Г. декабря 8. €

1905 года декабря 8 дня, мы, нижеподписавшиеся крестьяне села Елизарьева, быв сего числа на сельском сходе от всех домохозяев, имели суждение о нашем безвыходном положении и скудном житье. Признали мы, что скудость наша и крайняя беднота происходит от того, что надель­ной земли у нас весьма недостаточно. С тех пор, как выпустили нас из под власти помещиков, земли у нас остается прежнее количество, а население вдвое увеличилось, поэтому землю надельную раздробили на такие ма­ленькие куски, что получились полосы — с бороной не проедешь. При не­достаточной земле, как ее ни удобряй, большого урожая не получишь. При всем нашем упорном труде, многие питаются хлебом не с собственной земли, а покупным, из лавочки, т. е. перебиваются с шрки на корку. Есть между нами целые семейства, у которых нет и совсем клочка земли, — тем уже совсем плохо. Между тем, казенные налоги и подати год от года увеличиваются. Налоги с нас взыскивают, а взамен ничего не дают, даже школы, чтобы обучить детей наших, доселе никто не догадался выстроить. Мы сознаем, что если так будет продолжаться, если нам и впредь не будет дано достаточно земли, а налоги будут увеличиваться, то кре­стьянину с семьей придется хоть в землю зарываться. Земли надельной мало, а бывшая помещичья земля вокруг нас вся пораспродана мелкими кусками — разным хозяевам, так что и купить нам земли около себя негде, да кроме того, и денег на покупку у нас нет: где взять крестьянину капитал на покупку земли, когда часто и соли купить не на что.

Если и есть где вокруг нас много земли, так это во владении соседних монастырей Саровского и Дивеевского. Известно, что Саровский мона­стырь имеет десятки тысяч прекрасной земли со строевым лесом. Вся земля эта в разные времена пожертвована туда благотворителями. Землю эту монахи своими руками не обрабатывают, а пользуются наемными рабочими из нашей же среды. По правилам церковным и уставам мо­настырей иноку не полагается иметь никого имущества: «кто принимает иночество, тот клятвенно обязуется отречься от всего мирского, служить только Христу и спасению ближнего». Между тем мы собственными гла­зами видим, что монахи распоряжаются громадными поместьями, копят груды золота и вкушают прекрасную пищу, когда в то же время мы, соседи их, — трудовые люди, — не имеем зачастую и корки хлеба.

Известно также, что большинство помещиков, в былые времена, при­обретали имения и земли не покупкой на трудовые деньги, а задарма — умелым прислуживанием перед власть имущими. Зло это происходило не год и не два, а целые века, от этого произошло то, что вся земля сосредоточилась в руках богатых дворян и монастырей, а крестьянин остался с микроскопическим наделом — полдесятиной на душу.

Принимая во внимание все вышеизложенное, мы настоящим приго­вором единогласно постановили: обратиться с просьбой к г. председателю

совета министров и главноуправляющему крестьянским землеустрой­ством о том, чтобы при рассмотрении в Государственной Думе положе­ния о крестьянском землеустройстве было принято во внимание и наше мнение, которое выражается в том, что без равномерного и бесплатно­го распределения всех частновладельческих земель между трудящимися крестьянами никогда не улучшится наше положение, что землей должен владеть только тот, кто обрабатывает ее собственными руками.

Как мы слышим, повсюду происходят аграрные беспорядки, везде крестьяне бунтуют из-за земли. Мы бунтовать и производить каких-либо беспорядков не желаем; не хотим этого, потому что помним Бога и заповедь его — не обижать ближнего.

Но необходимо и благоденствующим землевладельцам, а тем более монастырям вспомнить о меньшем брате — об обездоленном крестьянине, нужно поделиться с ним тем, что сами получали в виде дара. О чем и доводим до сведения вашего п-ства.

Следует более ста подписей. «Нижегородская земская газета» 1906. 5 января.

№86
1905 г. декабря 14. — Постановление крестьян хут. Кувшина
Острогожского уезда Воронежской губернии

Мы, граждане хутора Кувшина Острогожского уезда Воронежской губ., собравшись сего месяца 14 декабря 1905 г. по распоряжению сельского старосты Семена Семенова Дуброва на сельский сход, подвергли обсуждению манифест, обнародованный 17 октября сего года. Подвергли обсуждению и другие вопросы, касающиеся наших общественных нужд. И в конце концов пришли к следующему убеждению, что причиной нашей бедности, нищеты являются угнетение и невежество, малоземелье, тяжелые налоги, выкупные платежи, высокие аренды и пр. Да, нам надо! земли, чтобы обеспечить себя от будущей голодовки, ставшей у нас обычной; так как не говоря уже о плохих годах, мы одинаково и в урожайные годы нуждаемся в главном: насущном хлебе, в корме для скота.

Нам надо земли, частные владения помещиков — главная причина наших бедствий. Мнение наше о земле таково: земля не должна быть предметом купли и продажи, она должна быть ничьей. Она создана богом и предназначена человеку для его существования. Следовательно, к ней должен иметь доступ каждый желающий ее обрабатывать. И не одной земли, но и воли желаем мы, чтобы иметь возможность жить вольно, свободно, как живут прочие народы. Нам не надо земских начальников, становых и урядников.

Мы — господа земли, мы ее хозяева, и никто не должен отнимать у нас этого права. Поэтому на основании вышеизложенного просим:

1. Чтобы земли, принадлежащие частным владельцам (помещику), казенные, церковные, монастырские и другие немедленно были отобра­ны и отданы в, уравнительное пользование всего трудящегося народа

на условиях, установленных народными представителями, избранными путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

2. Поземельные налоги, недоимки, выкупные платежи были бы нййедленно уничтожены.

3. А также уничтожить косвенные налоги на предметы первой необ­ходимости, каковы, например: керосин, спички, сахар и т.д.

4. Уничтожить сословные привилегии, уравнять всех перед судом и законом.

5. А также необходимо общее и обязательное образование детей за счет государства.

6. Освобождение и восстановление в правах всех пострадавших за эти требования.

Высший подъем революции 1905—1907 гг. 4.2. С. 324—325.

№87

Наши рекомендации