Окрестные государства в послех, в посланникех, в гонцех.
1. К цесарскому величеству Римскому великие послы не
посылываны давно, потому что далней проезд, чрез многие разные
государства, и послом великим в дороге будет много шкоты и
убытков. А посылаются к цесарю посланники роду середнего, которые
бывают в думных дворянех и в околничих; а с ним товарыщ дьяк.
2. Х королевскому величеству Свейскому посылаются великие
послы, околничие другой статьи родов, которые в боярех не бывают;
а с ними товарыщи думные дворяне, или столники середних родов, да
дьяки. А на посолство на сьезды посылаются бояре из первые статьи
родов, которые ниже есть писаны; а с ними товарыщи таковы, каковы
посылаются в Свею.
3. К Полскому королю посылаются великие послы, бояре болших
родов первые статьи, которые ниже всех, или и другие ж статьи
родов бояре ж, или околничие, которые бывают в боярех; и з
боярами посылаются товарыщи, околничие и думные дворяне, и
столники, и дьяки, а с околничими думные ж дворяне, и столники, и
дьяки. А на посолство на съезды посылаются бояре первые статьи
родов, пятого или шестого роду человек; а с ним товарыщи бояре ж
таковы, каковы посылаютца в Полшу, такъже и околничие, и думные
дворяне, и думные и простые дьяки.
4. К Аглинскому королю посылаются столники, первые статьи
родов, которые из столничества бывают в боярех; а с ними товарыщи
дворяня добрых родов, да дьяки.
5. К Датцкому королю посылаются столники и дворяне тех
родов, которые бывают в думном дворянстве и в околничестве; а с
ними товарыщи дворяня ж и дьяки.
6. Х курфистром, и х князем, и к графом, и к Галанским
статом посылаются столники ж, и дворяне, и дьяки таковы ж, что и 34
к Датцкому королю.
7. К Турскому салтану посылаются послы таковы ж, что и к
Датцкому королю.
8. К Персидцкому шаху посылаются послы таковы ж, что и в
Свейское государство.
9. Х Крымскому хану и х Калмыцким тайшам посылаются
посланники, середних родов дворяне; а с ними товарыщи подьячие.
10. А посланники посылаются к християнским потентатом,
столники ж и дворяне, честных и середних родов, и дьяки.
А в гонцех посылаются стряпчие, дьяки, жилцы, подьячие и
началные люди.
11. Да с послы ж, как посылают в государства и на сьезды, и
с посланники, бывают для посолской чести посыланы, з бояры и
околничими и думными людми, столники, и стряпчие, и дворяне, и
жилцы, дети и братья и роду их и чюжих родов, которые преж того
бывали отцы их и деды со отцами их и з дедами, или которые с кем
быть сами похотят. А бывает с теми послами и посланники, смотря
по роду и по чести их и по посолству, за иным боярином по 30 и по
20 и по 15 человек; а за околничим, и думным человеком, и за
столником по 15 и по 10 и по 8 человек, а за иными по пяти и по
три человека; а за дьяки по 2 и по одному человеку.
Да с послы ж посылаются по переводчику, подьячих по 5
человек и болши, а людей они своих емлют с собою по своей чести,
сколко кому мочно; и бывает с великими послами всех людей человек
по 40 и по 50 и по 60 и по 80 и по 100 и болши, смотря по
посолству и каковы есть честью послы. А с посланники посылаются
подьячих два человека или три, и переводчик, и толмачи; а всех
людей бывает с ними человек по 15 и по 20 и по 30. А з гонцами
бывают толмачи ж, да людей человек по 8 и по 10 и болши, как кому
сколко мочно для чести взяти.
12. А когда лучится царю послати кого на свою царскую
службу, во окрестные государства в послех и в посланникех, или на
посолские сьезды, такъже и в городы по воеводствам, и на войну,
или на Москве в Приказех сидеть у дел, боярину или околничему или
столнику з боярином, а с околничим думному человеку и столнику и
дворянину, а з столником или и з думным человеком столнику ж и
дворянину, единому под другим в товарыщах; и будет ис тех бояр
боярин, или околничей, или столник, з боярином породою своею
ровен, и отцы их и деды и прадеды с отцами их и з деды и роду их
на службе и у дел и у царя за столом не бывали ни с кем, а думные
дворяне и столники и дворяне породою своею с околничими ровны ж, 35
и у дел ни у каких роду их никто околничего с сродственники нигде
не бывали ж, а столники и дворяне з думными людми, а дворяне с
столники породою будут ровны ж, и таким же обычаем с
сродственными тех людей преж того роду их в посолствах и на
службах нигде не бывали - и они с ними в товарыщах быти потомуж
не хотят, и ставят себе в позор и в бесчестье. И бояре, и
околничие, и думные люди, и столники, и дворяне, бьют челом царю
и подают челобитные на тех людей в бесчестье, которые с ними, по
его царскому указу, быти не хотят; а пишут в челобитье своем друг
на друга, что им быти с ними кому с кем велят мочно, потому что
отцы их, или деды, или прадеды, или кто нибудь роду их, их роду
со отцы и з деды или с прадеды бывали безспорно, или кто будет со
отцы их и з деды и с прадеды бывали на службах и в посылках иного
роду, а с тем родом тот род, на которой род учнут бити челом,
бывали они на службах и в посылках без спору, и по тому роду им
быти с ними мочно - чтоб государь про то, по их челобитью, велел
сыскать и по сыску в бесчестье указ учинен был. А те, которым
велено с кем быти в товарыщах, против того ж бьют челом царю, что
они породою своею и честью тех людей не менши, с кем им велят
быть, и отцы их и деды и прадеды сродственными их нигде в
товарыщах не бывали ни с кем. И по тому их челобитью приказывает
царь в Посолском Приказе и в Розряде сыскивать о чести их старыми
записными книгами и писмами, и в тех Приказех сыскав выпишут, кто
каков есть честью, и того дела слушает царь з бояры и з думными
людми: и будет кому с кем быти по сыску мочно, и тому быти велят
без упорства; а будет кому быти для ровности не мочно, и его
отставят, а велят быти иному кому мочно. А будет кому с кем велят
быти по сыску, а он ослушався его царского указу быти не хочет и
чинитца силен, и того за ослушание его укажет царь посадити в
тюрму, насколко доведетца. А за боярское бесчестье отсылают к
бояром на двор головою тех людей, которые с ними быти не хотят. И
которого дни прикажет царь кого боярина, или околничего, или
столника, за бесчестье отослать головою к боярину, или думного
человека и столника к околничему, и того дни тот боярин, или
околничей, у царя не бывает, а посылают к нему с вестью, которые
люди с ним быть не хотели пришлют к нему головою; и он того
ожидает. А посылают к ним таких людей з дьяком, или с подьячим, и
взяв тех людей за руки, ведут до боярского двора приставы, а на
лошади садитися не дают; а как приведут его на двор к тому, с кем
он быти не хотел, поставят его на нижнем крылце, а дьяк или 36
подьячей, велит тому боярину о своем приходе сказать, что привел
к нему того человека, которой с ним быти не хотел и его
бесчестит, и боярин к дьяку, или к подьячему, выдет на крылцо; и
дьяк и подьячей учнет говорить речь, что великий государь указал
и бояре приговорили того человека, которой с ним быти не хотел,
за его боярское бесчестье, отвесть к нему боярину головою; и тот
боярин на царском жалованье бьет челом, а того кого приведут
велит отпустить его к себе домовь, и отпустя его домовь на дворе
у себя на лошади ему садитися и лошади водити на двор не велит. И
тот, кого посылают к кому головою, от царского двора идучи до
боярского двора и у него на дворе, лает его и бесчестит всякою
бранью; а тот ему за ево злые лайчивые слова ничего не чинит, и
не смеет, потому что того человека отсылает царь к тому человеку
за его бесчестье, любячи его, а не для чего иного, чтоб тот
человек учинил над ним убойство или увечье; а кто б что над таким
отсыланым человеком что учинил, какого злого бесчестья и увечья,
и тому б человеку самому указ был против того вдвое, потому что
он обесчестит не того, кого к нему отошлют, истинно будто а
самого царя. А кто таких людей отводит дьяк, или подьячей, и тот
боярин, к которому отводят, дарит их подарками немалыми. И
назавтрее того дни ездит тот боярин к царю, а приехав бьет челом
царю на его жалованье, что он к нему велел за бесчестье
противника его отослать головою. И после того царь велит с тем
боярином, или околннчим, быти иному человеку, кому мочно, а
прежнего отставят; и бывает царь на того человека гневен, и очей
его царских не видит многое время.
13. А которые не думного чину люди не похотят быть, по указу
царскому и по сыску, с теми людми, с кем им быть велено, и тем
бывает за ослушание и за бесчестье наказание ж в тюрму, по
царскому разсмотрению; а иным за такое их ослушание и за
бесчестье того, с кем быти не хотят, учинят наказание, бьют
батоги в Приказех и в Верху перед царскими полатами; а на иных за
бесчестья правят денги, против жалованья, и отдают тому, кого они
бесчестят; а у иных за такие ослушания бывает наказание, отоймут
честь и поместья и вотчины, и бив кнутом или батоги ссылают в
сылку, на вечное житье в Сибирь в казаки.
14. Да у бояр же, и у думных и у ближних людей, и у иных
чинов, у столников, у дворян, у дьяков и у стряпчих и у жилцов,
обычай таков: кого с кем царь похочет послати в товарыщах, в
посолство и в-ыные во всякие посылки, и те люди, кому с кем велят
быти, сведав о том наперед, что им с ними быти, а им быти с ними
за чем будет не мочно, учинятца нарочным делом болны, чтоб тою
приметною болезнью тое службы избыть. И тот с кем они быти не 37
хотят, бьет челом царю, что тот человек прикинулся в болезнь,
нарочным делом, не хотя с ним быти вместе. И по таким челобитьям,
болных людей осматривают, думные и простые дьяки, и подьячие: и
будет такие люди бывают болны не нарочным делом, и их осмотря от
службы отставливают, а посылают в их место иных; а будет у
осмотру познают, что учинился болен нарочным делом, хотя избыть
того, чтоб с тем человеком не быть, с кем ему велено, и такого
человека с тем человеком посылают болного, доколе обможетца; а
будет умрет, или к самому времяни к которому будет надобен, не
обможется, и в его место посылают иных, а ево имя запишут хотя и
болен был, однако с тем человеком с кем велено посылан и был. И
иные такие люди с серца прикинувся в болезнь умирают многие, не
хотя роду своего перед другим родом обесчестить.
15. Такъже как у царя бывает стол на властей и на бояр, и
власти у царя садятся за столом по правой стороне, в другом
столе, а бояре по левой стороне в своем особом столе. И как те
бояре учнут садится за стол, по чину своему, боярин под боярином,
околничей под околничим и под боярами, думной человек под думным
человеком и под околничими и под боярами, а иные из них ведая с
кем в породе своей ровность под теми людми садитися за столом не
учнут, поедут по домом, или у царя того дни отпрашиваются куды к
кому в гости; и таких царь отпущает. А будет царь уведает, что
они у него учнут проситися в гости на обманство, не хотя под
которым человеком сидеть, или не прошався у царя поедет к себе
домовь: и таким велит быть и за столом сидеть, под кем доведется.
И они садитись не учнут, а учнут бити челом, что ему ниже того
боярина, или околничего, или думного человека, сидети немочно,
потому что он родом с ним ровен, или и честняя и на службе и за
столом преж того род их с тем родом, под которым велят сидеть, не
бывывал: и такова царь велит посадити силно; и он посадити себя
не даст, и того боярина бесчестит и лает. А как ево посадят
силно, и он под и ним не сидит же и выбивается из за стола вон, и
его не пущают и розговаривают, чтоб он царя не приводил на гнев и
был послушен; и он кричит: «хотя де царь ему велит голову отсечь,
а ему под тем не сидеть» и спустится под стол; и царь укажет его
вывесть вон и послать в тюрму, или до указу к себе на очи пущати
не велит. А после того, за то ослушание, отнимаетца у них честь,
боярство, или околничество и думное дворянство, и потом те люди
старые своея службы дослуживаются вновь.
А кому за такие вины бывают наказания, сажают в тюрмы, и
отсылают головою, и бьют батоги и кнутом: и то записывают в
книги, имянно, впредь для ведомости и спору.
16. А ис которых чинов нибуди бывают пожалованы в бояре, и в 38
околничие, и в думные люди, за службы и не за службы, а лучится
им сидети в думе с царем вместе: и они садятца по роду своему и
по чести, кто кого честняя породою, а не по тому, кто кого старее
в чину, хотя кто сегодни пожалован, наутрее по породе своей учнет
сидети выше. Такъже и за столом царским садятца по тому ж. А
которые бояре царю свойственные по царице, и они в думе и у царя
за столом не бывают, потому что им под иными боярами сидеть
стыдно, а выше не уметь, что породою невысоки; а околничие и
думные люди свойственные царю по царице, и те люди в думе и у
царя сидят за столом, где кому мочно. Такъже они свойственные
царю на Москве сидят в Приказех, или бывают в посолствах и в
воеводствах, и с ними бывают товарыщи, которым было преж того
мочно с ними быть, как еще они царю не учинились в свойстве.
17. А бывают они бояре, и думные люди, и власти, у царя на
обеде на Господския празники и на иныя нарочитые дни, и на его
царские и царицыны и царевичей и царевен имянины, такъже и в те
дни, когда которой царь или царица и царевичи и царевны
преставилися, и творят по них погодно поминание, или как бывают
иных государств послы на обеде; а окроме таких дней, они бояре и
власти у царя не обедают никогда.
18. О жалованье послом, кaк их посылают во окрестные
государства.Бояром, околничим, думным людем, столником,
стряпчим, дворяном, дьяком, жилцом, переводчиком, подьячим,
толмачом, как их посылают во окрестные государства в посолствах и
на сьезды и в посланникех и в гонцех, дается царское жалованье
денежное по окладу их на два года, да чем поднятца на службу
против окладу одного году; да им же для тех служеб даетца
соболей: бояром по 1000 и по 800 и по 700 и по 500 рублев,
околничим на 400 и на 300 рублев, думным людем и столником на 300
и на 250 и на 200 рублев, столником же и дворяном и дьяком на 200
и на 150 рублев, безденежно, смотря по чести их и по посолству.
Да им же послом, и посланником, и гонцом, и посолским дворяном, и
иным чином, в дорогу даетца царское жалованье, запасы хлебные и
сьестные, мяса и рыба; да питья, вина, вина горячие, меды розные,
пива, по указу, для чину, негораздо по болшому, по старому
обычаю.
19. А которой боярин, или околничей, или думной человек, или
столник и дворянин, люди новые, к посолскому делу нарядами,
платьем и конскою збруею, незаводны: и тем даютца царские лошади
со всею службою, а к платью и на шапки запоны, а иные наряды и
служилую рухлядь берут они на сьезд и займуют у своей братьи, кто
кому дружен. А как они приедут с службы, и то что у царя возмут
отдают назад, или разве чем кого за службу царь пожалует во веки.
20. А как они послы, взяв жалованье, к посолскому своему 39
поезду изготовятся совсем, и посылаючи их в которые государства,
или на сьезды, для скорости велят им ехать не дожидаяся наказов,
потому что те наказы к поезду их бывают неготовы, и вымышляют как
бы им с чюжеземскими людми говорить и отговор чинить разумнее, а
государю б своему к чести; а присылаются те наказы к ним в
дорогу, з гонцами, как они будут блиско рубежа. А которым послом
с Москвы бывает поезд не скорой, и им наказы даютца на Москве.
21. А пишетца послом и посланником и гонцом, в наказех,
кроми новых дел, о чем лучится говорити и что делати, таким
обычаем: 1. Как они будут которого великого государя в стороне, и
они б посылали к генералом губернатором и к воеводам из дворян
своих посолских человека разумного, а с ним переводчика; о своем
отпуске х кому они будут посланы от царя, и о приставе, и о корму
и о питье, и о подводах и о провожатых, чтоб их отпущено было без
задержанья. 2. А будучи другово великого государя в стороне,
ехали б тихо и смирно, и задору б они послы и посолские их
дворяне и люди с чюжеземскими людми ни о чем не чинили никакого,
и домов не разоряли и не грабили, и сами б насилством своим не
имали ничего ни у кого, чтобы на них послов в проезде их не было
жалобы ни от кого, такъже б царскому имени не учинили к
бесчестью. 3. А как они послы приедут к которому государю, в
котором он городе живет, или где в отъезде, и их тот государь
велит приняти и поставити на дворе, и они б послы на другой или
на третей день приказывали к тому государю с приставом своим,
которого к ним уставят, что присланы они от государя своего к
тому государю для великих дел и для дружбы и любви, чтоб тот
государь велел быти им у себя на дворе на приезде и посолства их
выслушал. 4. А как тот государь которого дни велит им послом быти
у себя на дворе, и им послом велено с приставом говорить и
посылать, чтоб он того государя думным людем объявил, которого
дни будут они у государя их на дворе и посолство свое учнут
править, чтоб иных государств послов и посланников и гонцов при
том не было. И как тот пристав пришед от думных людей скажет им
послом, что того дни которого будут они у государя их, иных
послов и посланников и гонцов не будет никого, и им послом велено
ехать по чину: наперед бы их послов несли к тому государю от царя
дары, да перед ними ж послами ехали посолские дворяне, а грамоту
б царскую вез подьячей; а приехав на двор шли б в полаты к тому
государю, сняв с себя сабли; а людей бы своих, окром дворян, с
собою в полаты не имали. 5. А как они послы уведают, что у того 40
государя тогодни, которого им быти у него, будут иных государств
послы, или посланники: и им послом велено с приставом же
приказывать говорить, что им при чюжеземских послех и посланникех
быти у того государя и посолства своего правити не уметь, и в
посолство к тому государю за чюжеземскими послами з двора ездить
не велено. А будет они послы, приехав к тому государю на двор,
сведают, что тутъже с ними вместе будут иные послы на посолстве:
и им потомуж велено отговаривать, и в посолство при них не
ходить. 6. А приехав к тому государю, велено к нему в полаты итти
по чину: наперед нести дары, да шли б дворяне и грамоту несли, а
сами послы позади. А вшед в полату и став пред тем государем, по
посолскому обычаю, и держа грамоту, первому послу говорити речь
такову: «Бога в Троице славимаго милостию великий государь царь»;
потом имянованье его царское и титла болшие, а по титлах
имянованье ж и титлы того государя, к которому бывают они
присланы, а по титлах: «к вашему королевскому величеству
[Цесарская: «к вашему Цесарскому величеству». Персидцкому: «к
вашему Шах Аббасову величеству». Х Крымскому: «к вашему Махметь
Гирееву цареву величеству» или какое имя его будет. Х курфистром,
и х князем, и к иным: «к вашей курфистрской, или княжой
честности»] прислал нас своих царского величества великих и
полномочных послов, с своею царскою грамотою, и велел
поклонитися, и свое царского величества здоровье сказати, а ваше
королевского величества здоровье видети». А кланятися им послом
велено, по обычаю, в пояс. И потом как спросит тот государь
послов про царское здоровье, и посла б другой товарыщ говорил:
«как они поехали от великого государя царя», имянованье царское и
титла короткая, а по титле «и великий государь наш, его царское
величество, на своих преславных и великих государствах Росийского
царствия, дал Бог в добром здоровье». А как тое речь переводчик
скажет, и третьему человеку послу велено говорити речь такову:
«Божиею милостию великий государь царь», имянованье ж его царское
и титла короткие, а потом другого государя имянованье и титла
короткие, а по титлах «к вашему королевскому величеству прислал
свою царского величества любителную грамоту». А как тое речь
переводчик скажет, велено поднеси грамоту; и потом им же послом
четвертому товарыщу велено говорити речь такову, а четвертого не
бывает, и тое речь говорити первому послу: «великий государь
царь», имянованье и титла короткие ж, «к вам», титла того
государя; по титлах: «прислал свои царского величества любителные
поминки». И потом велено им послом дары подносити тому государю,
самим, порознь; а будет у них послов свои дары будут, и им
потомуж велено подносити с учтивостию; и тот государь как примет
у них дары и велит быти к себе послом к руке, и им велено к руке 41
итти вежливо и учтиво; а кланятися тому государю велено потомуж,
по обычаю, в пояс. А как тот государь посолства их выслушав
отпустит к себе на подворье, и пришлет к ним с столом с ествою и
с питьем: и кто будет прислан с столом, велено говорити с ним
речи вежливые, разумным поступком. А как придет до того что за
государские здоровья пити чаши, и послом велено пить наперед про
царское здоровье, потом другово государя; а будет у них о том
учинится спор, и им велено отговарить и упрашивать, чтоб пить
наперед про царское здоровье. А будет тот государь велит им
послом быти у себя на обеде, и им потомуж велено ехать, и бывши у
него за столом чтоб сидели вежливо, и не упивалися, и речи
разговорные говорили остерегаяся с вымышлением; такъже и
посолским своим дворяном от себя приказывали, чтоб они не
упивались, и сидели вежливо ж и тихо, и слов никаких меж себя и
ни с кем не говорили. А как им послом велят быти у думных людей в
ответе, и им потомуж велено ездить в ответ учтиво, и в ответе з
думными людми о делех говорить по наказу, разумно и вежливо, чтоб
царскому имяни от того было к чести и к повышению.
А как им послом будет отпуск, и они б на отпуск ехали ж и
оговаривались, чтоб и при отпуске их иных государств послов и
посланников и гонцов не было; и будучи на отпуске потомуж чин
свой исправили, вежливо и смирно, как и на приезде, во всем
против посолского обычая. А как их отпустят домовь, и они б
государством того государя, или другово которого, ехали назад
потомуж тихо и смирно, как и туды едут сперва; и даров бы, едучи
туды, и будучи там, и назад едучи, от всяких дел кому доведется
дати, давали б не жалея, чтоб от того царскому имени было к чести
и к повышению, а им послом к проезду и отъезду их без задержания.
А чем их послов которой государь на отпуске подарит, и те дары
показывают приехав царю; и что ис тех даров понадобится царю, и
то у них емлет, а за то из своей царской казны дает денгами, по
оценке, что чего стоит.
Таким же обычаем как посылаются во окрестные государства
посланники, и им в наказех пишут и делать велят против того же,
во всем что и послом.
Такъже и гонцом бывает указ против того же. кроме речи, что
говорят послы и посланники, как подносят дары; а сверх того не
бывает на них положено, чтоб от них каких дел выслушать и быть в
ответех, или писмами какими крепится, и кроме того что грамоту
отдать ничего делати не указано.
22. А которые послы бывают на посолских сьездех о 42
постановлении покою християнского, и им с чюжеземскими послами
велено ссылатца листами, в которых местех сьехатися ближе и
податнее, и о посолском их съезде велено бывает договариватца по
полным их посолским мочам, через дворян, и через их дворянские
записи, и крестное целование и веру, чтоб им послом друг з другом
сьехатися и розъехатся волно было, хотя и доброго ничего не
учинится, и друг на друга зла никакого не мыслити, и не
подъискивати и мыслити не велеть никому. А как они по таким
дворянским записям съедутся, и им велено шатры царской с
королевским поставити поровну, полами вместе, или избы зделав, а
меж ними сени опчие; и в тех обчих полах, или сенях, послом с
послами сходитися, и сшедся наперед бы говорили речи они Руские
послы, а потом розменялись верющими грамотами, а сверх того и о
делех бы говорили, о чем им наказано. А как посолство учнет
приходить к доброму делу, и им по зговору записи велят писать, по
указу, и учиня б меж себя веру и крестное целованье, розъехався з
другими послы, ехали к Москве не мешкая.
23. А прямого истинного наказу, и указу, на посолские сьезды
послом своим ведати не дадут, до тех мест, как они сьедутся з
другими послами, и что с ними на сьезде чюжеземские послы
поговорят. И будет в чом упорно стоят, и они о том пишут к
Москве, что чюжеземские послы стоят упорно и гораздо спесивы и
неподатны, что им бес прямого подлинного указу делать не по чему;
и к ним посылают наказ тайной, в то время как отпишут.
24. А будучи послы и посланники в посолстве своем, о делех
говорят в ответех с ответными людми, и на сьездех с послы, по
наказом, каковы им бывают даны ис Посолского Приказу и от Тайных
Дел; и те их речи записывают подьячие. И кто что в посолстве
своем говорил какие речи, сверх наказу, или которые речи не
исполнят против наказу: и те все речи, которые говорены и которые
не говорены, пишут они в статейных своих списках не против того,
как говорено, прекрасно и разумно, выславляючи свой разум на
обманство, чрез чтоб достать у царя себе честь и жалованье
болшое; и не срамляются того творити, понеже царю о том кто на
них может о таком деле объявить?
Вопрос. Для чего так творят?
Ответ. Для того: Росийского государства люди породою своею
спесивы и необычайные ко всякому делу, понеже в государстве своем
научения никакого доброго не имеют и не приемлют, кроме
спесивства и безстыдства и ненависти и неправды; и ненаучением
своим говорят многие речи к противности, или скоростию своею к
подвижности, а потом в тех своих словах времянем запрутся и 43
превращают на иные мысли; а что они каких слов говоря запираются,
и тое вину возлагают на переводчиков, будто изменою толмачат; а
как бы они те все свои слова велели записывать и при них стояли,
и таким бы указ был учинен за их службу, как о том ниже сего
писано. Благоразумный читателю! чтучи сего писания не удивляйся.
Правда есть тому всему; понеже для науки и обычая в-ыные
государства детей своих не посылают, страшась того: узнав
тамошних государств веры и обычаи, и волность благую, начали б
свою веру отменить, и приставать к иным, и о возвращении к домом
своим и к сродичам никакого бы попечения не имели и не мыслили. И
о поезде Московских людей, кроме тех, которые посылаются по указу
царскому и для торговли с проезжими, ни для каких дел ехати
никому не поволено. А хотя торговые люди ездят для торговли
в-ыные государства, и по них по знатных нарочитых людех собирают
поручные записи, за крепкими поруками, что им с товарами своими и
з животами в-ыных государствах не остатися, а возвратитися назад
совсем. А которой бы человек, князь или боярин, или кто нибудь,
сам, или сына, или брата своего, послал для какого нибудь дела
в-ыное государство без ведомости, не бив челом государю, и такому
б человеку за такое дело поставлено было в-ызмену, и вотчины и
поместья и животы взяты б были на царя; и ежели б кто сам поехал,
а после его осталися сродственники, и их бы пытали, не ведали ль
они мысли сродственника своего; или б кто послал сына, или брата,
или племянника, и его потомуж пытали б, для чего он послал в-ыное
государство, не напроваживаючи ль каких воинских людей на
Московское государство, хотя государством завладети, или для
какого иного воровского умышления по чьему научению, и пытав того
таким же обычаем, как написано об указе выше сего, кто пойдет
через царской двор с ружьем.
25. Да с послы ж, которые бывают посыланы на посолские
сьезды, или воеводы в войну с полками, и с ними в такие посылки
посылаются образы древняго писания, обложены золотом и серебром,
з жемчюгом и с каменьем: и те образы, с-ыными со многими образами
и со свещами, царь, и патриарх, и митрополиты, и весь
священнический чин, и бояре, и всякого чину люди, из Москвы
провожают пеши, до тех мест где принимают чюжеземских послов. А
провожаючи те образы, молебствуют, и по молебствовании патриарх,
и царь, и власти, и бояре, и всякого чину люди, чинят перед тем
образом прощение, и потом целуют того написанного образа в руку;
и бывают послы, или полковые воеводы, в то время у царя на
отпуске у руки; и прощався царь, и патриарх, и власти, и бояре,
с-ыными образами пойдут назад, до первыя своея соборныя церкви, и
потом розыдутца по домом. Таким же обычаем как послы приезжают ис
посолств, или воеводы ис полков, и царь, и патриарх, и власти, и
бояре, и иные люди, те образы встречают в тех же местех, где 44
чинит прощение в провожании, с образами ж и со свещами, и чин
бывает против того ж, как в провожании; а встретя те образы,
поставят в церквах, где они преж того стояли. А бывают те образы,
Спасов, или Богородицын, или которого святаго, написаны на
дереве, величиною с лист, а иной в аршин и болши.
[Вопрос. Для чего те образы посылаются?
Ответ. Для того: когда на войне учинится над неприятелем
поиск, а в посолстве вечное докончанье и дела учинятца помощию
Божиею, а они разумеют будто помощию и заступлением и молитвою
Богородицыною и святых которых ис тех образов, и по такому
домышлению те образы почитают и не стыдятся к бездушному
глаголати и о помощи просити; понеже слепы есть: замазал им
диавол очи пламенем огня негасимаго. -- Этот фрагмент есть только
в издании 1906 года, в издании 1895 года его нет.]
Да с послы ж бывают на Свейских посолских сьездех, для
опасения, стрелцов по 200 человек и болши, да конницы з 200 ж
человек.
А на Полских сьездех бывает с послы приказ стрелцов, да
конницы с 500 человек, кроме дворян, со всяким воинским запасом и
с пушками.
26. А как послы, соверша свои дела по указу, ис посолств
едут к Москве, и в то время на встречю в дорогу посылает к ним
царь спрашивати их о здоровье, столников и жилцов, смотря по
посолской чести; и те послы за то тех людей дарят.
27. А как послы, или полковые воеводы, приедут к Москве, и
царь велит им быть к себе, или как встречает образы, и они бывают
у руки, и подносят посолств своих грамоты и записи и статейные
списки, как что делалось; и царь слушав их посолского дела, будет
служба их будет в выслугу, жалует за выслугу честью, как о том
выше написано. Да им же послом и полковым воеводам, бояром,
околничим, думным людем, столником, дворяном и дьяком, даются
шубы собольи, покрыты золотным бархатом или отласом, рублев в 200
и в 300 и в 400 и в 500 шуба, смотря по службе и по чести
человека.
Да им же даются вотчины, или на вотчины денги, тысечь по
десяти и по семи и по шти и по пяти и по 3 и по две, ефимков
Любских, смотря по службе ж и по чести человека; да к годовому
денежному жалованью и к поместному окладу придача.
А столником же, и стряпчим, и дворяном, и жилцом, и
переводчиком, и подьячим, и толмачем, которые бывают посыланы с
послами, а не сами собою, за службы дается жалованье: сукна,
камки, тафты, смотря по человеку, да к годовому денежному
жалованью и поместному окладу придача. Таким же обычаем
посланником и гонцом, которые бывают во окрестных государствех, и
им за службу их потомуж бывает честь, и к годовому жалованью и к
поместному окладу придача.
28. А иным послом и посланником и гонцом, или и полковым
воеводам, за их службы о жалованье бывает указ: на площади перед
Посолским Приказом бьют кнутьем, а иных казнят смертию, а у иных
отымается честь, и поместья и вотчины, и ссылают в ссылку в
Сибирь на вечное житье, з женою и з детми, в дети боярские, или в
казаки, или в какую службу годятся. А кому за какие вины бояром,
и околничим, и думным и ближним людем, и столником, и иным чином, 45
о наказании бывает указ: и о тех людех жены их, и дети, и
сродичи, бьют челом царице, или царевичам и царевнам - и они по
их челобитью о прощении упрашивают царя, и царь, по их прошению,
тех людей в винах их прощает и наказания им не бывает; такъже и
ис тюрем и из ссылок свобождают, и поместья их и вотчины отдаются
им назад, а чести дослуживаются вновь.