Г. мая 4.
Господину Председателю Государств. Думы.
Население Ивановской волости Курской губернии в количестве 15 тысяч душ шлет привет первой Русской Думе, желая успеха в борьбе за право и свободу народа. Ждет полной амнистии, уничтожения смертной казни, земли и воли. Будьте тверды наши избранники.
РГИА. Ф. 1278(1). On. 1. 1906. Д. 2. Л. 554. Заверенная копия.
№112
1906 г. мая 12. — Приговор крестьян с. Терентьево Осташковского уезда Тверской губернии в I Государственную думу
1906 года Мая 12 дня. Мы, нижеподписавшиеся крестьяне Тверской губернии, Осташковского уезда, Талицкой волости, Гогинского сельского общества, селения Терентьево, собравшись в числе 55 человек, имели суждение о необходимости улучшения своего положения, в селении нашем числится по 10 ревизии крестьян мужеского пола 60 душ, на это число и сделана нарезка земли 552 десятины. В то время, когда нарезалась земля, приходилось на каждую душу надела по 9 с лишним десятины, а теперь, когда прошло 50 лет с того времени, у нас числится 100 лиц мужеского пола и 90 душ женского, чуть ли не вдвое против прежнего,
а земля все та же, даже еще хуже стала она по своему качеству, выпахана и обезлесена. Уже, конечно, наша первая мысль, наше больное место это — земля, которой как видно дано мало и разверстана неправильно. Надельная земля на наше селение нарезана в 16 местах, одно около селения, другое за 5 верст а так далее до 12 верст, каждое место окружено другими селениями, такими же как и мы. И вот такая стесненность, неправильная разверстка лишает нас хорошего выгона для скота, и мы вынуждены всегда прикармливать его и летом. А земля-то какая? По имеющимся документам половина считается неудобною, а на самом деле она вся неудобна за малым количеством земли, вся у нас выпахана, так что в последнее время перестала родить хлеб, и хотя мы стараемся, бьемся на нашей земле с весны до осени, не доедая куска хлеба, не досыпая ночей, а пришел сбор хлеба нет урожая. Удобрения тоже за малым числом скота нет в достаточной количестве, а поэтому не хватает на полное удобрение выпаханной земли. Так что, если бы у нас было побольше земли, то вполне можно улучшить ее плодородность, можно ввести правильный плодосмен, посев трав, и применить более удобные основы землепользования. И вот когда у нас такое затеснение в земле, рядом с нами имеется монастырская земля. Там она плодородна, много хорошего лесу, но она находится не в настоящих рабочих руках и приносит только одни убытки, доходящие до тысячи рублей. А нам, крестьянам, затеснение приносится огромное, монастырская земля находится вкруг нашей земли и примкнувши к самому селению, невозможно даже курицы выпустить. Затем имеется от нас в недалеком расстоянии казенная земля, заросшая вся строевым лесом и оттуда тоже затеснение, нельзя даже гнилушки вытащить для топлива, все надо купить, тогда как денег нет. Если вопрос затронулся о лесе, то такового в нашем пользовании и признака нет и вот приходится перебиваться для топлива кое-каким хламом вроде коряг, сучья и пней. А о постройке и говорить нечего. Вся она в ветхом положении, ибо за неимением лесного материала поправить ее нет возможности. Избы прогнившие, зимою промерзают, а летом всегда мокрые от сырости и дождя. И при таких условиях приходится жить нам и детям нашим.
Земельный вопрос заставляет нас задуматься о том, что справедливо ли теперь пользуются землей? Почему крестьянин, трудящийся над землей, имеет менее 5 десятин на мужскую душу плохой, выпаханной и безлесной земли, тогда как другие сословия — помещики, духовенство и прочие, живущие на наш крестьянский труд, имеют земли на каждое учреждение и лицо сотни и тысячи десятины удобной и с лесом земли? Окружают нас, сами не работают и нам не дают. Например, около нас имеется земля у помещиков Морозовых, которые хорошую удобную пахотную землю запускают зароселью. Но так больше без земли жить нельзя и мы крестьяне подаем свой голос и требуем немедленного отчуждения всей земли в пользование трудящегося над землей люда, так как мы, трудовое крестьянство, землей и живем, ибо посторонних заработков и промыслов не имеем. Можем например указать те заработки, на которое гонит наше безземелье, что они нам приносят и как заставляют жить. Главный наш заработок это разработка и сплав лесных материалов по реке Волга. На этих заработках ста-
раешься, бьешься с зари до зари, а толку нет. Слава Богу, если заработаешь на этих заработках на своих харчах 30-40 копеек. И все это маятное житье приводит нас к концу. Посмотрите на наши жилища: они ветхи и развалены, на нашу пищу: она состоит из черного хлеба и воды, на нашу одежду: она рвана и ветха, на нас самих — мы угнетены и забиты. И несмотря на то, что мы живем в таких скверных материальных условиях, с нас требуют разные тяжелые повинности и налоги. Не знаем, за что и про что мы их платили и платим, что мы видели и получали. Все платили какой-то выкупной платеж, будто бы за землю тогда как мы хорошо знаем, что земля Божия и Он дал нам на пользование и велел трудиться. Но нас заставляют платить за нее и вместе с этим мы должны выкупать и свои души, тогда как Бог зародил нас свободными. Теперь мы знаем, что выкуп не будет плй-титься с 1907 года. Но не надеемся, что податное бремя с нас скинут, мало ли есть других налогов. Например, земский сбор с уезда, сколько его взыскивается?! Теперь он уже дошел до того, что числится в половину выкупа и каждый год все прибавляют и прибавляет. Но мы опять не знаем, за что и про что взыскивается. Нет наших гласных в уезде. Не дают нам никаких смет. Да вдобавок и то несправедлив этот сбор с крестьян, что с надельной земли взчитывается больше, чем с собственников. А ч1©земский сбор безумно с нас взыскивают, то можно указать на примерах. Нет у нас достаточно школ, библиотек и больниц; был недавно в нашей волости возбужден вопрос об открытии 2-й земской школы, но земство почему-то отказало. А другие косвенные налоги, которые тоже чуть не более этого угнетают нас! По дороговизне в виду огромных налогов на предметы первой необходимости нам невозможно приобресть их в достаточном количестве. А все-таки нужда и необходимость заставляют нас ежегодно кругом в год выплатить каждой душе по 6 рублей косвенных налогов. И эти платежи вносятся из последней копейки, на что часто приходится продавать остатнюю коровенку, кормилицу и утеху 4-6 малых детей. И все эти налоги так устроены, что предметы первой необходимости для крестьян-бедняков обложены косвенным налогом в большом количестве, а те предметы, которые идут на потребность дворянского и богатого Класса или совсем освобождены или по своей ценности обложены самым малым налогом. Тогда как справедливость и здравый разум требуют платить тем больше, чем богатее, тем меньше, чем беднее, а уж совсем неимущего вовсе освободить. Легче богатому отдать из своего миллиона половину, все же ему остается 500 тысяч рублей, чем бедному из своего рубля отдать полтинник, так как на другой полтинник и пуда муки купить нельзя. Говоря о больницах, то об этом поднимается вопрос, ибо у нас больницы совсем отсутствуют. Со всего уезда должно быть имеется 2 больницы и I ветеринарный пункт. При тех условиях, при которых мы живем, всякие болезни находятся у нас. Малые дети гибнут как мухи от различных болезней. Да и сами то не лучше этого и все больше из-за того, что нет достаточно больниц.
А о скоте и говорить нечего. Ветеринарного врача ни разу не видали, хотя и говорят, что он есть в уезде. За то какая болезнь нападет на скот, опустошаются целые селения, как, например, в прошлом году был падеж на овец, и никакого лекаря и близко не было.
Далее для нас, крестьян, необходим свет, ибо только при просвещении может каждый жить по человечески. Но говоря о просвещении сердце сжимается от боли, так как просвещение для нас, забитых крестьян, недоступно. Есть небольшое число земских и церковно-приходских школ, но в них можно едва прочитать и написать. А об образовании в средних и высших учебных заведениях и думать нельзя. Недоступны они для нас потому, что наш крестьянский люд считается самый низкий класс, а еще более, что нет достаточных средств на обучение и содержание. Так и остаемся сами мы и дети наши без света, тогда как из нашей крестьянской среды много пропадает хороших умов. Нет достаточно библиотек, а какие ' существуют, то чиновники всеми силами стараются уничтожить те книги, какие разъясняют сущую правду. Так что за землею, мы выставляем требование и просим весь народ подать свой голос о допущении полного бесплатного образования всего народа.
Мы подаем свой голос о том, что мы угнетены и бесправны, мы терпим бесправие от чиновников, угнетение от богачей, нас должно быть до сих пор считают младенцами, не могущими самостоятельно вести и править свое дело. Везде насажены опекуны, не понимающие нас, приносящие один вред: земские начальники, пристава, исправники, а в последнее время урядники и стражники; для какой цели и сами не знаем. Всякий знает, что вся эта чиновничья братия приносит один вред народу и кроме произвола ничего от ней нет. И действительно можно ли от таких людей, не понимающих нас самих и не знающих нашего положения, ждать каких-либо улучшений. Мы хорошо знаем, что может только тот устроить хорошую жизнь, кто ее знает, а народное устройство могут сделать устойчиво только те люди, которые избраны из народа, для которого будут издавать законы, на всеобщем, равном, прямом и тайном голосовании, но не на таком представительстве, которое было учреждено в настоящее время в Государственную Думу и мы надеемся, что Дума сделает выбор в нее на будущие времена на вышеупомянутых условиях. Обсудив все изложенное, мы пришли к тому выводу, что только может быть тогда хорошая жизнь, когда будут исполнены нижеследующие требования, а потому и пользуясь тем ходатайством Думы пред Царем и правом петиций, мы единогласно ПОСТАНОВИЛИ: представить в Государственную Думу настоящий приговор, пред которой ходатайствуем о введении в законоположение и исполнение следующего
1. Немедленное отчуждение всех казенных, помещичьих, кабинетских, удельных, церковных, монастырских и прочих иных земель и о передаче земли в руки трудящегося класса, желающего обрабатывать ее личным трудом.
2. Упразднение сословности и уравнение всех в правах без различия национальности, вероисповедания и имущества, присвоив наименование всем «русские граждане».
3. Представить всем гражданам свободу совести, мысли, слова и личности и жилища. Суд для всех должен быть равный.
4. Народные представители должны быть избираемы всеобщею равною, прямой и тайной подачей голосов без различия национальности
и пола. Предоставить также на таком же основании выбор всего уездного и губернского начальства.
5. Отмены податных и косвенных налогов на предметы первой необходимости: чая, сахара, табаку, спичек, всех землевладельческих орудий и проч., повысив акциз на предметы роскоши и введения прогрессивно-подоходного налога.
6. Ввести всеобщее обязательное для всех образование в низших школах и по желанию в средних и высших заведениях на государственный счет. И предоставить желающим право открытия библиотек явочным порядком с допущением в них всех имеющихся в обращении книг.
7. Увеличение числа больниц и приемных покоев, а также ветеринарных пунктов.
8. Немедленного упразднения института земских начальников и всей полиции, особенно стражников и урядников. Для порядка народ сам изберает таких лиц, которые могут правдиво служить своим избирателям.
Прощения тех лиц, кои боролись за свободу и лучшую жизнь и теперь томящихся в заточении. Отмены смертной казни. Что же касается местных нужд, то мы крестьяне покорнейше просим Государственную Думу рассмотреть нашу нужду и прирезать на наше крестьянское пользование землю путем приобретения граничащейся с нами Селижаровской монастырской земли. В чем и подписуемся...
Следуют подписи 66 крестьян, печать и подпись сельского старосты М. Иванова.
РЖА. Ф. 1278(1). 1906. Д. 288. ЛЛ. 155-161. Рукописный подлинник.
№113
1906 г. мая 14. — Приговор крестьян Родниковского сель
ского общества Юрьевецкого уезда Костромской губернии
в I Государственную думу
ПРИГОВОР
крестьян Родниковского сельского общества Родниковской волости Юрьевецкого уезда.
1906 года мая месяца 14 дня. Мы, нижеподписавшиеся Костромской губернии, Юрьевецкого уезда, Родниковской волости, крестьяне Родниковского сельского общества, быв сего числа на сельском сходе из общего состава 147 домохозяев, в наличном числе имеющих право голоса на сельском сходе 124 лиц, под председательством нашего сельского старосты Ивана Баканова слушали копию письма члена Государственной Думы П. Д. Горохова и пришли к тому заключению, а именно земли: казенные, кабинетские, удельные, помещичьи, монастырские, церковные и частновладельческие признать собственностью всего народа и передать трудящемуся народу и наделить таковую общинным владением и при сем
постановили: просить ходатайства Г. члена Государственной Думы Горохова по вышеупомянутому делу и о том просим благоволить уведомить нас по делу о аграрном вопросе, к сему и подписуемся...
Следуют подписи. ШИА. Ф. 1278(1). 1906. Д. 292. Л. 53. Рукописный подлинник.
№114