Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский.
Известный русский историк Сергей Фёдорович Платонов так описывал возникновение декабризма: «Отечественная война поставила в ряды армии на защиту отечества массу дворян, до того времени не дороживших службой, особенно военной, а войны 1813—1814 гг., перебросив русскую армию за границу, познакомили эту массу дворян с западноевропейской жизнью и с умственным движением западноевропейского общества... Успехи французской гражданственности под влиянием идей XVIII в. и немецкой философской мысли (знаменитой тогда именами И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и др. — Прим. ред.) не могли пройти бесследно для русских умов, потрясённых и возбуждённых великой борьбой за собственную родину. Русские люди втягивались в умственные интересы Запада и начинали с новой точки зрения смотреть на родную действительность». Как вспоминал декабрист А. А. Бестужев, «войска от генералов до солдат, пришедши назад, только и толковали: „Как хорошо в чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?».
Ответы на терзавшие будущих декабристов вопросы они искали и находили в политических и философских сочинениях русских и западноевропейских мыслителей, в конституционных основах жизни передовых стран.
«Знаменитые французские мыслители... так же знамениты в России, как и у себя на родине», — писал декабрист Н. И. Тургенев. Будущие декабристы знали почти наизусть книги Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтера, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Д. Дидро, Ш. Монтескье. Читали они и произведения итальянских просветителей Ч. Беккариа и Г. Филанджери, изучали работы английских экономистов А. Смита, И. Бентама и других, а также конституции западноевропейских стран и Северо-Американских Соединённых Штатов. У П. И. Пестеля, руководителя одного из тайных обществ, по словам его товарища, вдоль всей комнаты «тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще учёного содержания, и всевозможные конституции».
«Вольнодумцы» верили, что перемены в России возможны; и готовы были бороться за них.
СОЮЗ СПАСЕНИЯ
Первой тайной политической организацией будущих декабристов стал Союз спасения. В феврале 1816 г. молодые офицеры Александр и Никита Муравьёвы, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Трубецкой и Иван Якушкин договорились «составить общество, цель которого была в обширном смысле благо России». Впоследствии в него вошёл и Павел Пестель. Небольшая — до 30 человек, — строго законспирированная группа заговорщиков своими главными задачами объявляла свержение тирании, уничтожение крепостничества, учреждение конституционной монархии.
Члены Союза называли себя «истинными и верными сынами Отечества». Каждый из них должен был действовать на общую пользу, поддерживать все благие дела в стране, препятствовать злу, преследовать чиновников, радеющих лишь о собственной выгоде, и других бесчестных людей. Члены Союза спасения стремились вести себя так, чтобы «не заслужить ни малейшей укоризны», клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны.
Над уставом, или «статутом», Союза больше всех поработал Пестель, хотя для его составления была избрана комиссия, куда кроме Пестеля входили С. П. Трубецкой, И. А. Долгоруков и Ф. П. Шаховской. «Он (Пестель) имел пристрастие к формам масонским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжественности... Масонские формы, введённые в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действия общества и вводили какую-то таинственность, которая была противна характерам большей части членов; они хотели действия явного и открытого, хотя и положили не разглашать намерения, в котором соединились, чтобы не вооружить против себя людей неблагонамеренных... И потому чрез непродолжительное время положено было изменить в этом отношении устав, как признанный неудобным к приложению», — вспоминал позднее князь Трубецкой.
На одном из совещаний Союза в Москве обсуждался ранее не поднимавшийся вопрос о том, какой видят «сыны Отечества» Россию после освобождения от тирании и как добиться преображения страны. Здесь впервые была высказана мысль о необходимости физического устранения монарха, и один из заговорщиков, Якушкин, предложил себя в цареубийцы. Чёткого представления о том, как действовать после этого, у них не было. Но даже среди малого числа членов тайной организации выявились серьёзные разногласия в видении путей к свободе (уничтожать ли самодержавие и крепостное право, например), и в конце 1817 г. Союз самоликвидировался.
П. Соколов. Портрет И. Д. Якушкина. 1818 г.
П. Соколов. Портрет Н. М. Муравьёва. 1824 г.
СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ
На смену Союзу спасения пришёл Союз благоденствия, организованный в январе 1818 г. В него вступили почти все члены Союза спасения. Это более многочисленное (до 200 человек) и менее закрытое тайное общество имело своей эмблемой пчелиный рой. Оно намеревалось «по капле» и широко распространить свои идеи и влияние в образованном высшем обществе, среди мещан и купечества. Устав Союза благоденствия, известный как «Зелёная книга» (по цвету обложки), отражал настроения самой умеренной части организации: постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способную добиться преображения отчизны. На формирование «общего мнения» отводилось примерно 20 лет, после чего можно было подумать о революции, «безболезненной и мирной».
Направления деятельности Союза не выходили за рамки «человеколюбия», или благотворительной работы, «образования» (влияния на работу школ и воспитание юношества), «правосудия», «общественного хозяйства». Предусматривалось создание широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных, педагогических, женских, молодёжных и других общественных организаций, а также издание журнала «Россиянин XIX века». Члены Союза благоденствия распространяли свои идеи через литературно-театральное общество «Зелёная лампа», Вольное общество любителей российской словесности, Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. Многие декабристы создавали новые школы, в которых обучались грамоте множество солдат и крестьянских детей.
Члены Союза пытались бороться с судебным произволом, занимая непрестижные в их среде гражданские посты судей и заседателей. Армейские офицеры не позволяли прибегать к телесным наказаниям, гуманно обращались с солдатами.
Однако многим из них практическая деятельность Союза казалась недостаточной, а срок, необходимый для достижения конечной цели, — слишком длительным. Радикально настроенные члены организации требовали более активных действий.
В 1820 г. в Петербурге собралось совещание Союза для обсуждения сто программы. Здесь впервые в России тайная организация высказалась единогласно за предложенное Павлом Пестелем республиканское будущее России. Вскоре декабристы узнали о том, что царь хорошо информирован о деятельности Союза благоденствия. На созванном в январе 1821 г. съезде Союза в Москве его немногочисленные делегаты договорились рас-
пустить организацию, чтобы, во-первых, избавиться от ненадёжных членов, а во-вторых, пересмотреть тактику борьбы.
ДОМА ДЕКАБРИСТОВ В МОСКВЕ
Дом В. И. Штейнгеля.
Дом А. А. Тучкова.
Дом И. А. Долгорукова.
Дом В. К. Кюхельбекера.
В феврале 1825 г. в этом доме проходили заседания Московской управы Северного общества, возглавляемой И. И. Пущиным.
Дом С. П. Трубецкого.
ЮЖНОЕ И СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВА
На основе Союза благоденствия весной 1821 г. возникли сразу две крупные революционные организации: Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными, — Никита Муравьёв.
Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 г.
П. И. Пестель был сторонником революционной для того времени идеи верховной власти народа. «Народ российский, — писал он, — не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства». В «Русской правде» Пестель описывал новую Россию — единую и неделимую республику с сильной централизованной властью. Федеративное устройство государства он отвергал, полагая, что «частное благо области, хотя и временное, однако ж всё-таки сильнее действовать будет на воображение её правительства и народа, нежели общее благо всего государства...».
Историческим прообразом демократической системы для Пестеля служило вече (общее собрание, решавшее все главные государственные дела) Новгородской республики. Конечно же, вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, области — на губернии, губернии — на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского собраний — выборные «посадники».
Все граждане имели право избирать и быть избранными в любой орган государственной власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступенчатые выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды — представителей в высшие органы государства. Верховный законодательный орган будущей России — Народное вече — избирался сроком на пять лет, Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло собой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Верховным исполнительным органом являлась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на пять лет из членов Народного веча,
Помимо законодательной и исполнительной властей в государстве, по мнению Пестеля, должна быть и власть «блюстительная», которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти — Верховный собор — состоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.
В России, о которой мечтал Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное... противное законам естественным... Рабство в России должно быть решительно уничтожено...». Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселения и передать «поселенную землю» крестьянам в свободное пользование. Все земли волости, писал он, следует разделить на две равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни заложена, и «землю частную». Общественная земля делилась бы на участки такого размера, чтобы каждый «необходимое для житья одного тягла (одного хозяйства. — Прим. ред.) доставлять мог». Эти участки подлежали раздаче в пользование членам волостного общества сроком на год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки или оставалась за прежним хозяином. «Земли же частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою... Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставлению изобилия».
Правительство в новой России, считал Пестель, должно всемерно поддерживать предпринимательство. Предложил Пестель и новую налоговую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности (например, продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».
Попытался Пестель разрешить в «Русской правде» и национальный вопрос. Он полагал, что право на независимость могут получить только сильные нации, способные противостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и обществом с большим государством и совершенно сольют свою народность с народностью господствующего народа...». В то же время Пестель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их расовой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать своё превосходство для их угнетения.
Южное общество объявило неэффективной деятельность предшественников и признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены Общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех его членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру — Директории.
«Мы часто собирались вместе, рассуждали, спорили, толковали, передавали друг другу свои задушевные помыслы и желания, сообщали всё, что могло интересовать общее дело, и, натурально, нередко очень свободно, скажу более, неумеренно говорили о правительстве. Предложениям, теориям не было конца, — вспоминал декабрист Н. В. Басаргин. — Разумеется, в этих соображениях первенствовал Пестель. Его светлый логический ум управлял нашими прениями и нередко соглашал разногласия».
В Северном обществе программные и тактические вопросы обсуждались обычно на вечерах или обедах у Н. Муравьёва или на «русских завтраках» у Рылеева. Умеренное крыло северян поддерживало «Конституцию» Муравьёва, радикалы (Рылеев, братья Бестужевы, Оболенский, Пущин и другие заговорщики) склонялись к «Русской правде» (см. статью «Кондратий Рылеев, Никита Муравьёв, Павел Пестель»), Бесконечная полемика, несогласие, отсутствие общей позиции отталкивали от Общества недостаточно убеждённых его членов. Постепенно первую роль в нём стал играть К. Рылеев. Его авторитет и умение убеждать привлекли в Общество новых «вольнодумцев».
Постепенно между двумя организациями наладились контакты. Лидеры Южного общества стремились объединить все революционные силы России. Весной 1824 г. Пестель побывал в северной столице, где вёл переговоры о слиянии обществ и едином плане действий на будущее. Петербуржцы с интересом отнеслись к «Русской правде» как программе южан, хотя их не вполне устраивали положения, регламентирующие послереволюционное устройство России. В конце концов заговорщики запланировали работу над приемлемым для всех проектом конституции и совместное военное выступление летом 1826 г.
ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН
Ещё с лета 1823 г. Южное общество поддерживало связь с Польским патриотическим обществом. В 1825 г. к Южному обществу примкнуло Общество соединённых славян, которое возникло в Новоград-Волынске по инициативе братьев Петра и Андрея Борисовых и ссыльного поляка Юлиана Люблинского ещё в 1823 г. Соединённые славяне принадлежали в основном к малоимущему дворянству. Основной своей задачей они считали борьбу против крепостничества и деспотизма, за объединение всех славянских народов в демократическую федерацию.
Вот первые строки «Клятвы», которую давали члены этого Общества: «Вступая в число Соединённых Славян для избавления себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому, я торжественно присягаю... на взаимную любовь, что для меня есть божеством и от чего я ожидаю исполнения всех моих желаний. Клянусь быть всегда добродетельным, вечно быть верным нашей цели и соблюдать глубочайшее молчание. Самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения. Клянусь, что уста мои тогда только откроют название сего союза пред человеком, когда он докажет несомненное желание быть участником оного; клянусь до последней капли крови, до последнего вздоха вспомоществовать вам, друзья мои, от этой святой для меня минуты. Особенная деятельность будет первою моею добродетелью, а взаимная любовь и пособие — святым моим долгом».
Общество соединённых славян стремилось вовлечь в движение местных жителей. Оно было против захвата власти в стране путём военного переворота. Несмотря на расхождение с южанами в последнем вопросе, все «славяне» (52 человека) вошли в Южное общество — во имя великой цели.
Планам революционеров не суждено было осуществиться. Ситуация междуцарствия подтолкнула активных членов Северного общества к тому, чтобы принять решение о немедленном выступлении в столице. Действовать северянам пришлось в изоляции от их южных единомышленников. Разгром восстания на Сенатской площади и выступления Черниговского полка на юге положил конец декабристским организациям. Выработанные декабристами основы освободительной борьбы, конституционные проекты и организационный опыт сыграли значительную роль в воспитании последующих поколений борцов с самодержавием.
А. М. Муравьёв.