О царских, и властелинских, и помещиковых, и вотчинниковых
Крестьянех.
1. Царских дворцовых сел и волостей крестьян судят их и
росправу чинят на Москве во Дворце, и в селех и в волостях
приказщики, по грамотам, во всяких делех, кроме уголовных и
розбойных и татиных и пожегных дел. А в-ыных царских черных
волостях, где приказщиков не бывает, учинены судейки, человек с
10, выборные люди, тех же волостей крестьяне: и судятца меж себя
по царским грамотам и без грамот, кроме уголовных же и розбойных
дел. А доходы денежные и иные собирают они сами меж себя, сколко
с кого доведется, смотря по их промыслам, и животам, и по земле,
сколко под кем лежит земли и сеетца хлеба и коситца сенных
покосов.
2. Патриарх, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и
монастыри, ведают своих подданных крестьян против того ж, как
ведают в царском Дому его крестьян во всяких делах и податех,
кроме розбойных и иных великих уголовных дел.
3. Бояре, и думные, и ближние, и всяких чинов люди, помещики
и вотчинники, ведают и судят своих крестьян во всяких их
крестьянских делех, кроме розбойных же и иных воровских дел. А
подати царские с крестьян своих велят собирати старостам и людям
своим, и отдавать в царскую казну, по указу царскому; а свои
подати кладут они на крестьян своих сами, сколко с кого что
взяти.
А как тем бояром и иным вышеписанным чином даются поместья и
вотчины: и им пишут в жаловалных грамотах, что им крестьян своих
от сторонних людей от всяких обид и налог остерегати и стояти, а
подати с них имати по силе, с кого что мочно взяти, а не через
силу, чтоб тем мужиков своих ис поместей и из вотчин не розогнать
и в нищие не привесть, и насилством у них скота и животины
никакой и хлеба всякого и животов не имати, и ис поместных
деревень в вотчинные деревни на житье не переводити, чтоб одно 118
место опустошить, а другое обогатить. А будет которой помещик и
вотчинник, не хотя за собою крестьян своих держати, и хочет
вотчинных крестьян продати, и наперед учнет с них имати поборы
великие, не против силы, чем бы привести к нуже и к бедности, а
себя станет напалнивать для покупки иных вотчин: и будет на
такого помещика и вотчинника будет челобитье, что он над ними так
чинил, и сторонние люди про то ведают и скажут по сыску правду, и
у таких помещиков и вотчинников поместья их и вотчины, которые
даны будут от царя, возмут назад на царя, а что он с кого имал
каких поборов через силу и грабежем, и то на нем велят взять и
отдать тем крестьяном; а впредь тому человеку, кто так учинит,
поместья и вотчины не будут даны до веку. А будет кто учнет
чинить таким же обычаем над своими вотчинными куплеными мужиками:
и у него тех крестьян возмут безденежно, и отдадут сродственником
его, добрым людем, безденежно ж, а не таким разорителям.
4. А будет которой боярин и думной и ближней человек, или и
всякой помещик и вотчинник, учинит над крестьяны своими убойство
смертное, или какое наругателство, нехристиянским обычаем, и
будут на него челобитчики: и такому злочинцу о указе написано
подлинно в Уложенной Книге. А не будут на него в смертном деле
челобитчики, и таким делам за мертвых людей бывает истец сам
царь.
А будет учинять над подданными своими, крестьянскими женами
и дочерми, какие блудные дела, или у жонки выбьют робенка, или
мученая и битая с робенком умрет, и будет на таких злочинцов
челобитье: и по их челобитью отсылают такие дела, и исцов и
ответчиков, на Москве к патриарху, а в городех к митрополитом и к
архиепископом и к епископу, и судят такие дела и указ по них
чинят, до чего доведетца, у них на дворех, а в царском суде до
того дела нет.
5. А будет в царских селех и в волостях, и в помещиковых и
вотчинниковых селех и деревнях, объявятся воры, розбойники, тати
и пожегшики, и иные злочинцы: и таких сыскивая велено отсылати
Московским к Москве в Розбойной Приказ, а городовым в городы, к
воеводам и к губным старостам; а самим вотчинником и помещиком в
таких делех сыскивати и указ чинити никому не велено.
6. А будет у самого царя под Москвою, и в городех в
дворцовых волостях и селех, крестьян с 30,000 дворов, кроме
бобылей. Да в царских же черных волостях и слободах крестьян с
20,000 дворов.
За патриархом, под Москвою и в городех, в селех и в
волостях, будет крестьян болши 7,000 дворов.
За четырмя митрополиты: за Новгородцким, за Казанским, за
Ростовским, за Крутитцким, под Москвою и в городех, в вотчинах их 119
домовых в селех и в деревнях, за всеми, крестьян с 12,000 дворов.
За десятью архиепископами: за Астараханским, за Сибирским,
за Псковским, за Смоленским, за Тверским, за Вятцким, за
Резанским, за Полотцким, за Вологотцким, за Суздалским, да за
одним Коломенским епископом, под Москвою ж и в городех, в
вотчинах их домовых, за всеми, крестьян с 16,000 дворов.
За монастыри, которые писаны в Уложенной Книге, в вотчинах
их монастырских в селех и в деревнях, за всеми, крестьян с 80,000
дворов. Да за монастыри ж, которые в лествице и в Уложенной Книге
не написаны, крестьян с 3,000 дворов.
За бояры, и околничими, и думными и ближними людми, и за
столники, за стряпчими, и за дворяны, и за дьяки, и за жилцы, и
за городовыми дворяны, и за детми боярскими, и за мурзами и за
Татары, и за дворовыми и конюшенного чину людми, и за
переводчиками, и за подьячими, и за толмачами, и за вдовами и
девицами, в поместьях их и во всяких вотчинах крестьян по 2 и по
3 и по 4 двора, и по 5 и по 10 и по 15 и по 20 и по 30 и по 40 и
по 60 и по 80 и по 100 и 150 и по 200 и по 300 и по 500 и по 700
и по 1000 и по 2000 и по 3000 и по 5000 и по 7000 и по 10,000 и
12,000 и по 15,000 дворов за человеком, по чину их и по чести; и
кто дослужится, за иным боярином есть блиско 17,000 крестьян, а
за иным толко со 100 и с 200 дворов. Кто бывает счастлив службою
своею и после сродичей своих, и за тем бывает много, а иному
после сродичей своих не достанется ничего, и живет с малого: и по
тем их вотчинам и поместьям таково их житье. И за всеми за теми
чинами сколко будет числом крестьянских и бобылских дворов, того
написати не мочно.
Глава 12,120
А в ней 4 статьи.
О торговле царской.
1. У Архангелского города торговля - хлебом, пенкою,
поташью, смолчюгою, шолком сырцом, ревенем. А собирают тот хлеб в
Поморских и в Понизовых городах, с уездных чорных слобод с
крестьян, и закупают тот хлеб и пенку во многих городех, на
царские казенные денги ис Приказу Болшого Приходу; и с приезжими
иноземцы меняют на всякие товары, и продают на денги. Поташные и
смолчюжные заводы; учинены буды в царских диких лесах, на
Украйне, такъже и бояр и околничих и думных и ближних людей, и
гостей и торговых людей, буды учинены в тех же и в-ыных царских
лесах, на откупу; а сверх откупу на царя берут поташи и смолчюги
десятую бочку. И те товары, хлеб, пенку, поташ, смолчюгу
провадять к Архангелскому городу на царских ямских подводах, и
наймуют. Ревень присылается из Сибири, собирают с таможилцов.
2. Торговля на Низу - учюжные рыбные промыслы, что остается
за дворцовым обиходом; такъже и соль ламают и варят и возят,
вверх по Волге реке, до Казани и до Нижнего и до Москвы. И тое
рыбу и соль, что остаетца за царским росходом, на Москве и в
городех продают всякого чину людем.
3. С Персидцкими купчинами - шолком, сырцом и вареным, и
всякими тамошними товарами, в Астарахани, и в Казани, и на
Москве. А ценят те Персицкие товары по тамошней их цене, по чему
купят в Персии, а на Москве за те товары дают ис царские казны
соболи и иную мяхкую рухлядь, а ценят тое мяхкую рухлядь против
роздачи с прибавкою. А как те купчины бывают в Астарахани, и в
Казани, и на Москве: и им даетца до поезду их царское жалованье,
корм и питье, и суды, в чем им ехать водою, и гребцы, безденежно.
4. Гречаня - приезжают к Москве ежегодь и привозят с собою 121
товары всякие: сосуды столовые и питейные, золотые и серебряные,
с каменьем с алмазы и сь яхонты и с-ызумруды и с лалы, и золотные
портища, и конские наряды, седла и муштуки и узды и чапраки со
всяким каменьем, и царице и царевнам венцы и зарукавники и серги
и перстни с розными ж каменьи, немалое число.
А приехав те товары царю подносят они в дарех; а после того
те товары ценят торговые люди, иноземцы и мастеры, по тамошней
Турецкой оценке; а вместо того даетца им соболми ж и рухлядью. И
таких товаров на всякой год покупаетца множество, потому что
бояром и иных чинов людем купити окроме царя никому не волно, а в
царскую казну приходят они якобы даром.
А бывает тех Гречан на год по 50 и по 100 человек, и живут
на Москве для продажи многие годы; и даетца им корм и питье
доволное. А которые товары подносят они царю, а в царскую казну
те товары не годятца: и им те товары отдаютца назад, и волно им
продати всякого чину людем.
Глава 13,122
А в ней 16 статей.