историческое значение принятия конституции 1787 г.
Источники и литература
1. Автобиография Б. Франклина. - М., 1988.
2. Американские просветители: Избр. соч. в 2 т. - М., 1968-1969.
3. Аптекер Г. Американская революция. 1763-1783. - М., 1962.
4. Аптекер Г. История американского народа. - М., 1962. т.2.
5. Болховитинов Н.Н. Некоторые проблемы историографии американской революции // ННИ, 1973, №6.
6. Болховитинов Н.Н. Россия и война США за независимость. 1775-1783. - М., 1976.
7. Болховитинов Н.Н. США: проблемы истории и современная историография. - М., 1980.
8. Война за независимость и образование США. Под ред. Севостьянова Г.Н. - М., 1976.
9. Галкин И.В., Маныкин А.С., Печатнов В.О. Двухпартийная система в политической истории США // ВИ, 1987, №9. - С.50-67.
10. Дементьев И.П. Теория американской исключительности в исторической мысли США // ВИ, 1986, №2.
11. Джефферсон Т. Автобиография. - Л., 1990.
12. Долин С.А. Экономические проблемы войны за независимость // США, 1976, №6. - С.52-65.
13. Ефимов А.В. Очерки истории США. - М., 1958.
14. Ефимов А.В. У истоков американской истории. - М., 1989.
15. Зотов А.А. США: негры и война за независимость. - М., 199?
16. Зубок А. Англия и ее североамериканские колонии в преддверии войны за независимость. // ННИ, 1982, №2. - С.58-73.
17. Зубок Л.И. Очерки истории США. - М., 1956.
18. Иванов Р.Ф, Франклин. - М., 1972.
19. История внешней политики и дипломатия США. 1775-1877. - М., 1994.
20. Кислица Н.А. Американская революция XVIII в. Практикум по новой истории. - М., 1968, ч.1. - С.46-68.
21. Краткая история США: Пер. с англ. - М., 1993.
22. Пейн Т. Избр. соч. - М., 1959.
23. Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. - М., 1984.
24. Практикум по новой истории (1640-1870). Вып.1. / Сост. Иванов Ю., Муравьев Ю. - М., 1981.
25. Радовский М.И. Вениамин Франклин. 1706-1790. - М.-Л.,1965.
26. Россия и США: становление отношений. 1765-1815. - М., 1980.
27. Рочестер А. Американский капитализм 1607-1800. - Пер. с англ. - М., 1950.
28. Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Т.Джефферсон. - М., 1976.
29. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. - М., 1989.
30. Согрин В.В. Буржуазные революции в США: общее и особенное // ВИ, 1983, №3. - С.32-46.
31. Согрин В.В. Джефферсон. - М., 1989.
32. Согрин В.В. К идейным истокам за независимость // ВИ, 1975, №9. - С.52-68.
33. Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. - М., 1983.
34. Степанова О.Л. 4 июля 1776 г. - М., 1976.
35. Ушаков В.А. Америка при Вашингтоне. 1789-1797. - Л., 1983.
36. Франклин В. Избр. произ. - М., 1956.
37. Фурсенко А.А. Конституционный конвент // США: экономика, политика, идеология. - 1987, №7. - С.64-72.
38. Хрестоматия по новой истории. / Под ред. Губера А., Ефимова А. - М., 1963. - Т.1.
39. Черкасов П.П. Лафайет. - М., 1991.
40. Ширяев Б.А. Политическая борьба в США. 1783-1801 гг. - Л., 1981.
41. Шпатов Б.М. Восстание американских фермеров под руководством Шейса // ННИ, 1975, №4. - С.54-68.
42. Яковлев Н.Н. Вашингтон. - М., 1976.
43. Яковлев Н.Н. Декларация независимости // США, 1976, №7. - С.37-49.
Художественная литература
1. Купер Ф. Зверобой. - М., 1991.
2. Купер Ф. Шпион. - М., 1991.
3. Фейхтвангер Л. Лисы в винограднике. - М., 1957.