Г. июня ранее 4. €

Избранники наши! Мы вверили вам нашу судьбу, свое будущее счастье и счастье всего нашего отечества, не забывайте ни на минуту, какой на вар лежит святой долг! Не забывайте также ни на минуту, в какой горькой нужде, в каком ужасном бесправии, в какой глубокой темноте вы нас оставили. Принесите нам хлеба, свободы и света. Помните, что мы ваша опора' ваша сила, что за вами стоят миллионы крестьянства, готового поддержать вас всеми средствами, когда вы будете истинными борцами за его счастье.

Требуйте громко, стойте твердо, самоотверженно за то, чего мы желаем:

1. Государственная Дума должна иметь действительную возможность исполнять без всяких препятствий истинную волю народа. Для этого должно быть предоставлено народу всеобщее, прямое, равное и тайное избирательное право. Необходимо, чтобы ни один закон не был изъят из ведения Думы. Дума должна иметь право проверки действий всех должностных лиц и учреждений с их ответственностью перед Думой. Полный учет всех доходов и расходов государства и их утверждение. Над Думой не должно быть никакой власти, ее ограничивающей: ни Государ­ственного Совета, ни права указов Верховной власти. Только такая Дума в состоянии будет исполнить волю народа, заключающуюся в следующем:

2. Вся земля — государственная, удельная, кабинетская, частновла­дельческая, не исключая надельной крестьянской, должна быть отдана всему народу и распределена в равномерное пользование между всеми на ней трудящимися собственными силами, без права передачи и аренды. Пользование землей должно быть предоставлено во всех видах, какие сей­час существуют в государстве — общинном, товарищеском, подворном. За пользование отчуждаемой землей выкупа не должно быть никакого. Все расходы по землеустройству должны быть отнесены только на обще­государственный счет.

3. Должен быть учрежден широкий, легко доступный, дешевый кредит от государства на помощь сельскому хозяйству и промыслам.

4. Косвенные налоги с предметов первой необходимости должны быть совершенно уничтожены. Налоги в пользу государства должны быть прямые, прогрессивные.

5. Все граждане государства должны пользоваться равными правами без различия сословий и званий.

6. Возвещенные манифестом 17 октября свободы должны быть осу­ществлены без всяких ограничений и стеснений.

7. Народное образование должно быть всеобщим, обязательным и бесплатным с безпрепятственным пропуском желающих учиться в сред­ние и высшие учебные заведения, где учение должно быть также бесплат­но. Необходимо в районе из 2-х или 3-х волостей учреждение специальных

сельскохозяйственных школ и иных технических, в каких где есть надоб­ность, с образцовыми сельскохозяйственными хуторами и мастерскими. Заведывание всеми учебными заведениями в каждой местности должно всецело принадлежать местному самоуправлению.

8. Приходам должно быть предоставлено право выбирать священ­нослужителей (если найдется, из среды прихода), которые получают жалованье от государства. Так что все требы должны быть бесплатны.

9. Нашим братьям рабочим и всем служащим наемным должно быть предоставлено право стачек, как средство борьбы с притеснителями хозяевами. Должен быть 8 часовой рабочий день. Должен быть устано­влен размер заработной платы, достаточный для сносного существования рабочей семьи. Основан третейский суд с равным числом от обеих за­интересованных сторон для разрешения споров рабочих с нанимателями. Должно быть обеспечение рабочих от болезни, старости и семей некото­рых на случай смерти работника кормильца, на государственный счет.

Это наши основные требования. Но раньше обсуждения их должно быть заявлено требование полного и немедленного освобождения всех ранее пострадавших за народное дело, отмены смертной казни и отмены во всем государстве военного положения, усиленной и чрезвычайной охраны и исключительных законов. Депутаты обязаны поддерживать эти требования народа всеми силами, не щадя даже своей жизни, иначе они изменят народной воле и своему долгу перед родиной.

Если депутаты не истребуют от правительства исполнения народной воли, то народ сам найдет средства и силы завоевать свое счастье, но тогда вина, что родина временно впадет в пучину бедствий, ляжет не на народ, а на само слепое правительство и на бессильную Думу, взявшую на свою совесть и страх действовать от имени народа.

40 подписей. Газ. «Северная Россия» 1906. 4 июня.

№174

1906 г. июня ранее 4. — Наказ «крестьян Орловской губ., с. Б. Колчевое, М. Колчевое, д. Речица, Крамской мост, Ка­менский хутор, д. Ожово, д. Б. Драгунской, М. Драгунской, живущих отхожим промыслом в г. Севастополе» в I Госу­дарственную думу

Мы, крестьяне вышеозначенных сел и деревень, обсудив современ­ное положение дел, пришли к следующему заключению. Правительство довело страну до полного истощения. Народ обнищал, кровью его правительство залило города и села, тысячи безработных выкинуты на улицу, в деревнях голод и нищета, полное бесправие царит над всей землей, правительственные шпионы-провокаторы царствуют и безнаказанно со­вершают свои гнусные дела. Чиновники, губернаторы, градоначальники

присвоили себе полную власть, и если еще так будет продолжаться у нас, то народ выйдет из терпения и кровавой революцией добудет всю землю и всю волю.

Мы ждали думы, верили и надеялись на нее, но правительство и тут обмануло народа. Для того, чтобы дума не была бы выразительницей народных нужд, правительство заточило десятки тысяч лучших людей страны, не дало свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, выборы были не всеобщие, не равные, не прямые, и потому крестьян в думе около 100 человек, тогда как их должно быть не менее 2/3 всех депутатов. Партии, защищающие интересы трудового народа, преследовались. Учредили государственный совет, состоящий из тех же министров, из купцов, кулаков, помещиков да попов, вечно обманывающих народ, проповедующих по правительственным предписаниям, дали совету такую же власть, как и думе, противно манифесту 17 октября, издавали законы и, наконец, издали так называемые основные законы51, которыми деятельность думы сводится ни к чему. Неужели правитель­ство мало издевалось над народом? Оно осмеливается оскорблять его представителей. Мы ставим ему на вид, что сознание глубоко уже про­никло в нашу среду, и мы отличим друзей от врагов и сумеем постоять за весь народ.

Мы требуем от думы немедленного же почетного освобождения всех так называемых политических преступников, которые есть лучшие и наи­более мужественные из нас; это наши герои, и мы требуем для всех их свободы, требуем немедленного уничтожения смертной казни, отмены чрезвычайных положений, судов, карательных отрядов, — предания суду всех правительственных палачей и воров. Мы требуем от думы воли: свободы слова, печати, союзов, совести, неприкосновенности личности и жилища. Дума, дав волю народу, должна созвать учредительное собра­ние, на основе всеобщего, равного, прямого избрания и тайной подачи голосов, Учредительное собрание установит полное народовластие, даст всю землю всему народу, для этого отберет казенные, монастырские, удельные, кабинетские и частновладельческие земли; по нашему мне­нию, нужно отобрать без выкупа, уничтожить частную собственность на землю, передать ее народу на началах уравнительного пользования.

Считая общинное владение землей наиболее соответствующим как русской жизни, так и лучшим средством для достижения желанного свет­лого царства равенства и братства, мы стоим за свободную общину. Дума должна дать волю народу, а учредительным собранием будет установлено народовластие, будет дана земля народу и 8-час. рабочий день.

Считая защитницей интересов трудового народа партию социали­стов-революционеров, мы пойдем под ее знаменем и с ее лозунгом.

Нашему же правительству громко говорим: право было вечно на на­шей стороне, теперь есть сила, пусть же оно страшится грозного, народ­ного суда.

Следует 450 подписей.

Газ. «Голос» 1906. 4(17) июня 1906.

№ 175

1906 г. июня 4. — Наказ крестьян Рождественской волости Царскосельского уезда Петербургской губернии в I Государ­ственную думу (Н. А. Колпакову)

К вам, как к земляку по уезду, выборные-десятидворные от сельских обществ Рождественской волости, Царскосельского уезда, С.-Петербург­ской губернии, будучи сего 4 июня 1906 года, в общем собрании на во­лостном сходе, решили обратиться с покорнейшею просьбою довести до сведения государственной думы, что мы все единогласно от лица крестьян Рождественской волости, по их поручению, присоединяемся к всеобщему требованию земли и воли для народа и просим государ­ственную думу теперь же немедленно провести в жизнь законоположение об учреждении всесословных волостей, с привлечением к самостоятель­ному самоуправлению всех сословий по теперешним волостным районам, а также о расширении наших прав по участию в земских собраниях на­равне со всеми сословиями.

В заключение просим о предоставлении полной амнистии борцам за народную свободу.

Следуют подписи. Газ. «Речь» 1906. 8(21) июня.

№176

1906 г. июня 4. — Приговор крестьян Спасо-Липецкого сельского общества Духовщинского уезда Смоленской гу­бернии в Трудовую группу £ Государственной думы

Мы, как и все крестьяне великой России, находимся в крайне без­выходном положении. Земли у нас мало и та, какая есть, находится не в одном месте, а в нескольких, по кускам. Обрабатывается она самым устарелым допотопным способом. Улучшений по сельскому хозяйству никаких нет, ссуд не дается, советов для улучшения хозяйства не по­лучаем, Наша земля окружена другими землями: местной помещичьей и церковной. Даже курам и то особенно-негде разгуляться. Не углядел, Так и будет у «батюшки», а не то у помещины. Также непосильными гнетом ложатся на нас церковные поборы, а также всевозможные подати и налоги в казну. Особенно вредно отражаются на нас косвенные налоги: все, что нам, крестьянам, купить — дорого, а продать — дешево. Большие воинские наборы отнимают много молодых работников, которые благо­даря военной дисциплине, во время службы теряют связь с деревней, часто уходят на сторону, поступают в урядники, а в последнее время у в стражники и нашего же брата потом жмут. Страдаем мы также от духов- ' ной темноты, от невежества. В селе у нас есть церковная школа, которая ничего населению не приносит. Обучение же в ней с платой (за каждого

ученика вносится 1 р. денег и воз дров, а также натурой). Те скудные / знания, которые дети получают в школе, скоро забываются. О библио­теках и читальнях и помину нет. Не мало мы также страдаем и от судов кривых, неправедных, и от чиновничьего произвола, и от стражников, и от своего бесправия и косности.

По обсуждении вышеизложенных нужд мы пришли к такому за­ключению:

Мы верим и надеемся, что удовлетворит наши требования только Дума Государственная. Только возлюбленные народом люди выведут Рос­сию из тяжелого положения, избавят ее от бесправия, гнета и насилия полицейского и поповского. Выражаем свое согласие с трудовой груп­пой, обещаемся поддерживать ее и молиться за нее Богу. Не тратьте дорогое время на бесполезные споры с министрами. Они не уполномочены народом решать судьбу многомиллионной страны. Требуйте амнистии по политическим и религиозным делам. Необходимо всех борцов за освобождение страны от старого порядка освободить из тюрем. Требуйте свобод, данных манифестом 17 октября и отмены смертной казни. Требуйте земли и воли!

С этим приговором согласны 80 домохозяев Старо-Липецкого схода. По уполномочию за себя и за других расписались за себя и других 10 человек, при чем 2 сельских старосты приложили печати.

Приговор этот послан в Думу на имя члена Государственной Думы И. И. Кузнецова.

Газ. «Смоленский вестник» 1906. 12 июня.

№177

Наши рекомендации