Основные проблемы современной этнологии: конфликты, беженства.
Объектом изучения этнологии являются этносы или этнические общности.
Этнос – это особый вид социальной группировки, возникающей не по воли людей, а в результате естественно – исторического процесса. Характерная черта этносов – их значительная устойчивость: они, как правило, сохраняются многие и многие столетия.
Каждый этнос обладает определенным внутренним единством, а также специфическими чертами, отличающими от всех образований того же типа.
Этнология как наука изучает этнические процессы, то есть разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.
Таким образом, в предмет этнологии входят следующие сферы:
1.Возникновение этносов (этногенез).
2.Историческую эволюцию этносов (этническую историю).
3.Современную жизнь этносов (их актуальное функционирование).
4.Возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования).
К основным проблемам изучения современной этнологии относят:
1)Расселение народов, их этнонимию (самоназвания – эндоэтнонимы; названия, данные другими народами – экзоэтнонимы), изучение этнических территорий и этнических границ.
2)Социальные группы (слои, классы, сословия и т.п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоёв, институтов и прочих, что составляет предмет занятий специальной этнологической дисциплины – этнической социологии; демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов.
3) Субэтнические группы и образования в составе крупных этносов; различные аспекты традиционно – исторической и современной народной и профессиональной культуры народов – их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и украшения, художественная культура.
4)Хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы.
5)Обряды, обычаи, нравы и верования обрядов.
6) Языковое поведение и его влияние на этносы.
7)Проблемы этнического сознания и самосознания.
8)Политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими (в том числе конфликтными) отношениями и т.п.
В современном обществе наиболее остро стоит проблема конфликтов и беженство.
В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.
В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредотачивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.
Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.
Межэтнические конфликты возникают внутри государства.
Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
Причины межнациональных конфликтов:
1.Экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра).
2.Социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.
3.Культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развитие родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
4.Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.
5.Исторические прошлые взаимоотношения народов.
6.Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности, контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
Типы межнациональных конфликтов:
1)Конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», н: Армяно – Азербайджанский конфликт).
2)Конфликты идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Литва, Эстония, Татарстан, в свое время идея Уральской республики).
3)Конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институционных решений, открытые столкновения.
Способы разрешения:
1.Отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключать любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы например).
2.Применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооружённых столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.
3.Перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе.
4.Разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным.
5.Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.
Известны также различные подходы к выделению отдельных типов конфликтов. Так, по классификации Г. Лапидус существуют:
1. Конфликты, происходящие на межгосударственном уровне (конфликт между Россией и Украиной по вопросу о Крыме).
2. Конфликты внутри государства:
2.1. Конфликты с вовлечением в них аборигенных меньшинств (например лезгин в Азербайджане и Дагестане);
2.2. Конфликты с вовлечением в них общин пришлого населения;
2.3. Конфликты с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств (крымские татары);
2.4. Конфликты, возникающие в результате попыток пересмотра отношений между бывшими автономными республиками и правительствами государств-преемников (Абхазии в Грузии, Татарстана в России).
Конфликты, связанные с актами общинного насилия (Ош, Фергана) в Средней Азии, выведены исследователем в отдельную категорию. Здесь, по мнению Г. Лапидус, большую роль сыграл экономический, а не этнический фактор.
Один из наиболее полных вариантов типологии межнациональных конфликтов предложил Я. Этингер:
1. Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных в прошлом этносов. Их источник - внутреннее, политическое, а нередко и вооруженное столкновение между стоящими у власти правительством и каким-либо национально-освободительным движением или той или иной ирредентистской и сепаратистской группировкой, пользующейся политической и военной поддержкой соседнего государства. Классический пример - ситуация в Нагорном Карабахе и отчасти в Южной Осетии;
2. Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования. Таково положение в Абхазии, отчасти в Приднестровье;
3. Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов. Спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района - яркое тому свидетельство;
4. Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства. Например, стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые, как известно, были включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в 40-е годы перешли к РСФСР;
5. Конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществляемых в советский период. Это, прежде всего проблема Крыма и в потенции - территориальное урегулирование в Средней Азии;
6. Конфликты как следствие столкновений экономических интересов, когда за выступающими на поверхность национальными противоречиями в действительности стоят интересы правящих политических элит, недовольных своей долей в общегосударственном федеративном «пироге». Думается, что именно эти обстоятельства определяют взаимоотношения между Грозным и Москвой, Казанью и Москвой;
7. Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии. Например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями;
8. Конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик. Таковы проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане;
9. Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть государственным и каков должен быть статус иных языков) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это происходит, например, в Молдове, Казахстане.