Пристенского района Курской области
Пристенского района Курской области
КВЕСТ НА ТЕМУ:
«ВЫБИРАЕТ МОЛОДЕЖЬ!»
Работу выполнила:
учитель истории и обществознания
Бекетова Марина Николаевна
с. Пристенное - 2016
«Если вы не хотите заниматься
Политикой, то она займется вами».
Житейская мудрость
Пояснительная записка.
Все сложнее становится современный мир. Все труднее людям разобраться в многообразных политических перипетиях. Однако граждане любого демократического государства должны в полной мере осознавать свою ответственность за будущее своего государства. Эта ответственность проявляется, прежде всего, в период осуществления выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. На сегодняшний день процент абсентеистов в России растет и одной из задач школы становится задача по воспитанию политически активной молодежи. Молодежи, которая будет политически активна, которая будет осознанно принимать политические решения и нести за них всю меру ответственности. Данное мероприятие направлено на пробуждение интереса у обучающихся школы и к политической сфере жизни общества, и конкретно к участию в выборах, на формирование политической культуры будущих избирателей.
Цель мероприятия:способствовать формированию у обучающихся, их родителей и педагогов школы положительного восприятия основ избирательного права и избирательного процесса в РФ.
Задачи мероприятия:
- расширение знаний обучающихся по избирательному праву и избирательному процессу;
- развитие интереса обучающихся к участию в школьном соуправлении;
- формирование у обучающихся активной и ответственной жизненной позиции как граждан своего государства;
- развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся;
- закрепление у обучающихся навыков командной работы;
- привлечь внимание родителей обучающихся и педагогов школы к проблеме школьного соуправления.
Форма проведения – квест от первого лица, в котором игроки «путешествуют» по страницам избирательного права и избирательного процесса.
Оборудование: интерактивная доска, анкета для обучающихся, их родителей и учителей школы; шаблон кроссворда; набор задач; набор текстов; диаграмма; маршрутные карты для обучающихся и учителей – наблюдателей; набор высказываний известных политологов, философов и т.д. об избирательной системе; каталог вопросов для лабиринта, каталог вопросов для викторины; выставка нормативных актов по избирательному праву и избирательному процессу; бумага, краски, выдержки из законов, регулирующих избирательный процесс в РФ, высказывания известных политологов, философов о проблемах выборов.
Оформление:
В день проведения мероприятия в библиотеке школы организуется выставка материалов по избирательному праву и избирательному процессу. В одной из рекреаций школы оформляется передвижной стенд с выдержками из законодательных актов, регулирующих избирательный процесс.
В актовом зале на стенах размещаются высказывания известных политологов, философов о проблемах выборов.
Ход мероприятия:
Мероприятие сочетает в себе два параллельных процесса: прохождение командами – игроками квеста и работу болельщиков. Накануне мероприятия из числа обучающихся 8 – 10 классов формируются две команды, которые придумывают себе название. Болельщики: обучающиеся 5 – 10 классов, незадействованные учителя, родители определяют, за какую команду они будут агитировать. С учителями – наблюдателями необходимо провести инструктаж по выполнению ими своих обязанностей, как руководителей пунктов прохождения квеста.
В день проведения мероприятия все собираются в актовом зале, где объявляются правила для игроков и болельщиков.
Правила для прохождения квеста:
- Вы знаете, что квест – это разгадывание какой-либо тайны или попытка выбраться из запертой комнаты при помощи каких-либо подсказок. Сегодня мы соединим эти два направления. Сейчас обе команды выйдут на первые пункты своего путешествия. Вы должны правильно и быстро проходить этапы, где будете получать баллы за верные ответы. В случае безошибочного прохождения этапа, учитель – наблюдатель называет вам номер следующего вашего этапа (этапы расположены в кабинетах на трех этажах). Этапы нужно проходить в строгом соответствии с определенным учителем порядком, чтобы избежать пересечения на этапе сразу двух команд. Если ответы неполные, ошибочные, то учитель снижает максимальный балл за ответ и может подсказать на каком этаже следующий этап для этой команды. Если же команда отвечает неверно, то лишается подсказки учителя и вынуждена будет искать следующий свой этап самостоятельно, что будет приводить к затрате времени и даст шанс команде соперников. Уйти с этапа можно только после выставления количества баллов и росписи учителя в маршрутном листе команды.
Пока игроки проходят этапы квеста, болельщики помогают им зарабатывать баллы, участвуя в викторине и конкурсе агитматериала (см. ниже).
По окончании прохождения квеста и оценивания работы болельщиков, баллы суммируются и определяется команда – победитель. Из числа игроков команды победителя командир школы выбирает «главу школьного правительства» и уже вдвоем они формируют «Кабинет министров» из числа наиболее активных игроков и болельщиков из обеих команд (необходимо учесть мнение учителей – наблюдателей на этапах квеста).
Этап «Реши ситуацию».
Учитель предлагает игрокам ряд ситуативных задач, которые могут встретиться на выборах. Задача игроков – назвать нарушения избирательного законодательства, заложенные в ситуациях. За каждый правильный ответ – 5 баллов.
1. Гражданка Н. в виду плохой погоды не захотела прийти на избирательный участок. Члены участковой комиссии пришли к ней сами и, попеняв на гражданскую пассивность, дали ей возможность проголосовать на дому.
2. 80-летняя гражданка К., явившись на избирательный участок, попросила членов участковой избирательной комиссии, сделать отметки в ее бюллетенях, так как сама она очень плохо видит.
3. Гражданка А. пришла на избирательный участок со своим паспортом и паспортом соседки. Она объяснила членам участковой избирательной комиссии, что соседка сломала ногу и не может явиться на избирательный участок сама, поэтому поручила гражданке А. сделать выбор за нее.
4. 18-летний П. впервые пришел на избирательный участок, но в списках избирателей его не оказалось. Члены участковой избирательной комиссии предложили молодому человеку прийти на выборы в следующую избирательную компанию.
5. На избирательном участке в кабинку для голосования вошли два человека. На сделанное замечание, один из них ответил, что он является зарегистрированным наблюдателем и имеет право находиться в кабинке с любым избирателем.
Этап «Восстанови текст».
Командам необходимо заполнить пропуски в текстах, выбрав из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз (в списке слов больше, чем потребуется). За каждое верное соответствие – 2 балла.
«Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной ___(А). Структурными компонентами являются: 1) избирательное ___(Б) – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный ____(В) – комплекс действий в процессе выборов. Некоторые политологи, наряду с названными элементами, относят к структурным компонентам партийную систему, а также политические ____(Г).
Международная политическая практика выработала несколько типов избирательных систем. Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов называется ____(Д). Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах, называется ____(Е). Политологи подчеркивают, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии».
Список терминов:
1) пропорциональная
2) система
3) смешанная
4) процесс
5) кампания
6) право
7) мажоритарная
8) традиции
9) идеология
1. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и ___________
в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в ________. 2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать __________ делами государства как непосредственно, так и через ___________. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом ________, а также содержащиеся _______ по
приговору суда.
Список терминов:
1) быть избранными
2) свои представители
3) процесс
4) в местах лишения свободы
5) участковая избирательная комиссия
6) в управлении
7) референдум
8) недееспособные
Этап «Диаграмма».
Подготовка этого этапа проводится заранее. Необходимо провести анкетирование, составить диаграмму и выстроить задание.
Предвыборный штаб провел социологический опрос обучающихся 5 – 11 классов школы, их родителей и учителей и выяснил отношение респондентов к избирательному праву и избирательному процессу в России.
Результаты опроса отражены в диаграмме.
На основании данных диаграммы сделайте верные выводы:
1) Большинство опрошенных во всех возрастных категориях ответили, что их голос ничего не значит;
2) Родители показали большую пассивность, чем обучающиеся 8 – 11 классов;
3) Более половины опрошенных учителей считают, что каждый гражданин должен ходить на выборы;
4) Среди всех опрошенных обучающихся наименьший показатель имеет значение смотря кто является кандидатом.
Сделайте общий вывод о политической грамотности респондентов. Согласны ли вы с результатами. Мнение обоснуйте.
За верно выполненное задание – 10 баллов.
Этап «Реши кроссворд».
За каждое верное слово – 5 баллов.
По горизонтали:
3. Всенародное голосование (референдум).
4. Избирательная система, в которой избиратели голосуют за личность и победителем считается кандидат, набравший большинство голосов (мажоритарная).
5. Официально зарегистрированное лицо идущее представителем какой-либо партии на выборы и присутствующее на избирательном участке в день выборов (наблюдатель).
6. Уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом, от участия в выборах и референдумах (абсентеизм).
9. Избирательная система, в которой избиратели голосуют за политическую партию и победившей считается партия, преодолевшая минимальный барьер (пропорциональная).
11. Политический режим, при котором в стране управляют выбранные народом представители (демократия).
12. Торжественный акт введения в должность вновь избранного президента, сопровождающиеся ритуальными действиями (инаугурация).
14. Избирательное право граждан, позволяющее им избирать (активное).
15. Избирательное право граждан, позволяющее им быть избранными (пассивное).
По вертикали:
1. Устойчивая политико-правовая связь человека с государством (гражданство).
2. Основной Закон страны (Конституция).
7. Территориальная единица, формирующаяся на период выборов и включающая в себя избирателей (округ).
8. Предмет, куда избиратели кладут свои бюллетени (урна).
10. Официально зарегистрированное лицо желающее стать депутатом (кандидат).
13. Форма привлечения внимания к своему кандидату или партии с целью продвижения их к победе на выборах (агитация).
Этап «Лабиринт избирателя».
На интерактивной доске заранее изображается лабиринт. В случае верного ответа на вопросы учителя игроки получают право двигаться по лабиринту. Задача игроков – правильно отвечать на вопросы и найти выход из лабиринта. За каждый верный ответ – 5 баллов.
Вопросы:
1.Частью какого права является избирательное право.
2.Каков минимальный порог явки избирателей в день голосования для того, чтобы признать выборы состоявшимися.
3.Какая избирательная система используется при выборе депутатов в Государственную думу.
4.Каков процентный барьер для прохождения партий в Государственную думу и формирования фракций.
5.По какому принципу объединены следующие понятия: составление списков избирателей, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация.
6.Какой орган организует выборы, контролирует их законность, подсчитывает голоса избирателей на избирательный участках?
7.Какие категории лиц лишены активного и пассивного избирательного права в РФ?
8.Кто лишен права проводить предвыборную агитацию?
9.На какой срок избирается Государственная дума РФ?
10.Каков возрастной ценз установлен для выборов депутатов органов местного самоуправления; для выборов Президента РФ?
Маршрутный лист игроков.
№ этапа | Название этапа | Количество баллов | Роспись учителя-наблюдателя |
Пристенского района Курской области
КВЕСТ НА ТЕМУ:
«ВЫБИРАЕТ МОЛОДЕЖЬ!»
Работу выполнила:
учитель истории и обществознания
Бекетова Марина Николаевна
с. Пристенное - 2016
«Если вы не хотите заниматься