Г. июня 25. €

1905 года, июня 25 дня, мы, нижеподписавшиеся крестьяне Пензен­ской губ., Инсарского уезда, Новотроицкой волости и села, собравшись на сход, обсуждали настоящее положение нашего государства и признали, что чиновники вместе с помещиками и другими богачами довели все наше государство до полного расстройства, а весь народ до нищеты и голодовок и нарочно держат его в темноте и невежестве.

Крестьянин работает с утра до вечера и не имеет куска хлеба для своей семьи, корма для скотины потому, что с его ничтожной полоски не проживешь, а на помещичьей земле труд крестьянина идет для обога­щения помещика. Везде нищета и разорение, и только небольшая кучка богатеев живет привольно, не зная ни труда, ни забот.

Налоги и подати так мудро установлены, что платит их опять-таки разоренный народ, вырывая для этого последний кусок хлеба изо рта голодных детей.

Но это еще не все.

Горче нищеты, горче голода угнетает народ полнейшее бесправие. Безчисленное количество разного рода начальников, начиная с министров и кончая каким-нибудь полицейским стражником, приставлено смотреть за народом. Вся эта чиновная армия ежедневно съедает сотни миллионов трудовых денег и всячески притесняет народ.

Без разрешения — шагу ступить нельзя, нельзя слова вымолвить — не то штраф, кутузка или тюрьма, а то ссылка в Сибирь.

Суда нет — вместо суда действуют полицейские и жандармы, и ни­кто не может поручиться, что завтра он не очутится в тюрьме неведомо за что и про что. А когда доведенный до крайности народ поднялся на защиту своих прав и стал добиваться лучшей доли, в помощь полиции и жандармам дали отряды казаков и солдат, и тут уже пошло такое, чего и во время татарского нашествия не было. Засекали на смерть и рас­стреливали людей без суда и следствия, насиловали женщин и грабили при обысках мужицкое добро. Сотни и тысячи народу выхватывались из деревни и накрепко засаживались в остроги.

Лучшие люди, стоявшие за благо народа, на многие годы отпра­вляются целыми вагонами, словно груз скота, в Сибирь или томятся в одиночных камерах.

Дальше идти и жить так нельзя.

Наступила пора положить предел таким порядкам, когда голодного вместо хлеба кормят нагайками, пулями и сажают в тюрьму, отбирая от нищего суму.

Чтобы вывести родину из настоящего положения — мы, крестьяне, решили присоединиться ко всем борющимся за «Землю и Волю» и общими силами дружно бороться со всеми народными угнетателями. Только

Г. июня 25. € - student2.ru удовлетворение следующих требований может вывести народ из того ужасного положения, в котором он находится.

1. Все земли во всем государстве: городские, деревенские, церков­ные, монастырские, удельные, кабинетские — должны быть отобраны у частных владельцев без всякого выкупа. Должна быть запрещена за­коном продажа, покупка и сдача земли в аренду. Пользоваться землей должны только те, кто собственноручно обрабатывает ее без наемного труда и в таком количестве, сколько придется на каждого по справедливой уравнительной разверстке. Жители каждой деревни будут равнять землю по справедливости между своими односельчанами; выборные от всех де­ревень целым округом будут уравнивать землю, разбирать споры между де­ревнями этого округа. Выборные от всех округов в отдельной области бу­дут устанавливать справедливое земельное пользование для всей области.

2. Всякое начальство, начиная с высшего и кончая низшим, должно быть заменено выборными от народа лицами; вместо теперешних судов, где простому человеку во век не добиться справедливости, должен быть учрежден народный суд присяжных — равный для всех и каждого. Все распорядки, правила для каждой местности, вое общественное устрой­ство, все земельные порядки должны обсуждаться и устанавливаться на сельских сходах, на съездах выборных по округам и областям, а глав­ное, законы всего государства нужно устанавливать чрез уполномоченных выборных всем народом.

Причем, прежде чем какой-либо закон, выработанный уполномо­ченными в законодательном собрании, возымел силу, необходимо, чтобы все население государства ознакомилось с проектом этого закона и только тогда, после утверждения его на местах, он объявляется законом.

Все выборы во всем государстве должны производиться на оснований прямого, равного, всеобщего и тайного голосования.

3. Налоги должен платить всякий по своему достатку; таким образом, кто больше получает дохода, с того и процент должен быть взят в пользу государства выше.

Косвенные налоги на самые необходимые предметы: спички, соль, керосин, сахар, чай, железо и т. д. Должны быть уничтожены.

4. Расходование народных денег должно производиться под наблю­дением представителей народа и по их указанию; без ведома их ни один грош не должен быть израсходован.

5. Для рабочих на фабриках и заводах должен быть установлен 8-ми часовой рабочий день. Установлена нормальная плата по заработку и вве­дено страхование на случай смерти, увечья и вообще потери трудоспо­собности к труду. Страхование должно быть за счет хозяев и государства. Для земледельцев и ремесленников должен быть открыт широкий кредит за счет государства.

6. Все сословия — дворянство, крестьянство и т.д. должны быть уничтожены и все должны быть уравнены в правах перед законами.

7. Должно быть установлено бесплатное всеобщее обучение, доступ­ное на всех ступенях для каждого гражданина.

8. Причем должны быть отменены: смертная казнь, военное поло­жение, чрезвычайная охрана; должны быть освобождены из заключения и возвращены из ссылки и каторги и восстановлены в своих правах все пострадавшие за свои политические и религиозные убеждения и задер­жанные по земельным делам народа. Немедленно должны быть осуще­ствлены: свобода слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища.

Следует 574 подписи.

Газ. «Крестьянский депутат» 1906. 2 июля.

№235
1906 г. июня ранее 25. — Наказ крестьян д. Выглядоки
Мокшанского уезда Пензенской губернии в Трудовую группу
I Государственной думы

1906 года июня дня. Мы, крестьяне Пензенской губернии Мок­шанского уезда Елизаветинской волости деревни Выглядоки, собравшись на сельский сход в числе 100 человек, обсудив настоящее положение нашей России и признали: Чиновники вместе о помещиками довели все 1 наше Государство до полного расстройства, а весь народ, в особенности крестьянство, до нищеты и невежества. Горче нищеты и голодовок угне­тает народ полнейшее бесправие. Бесчисленное количество разного рода начальников, урядников и стражников приставлены следить за народом, вся эта полицейская армия ежегодно съедает миллионы народных де­нег и всячески притесняет народ. Без разрешения нельзя шагу шагнуть; нельзя слова вымолвить, за каждое свободное слово секут нагайками, сажают в тюрьмы, ссылают в Сибирь, расстреливают, словом вся страна залита кровью. И мы, зорко следя за действиями Государственной Думы, в особенности за требованиями трудовой группы, обещаем ей поддержку и сами требуем:

1) Все земли во всем Государстве должны быть общим достоянием « всего народа, частной собственности на земли не должно быть, пользо­ваться землей должен тот, кто ее обрабатывает своими руками без найма рабочих.

2) Всякое начальство должно быть заменено выборными всего народа на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

3) Налоги должен платить всякий по своему достатку; кто доходу больше получает, тот и налогу должен платить больше. Косвенный налог на спички, чай, сахар, соль, керосин и т.д. должен быть уничтожен.

4) Все сословия — дворянство и крестьянство и т.д. должны быть уничтожены и все должны быть равными пред законом.

5) Должно быть установлено бесплатное обучение, доступное для всех и каждого гражданина.

6) Таковы наши требования удовлетворить не могут: ни чиновники, ни господа, а только полновластная Государственная Дума, отмене­ны смертные казни, военные положения и должны быть освобождены из тюрем и возвращены из ссылки и каторги за политические и аграр­ные движения и за солдатские волнения. Должны быть осуществлены свободы, изданные манифестом 17-го октября.

Приветствуем членов Государственной Думы трудовой группы за му­жественное выступление. Боритесь до конца (мы с вами, в чем и подписуемся) и не разъезжайтесь до тех пор, пока не исполните возложенного на вас народом дела, боритесь за святое дело, за благо народа и мы не оставим вас в трудном борьбе Вашем и поддержим с своей стороны по первому требованию вашему.

Да здравствует Русский Парламент!

Да здравствует свобода!

Следует 104 подписи. Газ. «Перестрой» 1906. 25 июня.

№236

1906 г. июня ранее 26. — Наказ крестьян двух обществ с. Никитского Щигровского уезда Курской губернии в I Го­сударственную думу

Мы, нижеподписавшиеся крестьяне 2-х обществ села Никитского, Никитской волости, Щигровского уезда, собравшись в количестве 200 че­ловек и обсудив наше бедственное положение и причины, породившие его, единогласно пришли, к следующему заключению. Вся наша бедность, нищета и забитость в конечном счете происходят от помещиков и правительства, которое целыми веками умышленно держало нас в тем­ноте, грубо подавляло всякие благие начинания и обременило всякими, непомерными налогами. Для устранения созданного таким путем, как для нас, так и для всего государства, бедственного положения, нами постановлено требовать:

1) Немедленной и полной амнистии всем пострадавшим за так называемые, политические и религиозные преступления.

2) Передачи всей земли в пользу обрабатывающего ее трудящегося люда.

3) Уменьшение таможенных налогов на предметы первой необхо­димости, уничтожение косвенных налогов и замены их прогрессивно-подоходными налогами.

4) Упразднение постоянной армия и введение народного ополче­ния.

5) Всеобщего бесплатного и обязательного образования.

6) Развитие широкого самоуправления на выборном начале по че­тырехчленной формуле.

7) Упразднение смертной казни, как бесполезного действия, не-допускающегося ни божескими, ни человеческими законами, отменения военных положения, усиленных охран и всех исключительных законов.

8) Осуществление свобод, возвещенных манифестом 17 октября.

9) Немедленного увольнения находящегося в противорешении с на­родными интересами.

10) Созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого и тайного голосования без различия веры, пола и национальности. Крестьяне 2-х обществ села Никитского Щигровского уезда.

Газ. «Курская весть» 1906. 27 июня.

№237

Наши рекомендации