Исторические условия возникновения мирового военного конфликта 1914 – 1918 гг.

Введение

Последнее десятилетие, характерное глубокими сдвигами в социально-экономическом и политическом развитии многих стран и народов, вынудило по-новому взглянуть на истоки, природу и формы всех этих многообразных процессов. Можно утверждать, что между учёными нет разногласий в отношении того, что исторические перемены прямо или косвенно связаны с двумя мировыми войнами. Трудно не согласиться с известным американским историком и дипломатом Джорджем Кеннаном, утверждавшим, что именно первая мировая война больше любой другой катастрофы в истории ХХ века потрясла устои западной цивилизации, породив её глубокий внутренний кризис[1].

Великая война 1914 – 1918 гг. определила на десятки лет вперёд и доминанты в развитии международных отношений, вызвав предельную их идеологизацию и поставив в центр глобальных процессов открытую и циничную борьбу за мировое лидерство, за гегемонию, за военное превосходство.

Великая война, о которой поначалу не принято было говорить “первая”, ибо сознание людей не допускало повторения этой трагедии, дала гигантский импульс социально-классовому размежеванию, вызвав раскол общества.

Как считают многие исследователи, история первой мировой войны остаётся “забытой войной”. История Великой войны в общественном сознании обрастала разного рода мифами, искажениями, лже-толкованиями. Критическое переосмысление традиционных трактовок полностью оправданно. Однако назидательность и жажда вписаться в игру политических страстей – вот чем часто грешат новейшие изыскания по данному разделу истории ХХ века, чьё ключевое значение является сегодня самоочевидным.

Исторические условия возникновения мирового военного конфликта 1914 – 1918 гг.

Начало ХХ века характеризуется обострением международной обстановки. В отечественной историографии безоговорочно доминировала ленинская концепция причин первой мировой войны. Суть её состояла в том, что первая мировая война – это империалистическая, захватническая война между двумя враждебными группировками капиталистических держав – германо-австрийским блоком и Антантой – за передел уже поделённого мира, перераспределение колоний, рынков сбыта, сфер влияния и приложения капиталов.

В начале ХХ в. Англия постепенно теряет лидирующие позиции и на передний план по темпам индустриального развития выдвигается Германия.

Попытки мирным путём решить возникшие противоречия не дали положительных результатов. Германия и её союзники стремились не только к переделу мира, но и к мировому господству. Инициатором создания военно-политических союзов с целью решения военным путём возникших противоречий между европейскими странами стала Германия. В 1882 г. оформился Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии, направленный против Франции и Англии. В противовес этому союзу Англия и Франция в 1904 г. заключают военно-политический союз под названием Антанта (Сердечное согласие).

В союзе с Россией нуждались оба противостоящих военных блока. В начале ХХ века Россия как великая держава значительно упрочила своё положение. По темпам промышленного развития Россия вышла на передовые позиции в мире. Как великая держава Россия имела свои сферы влияния в мире. Россия, в отличие от других стран не имела колоний за пределами своей территории, но последовательно защищала свои интересы за рубежом.

Быстрое проникновение Германии на Балканский полуостров и Ближний Восток усилило российско-германские противоречия. Германия, усиливая своё влияние на этих территориях, бывших издана в сфере российских интересов, попыталась построить железную дорогу с Балкан через Турцию на Ближний Восток. Это явилось реальной угрозой лишить Россию выхода в Средиземное море, изолировать её от потенциальных союзников.

Однако императорскую Россию и Германию связывала общность политического строя, общие экономические интересы. Германия являлась важнейшим рынком сбыта российской сельскохозяйственной продукции и экономические интересы русских помещиков-аграриев диктовали необходимость сближения с Германией. Германская ориентация внешней политики в 70 – 80-е гг. XIX в. привела к созданию “Союза трёх императоров” (1881 г.), распавшегося лишь из-за сближения Германии с Австро-Венгрией и заключения Тройственного союза.

Германофильские настроения были особенно сильны в придворных кругах, многие представители которых являлись немцами по происхождению.

Во время русско-японской войны германский император Вильгельм II обещал оказать Николаю II политическую и даже военную поддержку. Напротив, Японию почти открыто поддержали Англия, США и Франция.

За союз с Германией стояли крайне правые, надеясь на обеспечение западного тыла для реванша после поражения в войне с Японией.

Вот почему, в 1905 г. между русским и германским императорами было достигнуто соглашение о военном союзе. Но в результате экспансионистской политики союзника Германии – Австро-Венгрии на Балканах, поддержанного Германией, и в результате собственных попыток расширить сферу своих интересов в Азии, этот союз распался.

Противоречиво стали складываться и экономические отношения Германии и России. Покровительствую своим помещикам, германское правительство вводит в одностороннем порядке высокие пошлины на российские товары. Это вызвало немедленное противодействие со стороны России. Так таможенная война привела к ещё более сильному обострению российско-германских отношений.

Этими противоречиями воспользовалась Франция, нуждающаяся в сильном союзнике. В 90-е гг. XIX в. оформляется франко-русский военно-политический союз, основанный на значительной французской экономической помощи России. Англия нуждалась в военном союзе с Россией против Германии даже больше чем Франция. Поэтому русско-английские противоречия были урегулированы. Россия и Англия поделили Иран на территориальные сферы интересов. Афганистан был признан сферой интересов Англии. Соглашение о разделе сфер влияния на Востоке знаменовало заключение союза между Англией и Россией. За сближение с Англией выступала и русская буржуазия. В 1907 г. к Антанте присоединилась Россия.

В германской историографии широкое распространение получила точка зрения, в которой внешняя политика Германии изображалась как ответная реакция на враждебную политику стран Антанты[2].

В английской и французской историографии главную ответственность за развязывание мировой войны наряду с Германией возлагают и на Россию. Подчёркивая оборонительный характер внешней политики Антанты, западные историки акцентируют внимание на экспансии царизма на Балканах, на Ближнем и Среднем Востоке, на проблеме проливов[3].

В советской литературе проблема проливов опиралась на ленинский тезис о том, что целью царизма в войне был захват черноморских проливов. Внешняя политика России проводилась в интересах помещиков и торгово-промышленной буржуазии. Несомненно, огромную роль в экономической жизни России играли черноморские проливы, через которые осуществлялось до 90 % всего сельскохозяйственного экспорта страны. Поэтому российский капитализм был заинтересован в контроле над главным торговым путём через Босфор и Дарданеллы. Но Россия стремилась сделать это мирным путём. Россия не хотела войны, и все же вступила в неё[4].

В связи с этим важным является вопрос о славянском единстве. Именно под этим лозунгом Россия вступила в войну, заявив о своём намерении защищать Сербию и Черногорию. Лозунг “славянского единства” объединял силы России, Сербии и Черногории в борьбе против агрессии.

Наряду с традиционным пониманием причин первой мировой войны в последнее время в литературе складывается цивилизационный подход. В рамках этого полхода выделяют несколько групп причин[5].

Первая группа причин первой мировой войны носит общеисторический характер. Это прежде всего межцивилизационная борьба за доминирующий тип развития. Все цивилизации на определённом этапе развития имеют тенденцию к экспансии – территориальному, военно-политическому расширению. В начале ХХ в. имперская экспансия великих держав достигла крайних пределов и переросла в первый глобальный военно-политический конфликт между двумя группировками: Антантой и Германо-Австро-Венгерским союзом. Суть конфликта составлял вопрос – по какому из двух реальных вариантов развития индустриального общества пойдёт западная цивилизация? По франко-англо-американскому, гражданско-правовому, либерально-демокра-тическому, или же по германо-австро-венгерскому? Ответ зависел от позиции России. В силу своей геоисторической специфики Россия представляла собой ещё один из вариантов развития: восточноевропейский, российский военно-государственый, консервативно-монархический.

Разрешить эти глобальные межцивилизационные противоречия могла только мировая война. Важное место в понимании причин войны занимают межрегиональные межгосударственные конфликты. Прежде всего это – соперничество между Францией и Германией на Западе Европы из-за прирейнских провинций; между Россией и Австро-Венгрией на Балканах; между Россией и Германией в польском вопросе; между Великобританией и Германией за гегемонию на морях и в колониях. Причём, если Австро-Венгрия придерживалась курса на аннексию Балкан, то Россия стремилась сохранить национальные государства на Балканах. В случае вмешательства великих держав в региональный конфликт и срабатывания механизма межсоюзнических договорённостей война из региональной неизбежно становилась общеевропейской, а с присоединением к ней неевропейских народов – мировой. Раскол Европы на два враждебных военно-политических лагеря объективно способствовали развязыванию мировой войны.

К субъективным причинам войны следует отнести победу “партий войны” в правящих кругах западных держав. Прежде всего Германии, Австро-Венгрии, Франции и Англии, где верх одержали наиболее экстремистские круги, желающие выявить военно-силовым путём того, кому принадлежит гегемония в Европе.

Поводом для войны послужили события на Балканах летом 1914 г. На конец июня Австро-Венгрия назначила в Боснии, которая в 1908 г. была аннексирована Австро-Венгрией после начала революции в Турции, проведение военных маневров. Место и дата носили провокационный характер. 15 (28) июня в Сербии отмечалось как день национального траура. В этот день 1389 г. на Косовом поле турки нанесли поражение объединённой сербо-боснийской армии, в результате которого балканские народы попали под многовековое османское иго. На открытие маневров прибыл наследник престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Сербские националисты решили совершить на него покушение. В день открытия маневров в г. Сараево 28 июня 1914 г. наследник Австро-Венгерского престола Франц-Фердинанд и его жена были убиты сербским националистом Гавриилом Принципом. Этот факт сам по себе не был угрожающим миру, и сначала европейская пресса отнеслась к этому событию сравнительно спокойно. Однако к решительным действиям Австро-Венгрию подталкивал сам германский император Вильгельм II. Он рассчитывал на то, что Россия, ещё не завершившая свою военную программу, срок окончания которой был 1917 г., из-за своей военной неготовности, возможно, не вмешается в австро-сербский конфликт, и Сербия будет быстро разгромлена. Если же Россия всё же и вмешается, то война разразится в выгодный для Германии момент. Вильгельм II указывал, что “если упустить два-три года, Россия за это время завершит свою военную программу, – построит новый флот, проведёт стратегические железные дороги, перевооружит армию – и задавит нас количеством своих солдат”[6].

Заручившись обещанием Германии о поддержке, Австро-Венгрия предъявила Сербии жёсткий ультиматум, содержащий требования, нарушавшие суверенитет Сербии: введение на её территорию ограниченного контингента австрийских войск для защиты, находившихся в Сербии австрийских граждан, а также допуска следователя из Вены для расследования убийства Франца-Фердинанда.

Россия попыталась предотвратить военный конфликт посредством переговоров. Она потребовала от Австро-Венгрии продлить сроки ультиматума, а Сербии советовала принять его, за исключением пункта о вводе войск на её территорию. Однако Австро-Венгрия объявила всё же войну Сербии и подвергла обстрелу Белград.

В эти критические дни Николай II предпринимает все меры, чтобы избежать втягивания России в войну. В день обстрела Белграда 15 июля 1914 г. он отправляет телеграмму в Берлин, извещая, что в России будет объявлена мобилизация четырёх военных округов как ответная мера против действий Австро-Венгрии, но не направленная против Германии. Николай II просил Вильгельма II “умерить” Австро-Венгрию. 16 июля Николай направил Вильгельму II новую телеграмму с предложением передать на рассмотрение международной конференции военный конфликт между Австро-Венгрией и Сербией. В тот же день высшие военные чины просили царя объявить всеобщую мобилизацию. 17 июля министр иностранных дел Сазонов, военный министр Сухомлинов и начальник Генерального штаба Янушкевич пытались убедить Николая II объявить мобилизацию. Царь колебался. Николай II вновь направляет телеграмму Вильгельму II, пытаясь убедить его оказать давление на Австро-Венгрию и, заверяя его, что мобилизационные мероприятия России не направлены против Германии. Николай II просит Вильгельма II выступить посредником в мирном улаживании конфликта.

К вечеру 17 июля царь, уступив настойчивым требованиям своих министров, согласился на объявление всеобщей мобилизации. В полночь 19 июля Германия потребовала от России прекратить мобилизацию или же к 12 часам дня 19 июля Германия также объявит всеобщую мобилизацию. Николай II пытался ещё раз убедить Германию, что мобилизация направлена не против неё. Однако 19 июля (1 августа) Германия объявила войну России. 2 августа 1914 г. Франция заявила о своей поддержке России и немедленно приступила к мобилизации. 3 августа Германия объявила войну Франции и в тот же день пересекла бельгийскую границу. 4 августа Англия объявила войну Германии, мотивируя это нарушением Германией нейтралитета Бельгии.

6 августа Австро-Венгрия объявила войну России. 23 августа Япония объявила войну Германии с целью захвата германских колоний на Дальнем Востоке. К Антанте примкнули Италия и Румыния. На стороне австро-германского блока выступили Турция и Болгария. Так, возникший летом 1914 г. военный конфликт на Балканах, вылился в первую мировую войну, в которую были втянуты 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек.

Объявление войны России вызвало всплеск патриотизма части русского общества. В столицах прошли многолюдные митинги под лозунгами “война до победного конца”. Антинемецкие настроения находили своё выражение в переименовании городов (столица империи стала называться Петроград). Начавшуюся войну стали называть Второй Отечественной, Великой войной. Её смыслом провозглашалась решительная борьба с германизмом. Демонстрацией единения власти и оппозиции стала сессия Государственной Думы, которая за исключением воздержавшихся социал-демократов, вотировала военные кредиты. Большевики выдвинули лозунги поражения своего правительства и превращения империалистической войны в войну гражданскую[7].

Наши рекомендации