Распутинъ григорiй ефимовичъ
РАСПУТИНЪ Григор\й Ефимовичъ (10/23.01.1869-17/30.12.1916), крестьянинъ с.Покровскаго Тобольской губ., молитвенникъ, опытный странникъ. Много лётъ, не бросая занят\й крестьянскимъ трудомъ, странствовалъ по православнымъ монастырямъ и святымъ мёстамъ, неизмённо возвращаясь домой на посёвную и уборку урожая. Во время однаго изъ странств\й въ 1906 познакомился съ Царской семьей и сталъ для нее близкимъ человёкомъ. Сближен\е Николая II и Царицы съ Распутинымъ носило глубоко духовный характеръ, въ немъ они видёли старца, продолжающего традиц\и Святой Руси, умудреннаго духовнымъ опытомъ, способнаго дать добрый совётъ. И вмёстё съ тёмъ они видёли въ немъ настоящего русскаго крестьянина - представителя самаго многочисленнаго сослов\я Росс\и, съ развитымъ чувствомъ здраваго смысла, народнаго пониман\я полезности, своей крестьянской интуиц\ей твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, гдё свои, а гдё чуж\е.
“Я люблю народъ, крестьянъ. Вотъ Распутинъ, дёйствительно, изъ народа”,- говорила Царица, а Царь считалъ, что Григор\й - “хорош\й, простой, религ\озный русск\й человёкъ. Въ минуты сомнен\я и душевной тревоги я люблю съ нимъ бесёдовать, и послё такой бесёды мнё всегда на душё дёлается легко и спокойно”. Эту мысль онъ неоднократно повторяетъ въ перепискё и бесёдахъ.
Царь съ Царицей уважительно называли Распутина “нашъ Другъ” или “Григор\й”, а Распутинъ ихъ- “Папой и Мамой”, вкладывая въ это понят\е “отецъ и мать народа”. Бесёдовали другъ съ другомъ только на “ты”.
Въ жизни Царской семьи, по мнен\ю Вырубовой, Распутинъ игралъ такую же роль, какъ св. Iоаннъ Кронштадтск\й. “Они такъ же вёрили ему, какъ о. Iоанну Кронштадтскаму, страшно ему вёрили и, когда у нихъ горе было, когда, напримёръ, наслёдникъ былъ болёнъ, обращались къ нему съ просьбой помолиться”.
До послёдней минуты царская чета вёрила въ молитвы Григор\я Распутина. Изъ Тобольска они писали Аннё Вырубовой, что Росс\я страдаетъ за его уб\йство. Никто не могъ поколебать ихъ довёр\е, хотя имъ приносили враждебные газетные статьи и всё старались имъ доказать, что онъ дурной человёкъ. Не слёдуетъ думать, что Царь и Царица были наивными людьми. По обязанности своего положен\я они неоднократно устраивали негласные провёрки достовёрности полученной информац\и и каждый разъ убёждались, что это клевета. Более того, Царская семья знала, съ какимъ глубокимъ уважен\емъ къ Распутину относились мног\е почтенные люди.
Извёстный изслёдователь русскихъ религ\озныхъ движен\й В.Д.Бончъ-Бруевичъ считалъ Григор\я Распутина одной изъ самыхъ яркихъ личностей своей эпохи. Передавая свои впечатлен\я отъ встречъ съ Распутинымъ, ученый, въ частности, разсказывалъ: “Много мнё приходилось видёть возторженныхъ людей изъ народной среды, - ищущихъ чего-то, мёчущихся, “взыскующихъ града”, куда-то стремящихся, что-то строящихъ и разрушающихъ, но Г.Е.Распутинъ какой-то другой, на нихъ непохож\й. Не имёя никакой политической точки зрён\я, онъ что-то стремится сдёлать. Для кого?..
- Для народушка жить нужно, о немъ помыслить...- любитъ говорить онъ”.
Св. Iоаннъ Кронштадтск\й вёрилъ въ Григор\я Распутина, считая его выдающимся странникомъ и молитвенникомъ, т.е. человёкомъ, чья молитва Богу всегда угодна.
Множество людей приходило къ Распутину съ просьбой помолиться за ихъ дёла, присылали телеграммы и письма. Въ архивахъ сохранилось немало телеграммъ, содержащихъ эту просьбу. Но больше всего цёнился прямой контактъ съ нимъ. Непредвзятые източники свидётельствуютъ, что въ личной встречё онъ просто очаровывалъ людей своей особой увёренностью, умён\емъ поставить себя, доброжелательностью и просто добротой. Мног\е старики изъ его роднаго с. Покровскаго въ Тюменской обл. говорили, что главное въ немъ - доброта: “Онъ былъ добрый и хорош\й человёкъ, зло о людяхъ не говорилъ”. Это подтверждаютъ показан\я министра внутреннихъ дёлъ Протопопова: “...зло не говорилъ про людей, это мнё нравилось...”, а также впечатлен\я другихъ людей, встречавшихся съ нимъ. Графъ С.Ю.Витте сказалъ о Распутинё: “Поистинё, нётъ ничего болёе талантливаго, чёмъ талантливый русск\й мужикъ, какой это своеобразный, какой самобытный типъ! Распутинъ абсолютно честный и добрый человёкъ, всегда желающ\й творить добро...”
Примёрно съ 1910 противъ Распутина въ печати начинается организованная кампан\я клеветы. Его обвиняютъ въ конокрадствё, принадлежности къ сектё хлыстовъ, разпутствё, п\янствё. Несмотря на то, что ни одно изъ этихъ обвинен\й при разслёдован\и не подтвердилось, клевета въ печати не прекращалась. Опубликованные въ наше время документы свидётельствуютъ, что кампан\я клеветы противъ Распутина была организована масонами съ цёлью дискредитац\и Царя.
Всё нападки, клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на самомъ дёлё предназначались не ему, а Царю, символизирующему собой Родину и Русское государство. Нащупавъ самое тонкое, самое нёжное, самое интимное мёсто въ жизни Царской семьи, враги Царя и Росс\и стали съ методической старательностью и изощренностью бить по нему, какъ въ свое время они били по Iоанну Кронштадтскаму, находившемуся въ дружескихъ отношен\яхъ съ Александромъ III.
“Зачёмъ это понадобилось?- спрашивали “Московск\е вёдомости” и отвёчали:- Онъ нуженъ былъ лишь для того, чтобы скомпрометировать, обезславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именемъ хотёли заклеймить Росс\ю...” Какъ справедливо отмёчалъ царск\й врачъ Е.С.Боткинъ: “Если бы не было Распутина, противники Царской семьи и подготовители революц\и создали бы его своими разговорами изъ Вырубовой, не будь Вырубовой - изъ меня, изъ кого хочешь”.
Уб\йство Распутина также было организовано масонами во главё съ однимъ изъ ихъ вождей В.А.Маклаковымъ [правильнее: ритуальное уб\йство совершили жиды, а масоны были только на подхватё и, въ качествё прикрыт\я ритуалки, только имитировали уб\йство Григор\я Ефимовича] съ цёлью деморализовать Царя и Царицу [правильнёе: уб\йство Г.Е.Распутина было только частью ритуальнаго уб\йства Царя жидами]. Передъ самой революц\ей въ декабрё 1916 старецъ былъ предательски завлеченъ въ домъ масона Ф.Юсупова и звёрски [ритуально] убитъ [жидами]. Послё захвата власти масонскимъ временнымъ правительствомъ тёло Распутина подверглось ритуальнаму осквернен\ю, а затёмъ по приказу [жида и масона] А.Ф.Керенскаго сожжено.
О. Платоновъ
Распутинъ еще задолго до своего появлен\я въ Петербургё имёлъ репутац\ю подвижника и привлекалъ къ себё не только своихъ односельчанъ, но и жителей сосёднихъ губерн\й, и слухъ о его подвижнической жизни дошелъ даже до столицы, откуда архимандритъ Феофанъ, инспекторъ Петербургской Духовной Академ\и, неоднократно ёздилъ къ Распутину, почитая его за праведника.
Будущ\й владыка Феофанъ былъ извёстенъ тогда какъ монахъ изключительной настроенности и огромнаго авторитета, имёвш\й большое вл\ян\е на студентовъ академ\и и производивш\й на окружающихъ сильное впечатлен\е, сосредоточивш\й на себё вниман\е Высочайшего Двора и, въ частности, Императрицы Александры Феодоровны, избравшей его Своимъ духовникомъ, и былъ всегда окруженъ "Бож\ими людьми". Именно арх\епископъ Феофанъ, как извёстно, и познакомилъ Григор\я Ефимовича съ Царской Семьей.
"Это обстоятельство упускается изъ виду или умышленно замалчивается, между тёмъ имёетъ чрезвычайное значен\е,- пишетъ въ своихъ возпоминан\яхъ товарищъ Оберъ-Прокурора Синода Князь Н.Д. Жеваховъ.- И совершенно понятно, что Государыня увидёла въ лицё Распутина того, кто былъ "старцемъ" не только въ глазахъ широкихъ массъ населен\я, но и въ глазахъ Ея духовника.
Этотъ типъ "печальниковъ", "странниковъ", "юродивыхъ", обнимаемыхъ общимъ понят\емъ "Бож\ихъ людей", былъ особенно близокъ душё Императрицы" (1; 308), (первая цифра означаетъ източникъ, вторая - страницу въ немъ).
Русск\й историкъ Н.Обручевъ пишетъ:
"О необъяснимой сверхъестественной силё, которой обладалъ Распутинъ, имёются тысячи свидётельствъ. Его появлен\е у ложа больнаго Наслёдника неизмённо вызывало быстрое прекращен\е кровотечен\я, больной, какъ правило, засыпалъ, а когда Онъ просыпался, всёхъ, окружавшихъ Его, поражала та явная рёзкая перемёна къ лучшему въ состоян\и его здоровья, которая наступала послё посёщен\я Его Распутинымъ: боли и жаръ прекращались, на изнеможденномъ блёдно-желтомъ лицё появлялся румянецъ жизни и наступало постепенное возстановлен\е силъ. Совершенно безпомощные въ лёчен\и болёзни, врачи только разводили въ недоумён\и руками "(2; 275).
"Съ перваго же раза, когда Распутинъ появился у постели больнаго Наслёдника, облегчен\е послёдовало немедленно. Всёмъ приближеннымъ Царской Семьи хорошо извёстенъ случай въ Спалё, когда доктора не находили способа помочь сильно страдавшему и стонавшему отъ болей Алексёю Николаевичу. Какъ только, по совёту А.А.Вырубовой, была послана телеграмма Распутину и былъ полученъ на нея отвётъ, боли стали утихать, и въ скоромъ времени Наслёдникъ поправился,- сообщаетъ въ своей книгё послёдн\й Дворцовый Комендантъ Государя В.Н.Воейковъ.- Если стать на точку зрён\я Императрицы-Матери, въ Распутинё видёвшей богобоязненнаго старца, своими молитвами помогавшего больному Сыну, многое должно быть понято всякимъ преданнымъ престолу и Родинё русскимъ человёкомъ" (3; 44).
"Трудно также объяснить себё, какъ онъ помогалъ больнымъ. Слёдующ\й фактъ изъ жизни Наслёдника тронетъ сердце каждой матери. Всё знаютъ, что во время постоянныхъ заболёван\й Алексёя Николаевича Ихъ величества всегда обращались къ Распутину, вёря, что его молитва поможетъ бёдному мальчику. Въ 1915 году, когда Государь сталъ во главё арм\и, онъ уёхалъ въ ставку, взявъ Алексёя Николаевича съ собой. Въ разстоян\и нёсколькихъ часовъ пути отъ Царскаго Села у Алексёя Николаевича началось кровоизл\ян\е носомъ. Докторъ Деревенко, который постоянно его сопровождалъ, старался остановить кровь, но (по причинё гемофил\и) ничего не помогало, и положен\е становилось настолько грознымъ, что Деревенко рёшился просить Государя вернуть поёздъ обратно, такъ какъ Алексёй Николаевичъ изтекаетъ кровью. (...) Профессоръ Федоровъ и докторъ Деревенко возились около него, но кровь не унималась. (...) Императрица стояла на колёняхъ около кровати,(...) я получила отъ нее записку съ приказан\емъ вызвать Григор\я Ефимовича. Онъ пр\ёхал во дворецъ и съ родителями прошелъ къ Алексёю Николаевичу. По ихъ разсказамъ, онъ, подойдя къ кровати, перекрестилъ Наслёдника, сказавъ родителямъ, что серьезнаго ничего нётъ и имъ нечего безпокоиться, повернулся и ушелъ. Кровотечен\е прекратилось. Государь на слёдующ\й день уёхалъ въ ставку. Доктора говорили, что они совершенно не понимаютъ, какъ это произошло. “Но это- фактъ",- пишетъ въ книгё своихъ возпоминан\й Анна Вырубова (4; 88-89).
Только по молитвамъ Распутина Господь останавливалъ кровотечен\е у Наслёдника Престола, такъ какъ медицина была просто безсильна передъ гемофил\ей. И всё понимали, что, покушаясь на жизнь Григор\я, враги Росс\и покушаются на жизнь Царевича Алексёя: 1 \юня 1914 года въ селё Покровскомъ старецъ получилъ ножевое ранен\е въ животъ, и въ тотъ же часъ безъ всякой видимой причины у Наслёдника, Который находился на яхтё въ финскихъ шхерахъ, открылось кровоизл\ян\е въ паху. Господь Промыслитель не разъ указывалъ на мистическую сторону той любви, которая связывала Царскую Семью и сибирскаго крестьянина.
"Императрица послала ему телеграмму, на которую былъ полученъ отвётъ: "Помолюсь- и наслёдникъ будетъ здоровъ". Дёйствительно, день спустя здоровье наслёдника стало улучшаться", - пишетъ камердинеръ Царицы А.А. Волковъ (5; 62).
"Развё не знаете, что тёла ваши суть члены Христовы" (1Кор. 5,15) и "что мы члены друг другу" (Еф. 4,25)?- говоритъ Слово Бож\е,- "посему, страдаетъ ли одинъ членъ, страдаютъ съ нимъ всё члены" (1Кор. 12, 26), любящ\е его.
Изъ записей Государя въ дневникё можно узнать о томъ, что Распутинъ предсказалъ возобновлен\е болёзни Царевича Алексёя на сороковой день послё его смерти. Надо ли доказывать, что и это предсказан\е сбылось?
"Онъ не былъ никакимъ гипнотизеромъ или шарлатаномъ,- пишетъ Митрополитъ Вен\аминъ о молитвенномъ заступничествё Распутина за болящихъ.- Нельзя же забывать, что ученый монахъ и богословъ о. Феофанъ чтилъ его какъ святаго и всегда былъ въ радости отъ общен\я съ нимъ" (6; 140).
"Истор\я являла намъ примёры, когда человёчество проходило мимо святыхъ и пророковъ, не замёчая ихъ, или побивало камнями и разпинало тёхъ, въ чью святость не вёрило; но обратные примёры таковаго отношен\я къ признаннымъ святымъ наблюдались только у гонителей вёры въ Бога, - пишетъ Князь Жеваховъ. - Вотъ почему никак\е выступлен\я противъ Распутина (...) не имёли и не могли имёть успёха, ибо являлись въ глазахъ Государя выступлен\ями гонителей не Распутина, а гонителей вёры..." (1; 282).
Русск\й историкъ Владимиръ Федоровичъ Ивановъ пишетъ:
"Простая безыскусственная рёчь сибиряка, его рёзк\е порывистые движен\я, народные поговорки и простота обращен\я соответствовали душевным наклонностямъ Царя и еще болёе приблизили Распутина ко Двору. Не довёряя ни великимъ князьямъ, ни лживымъ царедворцамъ, всюду видя крамолу и измёну, Государь выслушивалъ и говорилъ съ Распутинымъ, вёря въ здравый разумъ русскаго простолюдина" (7; 50).
Почему Государь потянулся къ общен\ю съ человёкомъ Бож\имъ? И кёмъ былъ самъ Государь?
"Это былъ прежде всего богоискатель, человёкъ, вручивш\й Себя безраздёльной Волё Бож\ей, глубоко вёрующ\й христ\анинъ высокаго духовнаго настроен\я, стоявш\й неизмёримо выше тёхъ, кто окружалъ Его и съ которыми Государь находился въ общен\и. Только безграничное смирен\е и трогательная дёликатность, о которыхъ единодушно свидётельствовали даже враги, не позволяли Государю подчеркивать Своихъ нравственныхъ преимуществъ предъ другими... Только невёжество, духовная слёпота или злой умыселъ могли приписывать Государю то, что впослёдств\и вылилось въ форму злостной клеветы, имёвшей своей цёлью опорочить Его поистинё священное имя. (...) Само собою разумёется, что Распутинъ, коему предшествовала громкая слава "старца", имя котораго гремёло въ Петербургё и о которомъ Государь постоянно слышалъ возторженные отзывы отъ окружающихъ, въ томъ числё отъ \ерарховъ и даже Своего духовника, произвелъ на Государя сильное впечатлен\е. Неизбалованный любовью общества, видя вокругъ Себя измёну и предательство, тяготясь придворною сферою, съ ея ложью и лукавствомъ Государь сразу же проникся довёр\емъ къ Распутину, въ которомъ увидёлъ прежде всего воплощен\е русскаго крестьянства, какое такъ искренно и глубоко любилъ, а затёмъ и "старца", какимъ его сдёлала народная молва" (1; 282-283).
"Что такое "старецъ"?- продолжаетъ Князь.- Подъ этимъ именемъ разумёются люди, отмёченные особою благодатью Бож\ею, призванные вещать Волю Бож\ю людямъ, живущ\е въ уединен\и, постё и молитвё, вдали от м\ра и несущ\е въ монастыряхъ, сохранившихъ древн\е уставы иноческой жизни, подвигъ "старчества".(...) Наряду съ этими, такъ сказать, офиц\альными "старцами", несущими въ монастыряхъ возложенное на нихъ послушан\е, въ Росс\и встречается еще одинъ типъ людей, неизвёстный Европё. Это так называемые "Бож\и люди".(...) Въ противоположность "старцамъ" эти Бож\и люди рёдко остаются въ монастыряхъ, а преимущественно странствуютъ, переходя съ мёста на мёсто, вещая Волю Бож\ю людямъ и призывая къ покаян\ю. "Старцы" всегда монахи, тогда какъ между "Бож\ими людьми" встречаются и м\ряне; но какъ тё, такъ и друг\е ведутъ строгую аскетическую жизнь и пользуются равнымъ нравственнымъ авторитетомъ, очень высокимъ у нёкоторыхъ изъ нихъ. Мног\е изъ нихъ примыкаютъ къ типу "юродивыхъ во Христё", и черты различ\я между ними часто неуловимы. Изходя изъ борьбы съ неправдою, изкореняя малёйш\е компромиссы съ совёстью, “Бож\и люди” стараются быть живымъ воплощен\емъ Правды Христовой на землё, проповедуемой личнымъ примёромъ жизни, и отличаются отъ "старцевъ" и "юродивыхъ" только тёмъ, что стремятся къ достижен\ю своихъ цёлей иными способами и путями" (1; 264-266).
"Нуждё всякой онъ помогалъ, то есть отдавалъ все, что у него было, и утёшалъ совётами и объяснен\ями тёхъ, кто приходилъ къ нему подёлиться своими заботами. Терпёливо выслушивалъ разныхъ дамъ, которые являлись по сердечнымъ вопросамъ, всегда строго порицая грёховные дёла,- пишетъ въ возпоминан\яхъ А.А.Вырубова.- Помню, какъ-то въ церкви подошелъ къ нему почтовый чиновникъ и просилъ помолиться о больной. "Ты меня не проси,- отвётилъ онъ, - а молись Св. Ксен\и". Чиновникъ въ изпугё и удивлен\и возкликнулъ: "Какъ вы могли знать, что жену мою зовутъ Ксен\ей?" Подобныхъ случаевъ я могла бы разсказать сотни, но ихъ, пожалуй, такъ или иначе можно объяснить, но гораздо удивительнёе то, что все, что онъ говорилъ о будущемъ, сбывалось..." (4; 33).
Чтобы было ясно, о чемъ же вообще говорилъ Распутинъ со своими почитателями во время непродолжительных бесёдъ, приведемъ запись одной изъ нихъ:
"Чтобы спасти свои души, надо-ть вести богоугодную жизнь, говорятъ намъ съ амвоновъ церковныхъ священники да арх\ереи... Это справедливо... Но какъ же это сдёлать?.. Бери Четьи--Минеи, жит\я святыхъ, читай себё, вотъ и будешь знать какъ, отвёчаютъ. Вотъ я и взялъ Четьи-Минеи и жит\я святыхъ и началъ ихъ разбирать и увидёлъ, что разные святые разно спасались, но всё они покидали м\ръ и спасен\е свое содёлывали то въ монастыряхъ, то въ пустыняхъ... А потомъ я увидёлъ, что Четьи-Минеи описываютъ жизнь подвижниковъ съ той поры, когда они уже подёлались святыми... Я себё и подумалъ - здёсь, вёрно, что не ладно... Ты мнё покажи не то, какую жизнь проводили подвижники, сдёлавшись святыми, а то, какъ они достигли святости... Тогда и меня чему-нибудь научишь. Ведь между ними были великие грёшники, разбойники и злодёи, а про то, глянь, опередили собою и праведников... Какъ же они опередили, чёмъ дёйствовали, съ какого мёста поворотили къ Богу, какъ достигли разумён\я и, купаясь въ грёховной грязи, жесток\е, озлобленные, вдругъ взпоминали о Богё да пошли къ Нему?! Вотъ что ты мнё покажи... А то, какъ жили святые люди, то не резонъ; разные святые разно жили, а грёшнику невозможно подражать жизни святыхъ.
Увидёлъ я въ Четьи-Минеи и еще, чего не взялъ себё въ толкъ. Что ни подвижникъ, то монахъ... Ну, а съ м\рскими-то какъ? Ведь и они хотятъ спасти души, нужно и имъ помочь и руку протянуть...
Значитъ, нужно придти на помощь и м\рянамъ, чтобы научить ихъ спасать въ м\ру свои души. Вотъ, примёрно, министръ Царск\й, али генералъ, али княгиня какая, захотёли бы подумать о душё, чтобы, значитъ, спасти ее... Что же, развё имъ тоже нужно бёжать въ пустыню или монастырь?! А какъ же служба Царская, а какъ же присяга, а какъ же семья, дёти?! Нётъ, бёжать изъ м\ра такимъ людямъ не резонъ. Имъ нужно другое, а что нужно, того никто не скажетъ, а всё говорятъ: «ходи въ храмъ Бож\й, соблюдай Законъ, читай себё Еvангел\е и веди богоугодную жизнь, вотъ и спасешься».
И такъ и дёлаютъ, и въ храмъ ходятъ, и Еvангел\е читаютъ, а грёховъ, что ни день, то больше, а зло все растетъ, и люди превращаются въ звёрей...
А почему?.. Потому, что еще мало сказать: "веди богоугодную жизнь", а нужно сказать, какъ начать ее, какъ оскотинившемуся человёку, съ его звёриными привычками, вылезть изъ той ямы грёховной, въ которой онъ сидитъ; какъ ему найти ту тропинку, какая выведетъ его изъ клоаки на чистый воздухъ, на Бож\й Свётъ. Такая тропинка есть. Нужно только показать ее. Вот я ее и покажу.
Спасен\е въ Богё... Безъ Бога и шагу не ступишь... А увидишь ты Бога тогда, когда ничего вокруг себя не будешь видёть... Потому и зло, потому и грёхъ, что все заслоняетъ Бога, и ты Его не видишь. И комната, въ которой ты сидишь, и дёло, какое ты дёлаешь, и люди, какими окруженъ,- все это заслоняетъ отъ тебя Бога, потому-то ты и живешь не по-Бож\ему, и думаешь не по-Бож\ему. Значитъ, что-то да нужно сдёлать, чтобы хотя увидёть Бога... Что же ты долженъ сдёлать?..
Послё службы церковной, помолясь Богу, выйди въ воскресный или праздничный день за городъ, въ чистое поле... Иди и иди все впередъ, пока позади себя не увидишь черную тучу отъ фабричныхъ трубъ, висящую надъ Петербургомъ, а впереди прозрачную синеву горизонта... Стань тогда и помысли осебё... Какимъ ты покажешься себё маленькимъ, да ничтожнымъ, да безпомощнымъ, а вся столица въ какой муравейникъ преобразится предъ твоимъ мысленнымъ взоромъ, а люди- муравьями, копошащимися въ немъ!.. И куда денется тогда твоя гордыня, самолюб\е, сознан\е своей власти, правъ, положен\я?.. И жалкимъ, и никому не нужнымъ, и всёми покинутымъ осознаешь ты себя... И вскинешь ты глаза свои на небо и увидишьБога, и почувствуешь тогда всёмъ сердцемъ своимъ, что одинъ только у тебя Отецъ - Господь Богъ, что только Одному Богу нужна твоя душа, и Ему Одному ты захочешь тогда отдать ее. Онъ Одинъ заступится за тебя и поможетъ тебё. И найдетъ на тебя тогда умилен\е... Это первый шагъ на пути къ Богу.
Можешь дальше и не идти, а возвращайся назадъ въ м\ръ и становись на свое прежнее дёло, храня, как зёницу ока, то, что принесъ съ собою.
Бога ты принесъ съ собою въ душё своей, умилен\е при встречё съ Нимъ стяжалъ и береги его, и пропускай чрезъ него всякое дёло, какое ты будешь дёлать въ м\ру. Тогда всякое земное дёло превратишь въ Бож\е дёло и не подвигами, а трудомъ своимъ во славу Бож\ю спасешься. А иначе трудъ во славу собственную, во славу твоимъ страстямъ, не спасетъ тебя. Вотъ это и есть то, что сказалъ Спаситель: "Царство Бож\е внутри васъ". Найди Бога и живи въ Немъ и съ Нимъ и хотя бы въ каждый праздникъ, или воскресен\е, хотя бы мысленно отрывайся отъ своихъ дёлъ и занят\й и, вмёсто того, чтобы ёздить въ гости или театры, ёзди въ чистое поле, къ Богу".
"Распутинъ кончилъ, - пишетъ Князь Жеваховъ, - впечатлен\е отъ его проповеди получилось неотразимое, и, казалось бы, самые злёйш\е его враги должны были признать ея значен\е. Онъ говорилъ о теор\и богоугодной жизни, о томъ, чего так безуспёшно и въ разныхъ мёстахъ искали вёрующие люди и, безъ помощи учителей и наставниковъ, не могли найти. (...) Что Новаго, неизвестнаго людямъ, знакомымъ со святоотеческою литературою, сказалъ Распутинъ? Ничего!
Онъ говорилъ о томъ, что "начало премудрости - страхъ Бож\й", что "смирен\е и безъ дёлъ спасен\е", о томъ, что "гордымъ Бог противится, а смиреннымъ даетъ благодать" - говорилъ, словомъ, о наиболёе извёстныхъ каждаму христ\анину истинахъ; но онъ облекалъ эти теоретическ\е положен\я въ такую форму, какая допускала ихъ опытное примёнен\е, указывала на конкретные дёйств\я, а не въ форму философскихъ тумановъ, со ссылками на цитаты Еvангелистовъ или апостольск\е послан\я.
Я слышалъ много разныхъ проповедей, очень содержательныхъ и глубокихъ; но ни одна изъ нихъ не сохранилась въ моей памяти; рёчь же Распутина, произнесенную 15 лётъ тому назадъ, помню и до сихъ поръ и даже пользуюсь ею для возгрёван\я своего личнаго религ\ознаго настроен\я.
Въ его умён\и популяризировать Божественные истины, умёнии, несомненно предполагавшемъ извёстный духовный опытъ, и заключался секретъ его вл\ян\я на массы (1; 277-280).
"Я приведу здёсь, - пишетъ Д. Ходневъ, - отвёты Государя статсъ-секретарю Коковцеву, бывшему предсёдателемъ Совёта Министровъ: "Вы придаете Распутину совершенно несвойственное ему значен\е. Распутинъ - это простой мужикъ, который, какою-то необычайною силою, облегчаетъ страдан\я моего больнаго сына. Обращен\е Императрицы къ его помощи - это наше семейное дёло, и вмешиваться въ свои семейные дёла Я никому не позволяю" (8; 139).
"Между Государемъ и Распутинымъ возникла связь на чисто религ\озной почвё: Государь видёлъ въ нем только "старца" и, подобно многимъ искренно религ\ознымъ людямъ, боялся нарушить эту связь малёйшимъ недовёр\емъ къ Распутину, чтобы не прогнёвать Бога. Эта связь все болёе крёпла и поддерживалась столько же убёжден\емъ въ несомненной преданности Распутина, сколько, впослёдств\и, и дурными слухами о поведен\и Распутина, которымъ Государь не вёрилъ, какъ потому, что они изходили отъ невёрующихъ людей, такъ и потому, что они неслись изъ Государственной Думы, удёльный вёсъ которой, понятно, не могъ быть высокимъ въ глазахъ Государя...",- поясняетъ Князь Н.Д.Жеваховъ (1; 284).
«А что онъ произходилъ изъ мужиковъ, такъ это придавало ему особенную привлекательность, - пишетъ Митрополитъ Вен\аминъ,- "самъ народъ" въ лицё Григор\я Ефимовича говоритъ непосредственно съ Царемъ народа!» (6; 140).
Государь сказалъ объ этомъ человёкё такъ: "Это только простой русск\й человёкъ, очень религ\озный и вёрующ\й. Императрицё онъ нравится своей искренностью; она вёритъ въ его преданность и въ силу его молитвъ за нашу семью и Алексёя... но ведь это наше совершенно частное дёло... удивительно, какъ люди любятъ вмешиваться во все то, что ихъ совсёмъ не касается",- пишетъ протопресвитеръ Михаилъ Польск\й- Въ средё непрямодушныхъ людей Двора Распутинъ мог имёть вл\ян\е на чистую, любящую правду и благочестивую Царственную Чету, которой нёкоторые писатели ставятъ въ похвалу это искан\е правды и пророческаго руководства въ лицё старца.
Въ наши маловёрные времена Царь возвысился до ветхозавётной идеи пророка при себё. Что при Царё возможенъ былъ пророкъ, само по себё величественно, благочестиво и свято. (...) Во всякомъ случае дёйствительная причина его силы при Царё была во вл\ян\и на ходъ болёзни наслёдника. При припадкахъ болёзни послёдняго старецъ Григор\й погружался въ молитву и говорилъ Царицё: "Благодари Бога, Онъ еще разъ даровалъ жизнь твоему сыну". И ребенокъ поправлялся, и такъ бывало каждый разъ. Въ дни отречен\я отъ престола Государь сказалъ своему врачу: «Насколько вероятно, что наслёдникъ выздоровёетъ совершенно? Григор\й Ефимовичъ все время говорилъ, что Алексёй Николаевичъ къ 13 годамъ будетъ совершенно здоровъ. Я и Государыня привыкли вёрить ему, потому что все, что онъ предсказывалъ, сбывалось" (9; 235). И это изполнилось... въ день смерти.
Вполнё правдоподобнымъ представлялось Государю объяснен\е Распутина о томъ, что его бранятъ только царск\е враги. Всё его пророческ\е предсказан\я со временемъ подтверждались:
"Буду я, будетъ и Царь, и Росс\я; а какъ меня не будетъ, не станетъ тогда ни Царя, ни Росс\и" (1; 318).
Нерёдко получалъ я отъ Его Величества слёдующий отвётъ: "Все то, что вы мнё говорите, Я слышу уже много лётъ. П.А.Столыпинъ производилъ по этому дёлу разслёдован\е, и ни одинъ из разпространяемыхъ слуховъ подтвержден\я не получилъ". Было чрезвычайно трудно возражать на такой аргументъ, тёмъ болёе что какъ у Государя, такъ и у Императрицы сложилось достаточно обоснованное убёжден\е, что всякое пользующееся Ихъ довёр\емъ лицо тёмъ самымъ обрекается на нападки завистниковъ и клеветниковъ", - взпоминаетъ генералъ В.Н. Воейковъ (3; 109).
"Распутинъ самъ ни на какое политическое вл\ян\е не претендовалъ; но для враговъ Императора онъ оказался точкой приложен\я искусной клеветнической кампан\и, совершенно извратившей истинное положен\е вещей",- пишетъ русск\й историкъ С.С.Ольденбургъ (10; 67).
Таковаго же мнен\я придерживается и В.Ф.Ивановъ: "Никакого вл\ян\я на политическ\е и государственные дёла, какъ это изобразили враги Монарх\й и Росс\и, Распутинъ не имёлъ. Дёликатный и чутк\й Государь самъ велъ государственный корабль, и никак\е внушен\я и вл\ян\я на него не могли имёть значен\я" (7; 50-51).
Клевета на Царскую Семью и ея сибирскаго друга, начавшаяся при ихъ жизни, продолжается и послё ихъ уб\ен\я, и чёмъ дальше - тёмъ сильнёе. Эта бёсовская кипучая дёятельность враговъ росс\йскаго народа вызвана ихъ страхомъ передъ грядущимъ и, вёрим мы, неизбёжнымъ воскресен\емъ Росс\и. Разношерстные ненавистники Православ\я, Самодержав\я и Народности не могут ограничиться только уб\йствомъ Самодержца, разрушен\емъ Христ\анской государственности и геноцидомъ росс\йскаго народа. Чтобы оправдать свою гнусную кровавую дёятельность, они стараются очернить, изказить до неузнаваемости подлинный образъ тёхъ трехъ элементовъ - Вёры, Царя и Отечества, изъ совокупности которыхъ состояло Русское Государство до ихъ прихода къ власти. Нётъ ничего удивительнаго въ томъ, что на русскомъ языкё, но не русскими людьми печатно разпространяется самая безсовестная клевета съ цёлью изкажен\я исторической истины методомъ фабрикац\и всевозможныхъ завёдомыхъ фальшивокъ.
"Распутина создали Керенск\й и подобные ему клеветники, такъ какъ имъ нужно было создать хоть какой-нибудь поводъ для совершен\я революц\и; въ своей же "творческой" революц\онной дёятельности они не брезгали ничёмъ. Относительно клеветы, связанной съ именемъ Распутина, лейбъ-медикъ Государя - докторъ Евген\й Сергеевичъ Боткинъ, раздёливш\й заключен\е и трагическую судьбу Царской Семьи, говоритъ: "Если бы не было Распутина, то противники Царской Семьи и подготовители революц\и создали бы его своими разговорами изъ Вырубовой, не будь Вырубовой, изъ меня, изъ кого хочешь",- пишетъ историкъ Н.Обручевъ (2; 248).
О томъ, какъ подло и нагло "подставляли" Григор\я Ефимовича, узнаемъ, въ частности, со словъ Митрополита Петроградскаго Питирима:
"Явился этотъ Добровольск\й ко мнё на квартиру, развязно вошелъ въ кабинетъ, усёлся въ кресло, положивъ ногу на ногу, и цинично заявилъ мнё, что желаетъ быть назначеннымъ на должность вице-директора канцеляр\и Св. Синода.
«-Кто вы такой, гдё вы раньше служили и как\е у васъ основан\я обращаться ко мнё съ такимъ страннымъ ходатайствомъ?.. Предоставьте начальству судить о томъ, на какую должность вы пригодны, и подавайте прошен\е въ общемъ порядкё, какое и будетъ разсмотрёно по наведен\и о васъ надлежащихъ справокъ», - сказалъ я.
"Никакого другого мёста я не приму; а моего назначен\я требуетъ Григор\й Ефимовичъ (Распутинъ)",- отвётилъ Добро-вольск\й.
Посмотрёвъ въ упоръ на нахала, я сказал ему:
"Если бы вы были болёе воспитанны, то я бы вежливо попросилъ васъ уйти; но такъ какъ вы совсёмъ не умёете себя держать и явились ко мнё не съ просьбою, а съ требован\емъ, то я приказываю вамъ немедленно убраться и не смёть показываться мнё на глаза" (1; 237).
По причинё этого домогательства къ Митрополиту Питириму Оберъ-Прокуроръ Св. Синода Н.П.Раевъ вызвалъ къ себё князя Н.Д.Жевахова и попросилъ его посётить Григор\я Ефимовича и все выяснить.
«Знаю, миленькой, я всегда все знаю,- Доброволовъ напираетъ; пущай себё напираетъ», - сказалъ Распутинъ.
«Какъ пущай, - возразилъ я съ раздражен\емъ, - развё вы не знаете, что это за негодяй; развё можно такихъ людей натравливать на Синодъ!» (…)
«Вот ты, миленькой, накричалъ на меня, а того не спросилъ, точно ли я подсунулъ тебё Добровола... Аможетъ быть, онъ самъ подсунулся, да за меня спрятался... Ты хоть и говоришь, миленькой, что онъ негодящ\й человёкъ, а про то и не знаешь, что онъ человёкоуб\йца и свою жену на тотъ свётъ отправилъ... Пущай себё напираетъ, а ты гони его отъ себя. Онъ и на меня напираетъ, и я самъ не могу отвязаться отъ него»... Я былъ ошеломленъ и чувствовалъ себя посрамленнымъ.»
Слова Распутина подтвердились буквально: «Добровольск\й вскорё былъ арестованъ, будучи уличенъ въ отравлен\и своей жены»,-читаемъ въ возпоминан\яхъ Князя Н.Д.Жевахова(1;238-239).
О произхожден\и Распутинской легенды С.С.Ольденбургъ говоритъ слёдующее:
"Тщательно подготовленная враждебными Государю кругами еще въ 1911-1912 годахъ, эта легенда, какъ извёстно, приписывала Распутину огромное закулисное вл\ян\е на государственные дёла, "на смёну направлен\й и даже смёну лицъ", выражаясь словами Гучкова, однаго изъ главныхъ творцовъ этой легенды - если не главнаго. Съ этого времени въ извёстныхъ кругахъ вошло въ обычай приписывать вл\ян\ю Распутина всё непопулярные увольнен\я и назначен\я, всё неугодные "обществу" дёйств\я власти. Эта пропаганда, которая велась умёло и упорно, находила немало легковёрныхъ слушателей; и отъ упорнаго повторен\я Распутинская легенда понемногу приобретала въ умахъ многихъ характеръ нёкоего "общепризнаннаго факта".
Могло случиться, что эта легенда такъ бы и осталась недоказанной, но и не опровергнутой. Тё, кто увёровалъ въ нея, передавали свою вёру другимъ и ни за что не хотёли признать, что на самомъ дёлё они жестоко заблуждались. Но переписка Государя и Государыни, опубликованная совётской властью, даетъ возможность документально установить, насколько невёрно было представлен\е о властномъ вл\ян\и Распутина на ходъ государственныхъ дёлъ (10; 193).
"Съ увёренностью можно сказать, - пишетъ русск\й историкъ Н. Обручевъ, - что, отъ сотворен\я м\ра, не было другой четы, которая была бы болёе незаслуженно и подло опорочена и оклеветана, чёмъ Царь Николай Александровичъ и Царица Александра Федоровна" (2; 235).
«Критика царя среди публики" шла совершенно открыто. Въ частности, это ставилось и въ связи съ именемъ Распутина. Я поражался подобной вольностью»,- пишетъ Митрополитъ Вен\аминъ (6; 132).
Враги богоустановленнаго Самодержав\я, въ отлич\е отъ большинства архипастырей и пастырей, никогда не забывали, что Царь - это носитель особаго церковнаго сана, земной образъ Главы Церкви - Iисуса Христа и что его дискредитац\я - это вёрнёйшёе средство разрушен\я христ\анской государственности.
Если, къ примёру, 75-е апостольское правило не разрёшаетъ принимать отъ еретиковъ обвинен\я “противъ епископа”, то, тёмъ болёе, въ соглас\и съ духомъ этого канона это запрещен\е должно оградить отъ клеветы “внёшняго епископа Церкви” - ея земнаго покровителя и защитника.
Но вмёсто этого большинство духовенства заняло такую позиц\ю по поводу дружбы крестьянина и его Царя, которая доказывала начитанность духовенства только лишь въ бульварныхъ газетахъ и вёру имъ. Вмёсто того чтобы назидать паству на вёрную службу Богопомазаннику, священство, на свою голову, питалось "утками" изъ желтой прессы, коей вёрило...
"Положено и с\е, - читаемъ въ 129-мъ правилё Карфагенскаго собора, - не пр\имати доносовъ отъ всёхъ (...), на коихъ лежитъ пятно безчест\я, то есть, (…) отъ еретиковъ, или эллиновъ, или \удеевъ...”
А также и отцы втораго вселенскаго собора постановили, что необходимо тёхъ, кто имёетъ церковный санъ, ограждать отъ злонамёренной клеветы враговъ и разрушителей церкви, такъ какъ "мног\е, желая привести въ замешательство, - читаемъ въ 6-мъ правилё, - враждебно и клеветнически вымышляютъ на правящихъ церквами православныхъ епископовъ (и особенно на Богопомазанниковъ) нёк\е вины, не съ инымъ какимъ намёрен\емъ, какъ токмо, дабы помрачити добрую славу священниковъ (и тёмъ болёе м\рскаго арх\ерея), и произвести смятен\я въ м\рномъ народё.
"Чтобы прекратить клеветническ\е слухи, митрополитъ Алекс\й лично взялся за это дёло, изучилъ матер\алы, затребовалъ свёден\я отъ причта Покровской церкви, неоднократно бесёдовалъ съ самимъ Распутинымъ. По результатамъ этого Новаго разслёдования было подготовлено заключен\е Тобольской Духовной Консистор\и, разосланное многимъ высокопоставленнымъ лицамъ и нёкоторымъ депутатамъ Государственной Думы", - сообщаетъ историкъ Олегъ Платоновъ (11; 42).
В этом документе говорится о том, что возглавлявший комиссию Владыка Алексий "считает крестьянина Григор\я Новаго православным христианином, человёком очень умным, духовно н