Иных государств о послех и о посланникех, о гонцех, и какова
Кому честь бывает.
1. Королевского величества Свейского послы как они приедут
на границу, и их посылают принимать ис порубежных городов бояре и
воеводы дворянина, человека старого и роду честного, и велят
принять послов с честию, и корм и питье пошлют к ним с ним на
встречю; а приняв послов едет с ними до города. А как они будут
блиско которого города, и посылает тот дворянин с вестью к
воеводам, что они будут в город того числа которое прилучится: и
бояре и воеводы для тех послов учинят встречю, а на встрече
бывают дворяне, и дети боярские, и служилые всяких чинов и
посадцкие люди; и с теми послами дворянин едет в город, и на
двор, где устроено послом стоять. А проводя его скажут боярину, и
боярин посылает к послом с почестным столом, с ествою и с питьем,
его же дворянина, или кого иного, и на первой день ествы и питья
с поденным вдвое, и велит ему у него быть в приставех, до Москвы.
А изготовя им послом в дорогу корм и питье и подводы, отпустят их
к Москве, без задержанья.
А как послы приедут блиско Москвы, и дворянину велено бывает
с теми послами остановитися не доезжая Москвы за 20 верст, и о
посолском приезде отписать; и по ево писму велят ему с теми
послами итти к Москве, на подхожей стан, верст за 7, и ожидати
указу, как ему велят быть с ними к Москве. А на Москве того дни,
в которой будет встреча, на царской конюшне готовят лошади, на
чем их послов принимать; да на дворе, где им стоять, готовят
полаты, или избы, и корм и питье, послом и их посолским дворяном
и всякого чину людем, и конской корм и дрова, к их посолскому
приезду все было готово. Да того ж дни, как послы будут в Москве,
велят быти на встрече спалником, столником, стряпчим, дворяном 50
Московским, дьяком, жилцом, гостем, подьячим, стремянным,
задворным, стряпчим конюхом, дворовым людем, торговым людем
посотенно, нарядясь по посолскому обычаю, у кого каких нарядов
прилучилось; а в городе и на площади, и до посолского двора,
испоставлены бывают стрелцы, по служивому обычаю.
А встретить послов и принять посылаетца столник, середнего
роду, которые бывают в околничих, а с ним дьяк; и встречают
послов за Земляным городом, на поле. А в наказех столнику и дьяку
пишется: как они сьедутца с великими послы, и они б говорили
речь, по наказу, наперед послов, а шапок бы наперед послов не
снимали и с лошадей не ссадились. И как столник и дьяк послов
встретят, и речь по наказу изговорят, и скажут, что присланы под
них послов царские лошади, на чем им ехать, с седлы и с наряды и
у послов с столником и з дьяком бывает спор: как Московские послы
бывают у государя их, и их принимают в коретах, а не верхами; и
столник и дьяк отговариваютца, что изо всех окрестных государств,
такъже и их Свейские послы преж того бывали, и их принимали
верхами и ехали в город без спору, и в государстве их чюжеземских
послов в коретах принимати не обычай. И споровався много, садятца
послы на царские лошади, а сев на лошади у послов с столником
бывают споры великие о правой руке; и споровався много едет
столник с послами в город, у послов по правую руку, а дьяк по
левую сторону. А проводя их послов до посолского двора, где им
стоять, поедут столник и дьяк к царю; а объявя о том царю, что
послов приняли и проводили на посолской двор, и царь посылает
спрашивать послов о здоровье их же столника и дьяка, и велит
сказати послом, что им велено быти у них послов в приставех.
2. А которого дни царь послом велит быти у себя на приезде,
и в то время в городе у царского двора, и на площади, и в другом
городе на площади ж, у рядов, до посолского двора, по обе стороны
улицы, где ехать послом, поставлены стрелцы з знамены и с ружьем;
и посылают под послов и под дворян с царские конюшни лошади, да
стрелцов, которым нести королевские и посолские дары, да
встречников, подьячих и конюхов, с которыми ехать послам в город.
И как царь будет в полате, и к приставом посылают, что им к царю
с послы ехать время: и они едут с посолского двора, столник у
послов по правую ж руку, а перед послы несут наперед королевские
и их посолские дары стрелцы, да перед послы ж наперед едут в
город встречники и их посолские дворяне. А как послы приезжают
блиско царского двора, и не доезжая двора слазят с лошадей; и
слезши с лошадей, послы и их дворяне шпаги с себя снимут, и идут
к царю в Верх без шпаг; а наперед послов идут з дарами стрелцы и 51
посолские дворяне, мимо церкви, сенми, на крылцо к той полате,
где им быть у царя, и в полату входят потомуж; а перед полатою
встречают послов думной дьяк да дьяк, и спрашивает послов о
здоровье, и идут в полату с послами вместе. А царь в то время
сидит на своем месте, во всем своем царском одеянии; а по правую
руку царя, на окне, поставлен на блюде стоянец, а по левую
сторону сидят бояре, поодаль; а царя в то время держат под руки
Сибирские царевичи, или бояре. Да подле царя ж, по обе стороны,
стоят рынды, четыре человека, наряжены в белое платье камчатое на
горностаях, в шапках белых же высоких, и в сапогах, а в руках
держат по топору нарядному з золотом и с серебром; а бывает на
тех рындах платье и топоры царское; а люди они первой и другой и
третей статьи родов, боярские дети. И как им царь велит быти в
рындах, одному под другим, и платье свое с себя снять и взложить
царское платье, и они промеж себя потомуж споруются и друг з
другом быти не хотят, а быти ему мочно под тем, под кем царь
велит, а он не хочет и платья своего с себя не снимет, а царского
не взложит: и на таком ослушнике платье царь велит изодрать все,
и взложить свое платье; а как послов отпустят, и с него сняв
царское платье, или до послов, бьют перед царским окном, при всех
людех, батогами, не ослушивайся царского указу.
А вшед послы в полату, начнут по наказу своему говорити
речь, и царя поздравляют, и правят поклон; и царь в то время
встанет, и шапку сымет, и спрашивает послов о королевском
здоровье, сам, стоя; а говорит ево речи послом въдругорядь
околничей; и потом царь садитца на место. И послы сказав про
здоровье государя своего, говорят речь, что прислана с ними к
нему королевского величества грамота, а изговоря речь, подают
царю королевскую грамоту; и царь тое грамоту у послов принимает
сам, стоя, сняв шапку, и потом послы говорят речь, что присланы с
ними к нему от королевского величества подарки, и объявя те
подарки подносят, и царь у послов подарки принимает, сам. А
снимает при послех с царя шапку тесть ево, или иной первой
боярин. И приняв подарки велит послом быти к своей царской руке,
и говорит к послом речь думной диак; и после послов бывают у руки
посолские дворяне. И потом царь велит сказати послом свое
жалованье, стол сь ествою и с питьем, а говорят речь думной же
диак, и послы на царском жалованье бьют челом. А сказав им стол,
отпущают их к себе на подворье, а провожают послов ис полаты
думной диак да дьяк; и послы у царского двора садятца на лошади, 52
и едут до посолского двора, где поставлены, а перед ними
встречники и их посолские дворяне. А людей их посолских в тое
полату, где царь сидит, кроме дворян, не пущают никого. А дары
бывают присыланы: сосуды серебряные позолоченые, разные, и что
прилучитца заморских диковинок.
3. И того ж дни укажет царь послати к послом с столом, сь
ествою и с питьем, столника; а породою тот столник, которые
бывают в околничих; а в наказе столнику напишут: как он будет у
послов, и он бы сам за столом сидел у послов по правую руку, и
пил чаши наперед за царское здоровье, а потом за королевское. И
как столник приедет к послом на двор, и у крылца ссадитца с
лошади, а за ним идут дворовые люди сь ествою и с питьем; и
столника встречают посолские дворяне. А как он войдет к послом в
хоромы, и начнет речь говорить от царя, по наказу, и явит, что
прислан он к ним послом с столом, сь ествою и с питьем, и послы
на царском жалованье бьют челом; и велит столник на стол
настилати скатерть и ставити еству. И потом послы, и столник, и
приставы, и посолские дворяне, садятца за стол, и начнут ести по
обычаю. и в скором времяни вставь столник из за стола, начнет
говорити речь, и пить чашу наперед за здоровье царское, потом
королевское; и у послов с столником о чашах бывают споры многие,
и споровався много, пьют послы наперед чашу за царское здоровье,
потом за королевское. А пив здоровья и етчи, столник витався и
прощався с послы, поедет с посолского двора в Посолской Приказ, и
объявит думному дьяку, что он у послов с столом был и по наказу
исполнил, и послы ево за то дарили, и покажет дары; а иные послы
в дарех отговорилися, что будут они дарить вперед; и о том думной
дьяк объявит царю; а что он столник с послом поговорит, и то ему
велят в Приказ дати на писме.
4. И потом на другой или на третей день, или неделю спустя,
укажет царь послом быти у себя на дворе и у бояр в ответе. И того
ж дни, в которой послом быти у царя, пошлют под послов и под
дворян с царские конюшни лошади, и встречников конюхов; и в
городех от царского и до посолского двора испоставлены стрелцы; и
послы, и с ними приставы, и их посолские дворяне, и встречники,
едут в город, и у царского двора с лошадей слазят, и сняв шпаги
идут к царю в полату, противо первого приезду. А пришед в полату
бьют челом царю за стол, что к ним было присылано, и царь послов
спрашивает о здоровье, а говорить речь думной дьяк; и потом велит
послом объявить, что они послы присланы от королевского
величества и о приезде своем подали королевского величества 53
грамоту, и тое грамоты слушав, он царь любително указал им послом
быти в ответе, и дел выслушать бояром своим (имяна их боярские
кто будет), и они б послы о чем они присланы дела свои им бояром
объявили; и потом пойдут послы от царя ис полаты в другую
ответную полату. И в той полате, где сидеть бояром и послом, и
перед того полатою, где сидеть дворяном, на лавках, посланы
полавошники камчатые и суконные; и устроено по посолскому обычаю.
А как бояре придут в ответную полату, и витався с послами,
садятца бояре за стол, вдоль против стола, а послы садятца по
левой руке, против стола ж, поперег; а дворяне посолские бявают в
другой полате. И учнут бояре говорить послом, для чего они
присланы чтоб им бояром объявили; и послы начнут им о делех
говорить, и те речи, с обе стороны, толмачат переводчики, а для
записки речей, с обе стороны, стоять секретари и подьячие; а
окроме тех людей никого в полате не бывает. И у бояр и у послов о
деле бывают розговоры и споры многие. И говоря бояре с послами,
скажут послом, что они посолство их выслушали, и они о тех делех
объявят царю, а что на те дела будет его царской указ, и они им
объявят. И пойдут бояре к царю, а послом скажут, чтоб они послы,
доколе они бояре для объявления тех дел сходят к царю, подождали
в ответной полате; и послы ответу дожидают в ответной полате. А
как бояре о том царю объявят, и царь посылает к послом из них же
ответных бояр, думного дьяка, а велит сказати, о которых делех
они послы бояром и ближним людем говорили, и они о тех делех царю
доносили и царское величество велел им сказать, что на те их дела
ответ учинен будет им в ответе завтро, или в-ыной день или
пришлют к ним ответь на писме; а ныне б они послы ехали к себе на
двор. И послы з думным дьяком прощався, поедут к себе, противо
прежнего ж.
5. А бывают с теми послами в ответех бояре: один боярин ис
первые статьи родов, третей или четвертой человек; другой менши
того той же статьи родов, или другой; да околничей, или два, да
думной посолской диак.
6. А когда лучится послом быти в-ыных ответех, и они бывают
против такого ж обычая, как и сперва. А ежели они послы, для
некоторых дел, похотят быти в ответе, поговорити з бояры и з
думными людми, и учнут проситися в ответ и о том царю будет
донесено: и царь послом у бояр своих и думных людей в ответе
потомуж быти велит.
7. Да послы ж, как бывают у царя и у бояр в ответе, или
когда видают царя в процесыах, или в-ыных местех, и к ним
посылаетца того дни корм и питье, с поденным вдвое; и сверх того 54
посылает их царь спрашивати о здоровье, кого прилучится.
8. А как послы, по указу государя своего, дела и посолство
исправят, и бывает им отпуск, и они на отпуске у царя бывают
против того ж, как на приезде; и царь приказывает с ними послы к
королевскому величеству свой любителной поклон и поздравление,
стоя, сняв шапку, и подает послом свою царскую грамоту, а говорит
за царя речь околничей; и потом думному дьяку велит сказати
послом, чтоб они шли к его царской руке. И быв послы и их
посолские дворяне у руки, велит царь сказати им свое жалованье,
стол, еству и питье; и послы, бив челом царю, поедут к себе на
двор, по прежнему ж.
И того ж дни к послом посылают с столом столника, прежнего
ж, или иного такого ж, и они бывают у послов и подчивают, против
прежнего ж. А чем послы столника подарят, и они то объявят
думному дьяку, а думной дьяк царю.
9. Да послом же к отпуску их с Москвы готовят в дорогу корм,
и питье, и подводы; и в городы, которою ехать дорогою, посылают
грамоты, чтоб послом, и их посолским дворяном, и людем их, корм и
питье и подводы было готово, и нигде б ни за чем в их посолском
проезде мешкоты не было; и в приставех до рубежа велят быти
прежнему ж дворянину, или иному, будет того за чем не лучитца. А
как будет в дорогу корм и питье изготовлено, и послы ехать
готовы, и их послов провожают с Москвы до тех же мест, где их
принимают приставы да встречники те ж, которые ездили с ними в
город к царю; и едут послы из города на царских лошадях. А что
они на отъезде с приставы поговорят, и чем их подарят, и о том
они приставы объявливают думному диаку.
10. А как бывают королевского величества послы к Москве,
летом или зимою, и их принимают летом и к царю ездят и провожают
на лошадях верхами, а зимою в санях.
11. Да как послы бывают у царя на приезде и на отпуске, и в
то время полата бывает устроена по посолскому обычаю; а пол
бывает выслан Перситцкими коврами; а бояре, и думные и ближние
люди, и столники, и дворяне, и дьяки, и гости, бывают в платье в
золотом.
12. Да на отпуске ж к послом посылается царского жалованья,
соболей: первому послу на 1000 рублев, сороками и парами; другому
товарыщу на 700 рублев; третьему на 500 рублев; четвертому, ежели
бывает, и ему на 400 рублев, сороками ж и парами. А бывают сороки
ценою, по прямой царской указной цене, по 300, по 250, по 200, по
150, по 100, по 80 рублев сорок; пары по 20, по 15, по 10 рублев 55
пара. Посолских их дворян и людей верстают на три статьи: первой
статье дворяном по 50 рублев сорок; второй статье по 40 рублев
сорок; третьей статье по 30 рублев сорок, или пары. Людем: первой
статье по 10 рублев пара; второй статье по 7 рублев пара; третьей
статье по 5 рублев пара, а досталным по 3 рубли пара. А относят
те соболи подьячие; и подносят послом по росписи. А за их
посолские дары, что они от себя подносят царю, посылают соболми ж
против оценки. А ценят королевские и их посолские дары, тою
ценою, чего стоит весом; а дела не щитают.
13. О посланникех.Как бывают от королевского величества
посланники, и на рубеже принимает их дворянин, или началной
человек, капитан или сотник стрелецкой; а как он приедет к
которому порубежному городу, и из города встреча бывает против
посолской вполы, и едут они в город и до двора где посланнику
стоять; и того города боярин и воевода посылает к посланнику с
столом, сь ествою и с питьем, и поденной корм, и в приставех у
него велит быть тому ж, кто его принимал; а к отпуску того
посланника в дорогу, корм и питье и подводы изготовя, отпустят к
Москве, без задержанья.
А как посланник с приставом приедут блиско Москвы и к
приставу с Москвы посылают с вестью, чтоб он с тем посланником
ехал в город; и как посланник приедет под Москву, и его за
Земляным городом встречает голова стрелецкой или полуголова, да
подьячей и речь говорят, и чин той встрече и лошади бывают
посыланы против того же, что и послом; а на встрече бывают
дворовые люди, и подьячие, и конюхи, многие люди; а приняв
посланника едут с ним до посолского двора, где ему стоять, и в
приставех велят быти им же; а где тому посланнику стоять, двор, и
корм и питье изготовят, наперед его приезду. А бывает
посланником, в дороге и на Москве, корм и питье, против послов
другово или третьяго человека; а дворяном посланничьим, и людем,
против посолских дворян и людей с убавкою.
А как тому посланнику велит быти царь у себя на приезде, и
по него с царские конюшни лошади и встречники посылаются, конюхи,
и в город они едут, и у царя бывают, и посолство правят во всем
против того ж, что и послы; а ежели у них бывают от королевского
величества дары, и они подносят же. А как они бывают у царя, и
царь в то время бывает в платье в нарядном, в празничном, и в
шапке в простой, а не так как при послех; а бояре и иные чины
бывают в платье в нарядном же, а рынды в то время бывают четыре ж
человека. Такъже и с столом посылают к нему столника середнего, и
чин столник правит по наказу ж, что и при послех; а стрелцы стоят
толко в одном городе, где царь живет.
А в ответех они посланники бывают у околничих и у думных
людей в Посолском Приказе, а на отпуске бывают против приезду
своего и против посолского отпуску; и с столом посылают столника
прежнего ж, или иного такого.
А жалованье царское на отпуске бывает тому посланнику против 56
третьяго человека посла, а дворяном ево и людем против посолских
дворян и людей вполы; и отпуск им с Москвы бывает против того ж,
что и послом, и приставы провожают до того ж места где послов, а
встречники провожают стряпчие конюхи; а дорожной пристав бывает
тот же, или иной, и провожает его до границы, по достоинству и
обычаю.
14. О гонцех.Гонцом приниманье бывает такъже, что и
посланником, а принимает их на рубеже и до Москвы едет сотник
стрелецкой; а корм и питье в дороге и встреча бывает по
середнему; а у царя они бывают на приезде и на отпуске перед
посланником вровне; а с столом посылают перед посланником с
убавкою, а подчюют за столом приставы, а столник не посылается; и
бывают у них приставы подьячие, или началные люди, а поденной
корм и питье бывает против посолского секретариуса; а на отпуске
царского жалованья бывает им на сто рублев соболей, а людем
потомуж, по разсмотреныю; и отпущают их с Москвы с приставом с
тем же, кто его на рубеже принимал; а провожают их с Москвы
приставы, до тех же мест что и посланников, с неболшими людми.
15. А где бывают послы, и посланники, и гонцы, поставлены на
посолских дворех, и на тех дворех, для посолской чести и
оберегания, поставлена бывает вахта: у послов сотник, а с ним
стрелцов по 200, по 100, человек, или по 50, смотря по послом,
сколко у кого людей; у посланников по 30 и по 20 человек, такъже
смотря по людям; у гонцов по 12 и по 10 человек.
А лучитца посолским дворяном и их людем в рядех чего купить,
послом и себе, или пойдут для гулянья: и с ними, для сбережения
от Руских людей, ходят стрелцы, чтоб им кто не учинил какого
бесчестья и задору.
16. А как бывают на Москве цесаря Римского послы, также
Полского, и Аглинского, и Датцкого королей, и Турские, и
Перситцкие: и им бывает приниманье и честь во всем против того ж,
что и Свейским послом; толко Цесарским послом и Полским и
Аглинским бывает перед Свейскими послами прибавка в естве и в
питье, да рынд бывает по 6 человек; а посланником и гонцом всех
тех вытеписанных государств, и курфистров, и князей, и графов
бывает против того, как писано выше сего во всем.
17. А как приезжают Крымского хана, и Нагайские, и
Калмытцкие послы, и им встречи не бывает; а едут Крымские послы с
приставы, кто их принимает на рубеже, на свой Крымской двор, а
Калмытцкие и Нагайские, где их поставят; и на Москве приставят к 57
ним дворянина. А сколко их послов будет и с ними людей, и на тех
послов и на людей их, в чем им быти у царя на приезде и на
отпусте, готовят платье: на послов шубы отласные золотные на
куницах и на белках, да однарядки суконные красные с круживы,
кафтаны камчатые, шапки лисьи высокие, сапоги, людем их однарядки
суконные красные ж с круживы, кафтаны камчатые исподние, шапки,
сапоги. А которого дни укажет царь быти тем послом у себя, и по
тех послов пошлют с царские конюшни лошади, да пошлют к ним
платье, однарядки и кафтаны и шапки и сапоги, и велят им быти в
город к Посолскому Приказу; и послы нарядясь в царское платье,
приедут с приставом в Приказ, и в Приказе думной дьяк их
роспрашивает, для чего они присланы, и говоря с ними о делех
осматривает грамоты, и пойдет сказати царю; и царь пошлет по тех
послов, велит им быти к себе, и пристав с ними ис Посолского
Приказу идет до царского двора, пеши, и к царю в Верх. А царь в
то время бывает в полате, во одеянии повсядневном. А как послы
войдут в полату, и увидев царя кланяются в землю и правят
посолство свое, и царь спрашивает послов о здоровье Крымского
хана (или князя), сидя в шапке; а говорит речь от царя думной
дьяк; и правя посолство подают послы грамоту, и царь тое грамоту
велит приняти думному дьяку, а бывает та грамота в мешке
золотном, незапечатана; и приняв грамоту, велит царь с послов
однарядки снять, а взложить на них золотные шубы, при себе, а
однарядки их отошлют к ним на двор; и потом царь велит послом
итти к своей руке, и как они к руке придут, и царь кладет руку
свою на их головы, а целовать не дает; и потом царь дает послом
пити кубками романеи, да по ковшю меду вишневого; и потом
отпущают их к себе на двор. И иные ис тех послов, выпив романею и
мед, суды берут к себе и кладут за пазуху; а говорят они послы:
«когда де царь пожаловал их платьем и питьем, и тем судам годитца
быти у них же»; и у них тех судов царь отнимати не велит, потому
что спороватся с бусурманом в стыд; и для таких безстыдных послов
деланы нарочно в Аглинской земле сосуды медные, посеребряные и
позолочены.
А для каких розговоров те послы будут надобны, и они на
розговорех бывают в Посолском Приказе и у думных дьяков на
дворех, или посылают к ним дьяков и подьячих роспрашивать; и на
отпуске те послы бывают у царя против того ж, как на приезде, и
питье им царь подает же. А корм и питье, поденное, идет им не
против иных государств послов и гонцов, с убавкою, обычное.
18. Да королевского же величества Свейского, такъже и
Полского, великие послы, как бывают на Москве для подкрепления и 58
докончания покою християнского: и они бывают у царя на приезде и
на отпуске, во всем против того ж, как писано выше сего. А
которого дни лучитца им быти у царя на докончании, и того дни они
послы бывают у царя, потом у бояр в ответе; а будучи бояре с
послы о чем поговорят, ходят объявливать царю, а послы в то время
останутца в ответной полате. А царь в то время велит протопопу,
своему духовному отцу, да дьяконом нарядитися в церковное
одеяние, и принесть к себе в полату еуангелие да крест, и
положить на высоком месте, на стуле, а перед них поставити свещу;
и изготовя пошлет по послов думного дьяка, велит им быть к себе.
А как послы придут, и им царь велит к еуангелию и ко кресту, и к
себе, притти поблиску; и протопоп начинает пение, и говорить о
вере заклинателное писмо о содержании вечного покою, и с ним
вместе и царь говорит же, а грамота докончалная в то время лежит
под еуангелием; а проговоря заклинателное писмо, чинит царь веру,
прикладываетца ко кресту лицем, и целует Распятаго на кресте в
подножие; потом взяв царь докончалную грамоту, отдает послом и
говорить речь, а изговоря речь,отпущает послов к себе на
подворье. А с-ыными християнскими государствы ни с которыми
докончания не бывает, потому что границ не пришло; а с Перситцким
государством войны не бывает; а с Крымскими и с Турскими война
хотя и бывает, а трактатов и постановения не бывает, чинитца
успокоение через пересылочные грамоты.
Глава 6,59
А в ней 6 статей.