Окрестные государства в послех, в посланникех, в гонцех.

1. К цесарскому величеству Римскому великие послы не

посылываны давно, потому что далней проезд, чрез многие разные

государства, и послом великим в дороге будет много шкоты и

убытков. А посылаются к цесарю посланники роду середнего, которые

бывают в думных дворянех и в околничих; а с ним товарыщ дьяк.

2. Х королевскому величеству Свейскому посылаются великие

послы, околничие другой статьи родов, которые в боярех не бывают;

а с ними товарыщи думные дворяне, или столники середних родов, да

дьяки. А на посолство на сьезды посылаются бояре из первые статьи

родов, которые ниже есть писаны; а с ними товарыщи таковы, каковы

посылаются в Свею.

3. К Полскому королю посылаются великие послы, бояре болших

родов первые статьи, которые ниже всех, или и другие ж статьи

родов бояре ж, или околничие, которые бывают в боярех; и з

боярами посылаются товарыщи, околничие и думные дворяне, и

столники, и дьяки, а с околничими думные ж дворяне, и столники, и

дьяки. А на посолство на съезды посылаются бояре первые статьи

родов, пятого или шестого роду человек; а с ним товарыщи бояре ж

таковы, каковы посылаютца в Полшу, такъже и околничие, и думные

дворяне, и думные и простые дьяки.

4. К Аглинскому королю посылаются столники, первые статьи

родов, которые из столничества бывают в боярех; а с ними товарыщи

дворяня добрых родов, да дьяки.

5. К Датцкому королю посылаются столники и дворяне тех

родов, которые бывают в думном дворянстве и в околничестве; а с

ними товарыщи дворяня ж и дьяки.

6. Х курфистром, и х князем, и к графом, и к Галанским

статом посылаются столники ж, и дворяне, и дьяки таковы ж, что и 34

к Датцкому королю.

7. К Турскому салтану посылаются послы таковы ж, что и к

Датцкому королю.

8. К Персидцкому шаху посылаются послы таковы ж, что и в

Свейское государство.

9. Х Крымскому хану и х Калмыцким тайшам посылаются

посланники, середних родов дворяне; а с ними товарыщи подьячие.

10. А посланники посылаются к християнским потентатом,

столники ж и дворяне, честных и середних родов, и дьяки.

А в гонцех посылаются стряпчие, дьяки, жилцы, подьячие и

началные люди.

11. Да с послы ж, как посылают в государства и на сьезды, и

с посланники, бывают для посолской чести посыланы, з бояры и

околничими и думными людми, столники, и стряпчие, и дворяне, и

жилцы, дети и братья и роду их и чюжих родов, которые преж того

бывали отцы их и деды со отцами их и з дедами, или которые с кем

быть сами похотят. А бывает с теми послами и посланники, смотря

по роду и по чести их и по посолству, за иным боярином по 30 и по

20 и по 15 человек; а за околничим, и думным человеком, и за

столником по 15 и по 10 и по 8 человек, а за иными по пяти и по

три человека; а за дьяки по 2 и по одному человеку.

Да с послы ж посылаются по переводчику, подьячих по 5

человек и болши, а людей они своих емлют с собою по своей чести,

сколко кому мочно; и бывает с великими послами всех людей человек

по 40 и по 50 и по 60 и по 80 и по 100 и болши, смотря по

посолству и каковы есть честью послы. А с посланники посылаются

подьячих два человека или три, и переводчик, и толмачи; а всех

людей бывает с ними человек по 15 и по 20 и по 30. А з гонцами

бывают толмачи ж, да людей человек по 8 и по 10 и болши, как кому

сколко мочно для чести взяти.

12. А когда лучится царю послати кого на свою царскую

службу, во окрестные государства в послех и в посланникех, или на

посолские сьезды, такъже и в городы по воеводствам, и на войну,

или на Москве в Приказех сидеть у дел, боярину или околничему или

столнику з боярином, а с околничим думному человеку и столнику и

дворянину, а з столником или и з думным человеком столнику ж и

дворянину, единому под другим в товарыщах; и будет ис тех бояр

боярин, или околничей, или столник, з боярином породою своею

ровен, и отцы их и деды и прадеды с отцами их и з деды и роду их

на службе и у дел и у царя за столом не бывали ни с кем, а думные

дворяне и столники и дворяне породою своею с околничими ровны ж, 35

и у дел ни у каких роду их никто околничего с сродственники нигде

не бывали ж, а столники и дворяне з думными людми, а дворяне с

столники породою будут ровны ж, и таким же обычаем с

сродственными тех людей преж того роду их в посолствах и на

службах нигде не бывали - и они с ними в товарыщах быти потомуж

не хотят, и ставят себе в позор и в бесчестье. И бояре, и

околничие, и думные люди, и столники, и дворяне, бьют челом царю

и подают челобитные на тех людей в бесчестье, которые с ними, по

его царскому указу, быти не хотят; а пишут в челобитье своем друг

на друга, что им быти с ними кому с кем велят мочно, потому что

отцы их, или деды, или прадеды, или кто нибудь роду их, их роду

со отцы и з деды или с прадеды бывали безспорно, или кто будет со

отцы их и з деды и с прадеды бывали на службах и в посылках иного

роду, а с тем родом тот род, на которой род учнут бити челом,

бывали они на службах и в посылках без спору, и по тому роду им

быти с ними мочно - чтоб государь про то, по их челобитью, велел

сыскать и по сыску в бесчестье указ учинен был. А те, которым

велено с кем быти в товарыщах, против того ж бьют челом царю, что

они породою своею и честью тех людей не менши, с кем им велят

быть, и отцы их и деды и прадеды сродственными их нигде в

товарыщах не бывали ни с кем. И по тому их челобитью приказывает

царь в Посолском Приказе и в Розряде сыскивать о чести их старыми

записными книгами и писмами, и в тех Приказех сыскав выпишут, кто

каков есть честью, и того дела слушает царь з бояры и з думными

людми: и будет кому с кем быти по сыску мочно, и тому быти велят

без упорства; а будет кому быти для ровности не мочно, и его

отставят, а велят быти иному кому мочно. А будет кому с кем велят

быти по сыску, а он ослушався его царского указу быти не хочет и

чинитца силен, и того за ослушание его укажет царь посадити в

тюрму, насколко доведетца. А за боярское бесчестье отсылают к

бояром на двор головою тех людей, которые с ними быти не хотят. И

которого дни прикажет царь кого боярина, или околничего, или

столника, за бесчестье отослать головою к боярину, или думного

человека и столника к околничему, и того дни тот боярин, или

околничей, у царя не бывает, а посылают к нему с вестью, которые

люди с ним быть не хотели пришлют к нему головою; и он того

ожидает. А посылают к ним таких людей з дьяком, или с подьячим, и

взяв тех людей за руки, ведут до боярского двора приставы, а на

лошади садитися не дают; а как приведут его на двор к тому, с кем

он быти не хотел, поставят его на нижнем крылце, а дьяк или 36

подьячей, велит тому боярину о своем приходе сказать, что привел

к нему того человека, которой с ним быти не хотел и его

бесчестит, и боярин к дьяку, или к подьячему, выдет на крылцо; и

дьяк и подьячей учнет говорить речь, что великий государь указал

и бояре приговорили того человека, которой с ним быти не хотел,

за его боярское бесчестье, отвесть к нему боярину головою; и тот

боярин на царском жалованье бьет челом, а того кого приведут

велит отпустить его к себе домовь, и отпустя его домовь на дворе

у себя на лошади ему садитися и лошади водити на двор не велит. И

тот, кого посылают к кому головою, от царского двора идучи до

боярского двора и у него на дворе, лает его и бесчестит всякою

бранью; а тот ему за ево злые лайчивые слова ничего не чинит, и

не смеет, потому что того человека отсылает царь к тому человеку

за его бесчестье, любячи его, а не для чего иного, чтоб тот

человек учинил над ним убойство или увечье; а кто б что над таким

отсыланым человеком что учинил, какого злого бесчестья и увечья,

и тому б человеку самому указ был против того вдвое, потому что

он обесчестит не того, кого к нему отошлют, истинно будто а

самого царя. А кто таких людей отводит дьяк, или подьячей, и тот

боярин, к которому отводят, дарит их подарками немалыми. И

назавтрее того дни ездит тот боярин к царю, а приехав бьет челом

царю на его жалованье, что он к нему велел за бесчестье

противника его отослать головою. И после того царь велит с тем

боярином, или околннчим, быти иному человеку, кому мочно, а

прежнего отставят; и бывает царь на того человека гневен, и очей

его царских не видит многое время.

13. А которые не думного чину люди не похотят быть, по указу

царскому и по сыску, с теми людми, с кем им быть велено, и тем

бывает за ослушание и за бесчестье наказание ж в тюрму, по

царскому разсмотрению; а иным за такое их ослушание и за

бесчестье того, с кем быти не хотят, учинят наказание, бьют

батоги в Приказех и в Верху перед царскими полатами; а на иных за

бесчестья правят денги, против жалованья, и отдают тому, кого они

бесчестят; а у иных за такие ослушания бывает наказание, отоймут

честь и поместья и вотчины, и бив кнутом или батоги ссылают в

сылку, на вечное житье в Сибирь в казаки.

14. Да у бояр же, и у думных и у ближних людей, и у иных

чинов, у столников, у дворян, у дьяков и у стряпчих и у жилцов,

обычай таков: кого с кем царь похочет послати в товарыщах, в

посолство и в-ыные во всякие посылки, и те люди, кому с кем велят

быти, сведав о том наперед, что им с ними быти, а им быти с ними

за чем будет не мочно, учинятца нарочным делом болны, чтоб тою

приметною болезнью тое службы избыть. И тот с кем они быти не 37

хотят, бьет челом царю, что тот человек прикинулся в болезнь,

нарочным делом, не хотя с ним быти вместе. И по таким челобитьям,

болных людей осматривают, думные и простые дьяки, и подьячие: и

будет такие люди бывают болны не нарочным делом, и их осмотря от

службы отставливают, а посылают в их место иных; а будет у

осмотру познают, что учинился болен нарочным делом, хотя избыть

того, чтоб с тем человеком не быть, с кем ему велено, и такого

человека с тем человеком посылают болного, доколе обможетца; а

будет умрет, или к самому времяни к которому будет надобен, не

обможется, и в его место посылают иных, а ево имя запишут хотя и

болен был, однако с тем человеком с кем велено посылан и был. И

иные такие люди с серца прикинувся в болезнь умирают многие, не

хотя роду своего перед другим родом обесчестить.

15. Такъже как у царя бывает стол на властей и на бояр, и

власти у царя садятся за столом по правой стороне, в другом

столе, а бояре по левой стороне в своем особом столе. И как те

бояре учнут садится за стол, по чину своему, боярин под боярином,

околничей под околничим и под боярами, думной человек под думным

человеком и под околничими и под боярами, а иные из них ведая с

кем в породе своей ровность под теми людми садитися за столом не

учнут, поедут по домом, или у царя того дни отпрашиваются куды к

кому в гости; и таких царь отпущает. А будет царь уведает, что

они у него учнут проситися в гости на обманство, не хотя под

которым человеком сидеть, или не прошався у царя поедет к себе

домовь: и таким велит быть и за столом сидеть, под кем доведется.

И они садитись не учнут, а учнут бити челом, что ему ниже того

боярина, или околничего, или думного человека, сидети немочно,

потому что он родом с ним ровен, или и честняя и на службе и за

столом преж того род их с тем родом, под которым велят сидеть, не

бывывал: и такова царь велит посадити силно; и он посадити себя

не даст, и того боярина бесчестит и лает. А как ево посадят

силно, и он под и ним не сидит же и выбивается из за стола вон, и

его не пущают и розговаривают, чтоб он царя не приводил на гнев и

был послушен; и он кричит: «хотя де царь ему велит голову отсечь,

а ему под тем не сидеть» и спустится под стол; и царь укажет его

вывесть вон и послать в тюрму, или до указу к себе на очи пущати

не велит. А после того, за то ослушание, отнимаетца у них честь,

боярство, или околничество и думное дворянство, и потом те люди

старые своея службы дослуживаются вновь.

А кому за такие вины бывают наказания, сажают в тюрмы, и

отсылают головою, и бьют батоги и кнутом: и то записывают в

книги, имянно, впредь для ведомости и спору.

16. А ис которых чинов нибуди бывают пожалованы в бояре, и в 38

околничие, и в думные люди, за службы и не за службы, а лучится

им сидети в думе с царем вместе: и они садятца по роду своему и

по чести, кто кого честняя породою, а не по тому, кто кого старее

в чину, хотя кто сегодни пожалован, наутрее по породе своей учнет

сидети выше. Такъже и за столом царским садятца по тому ж. А

которые бояре царю свойственные по царице, и они в думе и у царя

за столом не бывают, потому что им под иными боярами сидеть

стыдно, а выше не уметь, что породою невысоки; а околничие и

думные люди свойственные царю по царице, и те люди в думе и у

царя сидят за столом, где кому мочно. Такъже они свойственные

царю на Москве сидят в Приказех, или бывают в посолствах и в

воеводствах, и с ними бывают товарыщи, которым было преж того

мочно с ними быть, как еще они царю не учинились в свойстве.

17. А бывают они бояре, и думные люди, и власти, у царя на

обеде на Господския празники и на иныя нарочитые дни, и на его

царские и царицыны и царевичей и царевен имянины, такъже и в те

дни, когда которой царь или царица и царевичи и царевны

преставилися, и творят по них погодно поминание, или как бывают

иных государств послы на обеде; а окроме таких дней, они бояре и

власти у царя не обедают никогда.

18. О жалованье послом, кaк их посылают во окрестные

государства.Бояром, околничим, думным людем, столником,

стряпчим, дворяном, дьяком, жилцом, переводчиком, подьячим,

толмачом, как их посылают во окрестные государства в посолствах и

на сьезды и в посланникех и в гонцех, дается царское жалованье

денежное по окладу их на два года, да чем поднятца на службу

против окладу одного году; да им же для тех служеб даетца

соболей: бояром по 1000 и по 800 и по 700 и по 500 рублев,

околничим на 400 и на 300 рублев, думным людем и столником на 300

и на 250 и на 200 рублев, столником же и дворяном и дьяком на 200

и на 150 рублев, безденежно, смотря по чести их и по посолству.

Да им же послом, и посланником, и гонцом, и посолским дворяном, и

иным чином, в дорогу даетца царское жалованье, запасы хлебные и

сьестные, мяса и рыба; да питья, вина, вина горячие, меды розные,

пива, по указу, для чину, негораздо по болшому, по старому

обычаю.

19. А которой боярин, или околничей, или думной человек, или

столник и дворянин, люди новые, к посолскому делу нарядами,

платьем и конскою збруею, незаводны: и тем даютца царские лошади

со всею службою, а к платью и на шапки запоны, а иные наряды и

служилую рухлядь берут они на сьезд и займуют у своей братьи, кто

кому дружен. А как они приедут с службы, и то что у царя возмут

отдают назад, или разве чем кого за службу царь пожалует во веки.

20. А как они послы, взяв жалованье, к посолскому своему 39

поезду изготовятся совсем, и посылаючи их в которые государства,

или на сьезды, для скорости велят им ехать не дожидаяся наказов,

потому что те наказы к поезду их бывают неготовы, и вымышляют как

бы им с чюжеземскими людми говорить и отговор чинить разумнее, а

государю б своему к чести; а присылаются те наказы к ним в

дорогу, з гонцами, как они будут блиско рубежа. А которым послом

с Москвы бывает поезд не скорой, и им наказы даютца на Москве.

21. А пишетца послом и посланником и гонцом, в наказех,

кроми новых дел, о чем лучится говорити и что делати, таким

обычаем: 1. Как они будут которого великого государя в стороне, и

они б посылали к генералом губернатором и к воеводам из дворян

своих посолских человека разумного, а с ним переводчика; о своем

отпуске х кому они будут посланы от царя, и о приставе, и о корму

и о питье, и о подводах и о провожатых, чтоб их отпущено было без

задержанья. 2. А будучи другово великого государя в стороне,

ехали б тихо и смирно, и задору б они послы и посолские их

дворяне и люди с чюжеземскими людми ни о чем не чинили никакого,

и домов не разоряли и не грабили, и сами б насилством своим не

имали ничего ни у кого, чтобы на них послов в проезде их не было

жалобы ни от кого, такъже б царскому имени не учинили к

бесчестью. 3. А как они послы приедут к которому государю, в

котором он городе живет, или где в отъезде, и их тот государь

велит приняти и поставити на дворе, и они б послы на другой или

на третей день приказывали к тому государю с приставом своим,

которого к ним уставят, что присланы они от государя своего к

тому государю для великих дел и для дружбы и любви, чтоб тот

государь велел быти им у себя на дворе на приезде и посолства их

выслушал. 4. А как тот государь которого дни велит им послом быти

у себя на дворе, и им послом велено с приставом говорить и

посылать, чтоб он того государя думным людем объявил, которого

дни будут они у государя их на дворе и посолство свое учнут

править, чтоб иных государств послов и посланников и гонцов при

том не было. И как тот пристав пришед от думных людей скажет им

послом, что того дни которого будут они у государя их, иных

послов и посланников и гонцов не будет никого, и им послом велено

ехать по чину: наперед бы их послов несли к тому государю от царя

дары, да перед ними ж послами ехали посолские дворяне, а грамоту

б царскую вез подьячей; а приехав на двор шли б в полаты к тому

государю, сняв с себя сабли; а людей бы своих, окром дворян, с

собою в полаты не имали. 5. А как они послы уведают, что у того 40

государя тогодни, которого им быти у него, будут иных государств

послы, или посланники: и им послом велено с приставом же

приказывать говорить, что им при чюжеземских послех и посланникех

быти у того государя и посолства своего правити не уметь, и в

посолство к тому государю за чюжеземскими послами з двора ездить

не велено. А будет они послы, приехав к тому государю на двор,

сведают, что тутъже с ними вместе будут иные послы на посолстве:

и им потомуж велено отговаривать, и в посолство при них не

ходить. 6. А приехав к тому государю, велено к нему в полаты итти

по чину: наперед нести дары, да шли б дворяне и грамоту несли, а

сами послы позади. А вшед в полату и став пред тем государем, по

посолскому обычаю, и держа грамоту, первому послу говорити речь

такову: «Бога в Троице славимаго милостию великий государь царь»;

потом имянованье его царское и титла болшие, а по титлах

имянованье ж и титлы того государя, к которому бывают они

присланы, а по титлах: «к вашему королевскому величеству

[Цесарская: «к вашему Цесарскому величеству». Персидцкому: «к

вашему Шах Аббасову величеству». Х Крымскому: «к вашему Махметь

Гирееву цареву величеству» или какое имя его будет. Х курфистром,

и х князем, и к иным: «к вашей курфистрской, или княжой

честности»] прислал нас своих царского величества великих и

полномочных послов, с своею царскою грамотою, и велел

поклонитися, и свое царского величества здоровье сказати, а ваше

королевского величества здоровье видети». А кланятися им послом

велено, по обычаю, в пояс. И потом как спросит тот государь

послов про царское здоровье, и посла б другой товарыщ говорил:

«как они поехали от великого государя царя», имянованье царское и

титла короткая, а по титле «и великий государь наш, его царское

величество, на своих преславных и великих государствах Росийского

царствия, дал Бог в добром здоровье». А как тое речь переводчик

скажет, и третьему человеку послу велено говорити речь такову:

«Божиею милостию великий государь царь», имянованье ж его царское

и титла короткие, а потом другого государя имянованье и титла

короткие, а по титлах «к вашему королевскому величеству прислал

свою царского величества любителную грамоту». А как тое речь

переводчик скажет, велено поднеси грамоту; и потом им же послом

четвертому товарыщу велено говорити речь такову, а четвертого не

бывает, и тое речь говорити первому послу: «великий государь

царь», имянованье и титла короткие ж, «к вам», титла того

государя; по титлах: «прислал свои царского величества любителные

поминки». И потом велено им послом дары подносити тому государю,

самим, порознь; а будет у них послов свои дары будут, и им

потомуж велено подносити с учтивостию; и тот государь как примет

у них дары и велит быти к себе послом к руке, и им велено к руке 41

итти вежливо и учтиво; а кланятися тому государю велено потомуж,

по обычаю, в пояс. А как тот государь посолства их выслушав

отпустит к себе на подворье, и пришлет к ним с столом с ествою и

с питьем: и кто будет прислан с столом, велено говорити с ним

речи вежливые, разумным поступком. А как придет до того что за

государские здоровья пити чаши, и послом велено пить наперед про

царское здоровье, потом другово государя; а будет у них о том

учинится спор, и им велено отговарить и упрашивать, чтоб пить

наперед про царское здоровье. А будет тот государь велит им

послом быти у себя на обеде, и им потомуж велено ехать, и бывши у

него за столом чтоб сидели вежливо, и не упивалися, и речи

разговорные говорили остерегаяся с вымышлением; такъже и

посолским своим дворяном от себя приказывали, чтоб они не

упивались, и сидели вежливо ж и тихо, и слов никаких меж себя и

ни с кем не говорили. А как им послом велят быти у думных людей в

ответе, и им потомуж велено ездить в ответ учтиво, и в ответе з

думными людми о делех говорить по наказу, разумно и вежливо, чтоб

царскому имяни от того было к чести и к повышению.

А как им послом будет отпуск, и они б на отпуск ехали ж и

оговаривались, чтоб и при отпуске их иных государств послов и

посланников и гонцов не было; и будучи на отпуске потомуж чин

свой исправили, вежливо и смирно, как и на приезде, во всем

против посолского обычая. А как их отпустят домовь, и они б

государством того государя, или другово которого, ехали назад

потомуж тихо и смирно, как и туды едут сперва; и даров бы, едучи

туды, и будучи там, и назад едучи, от всяких дел кому доведется

дати, давали б не жалея, чтоб от того царскому имени было к чести

и к повышению, а им послом к проезду и отъезду их без задержания.

А чем их послов которой государь на отпуске подарит, и те дары

показывают приехав царю; и что ис тех даров понадобится царю, и

то у них емлет, а за то из своей царской казны дает денгами, по

оценке, что чего стоит.

Таким же обычаем как посылаются во окрестные государства

посланники, и им в наказех пишут и делать велят против того же,

во всем что и послом.

Такъже и гонцом бывает указ против того же. кроме речи, что

говорят послы и посланники, как подносят дары; а сверх того не

бывает на них положено, чтоб от них каких дел выслушать и быть в

ответех, или писмами какими крепится, и кроме того что грамоту

отдать ничего делати не указано.

22. А которые послы бывают на посолских сьездех о 42

постановлении покою християнского, и им с чюжеземскими послами

велено ссылатца листами, в которых местех сьехатися ближе и

податнее, и о посолском их съезде велено бывает договариватца по

полным их посолским мочам, через дворян, и через их дворянские

записи, и крестное целование и веру, чтоб им послом друг з другом

сьехатися и розъехатся волно было, хотя и доброго ничего не

учинится, и друг на друга зла никакого не мыслити, и не

подъискивати и мыслити не велеть никому. А как они по таким

дворянским записям съедутся, и им велено шатры царской с

королевским поставити поровну, полами вместе, или избы зделав, а

меж ними сени опчие; и в тех обчих полах, или сенях, послом с

послами сходитися, и сшедся наперед бы говорили речи они Руские

послы, а потом розменялись верющими грамотами, а сверх того и о

делех бы говорили, о чем им наказано. А как посолство учнет

приходить к доброму делу, и им по зговору записи велят писать, по

указу, и учиня б меж себя веру и крестное целованье, розъехався з

другими послы, ехали к Москве не мешкая.

23. А прямого истинного наказу, и указу, на посолские сьезды

послом своим ведати не дадут, до тех мест, как они сьедутся з

другими послами, и что с ними на сьезде чюжеземские послы

поговорят. И будет в чом упорно стоят, и они о том пишут к

Москве, что чюжеземские послы стоят упорно и гораздо спесивы и

неподатны, что им бес прямого подлинного указу делать не по чему;

и к ним посылают наказ тайной, в то время как отпишут.

24. А будучи послы и посланники в посолстве своем, о делех

говорят в ответех с ответными людми, и на сьездех с послы, по

наказом, каковы им бывают даны ис Посолского Приказу и от Тайных

Дел; и те их речи записывают подьячие. И кто что в посолстве

своем говорил какие речи, сверх наказу, или которые речи не

исполнят против наказу: и те все речи, которые говорены и которые

не говорены, пишут они в статейных своих списках не против того,

как говорено, прекрасно и разумно, выславляючи свой разум на

обманство, чрез чтоб достать у царя себе честь и жалованье

болшое; и не срамляются того творити, понеже царю о том кто на

них может о таком деле объявить?

Вопрос. Для чего так творят?

Ответ. Для того: Росийского государства люди породою своею

спесивы и необычайные ко всякому делу, понеже в государстве своем

научения никакого доброго не имеют и не приемлют, кроме

спесивства и безстыдства и ненависти и неправды; и ненаучением

своим говорят многие речи к противности, или скоростию своею к

подвижности, а потом в тех своих словах времянем запрутся и 43

превращают на иные мысли; а что они каких слов говоря запираются,

и тое вину возлагают на переводчиков, будто изменою толмачат; а

как бы они те все свои слова велели записывать и при них стояли,

и таким бы указ был учинен за их службу, как о том ниже сего

писано. Благоразумный читателю! чтучи сего писания не удивляйся.

Правда есть тому всему; понеже для науки и обычая в-ыные

государства детей своих не посылают, страшась того: узнав

тамошних государств веры и обычаи, и волность благую, начали б

свою веру отменить, и приставать к иным, и о возвращении к домом

своим и к сродичам никакого бы попечения не имели и не мыслили. И

о поезде Московских людей, кроме тех, которые посылаются по указу

царскому и для торговли с проезжими, ни для каких дел ехати

никому не поволено. А хотя торговые люди ездят для торговли

в-ыные государства, и по них по знатных нарочитых людех собирают

поручные записи, за крепкими поруками, что им с товарами своими и

з животами в-ыных государствах не остатися, а возвратитися назад

совсем. А которой бы человек, князь или боярин, или кто нибудь,

сам, или сына, или брата своего, послал для какого нибудь дела

в-ыное государство без ведомости, не бив челом государю, и такому

б человеку за такое дело поставлено было в-ызмену, и вотчины и

поместья и животы взяты б были на царя; и ежели б кто сам поехал,

а после его осталися сродственники, и их бы пытали, не ведали ль

они мысли сродственника своего; или б кто послал сына, или брата,

или племянника, и его потомуж пытали б, для чего он послал в-ыное

государство, не напроваживаючи ль каких воинских людей на

Московское государство, хотя государством завладети, или для

какого иного воровского умышления по чьему научению, и пытав того

таким же обычаем, как написано об указе выше сего, кто пойдет

через царской двор с ружьем.

25. Да с послы ж, которые бывают посыланы на посолские

сьезды, или воеводы в войну с полками, и с ними в такие посылки

посылаются образы древняго писания, обложены золотом и серебром,

з жемчюгом и с каменьем: и те образы, с-ыными со многими образами

и со свещами, царь, и патриарх, и митрополиты, и весь

священнический чин, и бояре, и всякого чину люди, из Москвы

провожают пеши, до тех мест где принимают чюжеземских послов. А

провожаючи те образы, молебствуют, и по молебствовании патриарх,

и царь, и власти, и бояре, и всякого чину люди, чинят перед тем

образом прощение, и потом целуют того написанного образа в руку;

и бывают послы, или полковые воеводы, в то время у царя на

отпуске у руки; и прощався царь, и патриарх, и власти, и бояре,

с-ыными образами пойдут назад, до первыя своея соборныя церкви, и

потом розыдутца по домом. Таким же обычаем как послы приезжают ис

посолств, или воеводы ис полков, и царь, и патриарх, и власти, и

бояре, и иные люди, те образы встречают в тех же местех, где 44

чинит прощение в провожании, с образами ж и со свещами, и чин

бывает против того ж, как в провожании; а встретя те образы,

поставят в церквах, где они преж того стояли. А бывают те образы,

Спасов, или Богородицын, или которого святаго, написаны на

дереве, величиною с лист, а иной в аршин и болши.

[Вопрос. Для чего те образы посылаются?

Ответ. Для того: когда на войне учинится над неприятелем

поиск, а в посолстве вечное докончанье и дела учинятца помощию

Божиею, а они разумеют будто помощию и заступлением и молитвою

Богородицыною и святых которых ис тех образов, и по такому

домышлению те образы почитают и не стыдятся к бездушному

глаголати и о помощи просити; понеже слепы есть: замазал им

диавол очи пламенем огня негасимаго. -- Этот фрагмент есть только

в издании 1906 года, в издании 1895 года его нет.]

Да с послы ж бывают на Свейских посолских сьездех, для

опасения, стрелцов по 200 человек и болши, да конницы з 200 ж

человек.

А на Полских сьездех бывает с послы приказ стрелцов, да

конницы с 500 человек, кроме дворян, со всяким воинским запасом и

с пушками.

26. А как послы, соверша свои дела по указу, ис посолств

едут к Москве, и в то время на встречю в дорогу посылает к ним

царь спрашивати их о здоровье, столников и жилцов, смотря по

посолской чести; и те послы за то тех людей дарят.

27. А как послы, или полковые воеводы, приедут к Москве, и

царь велит им быть к себе, или как встречает образы, и они бывают

у руки, и подносят посолств своих грамоты и записи и статейные

списки, как что делалось; и царь слушав их посолского дела, будет

служба их будет в выслугу, жалует за выслугу честью, как о том

выше написано. Да им же послом и полковым воеводам, бояром,

околничим, думным людем, столником, дворяном и дьяком, даются

шубы собольи, покрыты золотным бархатом или отласом, рублев в 200

и в 300 и в 400 и в 500 шуба, смотря по службе и по чести

человека.

Да им же даются вотчины, или на вотчины денги, тысечь по

десяти и по семи и по шти и по пяти и по 3 и по две, ефимков

Любских, смотря по службе ж и по чести человека; да к годовому

денежному жалованью и к поместному окладу придача.

А столником же, и стряпчим, и дворяном, и жилцом, и

переводчиком, и подьячим, и толмачем, которые бывают посыланы с

послами, а не сами собою, за службы дается жалованье: сукна,

камки, тафты, смотря по человеку, да к годовому денежному

жалованью и поместному окладу придача. Таким же обычаем

посланником и гонцом, которые бывают во окрестных государствех, и

им за службу их потомуж бывает честь, и к годовому жалованью и к

поместному окладу придача.

28. А иным послом и посланником и гонцом, или и полковым

воеводам, за их службы о жалованье бывает указ: на площади перед

Посолским Приказом бьют кнутьем, а иных казнят смертию, а у иных

отымается честь, и поместья и вотчины, и ссылают в ссылку в

Сибирь на вечное житье, з женою и з детми, в дети боярские, или в

казаки, или в какую службу годятся. А кому за какие вины бояром,

и околничим, и думным и ближним людем, и столником, и иным чином, 45

о наказании бывает указ: и о тех людех жены их, и дети, и

сродичи, бьют челом царице, или царевичам и царевнам - и они по

их челобитью о прощении упрашивают царя, и царь, по их прошению,

тех людей в винах их прощает и наказания им не бывает; такъже и

ис тюрем и из ссылок свобождают, и поместья их и вотчины отдаются

им назад, а чести дослуживаются вновь.

Наши рекомендации