Приемы эффективного слушания
Для развития эффективного слушания рекомендуются следующие правила и приемы.
q Выявляйте свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок, внутренние помехи.
q Не уходите от ответственности за общение (улыбайтесь, смейтесь, расстраивайтесь, когда это уместно).
q Определите цели своего слушания.
q Умейте сосредоточиться на том, что говорит собеседник.
q Будьте внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но при этом не рассматривайте его пристально (это часто принимается за враждебность).
q 6. Необходимо понимать не только слова собеседника, но и его эмоции. 7. Умейте быть наблюдательными. Особенно важно следить за невербальнымисигналами (языком тела) собеседника, поскольку на эмоциональное общение приходитсядостаточно большая часть любого разговора.
q 8. Высказывайте одобрительную реакцию по отношению к собеседнику. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли. Не зря утверждал Л.Фейхтвангер, что человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами, т. е. слушать (http://gigabaza.ru/doc/75867-p6.html).
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный технический университет»
(ВолгГТУ)
Кафедра «История, культура и социология»
ДОМАШНЯЯ РАБОТА № 1
ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
ТЕМА: СЛУШАНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ
Выполнил студент (укажите Ф. И. О., группу)
____________________________________________________________
____________________________________________________________
№ зачетной книжки
_______________________
Дата выполнения работы:
_______________________
Волгоград
Задание № 1.
Для того чтобы проявить эмпатию, необходимо научиться «считывать» невербальные сигналы собеседника. Попробуйте в следующий раз, когда другой человек начинает с вами разговор, мысленно задать себе два вопроса:
1) какие эмоции испытывает этот человек в данный момент;
2) какие эмоции при этом испытываю я сам?
Запишите анализ этого случая. Каково было эмоциональное состояние этого человека? Как вы распознали его? Каковы были невербальные сигналы? Вербальные? Какие эмоции испытывали Вы, общаясь с этим человеком?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вербальнеые сигналы | |
Невербальные сигналы | |
Эмоции |
Задание 2.
Что, на ваш взгляд, означает «умение слушать»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Пройдите тест А. Мехрабиена и Н. Эпштейна «Способности к эмпатии».
Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.
Опросник.
1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
9. Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
10. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15. По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
16. Когда я вижу плачущего человека, то сам (сама) расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
20. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
23. Чужой смех меня не заражает.
24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
33. Маленькие дети плачут без причины.