Г. июня ранее 26.
Мы, крестьяне Шаталовского сел. об-ва, собрались на сход и поговорив между собою, составили след. приговор.
Познакомившись с ответом Государств. Думы на речь Государя и с речью Совета министров, произнесенной 13 мая в Г. Думе, мы решили выразить наше полное доверие народным представителям. Мы находим, что все требования Думы справедливы и отвечают назревшим народным нуждам. Пусть народные представители не отступают ни на шаг от своего требования дать народу землю и волю. Только передача всей земли в руки О трудового крестьянина и осуществление всех свобод может спасти нашу родину от грядущих бедствий. Пусть народные представители знают, что ^ крестьянство хорошо поняло теперь, кто его враги и кто друзья, и потому решило поддерживать Думу до последней капли крови.
Мы твердо верим, что наши представители до тех пор не возвратятся к нам, пока не добудут земли и воли. Долго мы находились в темноте наконец прозрели и увидели, что враг наш — наше правительство, которое"^ в продолжение веков давило народ русский и лучших его представителей, боровшихся за освобождение всего народа.
Мы вместе с Думой требуем, чтобы теперешнее министерство подало в отставку и новые министры были выбраны из числа народных представителей, хорошо знакомых с нуждами и бедствиями народа, мы думаем, что это единственный выход, чтобы успокоить страну.
Затем мы просим вас, народные представители, продолжать требовать освобождения из тюрем всех тех, кто пострадал в борьбе с этим правительством лишь из-за того, что желал народу лучшей доли. Мы требуем вместе с Думой отменить смертную казнь, противную заветам Христианской любви.
Знайте народные представители, что жить так дальше стало нам не в моготу. Земли у нас так мало, что скота и птицы некуда
выпустить. Попали мы поэтому в кабалу и помещикам, которые за уругу* и отрезки, вытягивают из нас последние соки. Работаем мы с утра до ночи, а человеческой жизни не видим.
Налоги с нас с каждым годом тянут все больше и больше, а о нуждах наших никто не заботится. Школ и больниц нам не строят. На всю округу в 20 верст нет ни одной порядочной школы.
Все наши надежды на вас, народные представители, боритесь за народное дело до конца.
Следуют подписи крестьян и сельских старост с приложением печатей 1-го и 2-го Шаталовских обществ.
К приговору приложена объяснительная записка, в которой приводятся след. данные.
Деревня Шаталово 1-ое: надельной земля 248 1/2 дес, купленной земли 70 дес; едоков 153 мущ. и 178 женщ. Домохозяев 42, ревизских душ 71. Земли у помещика не арендуют, так как помещик не отдает в аренду. Для пастьбы скота снимаются отрезки — причем за это (за «уругу») — ремонтируют ежегодно плотину на мельнице, причем материалы доставляются из леса помещика на крестьянских лошадях, на полевые работы выставляется на один день по первому требованию 42 женщины. Целую неделю возят навоз на 60 лошадях.
Вся работа за уругу стоит в 7-8 раз дороже настоящей стоимости уруги.
Деревня Шаталово 2-ое. Земли на 64 надела. Купчей у 7 хозяев 13 дес. Лесу как и в Шаталове 1-ом совсем нет. Едоков 126 муж. и 131 женщ. У помещика работают за уругу, которую считают своими отрезками. Работа состоит в том, что крестьяне обрабатывают под посев 41 десятину земли, шесть дней возят навоз на 40 лошадях 120 чел. и убирают 10 дес. лугу — причем сено возят за 7 верст.
«Из этого наброска, — говорится далее, — народные представители могут убедиться в каком бедственном положении находимся мы, крестьяне. Хлеба не хватает до весны. Правильного хозяйства с плодосменым вести не можем, так как земли слишком мало, да и та поделена на бесчисленное количество полей, да и ко всему этому нужно прибавить, что ведению более образцового хозяйства препятствует нам наше незнание, наша темнота. Обсудивши на сходе, как нам выйти из этого положения, мы пришли к выводу, что землю, которую Дума должна отчуждать от казны, уделов, церквей, монастырей и помещиков надо передать крестьянам не в собственность, а в вечную аренду, для того, чтобы не могли продавать или отчуждать землю».
Газ. «Смоленский вестник» 1906. 26 июня.
Частично опубликовано: Революционное движение в Смоленской губернии
1905-1907 гг. С. 253-254.
* Пастбище.
№238
1906 г. июня 27. — Наказ крестьян Аксиньинской волости
Звенигородского уезда Московской губернии в Трудовую
группу I Государственной думы
Мы, крестьяне Аксиньинской волости, Звенигородского уезда, Московской губернии, собравшись в числе 214 человек 27 июня 1906 г., постановили довести до сведения Государственной Думы, а через нее и до государя, а также через печать до сведения всего народа следующее:
Мы, крестьяне и весь трудящийся народ спали до сих пор; спали тяжелым, отравленным сном невежества. Люди, которым хорошо жилось от нашего тяжелого, ужасного сна, всеми силами и средствами старались удержать нас в этом проклятом, отравленном сне. Вселяя в нас ложь, темноту, моря нас голодом, и неправильно передавая нам учение Христа, они достигали этого.
Но вот недавно, над нашей измученной родиной, стал раздаваться еще неясный для нас труженников какой-то гул, стали появляться люди, которые говорили: земля и воля для народа (на земле должны царствовать труд и правда); но, к стыду нашему, мы не только не слушали этих предвестников света и правды, а еще по наущенью людей, которым полезно нас держать в темноте и голоде, гнали этих великих-предвестников, подсобляли их ловить, сажать в тюрьмы, вешать и расстреливать. В это время гул над нашей родиной все увеличивался и, наконец, превратился в великую божию грозу, которая заставила нас вздрогнуть, пробудиться от тяжелого сна, она сорвала с наших глаз ту мрачную пелену, которой покрывали нас люди, имя которым не люди, а изверги; когда эта пелена упала и мы увидали истинный свет, то поняли, какой мы делали великий.грех, позволяя извергам унижать так личность человека, который сотворен по образу и подобию Бога; а когда поняли, то твердо и ясно постановили следующее:
1) Шлем великое народное спасибо членам Государственной Думы и всем людям, которые смело без урезок требуют земли и воли для народа.
2) Требуем полной амнистии людям, которые пробуждали нас от тяжелого сна; им место не в мрачных тюрьмах и в холодной Сибири, а среди народа, среди проснувшихся своих учеников.
3) Земля есть дар Божий, чтобы в поте лица зарабатывать хлеб свой, а потому ею должны пользоваться только те, кто собственным трудом ее обрабатывает.
4) Все управление страной у нас должно быть народно-выборное, для чего должно ввести Учредительное собрание, со всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием, без различия пола и национальности.
5) Требуем отмены смертной казни, так как теперешний закон о казни идет вразрез с учением Христа, а мы христиане.
6) Требуем, чтобы из наших сыновей и братьев, идущих в солдаты, делали не палачей и убийц своих же братьев и отцов, а истинных защитников дорогой нашей родины от грубого произвола и насилия; срок службы не должен быть более двух лет.
7) Вместо теперешних прямых и косвенных налогов, должен быть введен прогрессивно подоходный налог: кто больше имеет дохода, тот больше и платит; это закон справедливости.
8) Должно быть введено, как можно скорее, всеобщее, обязательное обучение с расширенной программой, а также по всем местам вечерние курсы для взрослых, так как мы хотим скорее выйти из тьмы и невежества.
9) До сих пор изверги стараются ввести нас опять в темноту, не давая нам читать хороших и правдивых книг и газет, не давая нам собираться и обсуждать наши дела; поэтому мы требуем немедленно ввести: свободу печати, слова, союзов и неприкосновенность личности и жилища.
10) Первым помощником наших угнетателей, для держанья нас в тьме, была водка; мы требуем, как можно скорее, уничтожения этого проклятого напитка; человек, борющийся за правду и землю, не должен быть пьян.
11) Обращаясь к Государственной думе, мы заявляем: мы не признаем за своих представителей теперешних членов Государственной Думы от крестьян Московской губернии, так как наши уполномоченные от волости, которых мы выбрали, были устранены администрацией, поэтому просим Государственную Думу, как можно тщательнее разобрать наше дело о выборах.
12) Недавно узнав о решении Трудовой группы устроить свои местные комитеты, мы радостно его приветствовали,, ибо твердо убеждены, что комитеты разнесут по широким кругам населения слова правды и послужат прочной связью между населением и депутатами Трудовой группы, знакомя народ с программой и деятельностью партии, а самую партию — с нуждами и настроением крестьянства. Последив, ближе узнав Трудовую группу, окажет ей и более решительную помощь, если бы таковая потребовалась.
13) Еще раз шлем великое народное спасибо всем членам Государственной думы, которые постановили полностью добиваться 1) земли и воли для народа. Помните, что вас выбрал народ, не для починки старого гнилого строя, а для постройки нового правдивого закона, и если вы добьетесь этого, народ вас благословит, но, если отступите или свернете вправо, проклянет.
Мы со своей стороны, чтобы помочь вам, отдадим не только силу, но и жизнь. Да поможет вам Бог, мы душой и мыслями всегда с вами.
Для передачи в Государственную думу этого постановления, мы, крестьяне Московской губернии Звенигородского уезда, Аксиньинской волости, выбрали и посылаем крестьянина деревни Молоденова Василия Филипповича Чунарева.
При этом постановили, что если бы наше старое правительство захотело арестовать его, Чунарева, то мы все как один человек встали бы на его защиту.
Следует 54 подписи.
Газ. «Крестьянский депутат» 1906. 6 июля.
№239
1906 г. июня ранее 28. — Приговор крестьян Рибшевской волости Поречского уезда Смоленской губернии в I Государственную думу
Мы, нижеподписавшиеся крестьяне Смоленской губ., Поречского уезда, Рибшевской волости, волостной сход. Волостные судьи, сельские старосты и выборные на волостной сход от разных деревень, выселок и поселок были сего числа на таковом в числе «59» из числа «80» полного состава в волостном правлении, где имели между собой суждение и, обсудив свои экономические крестьянские нужды и находя необходимым выразить таковые чрез своего выборного депутата от Смоленской губернии пред членами Государственной думы, просим обратить внимание на наши крестьянские нужды. Мы ожидаем, как от ночи светлого дня, так улучшения нашей жизни. Мы, крестьяне, стеснены землею: земли у нас совсем мало, а у некоторых совсем нет ничего. Земля, которая нам дадена с ревизского надельного нарезу, занята постройками, а мы, крестьяне, стараемся и со всем трепетом отбываем казенные повинности, а также государственные службы, стараемся защищать царя и отечество от нападения иностранных врагов. Мы многие думаем, за что несем такой трепет? Мы совсем стеснены, живем как во тьме и не видим свету, не видим удовольствия в своей жизни. Дома несем тяжелые работы, исполняем все свои дела, а также, и обрабатываем все экономические, т. е. господские земли, которые большей частью населены в пределах нашей волости. Земли подходят почти под самые окна бедных нас, крестьян, так, что поневоле наш измученный люд должен идти вечным рабом, т. е. работником пана за то лишь, что позволяет пользоваться уругой для пастьбы скота; за то, что может, когда взойдет курица и свинья на землю помещика; в аренду же взять пойдешь к пану десятинку земли, которая необходима для прокормления своего семейства и скота, то ходишь l j за паном день-два без шапки, просишь, а он и в ту сторону смотреть не хочет, так как крестьянский скот постоянно в его руках, — следовательно, что он по таксе выберет с крестьян за попавший на его землю скот столько, сколько и вся десятина не стоит. Если же пан помещик даст десятину земли, то самой плохой, и за нее сдерет 50-70 рублей, а хорошей нам не дадут для нашего удовольствия, так и терпим нужду, потому что у нас нет никаких земельных продовольствии. Мы с малолетства приучены своим трудом питаться, так как нас не допускают ни до каких наук, поэтому мы не имеем средств питать себя. Кроме того, церковные служители, священники тащут с бедного крестьянина за похороны большого 7-10 рублей, за венец от 10 до 25 рублей, за молебны само-собою и т. п., требуют плату с живого и мертвого. Спрашивается, где же бедному крестьянину оплатить все, когда он лишь в силах отбыть казенные повинности, а тут пан и священник. Так вот и живешь, все время мучаешься, как несли рабство наши предки и отцы.
А вот и будем просить всех членов Государственной думы и Его Императорское Величество Государя Императора обратить внимание на наш крестьянский приговор. Мы просим с плачущими слезами, как плачет дитя пред матерью, так и мы восклицаем пред Царем Батюшкой к улучшению нашей крестьянской жизни.
1) Мы, крестьяне, хотим, чтобы нам дали продовольствие в земельном пользовании, т. е. сделать всех равными, чтобы не было в России притеснений и обид. Мы хотим ублаготворить каждого земельным положением и чтобы каждый пользовался своей собственностью. 2) Мы хотим, чтобы крестьянину был дан допуск в высших науках. 3) Чтобы отбывали повинности все лица, имеющие землю, а именно, пускай же платят помещики, и вообще все землевладельцы подати так, как крестьянин, т.е. поровну за каждую дес; за что же требовать все от одного лишь крестьянина, который и так не опомнится от одних лишь помещиков и священников, на которых век свой как сами, так и дети, живем и работаем. 4) Чтобы допущены были крестьяне во всех учреждениях правительства наравне с прочими лицами, и могли сообщать крестьянам все распоряжения, касающиеся крестьян и проч. 5) Нам необходимо для крестьян иметь равноправие и свободу. 6) Постановить церковно-служителей на известные жалованья, и чтобы таковые не требовали непомерной платы как за похороны, так и за венец, молебны и т. п. 7) Установить, чтобы не было запрещения со стороны начальства иметь ворота на надельных землях, которые защищают кусочек засеянного семенами крестьянского польца, купленными с кровавым потом от трудов каждого крестьянина у купца, или помещика, которые дерут непомерные платы за семена, так как им хорошо известно, что крестьянин никуда, кроме них, не уйдет, постоянно у них в руке, а отчего спрашивается? Оттого, что крестьянину не на чем работать, а если что и уродится на польце крестьянина, то разрубит их ворота полицейский урядник, несмотря на просьбы и кровавые слезы крестьян оставить таковые, и конечно через это стравят крестьянский хлеб, и вообще много стало для простого крестьянина плохо жить в нынешние года через помещиков землевладельцев и священников, которые совсем привели нас в нищету и бедность. 8) Мы, крестьяне, нуждаемся, чтобы не было общественных магазинных амбаров и не заставляли кррестьян ссыпать хлеб в таковые, так как таковой совсем для крестьян лишь один убыток, засыплешь хлеба столько, а потом из него половины не получишь, и то с ссорой между собой, и доходят до убийств, а зачем спрашивается это все, неужели каждый крестьянин не может соблюсти свою собственность, если у него окажется достаточно таковой; но только нет, постоянно приходится лишиться какого-либо необходимого для крестьянского хозяйства животного, продать его и дополнить магазин. Мы хотим, чтобы уменьшить непомерные платежи земства, спрашиваемые с крестьян, и прочие, отчего же не дать крестьянам улучшение в их жизни, и тогда бы не было в России такого смятения и смут. Потому у каждого свое продовольствие, и добрые дела перед Богом, что Бог зачтил труд пред лицом Своим так, чтобы и наши добрые дела народные зачтились пред Богом.
Поэтому просим обратить внимание к принятию нашей просьбы Государя Императора и всех членов Государственной думы; постарайтесь с полным трепетом к улучшению всей нашей народной жизни и чтобы Господь принял ваши старания. Вспомните, что Бог призывает вас к улучшению всенародной жизни и укрощению таких неприятностей и развратностей.
Газ. «Речь (Государственная дума)» 1906. 28 июня (11 июля).
№240
1906 г. июня 29. — Приговор крестьян д. Зиновки Саранского уезда Пензенской губернии в I Государственную думу
1906 года, июня 29 дня. Мы, нижеподписавшиеся Пензенской губернии, Саранского уезда, Архангельске-Голицынской волости, деревни Зиновки крестьяне, составляющие сельское общество из 218 ревизских I душ 32 домохозяев, быв сего числа на сельском мирском сходе в присутствии местного нашего сельского старосты Ивана Салтыкова. Где имели суждение о том, что по случаю приезда члена Государственной думы от нашей Пензенской губ. Николая Федоровича Езерского в наше местное Архангельско-Голицынское волостное правление 12 июня с. г. По предложению которого мы, собравшись на сельском сходе, постановили: покорнейше просить Государственную думу о следующем: а) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы, неприкосновенность личности, свободу слова, печати, собраний, союзов, обещанных манифестом; б) отчуждение частновладельческих, монастырских и удельных земель в пользу тех, кто обрабатывает ее своими руками; в) уменьшить производящиеся теперь налоги поземельных и земских платежей, потому что они нас весьма обременяют. А выкупные платежи немедленно совсем прекратить.
Затем мы объясняем Гос. думе наше материальное положение. Мы живем, целая деревня, насчитывавшая в себе более 600 душ, на наделе в 602 десятины. Просим себе представить, возможно ли человеку прокормиться целый год от урожая с одной десятины; кроме того нужно хлеба и скотине, да заплатить налоги, обуться, одеться, а сколько получишь дохода с одной десятины. Да к тому же, если Бог пошлет неурожай, тогда окончательно приходится голодать. Мы окончательно замучились на таких условиях жизни. Мы объехали весь свет за поисками более «Поеного положения, недаром 1/3 домохозяев нашего общества разъехались буквально куда глаза глядят, бросив свои ничтожные наделы и разваливающиеся домишки.
Просим Государственную думу войти в таковое наше положение и поработать на общую пользу. Мы питаем к Госуд. думе полное доверие и во всякое время готовы поддержать ее. Затем от души желаем Госуд. думе скорейшего и полного успеха на пользу трудящегося народа... Просим членов Государственной думы даровать успокоение всего
народа благодаря удовлетворенью земельным наделом, без чего мы и жить не можем: от земли родился человек и от земли кормится. Просим Царя заочно, чтобы он освободил нас от рабства злодеев, которые угнетают нас налогами невыносимыми. Народ уж больше не в силах терпеть злодейств тиранов и сильно волнуется. Если море взволнуется, то никакими средствами его не укротить, так не укротит никто и гнев народа, если он возмутится и взволнуется. Так вас мы просим, чтобы вы поскорее позаботилися об успокоении и удовлетворении всего нуждающегося в помощи народа.
Следуют подписи и печать старосты.
Газ. «Речь» 1906. 6(19) июля.
№241
1906 г. июня ранее 30. — Приговор Балахонского сельского общества Юрьевецкого уезда Костромской губернии в I Государственную думу
Мы, нижеподписавшиеся крестьяне Юрьевецкого уезда, Костромской губернии, Мелечкинской волости, Балахонского сельского общества, быв сего числа на деревенском сельском сходе в присутствии нашего сельского старосты, Арсения Кондратьева Чернышева, решили единогласно написать настоящий приговор и препроводить таковой члену Государственной думы Павлу Дмитриевичу Горохову, депутату нашего Юрьевецкого уезда, о следующем. Мы, крестьяне, означенного общества, как и прочие крестьяне русского государства, просим нашего депутата, а также и всю Государственную думу не прекращать свою необходимую работу для общественного блага и вообще для бедного полуголодного и необразованного крестьянства, дать настоящему крестьянству необходимую прирезку земли и такое же гражданское право, как пред законом, так и на общепросветительном поприще, как и прочие граждане земли русской, дать ему свободно развиваться на своем трудовом поприще в полной сознательности и уверенности в своей работе на пользу себе и дорогому отечеству. Только тогда наше отечество и может быть могущественно само по себе, а также и в кругу других держав, когда наше крестьянство будет сыто и культурно, а на это нужна полная равноправность и свобода. Теперь у нас вся надежда на Государственную думу, что она сможет и постарается честно исполнить волю народа и привести к успокоению страну; что же касается владения землею, то мы мнения такого: земля должна быть распределена поровну между всеми трудящимися на ней крестьянами, конечно, в своей местности, и должна быть пожизненною собственностью и переходить в наследство желающему трудиться на ней потомству без права продажи или залога. Самое же лучшее, по нашему мнению, вопрос этот решат на местах, так как в настоящее время земля, которой, мы, крестьяне, владеем, очень перемешана с граничащими землями соседей. Еще просим Государственную
думу настаивать и требовать полную амнистию всем политическим заключенным и отмены смертной казни, еще просим об отмене прямых и косвенных налогов и заменить таковые подоходным налогом. В чем и подписуемся.
Газ. «Речь (Государственная дума)» 1906. 30 июня (13 июля).
№242
1906 г. июня ранее 30. — Заявление крестьянок с. Зубарева и окрестных деревень Романо-Борисоглебского уезда Ярославской губернии в Трудовую группу I Государственной думы
Мы, крестьянки с. Зубарева и окрестных деревень, заявляем нашу глубочайшую благодарность тем членам Государственной думы, которые самоотверженно отстаивают равноправие женщин... Членам же Государственной думы, которые не желают признать женщин свободными равноправными гражданками и наделить их землей, выражаем свое недовольство заявляем, что мы желаем принимать участие в будущих выборах в Государственную думу, а также во всех житейских делах, где обсуждаются наши мирские нужды. Мы спрашиваем Вашего мнения, как бы вы отнеслись к поступку рабочих, которых бы засыпало землей в рудниках и они, задыхаясь от воздуха, в отчаянии искали бы выхода и, нашедши его, сильные бы выбрались, а слабых оставили там задыхаться, говоря: «ничего, мол, посидите, мы после вас, может быть, и вытащим, когда найдем нужным».
Вот и с нами теперь некоторые так же хотят поступить. Мужчины ищут для себя прав, правды и свободы, и кричат, что они задыхаются, не могут больше жить так, как они жили прежде, под гнетом бесправия, они требуют земли и свободы. А вот мы, женщины, до сих пор несли двойной гнет бесправия и задыхались не только под гнетом безответственных властей, но и безответственных мужей. Если у мужчин было мало земли, то у женщин и совсем ее не было. Хотя и говорят, что мужья кормят жен и детей, но ведь и власти тоже говорят о своей заботе о народе и его быте, а на самом деле они только о себе заботятся. Также и наши мужья не все честно исполняют свой долг. Сочтите, сколько выручает винная монополия, а ведь все эти деньги взяты у семьи, сочтите, сколько босяков шляется в городах, а ведь почти у каждого из них есть жена и дети. Вот и подумайте, можете ли вы лишать прав честных тружениц, т. е. оставлять их задыхаться там, где Вам самим было слишком тяжело. Посмотрим, будете ли Вы справедливее бюрократов.
Крестьянки с. Зубарева и окрестных деревень (Из страха перед властями и мужьями имен своих не подписываем).
Газ. «Крестьянский депутат» 1906. 30 июня.
№243