Элементы этногенеза по Л.Н. Гумилеву
Теория этногенеза находится еще в стадии становления. В дальнейшем при выявлении особенностей этногенеза будут использоваться идеи, высказанные Л.Гумилевым. Обоснованность подобного выбора следует из того, что многие исследователи цитируют положения Гумилева без соответствующих ссылок31. Естественно, что рассматриваются лишь те особенности этногенеза, которые имеют отношение к рассматриваемой теме, а дискуссионные вопросы, по возможности, опускаются.
«Три параметра» этногенеза. Согласно Гумилеву32, нет ни одного реального признака для определения этноса. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда — нет. Только одно всегда является определяющим — признание членами этноса: «мы такие, а все прочие — другие». Этнос возникает как целостность, противопоставляющая себя всем остальным целостностям, и исчезает с потерей ощущения «своих» и «чужих».
Этногенез — длительный процесс, определяемый тремя параметрами: пространственным (ландшафтным), временным (изменение пассионарности от рождения до распада) и контактным (взаимодействие с другими этносами и средой)33.
Каждый этнос представляет собой оригинальную форму адаптации человека к кормящему его ландшафту. Ландшафт действует на этнос принудительно, и поэтому при его смене этнос либо исчезает, либо вынужден изменить стереотип своего поведения, что означает появление нового субэтноса или нового этноса. Этнос, образно говоря, можно определить как личность на популяционном уровне.
Согласно Гумилеву, пассионарность — это «необоримое внутреннее стремление небольшого числа людей к крайне активной целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения (этнического или природного), причем достижение этой цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни»34.
Пассионарии, отмечает Гумилев, являются «созидателями» этносов. Близкое по духу утверждает и Тойнби: «...рост цивилизаций — дело рук творческих личностей или творческого меньшинства». Здесь, а также во многих других вопросах Тойнби и Гумилев пришли к близким выводам и обобщениям, однако, как отмечает последний35, объяснения наблюдаемых явлений у них диаметрально противоположны.
Фазы этногенеза.Время существования этноса конечно и обычно длится 1000–1500 лет. Из народов, процветавших 5 тыс. лет тому назад, не осталось ни одного; из тех, кто творил великие дела 2 тыс. лет до нас, уцелели осколки немногих; те же, кто существовал в Х в., по большей части еще живут, хотя и весьма изменившись34. В процессе эволюции, от зарождения до полного исчезновения или перехода в стабильные реликтовые формы, большинство этносов проходит через фазы становления, существования, конечную фазу существования и, наконец, фазу упадка.
На примерах Римской и Византийской империй Гумилев отмечал, сколь разнятся пассионарные свойства этносов в каждой фазе. Так, например, в период становления Рим сначала подчинил себе все окрестные города, а потом — всю Среднюю Италию, часть населения которой была истреблена, а часть превращена в «союзников». Другой пример— из фазы упадка этноса. В 1204 г. 22–25 тыс. крестоносцев осадили Константинополь. Но против них сражалась только наемная варяжская дружина, горожане же позволяли себя беспрепятственно грабить и убивать.
Этносы и суперэтносы.Суперэтнос — группа этносов, возникшая в результате пассионарного толчка в одном регионе и связанная общностью исторической судьбы. Единственным надежным критерием отличия суперэтносов, так же как и этносов, является не язык, не религия, а стереотип поведения. Длительность существования суперэтносов определяется не успехом в процессе межэтнической интеграции, а, подчеркнем, упрощением этнических систем всех уровней, что, как правило, приводит к исчезновению отдельных этносов и субэтносов.
Суперэтнос не есть общность духовная или политическая, хотя первое и второе необходимы. Это — явление ландшафтное. Так, северная граница Римского мира не пересекала зоны распространения виноградной лозы; Мусульманский Восток или Левант по сути не расширился за границы произрастания финиковой пальмы; западная граница для российского суперэтноса — нулевая изотерма января и т.д.
Невозможность существования «общемировой цивилизации».Из теории этногенеза Гумилева естественным образом следует невозможность существования так называемой общемировой цивилизации. Поскольку все этносы имеют разный вмещающий их ландшафт и различное прошлое, формирующее настоящее как во времени, так и в пространстве, то общемировая культура, одинаковая для всех этносов, возможна лишь с упрощением этнических систем. А это — смерть для подавляющего большинства этносов. Этническая пестрота, отмечает Гумилев, — оптимальная форма существования человечества.