Цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 2015 года по настоящее время
Как уже было указано выше, серьезные изменения в мировой политике в период 2013-2015 годов, спад в экономической сфере, а также ряд иных неблагоприятных причин, обусловили отказ от Стратегии национальной безопасности 2009 года, и принятие в конце 2015 года новогоУказа Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Проанализировав данный документ, мы отметили возросшую значимость геополитических вопросов, которые также отразились на основных целях и приоритетах, в сфере обеспечения национальной безопасности, указанных в данном документе.
Цель Российской Федерации заключается в приобретении как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира. В области международной безопасности Россия сохраняет приверженность использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. Применение военной силы для защиты национальных интересов возможно только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными. И в целях защиты национальных интересов Россия проводит открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию (в том числе новую гонкувооружений).
В Стратегии прописаны пути противодействия расширению влияния радикальной идеологии и террористической угрозы, в том числе следующие приоритеты государственной политики по противодействию: усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями; совершенствование структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти, развитие системы выявления, предупреждения и пресечения актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма; создание механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом; принятие мер для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур; развитие Организации Договора о коллективной безопасности, превращение ее в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая международный терроризм и экстремизм; выстраивание полноценного партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов, в том числе в сфере борьбы с терроризмом.
В Стратегии 2015 года подчеркивается, что одна из главных целей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации – повышение конкурентоспособности национальной экономики, которая осуществляется посредством реализации стратегического национального приоритета, определенного как «экономический рост».
Интересно, что в конечном итоге, основные цели и приоритеты социально-экономической направленности Стратегии 2009 года и года 2015сходны – повышение качества жизни граждан, рост его благосостояния.В Стратегии2015 года цели и приоритеты, связанные с проблемами подъема экономики, науки, здравоохранения по общей направленности достаточно похожи на положения предыдущего документа. Их суть можно сформулировать несколькими тезисами: опора на собственные силы, преодоление сырьевой направленностиэкономики, импортозамещение. И в Стратегии 2015 года особое внимание уделяется необходимости диверсификации экономики, преодоления ее сырьевойнаправленности, перехода на новый уровень технологического развития, рационального импортозамещения[15].
В Стратегии 2015 года четко прописана зависимостьсостояния национальной безопасности от степени реализации стратегическихнациональных приоритетов и эффективности функционирования системыобеспечения национальной безопасности. Анализ Стратегии позволяетвыделить стратегические цели обеспечения национальной безопасности в рассматриваемой сфере и конкретные пути ее обеспечения.
В частности, стратегическими целями обеспечения национальнойбезопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран–лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения деловогоклимата и создания благоприятной деловой среды.
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности вобласти повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных идуховных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.
Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования издравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильныхгрупп населения, достойного пенсионного обеспечения.
В новом документе стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры обозначены сохранение и приумножение традиционных российских духовно нравственных ценностей как основы российского общества, воспитаниедетей и молодежи в духе гражданственности.
Что касается стратегических национальных приоритетов, то они разработчиками определены следующим образом: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. Новшество здесь в том, что разработчики отказались от характерного для Стратегии 2009 года деления приоритетов на основные приоритеты и приоритеты устойчивого развития[16].
Таким образом, в заключении можно отметить, что цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 2015 года по настоящее время во многом сформулированы исходя из геополитических реалий современного исторического периода. Россия активно проявляет себя на мировом пространстве, однако сталкивается с непониманием и недоверием со стороны ряда развитых западных государств и с многократно возросшей угрозой терроризма. Что касается экономической и социальной сферы, то цели и приоритеты тут продолжают традиции предыдущих этапов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев вопрос эволюции целей и приоритетов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, цели обеспечения национальной безопасности – это конечный, идеально-предполагаемый результат воздействие должностных лиц, государственных органов, общественных объединений на сферу национальной безопасности, посредством реализации государственной политики. Сущность целей обеспечения национальной безопасности – это их конкретное содержание, то, ради чего данные цели непосредственно существуют. Сущность целей обеспечения национальной безопасности носит фундаментообразующий характер для всего механизма национальной безопасности.
Во-вторых, приоритеты обеспечения национальной безопасности – это основные направления воздействия субъектов национальной безопасности на объект данной сферы. Подход к приоритетам может быть, как широким – общие, стратегические, национальные приоритеты обеспечения национальной безопасности, так и узким – отдельные приоритеты той или иной сферы связанной с национальной безопасностью. Что касается значения приоритетов, то на наш взгляд, основное значение заключается в двух моментах: приоритеты обеспечения национальной безопасности служат инструментом оперативного реагирования на внутренние и внешние угрозы для государства и общества, а также они служат системообразующим элементом механизма обеспечения национальной безопасности.
В-третьих, цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 1991 по 2000 годы по сути только создавались как самостоятельный элемент системы обеспечения национальной безопасности. В период с 1991 года по 2000 годы наше государство находилось в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе, вопрос стоял скорее о выживании, о сохранении государства как такового, преодоления негативных тенденций в экономике и постепенное разрешение скопившихся социальных проблем. Именно это обусловило цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 1991 по 2000 годы.
В-четвертых, цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 2000 по 2015 годы существенно изменились, по сравнению с целями и приоритетами 90-ых годов. Преодоление стагнации экономики (а в дальнейшем и неплохие показатели ее роста), разрешение социальных проблем, медленный, но все же подъем высокотехнологичного производства, а также преодоления политического кризиса власти позволило сформировать новые цели и приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности, которые во многом за рассматриваемый период были достигнуты. Однако до конца данные цели и приоритеты реализованы не были, т.к. изменившаяся геополитическая обстановка потребовала принятия новых целей и приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности.
В-пятых, цели и приоритеты обеспечения национальной безопасности в период с 2015 года по настоящее время во многом сформулированы исходя из геополитических реалий современного исторического периода. Россия активно проявляет себя на мировом пространстве, однако сталкивается с непониманием и недоверием со стороны ряда развитых западных государств и с многократно возросшей угрозой терроризма. Что касается экономической и социальной сферы, то цели и приоритеты тут продолжают традиции предыдущих этапов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237; Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
3. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 8. - Ст. 609.
4. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (утратил силу) // Российская газета. – 1997. - № 247.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 20. - Ст. 2444.
Специальная литература
6. Гацко М.В. Основы национальной безопасности: учебное пособие. – Ногинск: Издание Ногинского филиала РАНХ и ГС, 2014. – 130 с.
7. Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2013. – № 9. – С. 30-32.
8. Курбатов А.А. К вопросу о современном состоянии системы обеспечения национальной безопасности // Вестник Елецкого государственного университета. – 2016. - № 2. – С. 41-43.
9. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 384 с.
10. Мельченко А.М. Теория национальной безопасности: конспект лекций. – Воронеж: Из-во ВГУ, 2011. – 147 с.
11. Недашковский А. А. Особенности формирования стратегий безопасности России в современных условиях // Вестник Саратовского Государственного социально-экономического Университета. – 2012. – №2. – С.191-195.
12. Петров C. В. Основы национальной безопасности: учебное пособие. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 303 с.
13. Рыбак А.А. К вопросу о стратегических национальных приоритетах в целях обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. - № 4. – С. 14-19.
14. Шободоева А.В. Основы теории национальной безопасности: курс лекций. – Иркутстк: Из-во БГУ, 2015. – 227 с.
15. Щекотин Е.В. Национальная безопасность в условиях турбулентности: критический обзор // Инновационная наука. – 2015. - № 10. – С. 55-56.
[1]Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2013. – № 9. – С. 30.
[2]Шободоева А.В. Основы теории национальной безопасности: курс лекций. – Иркутстк: Из-во БГУ, 2015. – С. 34.
[3]Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 8. - Ст. 609.
[4]О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
[5] Рыбак А.А. К вопросу о стратегических национальных приоритетах в целях обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. - № 4. – С. 14.
[6]Гацко М.В. Основы национальной безопасности: учебное пособие. – Ногинск: Издание Ногинского филиала РАНХ и ГС, 2014. – С. 11.
[7]Мельченко А.М. Теория национальной безопасности: конспект лекций. – Воронеж: Из-во ВГУ, 2011. – С. 19.
[8] Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – C. 72.
[9] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237; Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
[10]Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (утратил силу) // Российская газета. – 1997. - № 247.
[11] Петров C. В. Основы национальной безопасности: учебное пособие. – Новосибирск: АРТА, 2011. – С. 28.
[12]Недашковский А. А. Особенности формирования стратегий безопасности России в современных условиях // Вестник Саратовского Государственного социально-экономического Университета. – 2012. – №2. – С.191
[13]О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 20. - Ст. 2444.
[14]Щекотин Е.В. Национальная безопасность в условиях турбулентности: критический обзор // Инновационная наука. – 2015. - № 10. – С. 55.
[15] Курбатов А.А. К вопросу о современном состоянии системы обеспечения национальной безопасности // Вестник Елецкого государственного университета. – 2016. - № 2. – С. 41.
[16]Шободоева А.В. Основы теории национальной безопасности: курс лекций. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. – С. 200.