О царских чиновных людех: о боярех и околничих и думных и
Ближних людех, о столниках, о стряпчих, о дворянех, о полковниках
И головах стрелецких, о диаках, о жилцех и о всяких служилых и
Дворовых людех.
1. Прежние болшие роды, князей и бояр, многие без остатку
миновалися. Ныне ж по тех родах роды, которые бывают в боярех, а
в околничих не бывают: князей Черкаских, князей Воротынских,
князей Трубетцких, князей Голицыных, князей Хованских, Морозовых,
Шереметевых, князей Одоевских, князей Пронских, Шеиных,
Салтыковых, князей Репниных, князей Прозоровских, князей
Буйносовых, князей Хилковых, князей Урусовых.
2. Роды ж менши тех, которые бывают в околничих и в боярех:
князей Куракиных, князей Долгоруковых, Бутурлиных, князей
Ромодановских, князей Пожарских, князей Волконских, князей
Лобановых, Стрешневых, князей Борятинских, Милославских, Сукиных,
Пушкиных, Измайловых, Плещеевых, Лвовых.
3. Роды ж, которые бывают в думных дворянех и в околничих,
ис честных родов и из середних, и из дворян; и те роды болши тое
чести не доходят. Есть потом и иные многие добрые и высокие роды,
толко еще в честь не пришли, за причиною и за недослужением.
4. Думные дьяки. Три или четыре, а болши четырех не бывает;
и в тех думных дьяках бывают из дворян, и из гостей, и ис
подьячих; и ис тех думных дьяков посолской дьяк, хотя породою
бывает менши, но по Приказу и по делам выше всех; а честию и
высочеством те думные дьяки будут таковы, как в Полше
референдариусы.
5. Спалники, - которые сидят у царя в комнате, посуточно, по
переменам, человека по четыре; и многие из них женатые люди, и
бывают в том чину многие годы, и с царя одеяние принимают и
розувают; а бывают в тех спалниках изо всех боярских и околничих
и думных людей дети, которым царь укажет, а иные в такой чин
добиваются и не могут до того притти; и быв в спалниках, бывают 20
пожалованы болших бояр дети в бояре, а иных менших родов дети в
околничие, кого чем царь пожалует, по своему разсмотрению, и
называют их комнатной боярин или околничей, а в посолственных
писмах пишут ближними бояры и околничими, потому что от близости
пожалованы. А жалует царь в бояре и во околничие и в думные люди,
хотя которого и на Москве не бывает, в Новое лето, сентября в 1
день, на Светлое Христово Воскресение, на день рождения
празнества его, из околничих боярином, или из столников и из
спалников боярином или околничим, или думным человеком. И как
царю лучится сидети с теми бояры и думными людми в думе о
иноземских и о своих государственных делех, и в то время бояре и
околничие и думные дворяне садятца по чином, от царя поодаль, на
лавках, бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем кто
выше и преж в чину, околничие под боярами против того ж; под
околничими думные дворяне потомуж по породе своей, а не по
службе, а думные дьяки стоят, а иным времянем царь велит им
сидеть; и о чем лучитца мыслити, мыслят с царем, яко обычай и
инде в государствах. А лучитца царю мысль свою о чем объявити, и
он им объявя приказывает, чтоб они бояре и думные люди помысля к
тому делу дали способ: и кто ис тех бояр поболши и разумнее, или
кто и из менших, и они мысль свою к способу объявливают; а иные
бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь
жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и
многие из них грамоте не ученые и не студерованые, однако сыщется
и окроме их кому быти на ответы разумному из болших и из менших
статей бояр. А на чом которое дело быти приговорят, приказывает
царь и бояре думным дьяком пометить, и тот приговор записать. А
лучится писати о чем грамоты во окрестные государства, и те
грамоты прикажут готовить посолскому думному дьяку, а думной дьяк
приказывает подьячему, а сам не готовит, толко чернит и
прибавливает что надобно и не надобно. А как изготовят, и тех
грамот слушают наперед бояре, и потом они ж бояре слушают
въдругорядь с царем все вметсте; такъже и иные дела написав
взнесут слушать всем же бояром, и слушав бояре учнут слушать
въдругорядь с царем же. А на всяких делах закрепляют и помечают
думные дьяки, а царь и бояре ни х каким делам, кроме того что
послы прикладывают руки к договорным записям, руки своей не
прикладывают, для того устроены они думные дьяки; а к меншим ко
всяким делам прикладывают руки простые дьяки, и приписывают
подьячие свои имена.
А как царю лучится о чем мыслити тайно, и в той думе бывают
те бояре и околничие ближние, которые пожалованы из спалников,
или которым приказано бывает приходити; а иные бояре, и
околничие, и думные люди, в тое полату в думу и ни для каких
нибуди дел не ходят, разве царь укажет.
6. Столники, - боярские ж, и околничих, и думных людей и
Московских дворян, и иных чинов людей дети. Служба их такова: как 21
у царя бывают иных государств послы, или власти и бояре, на
обедех, и они в то время пред царя и пред властей, и послов и
бояр, носят есть и пить; а ставят на столь еству по одному блюду
всякой ествы, пред царя крайчей, а к иным столам приставлены
бывают ставить околничие, а с-ыными ествами блюда держат столники
на руках, а на стол всех еств вдруг не ставят. И будет тех
столников числом блиско пяти сот человек. И посылают их в
посолства в послех самих и с послами в товарыщах, и по
воеводствам, и для сыскных дел, и бояр спрашивать о здоровье как
они бывают по службам; а иные на Москве сидят в Приказех у дел, и
у послов в приставех.
7. Стряпчие; чин их таков: как царю бывает выход в церковь,
или в поход на потехи, или в полату в думу и для обедов, и в то
время несут перед ним скифетр, а в церкве держат шапку и платок,
а в походех возят панцырь, саблю, саадак. И посылают их во всякие
ж посылки, кроме воеводств и посолств, чтоб сами были послы. А
будет тех стряпчих с восмь сот человек. А на Москве они стряпчие
и столники живут, для цapских услуг, по полугоду, по полам; а
другая половина, кто хочет, отъезжают в деревни свои, до сроку.
8. Дворяне Московские; и тех дворян посылают для всяких дел,
и по воеводствам, и по посолствам в послех, и для сыскных дел, и
на Москве в Приказех у дел, и к служилым людем в началные люди, в
полковники и в головы стрелецкие.
9. Дьяки; и те дьяки во дьяцы бывают пожалованы из дворян
Московских и из городовых, и из гостей, и ис подьячих. А на
Москве и в городех в приказех, з бояры и околничими и думными и
ближними людми, и в посолствах с послами, бывают они в товарыщах;
и сидят вместе, и делают всякие дела, и суды судят, и во всякие
посылки посылаются.
10. Жилцы; чин их таков: для походу и для всякого дела, спят
на царском дворе, человек по 40 и болши, и посылают их во всякие
посылки; а дети они дворянские ж, и дьячьи, и подьяческие. И ис
того чину бывают в стряпчих, и в столниках, и в думных людех, да
они ж бывают в началных людех у конницы и у пехоты, и в рейтарех,
и в салдатех. А будет их числом с 2000 человек. Да и всем
боярским, и околничих, и думных людей детем, первая служба бывает
при царском дворе такова ж, толко по породе своей одни з другими
неровны.
11. Дворяне городовые и дети боярские; бывают посыланы во
всякие ж посылки, и по воеводствам, и в началные люди к рейтаром
и к салдатом, и в какие чины годятца, и за службы бывают
пожалованы многою честию. И тех детей боярских прозвание таково:
как в прошлых давных летех у Московского государства бывала война 22
со окрестными государствы, и в то время ратные люди збираны со
всего Московского государства изо всяких чинов людей, и по покою
роспущены по домом, а иные многою своею службою и полоном
свободились от рабства и от крестьянства, и у кого были поместья
и вотчины и ныне по прежнему за ними; а у которых людей поместей
и вотчин не было, и им за службы и за полонное терпение поместья
и вотчины даваны, жилые и пустые, малые, и служити им было с тех
даных поместей и вотчин против прямых дворян не с чего; такъже у
которых дворян были поместья и вотчины, а по смерти их те их
поместья и вотчины розделены были детем их и от них дети потомуж
розмножились, а дать им было из старых их отцовских поместей и
вотчин и вновь не ис чего, потомуж и царских служеб не служивали
- и их написали в дети боярские что беспоместны и малопоместны.
Есть по тех и иные чины, которые служат при царском дворе; а
написаны они ниже сего в розных местех.
12. Да в царском ж чину царевичи Сибирские, Касимовские,
крещены в християнскую веру. Честию они бояр выше; а в думе ни в
какой не бывают и не сидят, потому что государства их и они сами
учинилися в подданстве после воинского времени, невдавне, да и не
обычай тому есть; такъже и опасение имеют от них всякое. А служба
их такова: как на празники идет царь кь церкве, и они его ведут
под руки, да на всякой день бывают пред царем на поклонении. И
даны им поместья и вотчины немалые, такъже поженились на боярских
дочерех, и имали их за себя с великими пожитками и с поместьями и
с вотчинами; а за которым поместья мало, и ему в прибавку идет
царской корм денежной, помесечно. А как Грузинской царевич с
материю своею был на Москве, или и вперед будет, и ему честь была
такова, что природному сыну царскому; такъже платье ему самому, и
матере, и людем их, и всякие наряды и домовые заводы и корм и
питье, было все царское, доволное: и ежели вперед будет, и за
него может быть что царь выдаст дочь, или сестру свою царевну,
понеже он не полоненый есть, но единые с ним веры, а землею его
царь не владеет, толко по его послушенству Грузинским пишется в
титле к християнским потентатом, а к бусурманским не пишетца. И
тех царевичей, такъже и первой и другой статьи князей и бояр и
околничих роды старые, царевичи по царствам своим, а князи по
княжествам своим, а бояре по боярству своему, которые преж сего
бывали в боярех у великих князей Росийских, и по тех царевичах и
князех, и дети их, и внучата, и правнучата, называютца царевичи ж
и князи, без пременения. Так же и дворяне Московские и городовые,
и дети боярские, многие есть старые, издавна тех родов, которые
преж сего были во дворянех же при великих князех. А вновь
Московский царь из бояр, и из ближних, и из иных чинов людей, 23
князем учинити не может никого, кроме боярств и иных чинов,
потому что не обычай тому есть и не повелось; такъже и графов и
волных господ чином таковых никого не бывает, и из Московских
чинов людей против тех дву чинов приверстати не мочно, потому как
бы дано было кому волное господство, и о том бы розмышляли, что
то было б самому царю в стыд, будто бы тот человек тем имянем от
него уволнился и неподданен. А кому царь похочет вновь дати
боярство, и околничество, и думное дворянство из столников и из
дворян, или дворянина из дворовых всяких чинов и из волных людей,
и таким дает честь и службу, по своему разсмотрению, кто в какой
чин и честь годен. А грамот и гербов на дворянства их и на
боярства никому не дает, потому что гербов никакому человеку
изложити не могут, - да нетокмо кому боярину, или иному человеку,
не даются гербы, но и сам царь гербом своим Московским печатаетца
на грамотах в християнские государства не истинным своим прямым,
а печатается своим истинным гербом к Крымскому хану да х
Калмыкам; такъже и у старых родов князей и бояр, и у новых,
истинных своих печатей нет, - да нетокмо у князей и бояр и иных
чинов, но и у всякого чину людей Московского государства гербов
не бывает; а когда лучитца кому к каким писмам, или послом к
посолским делам прикладывать печати, и они прикладывают у кого
какая печать прилучилась, а не породная; да и потому мочно
признать: как бывают Московские послы в посолствах и на съездех,
и к писмам и х крепостям печати свои прикладывают, а лучитца тем
же послом, или родственником их, быти въдругорядь в посолстве и к
писмам печати свои прикладывать, и у тех новых писем с старыми
писмами многие печати рознятца. А ис посадцких людей, и из
поповых, и из крестьянских детей, и из боярских людей, дворянство
не даетца никому; а кто посатцкой человек, или крестьянин, или
кто нибудь, отпустит сына своего на службу в салдаты и в рейтары,
или в Приказе подьячим и иным царским человеком, а те их дети от
малые чести дослужатся повыше, и за службу достанут себе поместья
и вотчины, и от того пойдет дворянской род; а грамот и гербов им
не даетца ж; а даютца высоким и меншим родом, и дворяном, грамоты
на вотчины их и на поместья, и в тех грамотах имянуют их кто
каков чином и честью.
13. Постелничей; и того постелничего чин таков: ведает его
царскую постелю, и спит с ним в одном покою вместе, когда с
царицею не опочивает; такъже у того постелничого для скорых и
тайных его царских дел печать. А честью тот постелничей противо
околничего.
14. О приезде их боярском к царю.Бояре, и околничие, и
думные и ближние люди, приезжают к царю челом ударить с утра
рано, на всякой день; и приехав в церкве, или в полате, увидев
царя кланяются перед ним в землю; а которого дни они бояре в
приезде своем запоздают, или по них посылает, а они будут к нему 24
не вскоре, или что малое учинят не по ево мысли, и он на них
гневаетца словами, или велит ис полаты выслать вон, или посылает
в тюрму - и они за свои вины потомуж кланяютца в землю, многажды,
доколе простит; а как они и на приезде кланяются, а он в то время
стоит или сидит в шапке, и против их боярского поклонения шапки с
себя не снимает никогда. А когда лучитца ему сидети в покоях
своих и слушает дел, или слова розговорные говорит, и бояре стоят
перед ним все - а пристанут стоя, и они выходят отдыхать сидеть
на двор; такъже и после обеда приезжают к нему, в вечерни, по вся
дни. А приезжаючи они бояре к царскому двору на лошадях верхами,
или в коретах и в санях, и с лошадей слазят, или ис корет и из
саней выходят, не доезжая двора, и не блиско крылца; а к самому
крылцу или на двор его царской, не ездят никогда, и лошадей их
боярских через двор не пускают, а обводят кругом двора (а ездят
бояре в коретах старые, которые на лошадях сидеть не могут). А
которой бы боярин, или кто нибудь, учинил через силу чтоб на
царской двор ехал на лошади, хотя без самого царя, а ему б о том
ведомо учинилось, и его б скоро за то велел послать в тюрму, до
указу своего, и честь ево отнята б была; а ежели б человек его
боярской, без ведома его, провел через двор лошадь, и тому б
человеку учинено было наказание кнутом. Да не токмо бояром ездить
неволно и лошади их водити заказано, но и всякого чину людей,
кроме стрелцов, с ружьем и в япанчах, и торговых людей с товары,
и крестьян и простых людей, через царской двор не пускают же,
такъже и иноземцов разных вер на двор и через двор не пускают же;
а кому до кого будет какое дело до бояр и думных людей, и они
ожидают у царского двора; такъже и в походех его царских и в
селех через дворы потомуж не пущают. А которой бы человек, кроме
вахты, на Москве и в селех, пошел через царской двор с ружьем, с
саблею, или с пистолми, тайным обычаем, с простоты, а не с
умыслом злым, и такова б человека увидев, или б кто на него
указал, поимав пытали б, для чего он через царской двор шел с
ружьем, не на царя ли, или на его дом, или на бояр и на думных и
на блнжних людей, и не по научению ль чьему от кого от бояр и
думных и ближних людей, или от посадцких и от гулящих людей и от
крестьян: и будет тот человек с пытки скажет, что он шел через
царской двор с ружьем умыслом своим, а ни по чьему научению, хотя
его, царя, и домовых его кого, или из бояр и из думных и из
ближних людей, за какое нибуди дело погубити, и такого вора,
пытав накрепко трижды, въпрямь ли он шел своим умыслом, а не по
научению, казнят смертию, безо всякие пощады, кто б ни был. А
будет скажет, что он шел умыслом по научению бояр и думных людей,
или каких иных людей, и по его скаске, на кого он скажет, тех
людей всех велят похватати и пытати, для чего они такого человека
на царское здоровье научали, не по научению ль которого иного 25
потентата, чтоб учинитись у него в подданстве, или сами хотя
государством завладети, или на бояр и думных людей, для того чтоб
в государстве учинити смута для грабежу домов и животов; и будет
те люди по первым речам в тех делах винятся, и их потомуж казнят
всех без милосердия; а будет не повинятся, и того кто на них
сказывал учнут пытати въдругорядь, и будет скажет с пытки, что
впрямь по их научению ходил, и тех людей пытают въдругорядь, и
будет не повинятся, и того человека учнут пытати в третьие; и
будет скажет прежние ж свои речи, и тех всех потомуж учнут пытать
в третьие, и пытав трижды, хотя кто из них изо всех не повинится,
и их всех посадят в тюрму, доколе по них поруки будут, что им
вперед злого не мыслити и зa воровством не ходити; а будет порук
не будет, и они сидев в тюрме лет 15, или сколко доведетца, велят
их уволнить и сослать в сылку в далные городы, в Сибирь, или на
Терек, на вечное житье. А будет тот человек солжет, с первые
пытки скажет на них напрасно, по недружбе, а они все будут пытаны
и не винились, а после того тот же человек з другие пытки или с
третей, скажет, что он тех людей поклепал напрасно, и такова еще
учнут пытати накрепко, с первой пытки на них сказывал, а после
зговаривает не по научению ль чьему: и будет скажет, что его
научили те ж люди, на которых он говорил, и тех всех и кто научал
сыскав потомуж пытают, и будет винятся казнят всех; а будет с тех
пыток учнет говорить, что впрямь на них солгал напрасно, по
недружбе, и такова одного казнят смертию, а по тех по всех
соберут поруки и высвободят; а по ком порук не будет, потомуж в
тюрму посадят, до указу.
15. Столники менших родов, и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и
жилцы, и иноземцы, и подьячие, приезжают в город и с лошадей
слазят далеко царского двора, на площади.
16. А приезжаючи бояре, и думные и ближние люди, ходят к
царю в Верх в переднюю полату, и ожидают царского выходу ис
покою; а ближние бояре уждав время ходят в комнату; а столники, и
стряпчие, и дворяне, и полковники и головы, и дьяки, и иные
служилые чины, к царю в Верх не ходят, бывают на крылце на
середнем перед полатами непокоевыми; а иным чином и до тех мест
ходити не велено, где бывают столники и иные нарочитые люди.
17. А куда лучитца царю итти в поход, и бояре, и околничие,
и думные люди, и спалники, бывают с ним вместе, кого похочет с
собою взять; а иным велит остатца на Москве, для приказных дел. А
пойдучи в поход на войну, или по монастырем молитися, или для
гулянья в далние и в ближние места, двор свой царской и Москву
для оберегания, приказывает одному человеку боярину, а с ним
товарыщам околничим двум человеком, да думным дворяном двум же
человеком, и думным дьяком: и лучатся какие дела ис полков или из
городов, и они те дела кроме тайных, смотря посылают к царю в
поход, а по иным делам указ чинят не писав к царю, по которым 26
мочно. Да с царем же бывают в походех столники, стряпчие,
дворяне, дьяки, жилцы и иных чинов люди, которым велено бывает;
да стремянной приказ 1000 человек стрелцов, на царских лошадях.
18. Такъже как пойдет царь куды в поход, на неделю и болши,
или будучи и на Москве, а бояром и думным и ближним людем и
полковником и дьяком для гулянья, или для какова дела,
понадобится ехать в деревни свои, дни на два, или на неделю и на
месяц: и они бьют челом царю о том, и царь их отпущает с сроком,
а без отпуску из бояр, и из думных и из ближних людей, и ис
полковников, и из дьяков, с Москвы сьехать не смеет никто, ни на
один день; да как они бывают отпущены на срок, и преж сроку для
какого дела царю будут надобны, и по них посылают грамоты с людми
их, которые останутца на Москве, или нарочно [с] стряпчими и з
жилцами и с подьячими, велят быть тотчас. Да не токмо для гулянья
своего отпрошиваютца, но когда прилучитца им которого дни друг у
друга быти в гостях, на свадбе, или на крестинах, или на
имянинах, и они отпрашиваются по такому ж обычаю.
19. А как придет празновати день рождения которого боярина,
или думного и ближнего человека, или их детей, и они в тот день
ездат к царю челом ударить, и царь их спрашивает о здоровье и
поздравляет, а после того подносят царю имянинные калачи, и царь
у них те калачи велит принимати; и потом пойдут к царице, и
царица против того ж поздравляет, и калачи велит принимать; и
потом ходят к царевичам и к царевнам, и от них потомуж бывает им
поздравление и калачи принимают; а у царевен у самих не бывают,
кроме свойственных бояр; и потом меж себя тот день друг у друга
пируют. А царь, и царица, и царевичи, и царевны, у них на обедех
и в домех их не бывают, ни у кого; и не токмо на обедех и на
веселиях их, и на погребениях не бывают же никогда.
20. О царицыных чинов людех и о бояронях.В чину ее бывают и
живут в Верху боярские, и околничих, и всяких чинов людей жены
вдовы и дочери вдовы ж, и девицы, и мужни жены. 1. Боярыни:
казначея, крайчая, постелница, судья. 2. Столники; и в те
столники берут боярских и околничих и ближних людей детей, лет по
10 ростом; а как они будут лет пятинатцати, или семинатцати, и
они в том чину не бывают, а бывают в царской чин взяты, в
столники ж, или в спалники; а бывает их в столниках человек с 20.
3. Мастерицы: швеи, мужни жены и вдовы и девицы, честных и
середних чинов дворовых людей, которые делают и шьют золотом и
серебром и шолками, с каменьем и з жемчюгом. 4. Постелницы, 27
которые постели постилают под царицу и под бояронь; а жены в том
чину дворовых же всяких чинов людей; и те постелницы и мастерицы
спят у царицы в Верху, посуточно, по переменам. 5. Мовницы,
которые платье моют, жены дворовых же людей; а когда прилучится
им мыть платье, и то платье зимою и летом возят на реку в санях,
в сундуке, замкнув и запечатав, покрыв красным сукном; а за тем
платьем идет боярыня, для бережения. 6. Дети боярские; и тех
детей боярских служба такова: посылают боярыни во всякие посылки,
и ездят с царицею в поход, и спят у царицы в Верху, для сторожи и
оберегания в ниских местех, посуточно, по переменам. 7. А когда
царице лучитца куды ехать, и в то время с нею в коретах, или в
колымагах и в каптанах, и с царевичами меншими и с царевнами,
сидят боярыни; а кореты, или каптаны, бывают закрыты камкою
Персицкою, как едут Москвою, или селами и деревнями; а мастерицы,
и постелницы, и мовницы ездят верхами на иноходцах, а сидят на
лошадях не против того, как в-ыных государствах ездят женской
пол, таким же обычаем, как и мужской пол: а будет тех мастериц, и
постелниц, и мовниц со 100 человек, кроме девиц мастериц и
которые живут в Верху; а всех будет их блиско 300 человек. 8.
Таким же обычаем у царевен болших и у менших, боярыни и иные чины
против того ж, что у царицы, кроме столников, а столничают у
царевен девицы. 9. А когда лучитца царице кушать в покоях его
царских, с ним вместе, а которому боярину, или околничему, или
думному человеку, лучитца притти с каким делом на доклад, и они
сами входити без указу не смеют, разве велят, или ожидают того
как откушает; такъже как царь кушает у царицы, и в то время бояре
и ближние люди бывают немногие, человека два и в силах три; а
столничают в то время у царицы царицыны столники. 10. А лучитца
дарю кого послати к царице и к царевичам спросить о здоровье, или
для какого иного дела, и они пришед обсылаютца через бояронь, а
сами не ходят без обсылки; такъже как и царица посылает кого к
царю из бояронь, и они потомуж обсылаютца. 11. Да в царском же
чину, и у царицы, и у болших царевичей, учинены истопники,
которые полаты и хоромы топят и метут, и у дверей для отворяния
стоят, человек со сто, люди честные и пожалованые поместьями и
вотчинами; и живут на Москве по полугоду, человек по 50. 12. О
боярских женах.Бояр и околничих и думных и блнжних людей жены,
вдовы и мужни жены, и дочери вдовы ж и девицы, когда лучитца по
них для чего нибудь послати царице, или царевнам или они и сами
для чего нибудь к царице и к царевнам ехати похотят, и они ездят
зимою в каптанах, а летом в колымагах. А приезжаючи к царицыну
двору, ис колымаг и ис каптан выходят у ворот, а на двор не
всьезжают, а приходя к царицыным, или к царевниным покоям,
посылают бояронь сказати о своем приезде царице, или царевнам: и
будет царице и царевнам время, и они им велят быть к себе, а
будет не время, и им отказывают; и они боярские и ближних людей
жены, или и дочери, не быв у них поедут к себе. А когда они 28
бывают у царицы или у царевен, и они пришед царице и царевнам
кланяются в землю, и царица, или царевны, спрашивают их о
здоровье и о чем они приедут бить челом; и подают челобитные, и
царица и царевны, или и царевичи, челобитья их выслушают и
челобитные принимают, и по их челобитью бьют челом, царица, или
царевны, или и царевичи, царю - и царь те дела, о которых будет
челобитье, по их прошению, делает; хотя б которой князь или
боярин или иных болших и менших чинов человек в какой беде ни
был, или б о чем ни бил челом, или б кто и к смерти был
приговорен, и, по их прошению, может царь все доброе учинити и
чинит; и таких дел множество бывает, что царица, и царевичи и
царевны, многих людей от напрасных и не от напрасных бед и
смертей свобождают, а иных в честь возвышают и в богатство
приводят. 13. А которого боярина, или околничего и думного и
ближнего человека, дочь девица или вдова, понадобитца царице, или
царевнам, для житья взяти к себе в дом, и им то волно, кроме
самых болших бояр дочерей. И иных девиц и вдов, небогатых людей
дочерей, царица и царевны от себя з двора выдают замуж, за
столников, за стряпчих и за дворян и за дьяков и жилцов, своим
государским наделением, такъже и вотчины дают многие, или на
вотчины денгами из царские казны, да их же отпущают по
воеводствам; и те люди воеводствами побогатеют. 14. А приезжаючи
бояр и ближних людей жены и дочери, и лучитца им у царицы или у
царевен обедать, и они обедают с-ыными бояронями вместе, которые
у них живут, за особым столом, а не с царицею и не с царевцами
вместе; а бояре и ближние люди у царицы и у царевен никогда не
обедают, и царица и царевны в дому их ни у кого не бывают и не
обедают же. 15. Такъже как бывает день празновати рождения жен их
боярских и дочерей, и они, боярыни и их дети, к царице и к
царевнам ездят потомуж с калачами сами, что и мужья их и отцы
ездят к царю; и те калачи подносят, и царица и царевны велят у
них принимати, и потом царица или царевны их поздравляют, а быв у
них, поедут к себе.
Глава 3,29
А в ней 17 статей.