Г. июня 22.
На собрании крестьян 22 июня Уренской волости Варнавинского уезда вы, Иван Васильевич, выяснив вопросы о равноправии женщин, вызвали со стороны крестьян сочувствие и готовность поддержать равноправие. Мы, женщины с. Уреня, присутствующие на этом собрании, выражаем глубокую благодарность как вам, уважаемый член государственной думы, так и собранию и надеемся, что представители народа добьются гражданских и политических прав, как для себя, так и для нас, бесправных русских женщин, отворят двери тюрем борцам за свободу и добудут землю и волю. Приветствуем избранников народа, идущих навстречу нашему горячему стремлению и равноправию.
Следует 32 подписи, из них 9 интеллигентских и 23 сельских крестьянских женщин.
Газ. «Речь (Государственная дума)» 1906. 5(18) июля.
№223
1906 т. июня не позднее 22. — Наказ крестьян с. Нижне-Ольховатого Щигровского уезда Курской губернии в Трудовую группу I Государственной думы (Меркулову М. А.)
Глубокоуважаемый
Михаил Александрович!
Мы, крестьяне села Нижнего-Ольховатого 1-го Нижне-Ольховат-ского общества, Стаконовской волости, Щигровского уезда, собравшись на сельский сход с чувством живейшей благодарности прослушали ваши благородные слова, сказанные Вами, в заседании Думы 30-го мая в защиту интересов трудового крестьянства. Мы вполне согласны с вашим требованием, все без исключения: земля должна быть передана в руки тех, кто обрабатывает ее своими руками, никакого вознаграждения за нее быть не должно. Наши деды и прадеды полили ее своею кровью, находясь в составе безземелия, обрабатывая ее у частновладельцев в поте лица своего и кровавых мозолей, для прокормления своих голодающих семей. Но мы давно выкупили ее, обрабатывая ее помещикам почти задаром и высокой платой аренды. Михаил Александрович! Мы видим, что вы геройски защищаете с товарищами из трудовой группы наши интересы, но все ваши усилия разбиваются об препятствия, которые ставит вам отжившее правительство. Кроме того, благодаря тому, что правительство всеми силами старалось провести в Думу угодных ему
богачей да кулаков и для этого пустило в ход все возможные средства, которые только находились в его руках, истинных наших представителей в Думе оказалось так мало. Лишь случайность дала возможность вам, небольшому числу лиц, объединившемуся в трудовую группу, под свистом пуль и нагаек, под угрозою штыков и сабель, пройти вам истинным нашим защитникам. Поэтому мы тоже вполне солидарны с вашим мнением, что Государственная Дума в настоящем составе не имеет права распоряжаться судьбою народа. Ее не уполномочивал народ, он производил выборы несвободно, а под угрозой и давлением насильников. Настоящая Дума должна прекратить те безобразия, которые производятся насильниками даже теперь, когда заседает Государственная Дума, и правительство нарушает манифест, созданный за 17-е октября 1905 года. Государственная Дума должна немедленно освободить тех, кто пострадал в борьбе за лучшую жизнь и счастье народа. Она должна отменить смертную казнь, снять военное положение и усиленную охрану, которыми охвачена вся Россия. На ее обязанности лежит объявить свободу слова, печати, собраний, т. е. необходимых условий для выборов и прочие гражданские свободы. Устроить все необходимое для нас должна передать самому свободному народу. Она должна немедленно объявить созыв Учредительного Собрания на основании всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права. Только тогда мы можем быть вполне уверены, что устраивать нашу судьбу и судьбу наших детей будут наши истинные представители и только таким образом вся без исключения земля перейдет в общую собственность народа и народ может устроить жизнь счастливо и свободно. Боритесь, не унывайте, просим Вас, трудовую группу, стоять за полную свободу и полное народовластие; за вами стоит великий народ, который до последнего будет бороться за свои права и сметет насильников; будьте уверены, стойте за многомиллионный народ, как и постарается народ постоять за вас, постарайтесь добыть Земли и Воли в недальнем и неотложном времени. В чем и подписуемся.
Следует 110 подписей. Газ. «Курская жизнь» 1906. 22 июня.
№224