Иных государств о послех и о посланникех, о гонцех, и какова

Кому честь бывает.

1. Королевского величества Свейского послы как они приедут

на границу, и их посылают принимать ис порубежных городов бояре и

воеводы дворянина, человека старого и роду честного, и велят

принять послов с честию, и корм и питье пошлют к ним с ним на

встречю; а приняв послов едет с ними до города. А как они будут

блиско которого города, и посылает тот дворянин с вестью к

воеводам, что они будут в город того числа которое прилучится: и

бояре и воеводы для тех послов учинят встречю, а на встрече

бывают дворяне, и дети боярские, и служилые всяких чинов и

посадцкие люди; и с теми послами дворянин едет в город, и на

двор, где устроено послом стоять. А проводя его скажут боярину, и

боярин посылает к послом с почестным столом, с ествою и с питьем,

его же дворянина, или кого иного, и на первой день ествы и питья

с поденным вдвое, и велит ему у него быть в приставех, до Москвы.

А изготовя им послом в дорогу корм и питье и подводы, отпустят их

к Москве, без задержанья.

А как послы приедут блиско Москвы, и дворянину велено бывает

с теми послами остановитися не доезжая Москвы за 20 верст, и о

посолском приезде отписать; и по ево писму велят ему с теми

послами итти к Москве, на подхожей стан, верст за 7, и ожидати

указу, как ему велят быть с ними к Москве. А на Москве того дни,

в которой будет встреча, на царской конюшне готовят лошади, на

чем их послов принимать; да на дворе, где им стоять, готовят

полаты, или избы, и корм и питье, послом и их посолским дворяном

и всякого чину людем, и конской корм и дрова, к их посолскому

приезду все было готово. Да того ж дни, как послы будут в Москве,

велят быти на встрече спалником, столником, стряпчим, дворяном 50

Московским, дьяком, жилцом, гостем, подьячим, стремянным,

задворным, стряпчим конюхом, дворовым людем, торговым людем

посотенно, нарядясь по посолскому обычаю, у кого каких нарядов

прилучилось; а в городе и на площади, и до посолского двора,

испоставлены бывают стрелцы, по служивому обычаю.

А встретить послов и принять посылаетца столник, середнего

роду, которые бывают в околничих, а с ним дьяк; и встречают

послов за Земляным городом, на поле. А в наказех столнику и дьяку

пишется: как они сьедутца с великими послы, и они б говорили

речь, по наказу, наперед послов, а шапок бы наперед послов не

снимали и с лошадей не ссадились. И как столник и дьяк послов

встретят, и речь по наказу изговорят, и скажут, что присланы под

них послов царские лошади, на чем им ехать, с седлы и с наряды и

у послов с столником и з дьяком бывает спор: как Московские послы

бывают у государя их, и их принимают в коретах, а не верхами; и

столник и дьяк отговариваютца, что изо всех окрестных государств,

такъже и их Свейские послы преж того бывали, и их принимали

верхами и ехали в город без спору, и в государстве их чюжеземских

послов в коретах принимати не обычай. И споровався много, садятца

послы на царские лошади, а сев на лошади у послов с столником

бывают споры великие о правой руке; и споровався много едет

столник с послами в город, у послов по правую руку, а дьяк по

левую сторону. А проводя их послов до посолского двора, где им

стоять, поедут столник и дьяк к царю; а объявя о том царю, что

послов приняли и проводили на посолской двор, и царь посылает

спрашивать послов о здоровье их же столника и дьяка, и велит

сказати послом, что им велено быти у них послов в приставех.

2. А которого дни царь послом велит быти у себя на приезде,

и в то время в городе у царского двора, и на площади, и в другом

городе на площади ж, у рядов, до посолского двора, по обе стороны

улицы, где ехать послом, поставлены стрелцы з знамены и с ружьем;

и посылают под послов и под дворян с царские конюшни лошади, да

стрелцов, которым нести королевские и посолские дары, да

встречников, подьячих и конюхов, с которыми ехать послам в город.

И как царь будет в полате, и к приставом посылают, что им к царю

с послы ехать время: и они едут с посолского двора, столник у

послов по правую ж руку, а перед послы несут наперед королевские

и их посолские дары стрелцы, да перед послы ж наперед едут в

город встречники и их посолские дворяне. А как послы приезжают

блиско царского двора, и не доезжая двора слазят с лошадей; и

слезши с лошадей, послы и их дворяне шпаги с себя снимут, и идут

к царю в Верх без шпаг; а наперед послов идут з дарами стрелцы и 51

посолские дворяне, мимо церкви, сенми, на крылцо к той полате,

где им быть у царя, и в полату входят потомуж; а перед полатою

встречают послов думной дьяк да дьяк, и спрашивает послов о

здоровье, и идут в полату с послами вместе. А царь в то время

сидит на своем месте, во всем своем царском одеянии; а по правую

руку царя, на окне, поставлен на блюде стоянец, а по левую

сторону сидят бояре, поодаль; а царя в то время держат под руки

Сибирские царевичи, или бояре. Да подле царя ж, по обе стороны,

стоят рынды, четыре человека, наряжены в белое платье камчатое на

горностаях, в шапках белых же высоких, и в сапогах, а в руках

держат по топору нарядному з золотом и с серебром; а бывает на

тех рындах платье и топоры царское; а люди они первой и другой и

третей статьи родов, боярские дети. И как им царь велит быти в

рындах, одному под другим, и платье свое с себя снять и взложить

царское платье, и они промеж себя потомуж споруются и друг з

другом быти не хотят, а быти ему мочно под тем, под кем царь

велит, а он не хочет и платья своего с себя не снимет, а царского

не взложит: и на таком ослушнике платье царь велит изодрать все,

и взложить свое платье; а как послов отпустят, и с него сняв

царское платье, или до послов, бьют перед царским окном, при всех

людех, батогами, не ослушивайся царского указу.

А вшед послы в полату, начнут по наказу своему говорити

речь, и царя поздравляют, и правят поклон; и царь в то время

встанет, и шапку сымет, и спрашивает послов о королевском

здоровье, сам, стоя; а говорит ево речи послом въдругорядь

околничей; и потом царь садитца на место. И послы сказав про

здоровье государя своего, говорят речь, что прислана с ними к

нему королевского величества грамота, а изговоря речь, подают

царю королевскую грамоту; и царь тое грамоту у послов принимает

сам, стоя, сняв шапку, и потом послы говорят речь, что присланы с

ними к нему от королевского величества подарки, и объявя те

подарки подносят, и царь у послов подарки принимает, сам. А

снимает при послех с царя шапку тесть ево, или иной первой

боярин. И приняв подарки велит послом быти к своей царской руке,

и говорит к послом речь думной диак; и после послов бывают у руки

посолские дворяне. И потом царь велит сказати послом свое

жалованье, стол сь ествою и с питьем, а говорят речь думной же

диак, и послы на царском жалованье бьют челом. А сказав им стол,

отпущают их к себе на подворье, а провожают послов ис полаты

думной диак да дьяк; и послы у царского двора садятца на лошади, 52

и едут до посолского двора, где поставлены, а перед ними

встречники и их посолские дворяне. А людей их посолских в тое

полату, где царь сидит, кроме дворян, не пущают никого. А дары

бывают присыланы: сосуды серебряные позолоченые, разные, и что

прилучитца заморских диковинок.

3. И того ж дни укажет царь послати к послом с столом, сь

ествою и с питьем, столника; а породою тот столник, которые

бывают в околничих; а в наказе столнику напишут: как он будет у

послов, и он бы сам за столом сидел у послов по правую руку, и

пил чаши наперед за царское здоровье, а потом за королевское. И

как столник приедет к послом на двор, и у крылца ссадитца с

лошади, а за ним идут дворовые люди сь ествою и с питьем; и

столника встречают посолские дворяне. А как он войдет к послом в

хоромы, и начнет речь говорить от царя, по наказу, и явит, что

прислан он к ним послом с столом, сь ествою и с питьем, и послы

на царском жалованье бьют челом; и велит столник на стол

настилати скатерть и ставити еству. И потом послы, и столник, и

приставы, и посолские дворяне, садятца за стол, и начнут ести по

обычаю. и в скором времяни вставь столник из за стола, начнет

говорити речь, и пить чашу наперед за здоровье царское, потом

королевское; и у послов с столником о чашах бывают споры многие,

и споровався много, пьют послы наперед чашу за царское здоровье,

потом за королевское. А пив здоровья и етчи, столник витався и

прощався с послы, поедет с посолского двора в Посолской Приказ, и

объявит думному дьяку, что он у послов с столом был и по наказу

исполнил, и послы ево за то дарили, и покажет дары; а иные послы

в дарех отговорилися, что будут они дарить вперед; и о том думной

дьяк объявит царю; а что он столник с послом поговорит, и то ему

велят в Приказ дати на писме.

4. И потом на другой или на третей день, или неделю спустя,

укажет царь послом быти у себя на дворе и у бояр в ответе. И того

ж дни, в которой послом быти у царя, пошлют под послов и под

дворян с царские конюшни лошади, и встречников конюхов; и в

городех от царского и до посолского двора испоставлены стрелцы; и

послы, и с ними приставы, и их посолские дворяне, и встречники,

едут в город, и у царского двора с лошадей слазят, и сняв шпаги

идут к царю в полату, противо первого приезду. А пришед в полату

бьют челом царю за стол, что к ним было присылано, и царь послов

спрашивает о здоровье, а говорить речь думной дьяк; и потом велит

послом объявить, что они послы присланы от королевского

величества и о приезде своем подали королевского величества 53

грамоту, и тое грамоты слушав, он царь любително указал им послом

быти в ответе, и дел выслушать бояром своим (имяна их боярские

кто будет), и они б послы о чем они присланы дела свои им бояром

объявили; и потом пойдут послы от царя ис полаты в другую

ответную полату. И в той полате, где сидеть бояром и послом, и

перед того полатою, где сидеть дворяном, на лавках, посланы

полавошники камчатые и суконные; и устроено по посолскому обычаю.

А как бояре придут в ответную полату, и витався с послами,

садятца бояре за стол, вдоль против стола, а послы садятца по

левой руке, против стола ж, поперег; а дворяне посолские бявают в

другой полате. И учнут бояре говорить послом, для чего они

присланы чтоб им бояром объявили; и послы начнут им о делех

говорить, и те речи, с обе стороны, толмачат переводчики, а для

записки речей, с обе стороны, стоять секретари и подьячие; а

окроме тех людей никого в полате не бывает. И у бояр и у послов о

деле бывают розговоры и споры многие. И говоря бояре с послами,

скажут послом, что они посолство их выслушали, и они о тех делех

объявят царю, а что на те дела будет его царской указ, и они им

объявят. И пойдут бояре к царю, а послом скажут, чтоб они послы,

доколе они бояре для объявления тех дел сходят к царю, подождали

в ответной полате; и послы ответу дожидают в ответной полате. А

как бояре о том царю объявят, и царь посылает к послом из них же

ответных бояр, думного дьяка, а велит сказати, о которых делех

они послы бояром и ближним людем говорили, и они о тех делех царю

доносили и царское величество велел им сказать, что на те их дела

ответ учинен будет им в ответе завтро, или в-ыной день или

пришлют к ним ответь на писме; а ныне б они послы ехали к себе на

двор. И послы з думным дьяком прощався, поедут к себе, противо

прежнего ж.

5. А бывают с теми послами в ответех бояре: один боярин ис

первые статьи родов, третей или четвертой человек; другой менши

того той же статьи родов, или другой; да околничей, или два, да

думной посолской диак.

6. А когда лучится послом быти в-ыных ответех, и они бывают

против такого ж обычая, как и сперва. А ежели они послы, для

некоторых дел, похотят быти в ответе, поговорити з бояры и з

думными людми, и учнут проситися в ответ и о том царю будет

донесено: и царь послом у бояр своих и думных людей в ответе

потомуж быти велит.

7. Да послы ж, как бывают у царя и у бояр в ответе, или

когда видают царя в процесыах, или в-ыных местех, и к ним

посылаетца того дни корм и питье, с поденным вдвое; и сверх того 54

посылает их царь спрашивати о здоровье, кого прилучится.

8. А как послы, по указу государя своего, дела и посолство

исправят, и бывает им отпуск, и они на отпуске у царя бывают

против того ж, как на приезде; и царь приказывает с ними послы к

королевскому величеству свой любителной поклон и поздравление,

стоя, сняв шапку, и подает послом свою царскую грамоту, а говорит

за царя речь околничей; и потом думному дьяку велит сказати

послом, чтоб они шли к его царской руке. И быв послы и их

посолские дворяне у руки, велит царь сказати им свое жалованье,

стол, еству и питье; и послы, бив челом царю, поедут к себе на

двор, по прежнему ж.

И того ж дни к послом посылают с столом столника, прежнего

ж, или иного такого ж, и они бывают у послов и подчивают, против

прежнего ж. А чем послы столника подарят, и они то объявят

думному дьяку, а думной дьяк царю.

9. Да послом же к отпуску их с Москвы готовят в дорогу корм,

и питье, и подводы; и в городы, которою ехать дорогою, посылают

грамоты, чтоб послом, и их посолским дворяном, и людем их, корм и

питье и подводы было готово, и нигде б ни за чем в их посолском

проезде мешкоты не было; и в приставех до рубежа велят быти

прежнему ж дворянину, или иному, будет того за чем не лучитца. А

как будет в дорогу корм и питье изготовлено, и послы ехать

готовы, и их послов провожают с Москвы до тех же мест, где их

принимают приставы да встречники те ж, которые ездили с ними в

город к царю; и едут послы из города на царских лошадях. А что

они на отъезде с приставы поговорят, и чем их подарят, и о том

они приставы объявливают думному диаку.

10. А как бывают королевского величества послы к Москве,

летом или зимою, и их принимают летом и к царю ездят и провожают

на лошадях верхами, а зимою в санях.

11. Да как послы бывают у царя на приезде и на отпуске, и в

то время полата бывает устроена по посолскому обычаю; а пол

бывает выслан Перситцкими коврами; а бояре, и думные и ближние

люди, и столники, и дворяне, и дьяки, и гости, бывают в платье в

золотом.

12. Да на отпуске ж к послом посылается царского жалованья,

соболей: первому послу на 1000 рублев, сороками и парами; другому

товарыщу на 700 рублев; третьему на 500 рублев; четвертому, ежели

бывает, и ему на 400 рублев, сороками ж и парами. А бывают сороки

ценою, по прямой царской указной цене, по 300, по 250, по 200, по

150, по 100, по 80 рублев сорок; пары по 20, по 15, по 10 рублев 55

пара. Посолских их дворян и людей верстают на три статьи: первой

статье дворяном по 50 рублев сорок; второй статье по 40 рублев

сорок; третьей статье по 30 рублев сорок, или пары. Людем: первой

статье по 10 рублев пара; второй статье по 7 рублев пара; третьей

статье по 5 рублев пара, а досталным по 3 рубли пара. А относят

те соболи подьячие; и подносят послом по росписи. А за их

посолские дары, что они от себя подносят царю, посылают соболми ж

против оценки. А ценят королевские и их посолские дары, тою

ценою, чего стоит весом; а дела не щитают.

13. О посланникех.Как бывают от королевского величества

посланники, и на рубеже принимает их дворянин, или началной

человек, капитан или сотник стрелецкой; а как он приедет к

которому порубежному городу, и из города встреча бывает против

посолской вполы, и едут они в город и до двора где посланнику

стоять; и того города боярин и воевода посылает к посланнику с

столом, сь ествою и с питьем, и поденной корм, и в приставех у

него велит быть тому ж, кто его принимал; а к отпуску того

посланника в дорогу, корм и питье и подводы изготовя, отпустят к

Москве, без задержанья.

А как посланник с приставом приедут блиско Москвы и к

приставу с Москвы посылают с вестью, чтоб он с тем посланником

ехал в город; и как посланник приедет под Москву, и его за

Земляным городом встречает голова стрелецкой или полуголова, да

подьячей и речь говорят, и чин той встрече и лошади бывают

посыланы против того же, что и послом; а на встрече бывают

дворовые люди, и подьячие, и конюхи, многие люди; а приняв

посланника едут с ним до посолского двора, где ему стоять, и в

приставех велят быти им же; а где тому посланнику стоять, двор, и

корм и питье изготовят, наперед его приезду. А бывает

посланником, в дороге и на Москве, корм и питье, против послов

другово или третьяго человека; а дворяном посланничьим, и людем,

против посолских дворян и людей с убавкою.

А как тому посланнику велит быти царь у себя на приезде, и

по него с царские конюшни лошади и встречники посылаются, конюхи,

и в город они едут, и у царя бывают, и посолство правят во всем

против того ж, что и послы; а ежели у них бывают от королевского

величества дары, и они подносят же. А как они бывают у царя, и

царь в то время бывает в платье в нарядном, в празничном, и в

шапке в простой, а не так как при послех; а бояре и иные чины

бывают в платье в нарядном же, а рынды в то время бывают четыре ж

человека. Такъже и с столом посылают к нему столника середнего, и

чин столник правит по наказу ж, что и при послех; а стрелцы стоят

толко в одном городе, где царь живет.

А в ответех они посланники бывают у околничих и у думных

людей в Посолском Приказе, а на отпуске бывают против приезду

своего и против посолского отпуску; и с столом посылают столника

прежнего ж, или иного такого.

А жалованье царское на отпуске бывает тому посланнику против 56

третьяго человека посла, а дворяном ево и людем против посолских

дворян и людей вполы; и отпуск им с Москвы бывает против того ж,

что и послом, и приставы провожают до того ж места где послов, а

встречники провожают стряпчие конюхи; а дорожной пристав бывает

тот же, или иной, и провожает его до границы, по достоинству и

обычаю.

14. О гонцех.Гонцом приниманье бывает такъже, что и

посланником, а принимает их на рубеже и до Москвы едет сотник

стрелецкой; а корм и питье в дороге и встреча бывает по

середнему; а у царя они бывают на приезде и на отпуске перед

посланником вровне; а с столом посылают перед посланником с

убавкою, а подчюют за столом приставы, а столник не посылается; и

бывают у них приставы подьячие, или началные люди, а поденной

корм и питье бывает против посолского секретариуса; а на отпуске

царского жалованья бывает им на сто рублев соболей, а людем

потомуж, по разсмотреныю; и отпущают их с Москвы с приставом с

тем же, кто его на рубеже принимал; а провожают их с Москвы

приставы, до тех же мест что и посланников, с неболшими людми.

15. А где бывают послы, и посланники, и гонцы, поставлены на

посолских дворех, и на тех дворех, для посолской чести и

оберегания, поставлена бывает вахта: у послов сотник, а с ним

стрелцов по 200, по 100, человек, или по 50, смотря по послом,

сколко у кого людей; у посланников по 30 и по 20 человек, такъже

смотря по людям; у гонцов по 12 и по 10 человек.

А лучитца посолским дворяном и их людем в рядех чего купить,

послом и себе, или пойдут для гулянья: и с ними, для сбережения

от Руских людей, ходят стрелцы, чтоб им кто не учинил какого

бесчестья и задору.

16. А как бывают на Москве цесаря Римского послы, также

Полского, и Аглинского, и Датцкого королей, и Турские, и

Перситцкие: и им бывает приниманье и честь во всем против того ж,

что и Свейским послом; толко Цесарским послом и Полским и

Аглинским бывает перед Свейскими послами прибавка в естве и в

питье, да рынд бывает по 6 человек; а посланником и гонцом всех

тех вытеписанных государств, и курфистров, и князей, и графов

бывает против того, как писано выше сего во всем.

17. А как приезжают Крымского хана, и Нагайские, и

Калмытцкие послы, и им встречи не бывает; а едут Крымские послы с

приставы, кто их принимает на рубеже, на свой Крымской двор, а

Калмытцкие и Нагайские, где их поставят; и на Москве приставят к 57

ним дворянина. А сколко их послов будет и с ними людей, и на тех

послов и на людей их, в чем им быти у царя на приезде и на

отпусте, готовят платье: на послов шубы отласные золотные на

куницах и на белках, да однарядки суконные красные с круживы,

кафтаны камчатые, шапки лисьи высокие, сапоги, людем их однарядки

суконные красные ж с круживы, кафтаны камчатые исподние, шапки,

сапоги. А которого дни укажет царь быти тем послом у себя, и по

тех послов пошлют с царские конюшни лошади, да пошлют к ним

платье, однарядки и кафтаны и шапки и сапоги, и велят им быти в

город к Посолскому Приказу; и послы нарядясь в царское платье,

приедут с приставом в Приказ, и в Приказе думной дьяк их

роспрашивает, для чего они присланы, и говоря с ними о делех

осматривает грамоты, и пойдет сказати царю; и царь пошлет по тех

послов, велит им быти к себе, и пристав с ними ис Посолского

Приказу идет до царского двора, пеши, и к царю в Верх. А царь в

то время бывает в полате, во одеянии повсядневном. А как послы

войдут в полату, и увидев царя кланяются в землю и правят

посолство свое, и царь спрашивает послов о здоровье Крымского

хана (или князя), сидя в шапке; а говорит речь от царя думной

дьяк; и правя посолство подают послы грамоту, и царь тое грамоту

велит приняти думному дьяку, а бывает та грамота в мешке

золотном, незапечатана; и приняв грамоту, велит царь с послов

однарядки снять, а взложить на них золотные шубы, при себе, а

однарядки их отошлют к ним на двор; и потом царь велит послом

итти к своей руке, и как они к руке придут, и царь кладет руку

свою на их головы, а целовать не дает; и потом царь дает послом

пити кубками романеи, да по ковшю меду вишневого; и потом

отпущают их к себе на двор. И иные ис тех послов, выпив романею и

мед, суды берут к себе и кладут за пазуху; а говорят они послы:

«когда де царь пожаловал их платьем и питьем, и тем судам годитца

быти у них же»; и у них тех судов царь отнимати не велит, потому

что спороватся с бусурманом в стыд; и для таких безстыдных послов

деланы нарочно в Аглинской земле сосуды медные, посеребряные и

позолочены.

А для каких розговоров те послы будут надобны, и они на

розговорех бывают в Посолском Приказе и у думных дьяков на

дворех, или посылают к ним дьяков и подьячих роспрашивать; и на

отпуске те послы бывают у царя против того ж, как на приезде, и

питье им царь подает же. А корм и питье, поденное, идет им не

против иных государств послов и гонцов, с убавкою, обычное.

18. Да королевского же величества Свейского, такъже и

Полского, великие послы, как бывают на Москве для подкрепления и 58

докончания покою християнского: и они бывают у царя на приезде и

на отпуске, во всем против того ж, как писано выше сего. А

которого дни лучитца им быти у царя на докончании, и того дни они

послы бывают у царя, потом у бояр в ответе; а будучи бояре с

послы о чем поговорят, ходят объявливать царю, а послы в то время

останутца в ответной полате. А царь в то время велит протопопу,

своему духовному отцу, да дьяконом нарядитися в церковное

одеяние, и принесть к себе в полату еуангелие да крест, и

положить на высоком месте, на стуле, а перед них поставити свещу;

и изготовя пошлет по послов думного дьяка, велит им быть к себе.

А как послы придут, и им царь велит к еуангелию и ко кресту, и к

себе, притти поблиску; и протопоп начинает пение, и говорить о

вере заклинателное писмо о содержании вечного покою, и с ним

вместе и царь говорит же, а грамота докончалная в то время лежит

под еуангелием; а проговоря заклинателное писмо, чинит царь веру,

прикладываетца ко кресту лицем, и целует Распятаго на кресте в

подножие; потом взяв царь докончалную грамоту, отдает послом и

говорить речь, а изговоря речь,отпущает послов к себе на

подворье. А с-ыными християнскими государствы ни с которыми

докончания не бывает, потому что границ не пришло; а с Перситцким

государством войны не бывает; а с Крымскими и с Турскими война

хотя и бывает, а трактатов и постановения не бывает, чинитца

успокоение через пересылочные грамоты.

Глава 6,59

А в ней 6 статей.

Наши рекомендации