Г. мая 4. €

Господину Председателю Государств. Думы.

Население Ивановской волости Курской губернии в количестве 15 тысяч душ шлет привет первой Русской Думе, желая успеха в борь­бе за право и свободу народа. Ждет полной амнистии, уничтожения смертной казни, земли и воли. Будьте тверды наши избранники.

РГИА. Ф. 1278(1). On. 1. 1906. Д. 2. Л. 554. Заверенная копия.

№112

1906 г. мая 12. — Приговор крестьян с. Терентьево Осташ­ковского уезда Тверской губернии в I Государственную думу

1906 года Мая 12 дня. Мы, нижеподписавшиеся крестьяне Тверской губернии, Осташковского уезда, Талицкой волости, Гогинского сельского общества, селения Терентьево, собравшись в числе 55 человек, имели су­ждение о необходимости улучшения своего положения, в селении нашем числится по 10 ревизии крестьян мужеского пола 60 душ, на это число и сделана нарезка земли 552 десятины. В то время, когда нарезалась земля, приходилось на каждую душу надела по 9 с лишним десятины, а теперь, когда прошло 50 лет с того времени, у нас числится 100 лиц мужеского пола и 90 душ женского, чуть ли не вдвое против прежнего,

а земля все та же, даже еще хуже стала она по своему качеству, выпахана и обезлесена. Уже, конечно, наша первая мысль, наше больное место это — земля, которой как видно дано мало и разверстана неправильно. Надельная земля на наше селение нарезана в 16 местах, одно около селения, другое за 5 верст а так далее до 12 верст, каждое место окружено другими селениями, такими же как и мы. И вот такая стесненность, неправильная разверстка лишает нас хорошего выгона для скота, и мы вынуждены всегда прикармливать его и летом. А земля-то какая? По име­ющимся документам половина считается неудобною, а на самом деле она вся неудобна за малым количеством земли, вся у нас выпахана, так что в последнее время перестала родить хлеб, и хотя мы стараемся, бьемся на нашей земле с весны до осени, не доедая куска хлеба, не досыпая ночей, а пришел сбор хлеба нет урожая. Удобрения тоже за малым числом скота нет в достаточной количестве, а поэтому не хватает на полное удо­брение выпаханной земли. Так что, если бы у нас было побольше земли, то вполне можно улучшить ее плодородность, можно ввести правильный плодосмен, посев трав, и применить более удобные основы землеполь­зования. И вот когда у нас такое затеснение в земле, рядом с нами имеется монастырская земля. Там она плодородна, много хорошего лесу, но она находится не в настоящих рабочих руках и приносит только одни убытки, доходящие до тысячи рублей. А нам, крестьянам, затеснение приносится огромное, монастырская земля находится вкруг нашей земли и примкнувши к самому селению, невозможно даже курицы выпустить. Затем имеется от нас в недалеком расстоянии казенная земля, заросшая вся строевым лесом и оттуда тоже затеснение, нельзя даже гнилушки вытащить для топлива, все надо купить, тогда как денег нет. Если вопрос затронулся о лесе, то такового в нашем пользовании и признака нет и вот приходится перебиваться для топлива кое-каким хламом вроде коряг, сучья и пней. А о постройке и говорить нечего. Вся она в ветхом положе­нии, ибо за неимением лесного материала поправить ее нет возможности. Избы прогнившие, зимою промерзают, а летом всегда мокрые от сырости и дождя. И при таких условиях приходится жить нам и детям нашим.

Земельный вопрос заставляет нас задуматься о том, что справедливо ли теперь пользуются землей? Почему крестьянин, трудящийся над зем­лей, имеет менее 5 десятин на мужскую душу плохой, выпаханной и без­лесной земли, тогда как другие сословия — помещики, духовенство и про­чие, живущие на наш крестьянский труд, имеют земли на каждое учрежде­ние и лицо сотни и тысячи десятины удобной и с лесом земли? Окружают нас, сами не работают и нам не дают. Например, около нас имеется земля у помещиков Морозовых, которые хорошую удобную пахотную землю за­пускают зароселью. Но так больше без земли жить нельзя и мы крестьяне подаем свой голос и требуем немедленного отчуждения всей земли в поль­зование трудящегося над землей люда, так как мы, трудовое крестьянство, землей и живем, ибо посторонних заработков и промыслов не имеем. Мо­жем например указать те заработки, на которое гонит наше безземелье, что они нам приносят и как заставляют жить. Главный наш заработок это раз­работка и сплав лесных материалов по реке Волга. На этих заработках ста-

раешься, бьешься с зари до зари, а толку нет. Слава Богу, если заработаешь на этих заработках на своих харчах 30-40 копеек. И все это маятное житье приводит нас к концу. Посмотрите на наши жилища: они ветхи и развале­ны, на нашу пищу: она состоит из черного хлеба и воды, на нашу одежду: она рвана и ветха, на нас самих — мы угнетены и забиты. И несмотря на то, что мы живем в таких скверных материальных условиях, с нас тре­буют разные тяжелые повинности и налоги. Не знаем, за что и про что мы их платили и платим, что мы видели и получали. Все платили какой-то вы­купной платеж, будто бы за землю тогда как мы хорошо знаем, что земля Божия и Он дал нам на пользование и велел трудиться. Но нас заставляют платить за нее и вместе с этим мы должны выкупать и свои души, тогда как Бог зародил нас свободными. Теперь мы знаем, что выкуп не будет плй-титься с 1907 года. Но не надеемся, что податное бремя с нас скинут, мало ли есть других налогов. Например, земский сбор с уезда, сколько его взыс­кивается?! Теперь он уже дошел до того, что числится в половину выкупа и каждый год все прибавляют и прибавляет. Но мы опять не знаем, за что и про что взыскивается. Нет наших гласных в уезде. Не дают нам никаких смет. Да вдобавок и то несправедлив этот сбор с крестьян, что с надельной земли взчитывается больше, чем с собственников. А ч1©земский сбор без­умно с нас взыскивают, то можно указать на примерах. Нет у нас достаточ­но школ, библиотек и больниц; был недавно в нашей волости возбужден вопрос об открытии 2-й земской школы, но земство почему-то отказало. А другие косвенные налоги, которые тоже чуть не более этого угнетают нас! По дороговизне в виду огромных налогов на предметы первой необхо­димости нам невозможно приобресть их в достаточном количестве. А все-таки нужда и необходимость заставляют нас ежегодно кругом в год выпла­тить каждой душе по 6 рублей косвенных налогов. И эти платежи вносятся из последней копейки, на что часто приходится продавать остатнюю коро­венку, кормилицу и утеху 4-6 малых детей. И все эти налоги так устроены, что предметы первой необходимости для крестьян-бедняков обложены косвенным налогом в большом количестве, а те предметы, которые идут на потребность дворянского и богатого Класса или совсем освобожде­ны или по своей ценности обложены самым малым налогом. Тогда как справедливость и здравый разум требуют платить тем больше, чем бога­тее, тем меньше, чем беднее, а уж совсем неимущего вовсе освободить. Легче богатому отдать из своего миллиона половину, все же ему остается 500 тысяч рублей, чем бедному из своего рубля отдать полтинник, так как на другой полтинник и пуда муки купить нельзя. Говоря о больницах, то об этом поднимается вопрос, ибо у нас больницы совсем отсутствуют. Со всего уезда должно быть имеется 2 больницы и I ветеринарный пункт. При тех условиях, при которых мы живем, всякие болезни находятся у нас. Малые дети гибнут как мухи от различных болезней. Да и сами то не лучше этого и все больше из-за того, что нет достаточно больниц.

А о скоте и говорить нечего. Ветеринарного врача ни разу не видали, хотя и говорят, что он есть в уезде. За то какая болезнь нападет на скот, опустошаются целые селения, как, например, в прошлом году был падеж на овец, и никакого лекаря и близко не было.

Далее для нас, крестьян, необходим свет, ибо только при просвеще­нии может каждый жить по человечески. Но говоря о просвещении сердце сжимается от боли, так как просвещение для нас, забитых крестьян, не­доступно. Есть небольшое число земских и церковно-приходских школ, но в них можно едва прочитать и написать. А об образовании в средних и высших учебных заведениях и думать нельзя. Недоступны они для нас потому, что наш крестьянский люд считается самый низкий класс, а еще более, что нет достаточных средств на обучение и содержание. Так и оста­емся сами мы и дети наши без света, тогда как из нашей крестьянской среды много пропадает хороших умов. Нет достаточно библиотек, а какие ' существуют, то чиновники всеми силами стараются уничтожить те кни­ги, какие разъясняют сущую правду. Так что за землею, мы выставляем требование и просим весь народ подать свой голос о допущении полного бесплатного образования всего народа.

Мы подаем свой голос о том, что мы угнетены и бесправны, мы терпим бесправие от чиновников, угнетение от богачей, нас должно быть до сих пор считают младенцами, не могущими самостоятельно вести и править свое дело. Везде насажены опекуны, не понимающие нас, приносящие один вред: земские начальники, пристава, исправники, а в последнее время урядники и стражники; для какой цели и сами не знаем. Всякий знает, что вся эта чиновничья братия приносит один вред народу и кроме произвола ничего от ней нет. И действительно мож­но ли от таких людей, не понимающих нас самих и не знающих нашего положения, ждать каких-либо улучшений. Мы хорошо знаем, что может только тот устроить хорошую жизнь, кто ее знает, а народное устройство могут сделать устойчиво только те люди, которые избраны из народа, для которого будут издавать законы, на всеобщем, равном, прямом и тайном голосовании, но не на таком представительстве, которое было учреждено в настоящее время в Государственную Думу и мы надеемся, что Дума сделает выбор в нее на будущие времена на вышеупомянутых условиях. Обсудив все изложенное, мы пришли к тому выводу, что только мо­жет быть тогда хорошая жизнь, когда будут исполнены нижеследующие требования, а потому и пользуясь тем ходатайством Думы пред Царем и правом петиций, мы единогласно ПОСТАНОВИЛИ: представить в Го­сударственную Думу настоящий приговор, пред которой ходатайствуем о введении в законоположение и исполнение следующего

1. Немедленное отчуждение всех казенных, помещичьих, кабинет­ских, удельных, церковных, монастырских и прочих иных земель и о пе­редаче земли в руки трудящегося класса, желающего обрабатывать ее личным трудом.

2. Упразднение сословности и уравнение всех в правах без различия национальности, вероисповедания и имущества, присвоив наименование всем «русские граждане».

3. Представить всем гражданам свободу совести, мысли, слова и лич­ности и жилища. Суд для всех должен быть равный.

4. Народные представители должны быть избираемы всеобщею рав­ною, прямой и тайной подачей голосов без различия национальности

и пола. Предоставить также на таком же основании выбор всего уездного и губернского начальства.

5. Отмены податных и косвенных налогов на предметы первой необ­ходимости: чая, сахара, табаку, спичек, всех землевладельческих орудий и проч., повысив акциз на предметы роскоши и введения прогрессивно-подоходного налога.

6. Ввести всеобщее обязательное для всех образование в низших школах и по желанию в средних и высших заведениях на государственный счет. И предоставить желающим право открытия библиотек явочным порядком с допущением в них всех имеющихся в обращении книг.

7. Увеличение числа больниц и приемных покоев, а также ветери­нарных пунктов.

8. Немедленного упразднения института земских начальников и всей полиции, особенно стражников и урядников. Для порядка народ сам изберает таких лиц, которые могут правдиво служить своим избирателям.

Прощения тех лиц, кои боролись за свободу и лучшую жизнь и те­перь томящихся в заточении. Отмены смертной казни. Что же касается местных нужд, то мы крестьяне покорнейше просим Государственную Думу рассмотреть нашу нужду и прирезать на наше крестьянское пользо­вание землю путем приобретения граничащейся с нами Селижаровской монастырской земли. В чем и подписуемся...

Следуют подписи 66 крестьян, печать и подпись сельского старосты М. Иванова.

РЖА. Ф. 1278(1). 1906. Д. 288. ЛЛ. 155-161. Рукописный подлинник.

№113
1906 г. мая 14. — Приговор крестьян Родниковского сель­
ского общества Юрьевецкого уезда Костромской губернии
в I Государственную думу

ПРИГОВОР

крестьян Родниковского сельского общества Родниковской волости Юрьевецкого уезда.

1906 года мая месяца 14 дня. Мы, нижеподписавшиеся Костром­ской губернии, Юрьевецкого уезда, Родниковской волости, крестьяне Родниковского сельского общества, быв сего числа на сельском сходе из общего состава 147 домохозяев, в наличном числе имеющих право го­лоса на сельском сходе 124 лиц, под председательством нашего сельского старосты Ивана Баканова слушали копию письма члена Государственной Думы П. Д. Горохова и пришли к тому заключению, а именно земли: ка­зенные, кабинетские, удельные, помещичьи, монастырские, церковные и частновладельческие признать собственностью всего народа и передать трудящемуся народу и наделить таковую общинным владением и при сем

постановили: просить ходатайства Г. члена Государственной Думы Горо­хова по вышеупомянутому делу и о том просим благоволить уведомить нас по делу о аграрном вопросе, к сему и подписуемся...

Следуют подписи. ШИА. Ф. 1278(1). 1906. Д. 292. Л. 53. Рукописный подлинник.

№114

Наши рекомендации