Владыка Владимиръ былъ лишенъ столичной кафедры.

И ветхозавётные арх\ереи съ фарисейской самоправедностью осуждали Царя-Месс\ю за общен\е съ разпутными людьми: "приступили къ Нему первосвященники,- пишетъ Еvангелистъ Матфей объ очередномъ обличен\и ихъ Спасителемъ,- Iисусъ говоритъ имъ: «(...) блудницы впередъ васъ идутъ въ Царство Бож\е (Мф. 21; 23, 31).»

Недёли за двё до смерти Григор\я произошла въ Царскомъ Селё послёдняя встреча двухъ сестеръ - Императрицы Александры Федоровны и Елизаветы Федоровны, при которой произошелъ между ними разговоръ о немъ. А послё этого разговора Царица пишетъ Супругу въ письмё отъ 5 декабря 1916 года: «Он охранялъ тебя тамъ, гдё ты былъ, только Онъ, какъ я въ томъ глубоко убёждена и въ чемъ мнё удалось убёдить Эллу..." Эти строки изъ письма свидётельствуютъ о томъ, что Государыня была увёрена въ полномъ переубёжден\и сестры по вопросу оклеветё на гонимаго праведника. На самомъ же дёлё разстроенная Елизавета поёхала въ Дивеевск\й женск\й монастырь, гдё "глубоко и горячо молилась" объ успёшномъ осуществлен\и масонскаго заговора противъ русскаго мужика, въ который, разумёется, была посвящена.

Когда уб\йцы сдёлали свое “мокрое” дёло, ея радости не было конца. Она имъ телеграфировала: "Прошу мнё дать письмомъ подробности событ\й. Да укрёпитъ Богъ Феликса (Юсупова) послё патр\отическаго акта, имъ изполненнаго. Елла" (11; 95).

"Особенно Царскую Чету поразили перехваченные полиц\ей телеграммы, которые родная сестра Царицы Великая княгиня Елизавета Федоровна посылала уб\йцамъ Дмитр\ю Павловичу и Юсупову,- пишетъ историкъ О.Платоновъ.- Благословляя "патр\оти-ческ\й актъ" уб\йцъ, Елизавета Федоровна поддавалась общей лёворадикальной истер\и, которая и опрокинула общество въ 1917 году. Рукоплеская уб\йцамъ Распутина, Елизавета, по сути, рукоплескала и уб\йцамъ своего мужа и своимъ будущимъ уб\йцамъ. Поддаваясь общему настроен\ю нетерпимости, признавая уб\йство какъ способъ рёшен\я соц\альныхъ проблемъ, она, какъ и мног\е тогда, отступила отъ идеаловъ Православ\я" (11; 95-96).

"Представлен\е, которое сложилось въ м\рё о Распутинё,- всего лишь карикатура на реальнаго человёка, Григор\я Ефимовича Распутина,- говорится въ жит\и Святителя Феофана Полтавскаго.-Распутинъ сталъ центральной фигурой нёкоей истор\и, которую м\ръ давно принялъ за правду" (15; 42).

Въ то время, когда нёкоторые изъ ревностныхъ почитателей старца отреклись отъ него подъ давлен\емъ антимонархическаго пресса, так\е столпы Церкви, какъ Митрополитъ Питиримъ Петроградск\й, Митрополитъ Макар\й Московск\й, Митрополитъ Алекс\й, экзархъ Груз\и, никогда и ни въ чемъ не высказывали своего отрицательнаго отношен\я къ Распутину, продолжая принимать его въ трудные минуты.

Если бы антигосударственные люди не нашли для себя козла отпущен\я въ лицё Распутина, то они выдумали бы инаго",- утверждаетъ игуменъ Серафимъ (16; 86).

Образцомъ самой строгой монашеской жизни былъ и иной другъ и почитатель Распутина - епископъ Варнава. Еще задолго до возвышен\я Распутина Варнава былъ хорошо извёстенъ въ Петербургё какъ настоящ\й религ\озный дёятель и аскетъ, - пишетъ историкъ О.Платоновъ. - Дружба съ Распутинымъ дорого стоила Варнавё. Его постоянно травили. Какъ и Распутину, приписывали всяк\е гадости" (11; 69). Послё свержен\я Царя масоны руками синодаловъ отправили владыку Варнаву въ ссылку, гдё онъ принялъ вёнецъ мученика отъ Господа. Да и сегодня "возлюбивш\е неправду" (2Фес. 2; 12) называютъ Распутинцемъ всякаго христ\анина, почитающего свётлый образъ святаго Семейства. Особенно непр\ятно видёть въ роли продолжателей вёковой клеветы людей въ рясахъ, которые "не приняли любви истины для своего спасен\я. И за с\е посылаетъ имъ Богъ дёйств\е заблужден\я, такъ что они вёрятъ лжи” (2Фес. 2; 10-11). Росс\ю продолжаютъ губить не столько изобретатели клеветъ, коихъ горстка, сколько вёрящ\е клеветамъ и ихъ разпространяющ\е, коихъ лег\онъ. А клеветникъ по-еврейски - д\аволъ!

"Былъ у Царя мужикъ изъ народа - и того убили!” - отвётилъ владыка Гермогенъ Саратовск\й на вёсть о смерти Царскаго Друга Григор\я.

"Осуждали и бранили Распутина только религ\озно индифферентные люди, которые одинаково недовёрчиво относились даже къ о.Iоанну Кронштадтскаму, къ епископу Феофану и къ прочимъ подвижникамъ, не укладывавшимся въ рамки ихъ религ\ознаго м\росозерцан\я, точнее, рац\онализма", - пишетъ Князь Н.Д.Жеваховъ (1; 281).

Въ журналё "Нива" проходилъ матер\алъ опервой и послёдней встречё Григор\я Ефимовича съ праведнымъ Iоанномъ Кронштадтскимъ въ Андреевскомъ соборё. Прозорливый пастырь по окончан\и Литург\и направился прямо къ тому мёсту, гдё стоялъ странникъ. И въ присутств\и большаго количества народа благословилъ Распутина, говоря: "Ну, рабъ Бож\й Григор\й, по фамил\и твоей - будетъ тебё". Этими словами преподобный предсказалъ образъ тёхъ гонен\й, которые должны были постигнуть Распутина при приближен\и его къ Царской Семьё. Как извёстно, главной темой клеветническихъ инсинуац\й стало его мнимое “хлыстовское распутство”. Пророчески предсказавъ Григор\ю Ефимовичу его тяжк\й крестъ - быть "притчей во языцёхъ (Пс. 68;12), святой Iоаннъ Кронштадтск\й благословилъ его, как подлиннаго Раба Бож\его, что, разумёется, не осталось не замёченнымъ их многочисленными почитателями.

"Къ числу этихъ истинно русскихъ лучшихъ людей принадлежалъ и архимандритъ Феофанъ (Быстровъ), инспекторъ Петербургской Духовной Академии, для котораго было достаточно услышать о Сибирскомъ подвижникё, чтобы потянуться къ нему, съ полною вёрою въ него" (1; 263).

«Распутинъ сразу произвелъ на меня сильное впечатлен\е, как необычайной напряженностью своей личности, так и острымъ пониман\емъ души: напримёр, мнё онъ тутъ же строго задалъ вопросъ: "Что же? Чиновникъ или монахъ будешь?" Объ этомъ моемъ тайномъ намёрен\и зналъ только одинъ о.Феофанъ, никто другой. При такомъ "прозорливомъ" вопросё гостя онъ такъ и зас\ялъ. О.Феофанъ всегда искалъ "Бож\ихъ людей" въ натурё,- пишетъ Митрополитъ Вен\аминъ о первой встречё съ Григор\емъ Ефимовичемъ.- Знаю я друг\е факты его глубокаго зрён\я. И, конечно, онъ этимъ производилъ большое впечатлен\е на людей» (6; 134).

Князь Н.Д.Жеваховъ пишетъ: "И сейчасъ еще помню отзывъ епископа Гермогена, сказавшего мнё: "Это рабъ Бож\й: Вы согрёшите, если даже мысленно его осудите" (1; 270).

Авот что говоритъ о Распутинё смиреннёйш\й старецъ Митрополитъ Петроградск\й Питиримъ (Окновъ), свергнутый позднёе мятежниками:

«"Распутинъ" - имя нарицательное, спец\ально предназначен-ное для дискредитирован\я Монарха и династ\и въ широкихъ массахъ населен\я. Носителемъ этого имени могъ быть всяк\й близк\й ко Двору человёкъ, безотносительно къ его достоинствамъ или недостаткамъ. Идея этого имени заключается въ томъ, чтобы подорвать довер\е и уважен\е къ личности Монарха и привить убёжден\е, что Царь измёнилъ Своему долгу предъ народомъ и передалъ управлен\е государствомъ въ руки проходимца. Ведь чёмъ-нибудь да нужно легализовать насильственный актъ низпровержен\я Царя съ Престола и оправдать его въ глазахъ одураченнаго населен\я!.. Вотъ почему о преступлен\яхъ Распутина кричатъ по всёму свёту, а въ чемъ эти преступлен\я заключаются - никто не можетъ сказать. (...) Контуры революц\и стали вырисовываться предо мною еще на Кавказё, и когда я сталъ предупреждать о грядущихъ бёдств\яхъ, тогда стали громко кричать, что я вмешиваюсь въ политику... Мнё не вёрили... Значен\е Распутина было для меня ясно... Онъ был первой жертвой, намёченной революц\онерами» (1; 132-133).

Начиная съ 1912 года Распутина начинаютъ публично обвинять въ хлыстовствё, не утруждая себя доказательствами. На что извёстный изслёдователь сектантства В.Бончъ-Бруевичъ отвёчает статьей "Научные открыт\я "Новаго Времени".

Что такое въ самомъ дёлё означаетъ этотъ терминъ "хлыстовство"? - спрашиваетъ авторъ и отвёчаетъ: «И мы еще и еще разъ подтверждаемъ здёсь рёшительно и непоколебимо, что никакой такой секты не существуетъ нигдё въ м\рё, а есть только удобный пароль... при преслёдован\и русскихъ".

"Съ цёлью выяснить этотъ вопросъ верховной слёдственной комисс\ей былъ приглашенъ профессоръ по кафедрё сектантства московской духовной академ\и Громогласовъ. Послёдн\й, познакомившись со всёмъ слёдственнымъ матер\аломъ,- пишетъ игуменъ Серафимъ,- не нашелъ никакихъ указан\й на принадлежность его къ хлыстамъ. Вмёстё съ тёмъ, изучивъ все написанное Распутинымъ по религ\ознымъ вопросамъ, Громогласовъ также не установилъ никакихъ признаковъ хлыстовства" (16; 72).

"Однажды Государю передали весьма подробное разслёдован\е о разгульной жизни старца. Просматривая его, онъ замётил, что въ день и часъ, въ который произошелъ одинъ изъ указанныхъ въ разслёдован\и фактовъ, Распутинъ какъ разъ находился въ Царскомъ Селё. Этого было достаточно, чтобы убёдить Государя, что весь докладъ представляетъ изъ себя сплошную клевету",- пишетъ Наставникъ Царскихъ дётей П.Жильяръ (13; 133).

За двёнадцать часовъ до своего уб\йства, 16 декабря 1916 года, Распутинъ говорилъ посётительницё: "Чувствуется, матушка-голубушка, что конецъ мой близокъ... Убьютъ-то меня, убьютъ, а месяца такъ черезъ три - рухнетъ и Царск\й Тронъ" (17; 306).

"Трупъ Распутина, насколько мнё помнится,- пишетъ Н.Обручевъ,- на второй день послё его уб\йства былъ извлеченъ со дна Невы. Судебно-медицинская экспертиза обнаружила, что легк\е Распутина были наполнены водой, что означало, что въ прорубь онъ былъ брошенъ еще живымъ и умеръ отъ утоплен\я. Въ желудкё его было обнаружено присутств\е ц\анистаго кал\я въ количествё, достаточномъ для того, чтобы мгновенно отравить 26 лошадей. Живучесть его была потрясающей".

Однак, нельзя не замётить еще и того, что, кромё его способностей лёчить болёзни и сверхъестественной, необъяснимой живучести, онъ обладалъ еще и даромъ предвидён\я. Онъ неоднократно предсказывалъ, что съ его смертью царствован\е Династ\и Романовыхъ прекратится; но были и друг\е его предсказан\я. Объ одномъ изъ его предсказан\й, оправдавшемся во время путешеств\я Царской Семьи изъ Царскаго Села въ ссылку въ Тобольскъ, (...) Пьеръ Жильяръ разсказываетъ слёдующими словами записи въ своемъ дневникё: "Выёхавъ 14 августа въ 6 часовъ утра, 17 вечеромъ мы прибыли въ Тюмень - на станц\ю железной дороги, наиболёе приближенной къ Тобольску. Черезъ нёсколько часовъ послё этого мы грузились на пароходъ «Русь». На другой день мы плыли мимо деревни-мёсторожден\я Распутина, и Семья, собравшаяся на мостикё, могла созерцать домъ старца, который ярко выдёлялся посреди избъ. Это событ\е не было для нихъ неожиданностью, такъ какъ Распутинъ это предсказалъ, и это стечен\е обстоятельствъ, казалось, еще разъ подтверждало его пророческ\е слова".

За десять дней до своего уб\йства Григор\й Распутинъ каракулями написалъ Государю письмо, въ которомъ онъ прощался съ Царской Семьей, предсказывая, что онъ скоро будетъ убитъ и что онъ наверняка знаетъ, что новый 1917 годъ (по старому стилю) онъ уже встречать не будетъ. Въ дальнёйшемъ онъ сообщалъ въ этомъ своемъ письмё о томъ, что если въ его уб\йствё примутъ участ\е Члены Императорской Фамил\и, то черезъ два года на территор\и Росс\и ни однаго изъ Членовъ Императорской Фамил\и въ живыхъ не останется. Это послёднее – предсказан\е Распутина (...) оправдалось полностью - въ 1919 году большевиками былъ убитъ находивш\йся въ заключен\и въ Петропавловской крепости въ Петроградё Велик\й Князь Николай Михайловичъ, послёдн\й изъ оставшихся еще въ живыхъ на территор\и Росс\и Членовъ Императорской Фамил\и" (2; 286-288).

Отпёван\е старца Григор\я произвелъ Петроградск\й викар\й владыка Исидоръ, который за это былъ лишенъ кафедры революц\оннымъ Синодомъ и отправленъ "на покой". Слёдомъ за нимъ были отправлены въ ссылку подъ видомъ "Распутинцевъ" еще одиннадцать арх\ереев, не признавшихъ "благовёрность" Временнаго правительства, состоящего поголовно изъ высокоградусныхъ масоновъ.

Тёло Распутина погребли около часовни Серафима Саровскаго въ Царскомъ Селё. Но пролежало въ землё оно недолго. Масонъ Ааронъ Кирбисъ (Керенск\й) даетъ приказъ выкопать тёло старца, чтобы тайно зарыть его въ окрестностяхъ столицы.

Многочисленные почитатели Григор\я Ефимовича были свидётелями того, какъ саперы вскрывали выкопанный гробъ. Въ немъ оказалось тёло, не тронутое тлён\емъ и разложен\емъ! Всёмъ присутствующимъ ударило въ носъ настолько сильное благоухан\е, что пришлось "объяснять" этотъ фактъ въ газетахъ: дескать, попы его чём-то "натерли"...

Господь Промыслитель сохранял тёло старца, чтобы оно свидётельствовало противъ враговъ Росс\и въ будущемъ. Дыры отъ пуль, рваные раны на тёлё, разбитая гирей голова и проч\е слёды немыслимаго звёрства заставляютъ помнить его слова: "Богъ предназначилъ мнё высок\й подвигъ погибнуть для спасен\я моихъ дорогихъ государей и Святой Руси..." (11; 92).

Тогда было принято рёшен\е о сожжен\и нетлённыхъ мощей новомученика, ибо предстояло слёдств\е. Произошло это 11 марта 1917 года около большой дороги изъ Леснаго въ Пискаревку. Съ вечера до самаго утра стоялъ народъ и смотрёлъ, какъ самъ генералъ сжигалъ крестьянина за его любовь къ Царю-Батюшкё.

Въ своихъ мемуарахъ французск\й посолъ въ Росс\и Морисъ Палеологъ описывалъ это событ\е такъ: "Гробъ Распутина былъ тайно перевезенъ изъ Царскосельской часовни въ Парголовск\й лёсъ. Тамъ на прогалинё нёсколько солдатъ подъ командой сапернаго офицера соорудили большой костеръ изъ сосновыхъ ветвей... Затёмъ все полили керосиномъ и сожгли. Сожжен\е продолжалось болёе 6 часовъ, вплоть до зари. Несмотря на ледяной вётеръ, на томительную длительность операц\и... нёсколько сотъ мужиковъ всю ночь толпами стояли вокругъ костра, боязливые, неподвижные, въ оцёпенелой разтерянности наблюдая святотатственное пламя, медленно пожиравшее мученика-старца, Друга Царя и Царицы, Бож\его человёка.

Когда пламя сдёлало свое дёло, солдаты собрали пепелъ и погребли его подъ снёгомъ".

"Была образована спец\альная Чрезвычайная комисс\я Временнаго правительства. Ея представители посётили арх\-епископа Феофана въ Полтавё,- читаемъ въ Жит\и Святителя. Высокопреосвященнёйш\й арх\епископъ Феофанъ со всею категоричностью заявилъ слёдующее: "У меня никогда не было и нётъ никакихъ сомнен\й относительно нравственной чистоты и безукоризненности этихъ отношен\й. Я офиц\ально объ этомъ заявляю, какъ бывш\й духовникъ Государыни. Всё отношен\я у нея сложились и поддерживались изключительно только тёмъ, что Григор\й Ефимовичъ буквально спасалъ отъ смерти своими молитвами жизнь горячо любимаго сына, Наслёдника Цесаревича, въ то время какъ современная научная медицина была безсильна помочь. И если въ революц\онной толпё разпространяются иные толки, то это ложь, говорящая только о самой толпё и о тёхъ, кто ее разпространяетъ..." (15; 46).

"Я приступилъ къ изполнен\ю моей задачи съ невольнымъ предубёжден\емъ относительно причинъ вл\ян\я Распутина вслёдств\е читанныхъ мною отдёльныхъ брошюръ, газетныхъ замётокъ и слуховъ, циркулировавшихъ въ обществё- читаемъ въ докладё прокурора В.М.Руднева на засёдан\и чрезвычайной слёдственной комисс\и,- но тщательное и безпристрастное расслёдован\е заставило меня убёдиться, насколько эти слухи и газетные сообщен\я были далеки отъ истины" (14; 71).

"Мифъ о Распутинё нужно разсматривать какъ спец\ально созданное препятств\е (хотя далеко не единственное) на пути пониман\я нашихъ духовныхъ, политическихъ и нац\ональныхъ цённостей. И созданъ онъ именно для того, чтобы завалить дорогу возвращен\я къ этимъ цённостямъ,- пишетъ историкъ О.Платоновъ.- Чтобы, посмотрёвъ на мифологизированнаго Распутина, люди въ ужасё отшатывались от своего прошлаго, стараясь забыть его и не возвращаться.

Сегодня пришло время убирать эти завалы" (11; 4).

А закончимъ словами изъ возпоминан\й камердинера Императрицы: "Когда пароходъ проходилъ мимо села Покровскаго - родины Распутина, Императрица, указавъ мнё на село, сказала: "Здёсь жилъ Григор\й Ефимовичъ. Въ этой рёкё онъ ловилъ рыбу и привозилъ ее намъ въ Царское Село". На глазахъ Императрицы стояли слезы" (5; 76).

Източники:

(первая цифра означает източникъ, вторая - страницу въ немъ)

1. Возпоминан\я Товарища Оберъ-Прокурора Св. Синода Князя Н.Д.Жевахова, т. 1, Мюнхенъ, 1923.

2. Н.Обручевъ: Подлинный Обликъ Царя-Мученика, какъ Человёка, Христ\анина и Монарха, въ сборникё под ред. С.Завалишина, Нью-Йоркъ, 1959.

Наши рекомендации