Понятие и назначение механизма гос-ва, принципы его организ и дея-ти
В юридической науке понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются или же используются как синонимы .«Под механизмом государства понимается система его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции».
Или: «Механизм государства - это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства».
общие черты механизма государства: -состоит из группы людей, выделенных из общества, и призван профессионально осуществлять управление (законодательством, исполнением законов, их охраной от
нарушений); -первичными структурными элементами механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие;-каждый государственный орган обладает определенными властными полномочиями и поэтому выступает как орган властвования;-механизм призван надежно защищать и охранять права и свободы граждан.
Реализация функций государства его механизмом строится на следующих принципах:
-приоритет прав и свобод человека. Он предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (ст. 2 Конституции Республики Беларусь);-демократизм предполагает широкое участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов (ст. 37-39 Конституции Республики Беларусь); -законность выражает такое состояние общества, при котором государственные органы, с одной стороны, и граждане - с другой, обязаны строго соблюдать конституцию, законы и подзаконные акты. Толкование этих актов и применение на всей территории государства должно быть единообразным. Все нормативные правовые акты должны быть подчинены конституции и законам. Гарантии прав и свобод отражают состояние законности;-профессионализм. При его помощи создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате. Наличие высококвалифицированных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата;-разделение властей предусматривает разделение государственной власти на:
-законодательную;-исполнительную;-судебную.
Этот принцип предполагает деление властей не только по функциям, но и недопущение узурпации одной власти, и в первую очередь исполнительной власти, обладающей мощными материальными, людскими и финансовыми возможностями.
Теория разделения властей
Большой вклад в юридическую науку внесли англичанин Джон Локк (1632-1704) и француз Шарль Монтескье (1689-1755), разработавшие концепцию разделения властей. Дж. Локк разделял власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Следует также отметить выдвинутое им положение об обязанности в гражданском обществе всем без исключения исполнять его законы. Отстаивание Дж. Локком идеи неотчуждаемости от личности свободы, права на жизнь и собственность было признано впоследствии началом идеологии буржуазного либерализма.
Ш. Монтескье дополнил теорию разделения властей тем, что наряду с законодательной и исполнительной выделил и судебную власть. К тому же он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Идеи свободы, гражданских прав и разделения властей, обоснованные этими мыслителями, получили закрепление в конституциях Франции, США и других государств.
Впервые принцип разделения властей был зафиксирован в конституциях ряда штатов США (13 штатов), а впоследствии и в федеральной Конституции США 1987 г.
В основу принципа разделения властей положена структурно-функциональная определенность каждого высшего государственного органа власти и зависит от формально-материального статуса и фактического разделения их функций и конкретной компетенции. Каждый орган обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу.