Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский.

Известный русский историк Сер­гей Фёдорович Платонов так описы­вал возникновение декабризма: «Оте­чественная война поставила в ряды армии на защиту отечества массу дво­рян, до того времени не дороживших службой, особенно военной, а войны 1813—1814 гг., перебросив русскую армию за границу, познакомили эту массу дворян с западноевропейской жизнью и с умственным движением западноевропейского общества... Успехи французской гражданствен­ности под влиянием идей XVIII в. и немецкой философской мысли (зна­менитой тогда именами И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и др. — Прим. ред.) не могли пройти бесследно для русских умов, потрясённых и возбуждённых великой борьбой за соб­ственную родину. Русские люди втягивались в умственные интересы Запада и начинали с новой точки зрения смотреть на родную действи­тельность». Как вспоминал декаб­рист А. А. Бестужев, «войска от гене­ралов до солдат, пришедши назад, только и толковали: „Как хорошо в чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: по­чему же не так у нас?».

Ответы на терзавшие будущих декабристов вопросы они искали и находили в политических и фило­софских сочинениях русских и за­падноевропейских мыслителей, в конституционных основах жизни передовых стран.

«Знаменитые французские мыс­лители... так же знамениты в России, как и у себя на родине», — писал декабрист Н. И. Тургенев. Будущие декабристы знали почти наизусть книги Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтера, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Д. Дидро, Ш. Монтескье. Читали они и произ­ведения итальянских просветите­лей Ч. Беккариа и Г. Филанджери, изучали работы английских эко­номистов А. Смита, И. Бентама и других, а также конституции запад­ноевропейских стран и Северо-Американских Соединённых Шта­тов. У П. И. Пестеля, руководителя одного из тайных обществ, по сло­вам его товарища, вдоль всей ком­наты «тянулись полки с книгами, более политическими, экономиче­скими и вообще учёного содержа­ния, и всевозможные конституции».

«Вольнодумцы» верили, что пе­ремены в России возможны; и гото­вы были бороться за них.

СОЮЗ СПАСЕНИЯ

Первой тайной политической орга­низацией будущих декабристов стал Союз спасения. В феврале 1816 г. молодые офицеры Александр и Ни­кита Муравьёвы, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Тру­бецкой и Иван Якушкин договори­лись «составить общество, цель кото­рого была в обширном смысле благо России». Впоследствии в него вошёл и Павел Пестель. Небольшая — до 30 человек, — строго законспириро­ванная группа заговорщиков своими главными задачами объявляла свер­жение тирании, уничтожение кре­постничества, учреждение конститу­ционной монархии.

Члены Союза называли себя «истинными и верными сынами Оте­чества». Каждый из них должен был действовать на общую пользу, под­держивать все благие дела в стране, препятствовать злу, преследовать чиновников, радеющих лишь о соб­ственной выгоде, и других бесчест­ных людей. Члены Союза спасения стремились вести себя так, чтобы «не заслужить ни малейшей укориз­ны», клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны.

Над уставом, или «статутом», Со­юза больше всех поработал Пестель, хотя для его составления была избра­на комиссия, куда кроме Пестеля вхо­дили С. П. Трубецкой, И. А. Долгоруков и Ф. П. Шаховской. «Он (Пестель) имел пристрастие к формам масон­ским и хотел, чтобы некоторые подобные были введены для торжест­венности... Масонские формы, введён­ные в заседаниях и в принятии чле­нов, затрудняли действия общества и вводили какую-то таинственность, которая была противна характе­рам большей части членов; они хотели действия явного и открытого, хотя и положили не разглашать намерения, в котором соединились, чтобы не вооружить против себя людей неблагонамеренных... И потому чрез непродол­жительное время положено было изменить в этом отно­шении устав, как признанный неудобным к приложению», — вспоминал позднее князь Тру­бецкой.

На одном из совещаний Союза в Москве обсуждался ранее не поднимавшийся вопрос о том, какой видят «сыны Отечества» Рос­сию после освобождения от ти­рании и как добиться преображе­ния страны. Здесь впервые была высказана мысль о необходимости физического устранения монарха, и один из заговорщиков, Якушкин, предложил себя в цареубийцы. Чёт­кого представления о том, как дей­ствовать после этого, у них не было. Но даже среди малого числа членов тайной организации выявились серьёзные разногласия в видении путей к свободе (уничтожать ли са­модержавие и крепостное право, например), и в конце 1817 г. Союз самоликвидировался.

Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский. - student2.ru

П. Соколов. Портрет И. Д. Якушкина. 1818 г.

Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский. - student2.ru

П. Соколов. Портрет Н. М. Муравьёва. 1824 г.

СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

На смену Союзу спасения пришёл Союз благоденствия, организованный в январе 1818 г. В него вступили поч­ти все члены Союза спасения. Это бо­лее многочисленное (до 200 человек) и менее закрытое тайное общество имело своей эмблемой пчелиный рой. Оно намеревалось «по капле» и широ­ко распространить свои идеи и влия­ние в образованном высшем общест­ве, среди мещан и купечества. Устав Союза благоденствия, известный как «Зелёная книга» (по цвету обложки), отражал настроения самой умерен­ной части организации: постепенно, мирными методами готовить общест­венное мнение как силу, способную добиться преображения отчизны. На формирование «общего мнения» от­водилось примерно 20 лет, после чего можно было подумать о революции, «безболезненной и мирной».

Направления деятельности Со­юза не выходили за рамки «челове­колюбия», или благотворительной работы, «образования» (влияния на работу школ и воспитание юноше­ства), «правосудия», «общественного хозяйства». Предусматривалось соз­дание широкой сети легальных и нелегальных литературных, науч­ных, педагогических, женских, мо­лодёжных и других общественных организаций, а также издание жур­нала «Россиянин XIX века». Члены Союза благоденствия распрост­раняли свои идеи через литератур­но-театральное общество «Зелёная лампа», Вольное общество любите­лей российской словесности, Воль­ное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. Мно­гие декабристы создавали новые школы, в которых обучались грамо­те множество солдат и крестьян­ских детей.

Члены Союза пытались бороться с судебным произволом, занимая непрестижные в их среде гражданские посты судей и заседателей. Армейские офицеры не позволяли прибегать к телесным наказаниям, гуманно обра­щались с солдатами.

Однако многим из них прак­тическая деятельность Союза каза­лась недостаточной, а срок, необхо­димый для достижения конечной цели, — слишком длительным. Ра­дикально настроенные члены орга­низации требовали более активных действий.

В 1820 г. в Петербурге собра­лось совещание Союза для обсужде­ния сто программы. Здесь впервые в России тайная организация вы­сказалась единогласно за предло­женное Павлом Пестелем республи­канское будущее России. Вскоре декабристы узнали о том, что царь хорошо информирован о деятель­ности Союза благоденствия. На со­званном в январе 1821 г. съезде Союза в Москве его немногочис­ленные делегаты договорились рас-

пустить организацию, чтобы, во-первых, избавиться от ненадёжных членов, а во-вторых, пересмотреть тактику борьбы.

ДОМА ДЕКАБРИСТОВ В МОСКВЕ

Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский. - student2.ru

Дом В. И. Штейнгеля.

Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский. - student2.ru

Дом А. А. Тучкова.

Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский. - student2.ru

Дом И. А. Долгорукова.

Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский. - student2.ru

Дом В. К. Кюхельбекера.

Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский. - student2.ru

В феврале 1825 г. в этом доме проходили заседания Московской управы Северного общества, возглавляемой И. И. Пущиным.

Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский. - student2.ru

Дом С. П. Трубецкого.

ЮЖНОЕ И СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВА

На основе Союза благоденствия вес­ной 1821 г. возникли сразу две круп­ные революционные организации: Южное общество на Украине и Се­верное общество в Петербурге. Бо­лее революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными, — Никита Муравьёв.

Политической программой Юж­ного общества стала «Русская прав­да» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 г.

П. И. Пестель был сторонни­ком революционной для того вре­мени идеи верховной власти на­рода. «Народ российский, — писал он, — не есть принадлежность ка­кого-либо лица или семейства. На­против того, правительство есть принадлежность народа, и оно уч­реждено для блага народного, а не народ существует для блага прави­тельства». В «Русской правде» Пес­тель описывал новую Россию — единую и неделимую республику с сильной централизованной вла­стью. Федеративное устройство го­сударства он отвергал, полагая, что «частное благо области, хотя и вре­менное, однако ж всё-таки сильнее действовать будет на воображение её правительства и народа, нежели общее благо всего государства...».

Историческим прообразом де­мократической системы для Песте­ля служило вече (общее собрание, решавшее все главные государст­венные дела) Новгородской респуб­лики. Конечно же, вече всего Рос­сийского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, об­ласти — на губернии, губернии — на уезды, а самой мелкой админист­ративной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (на­чиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и мог­ли участвовать в ежегодном волост­ном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народ­ное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный «волостной предводи­тель», а главами уездного и губерн­ского собраний — выборные «по­садники».

Все граждане имели право изби­рать и быть избранными в любой ор­ган государственной власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступен­чатые выборы: сначала волостные на­родные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды — пред­ставителей в высшие органы госу­дарства. Верховный законодательный орган будущей России — Народное вече — избирался сроком на пять лет, Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло со­бой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Вер­ховным исполнительным органом яв­лялась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на пять лет из членов Народного веча,

Помимо законодательной и исполнительной властей в государ­стве, по мнению Пестеля, должна быть и власть «блюстительная», ко­торая контролировала бы точное исполнение законов в стране и сле­дила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти — Верховный собор — со­стоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.

В России, о которой мечтал Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное... противное законам естественным... Рабство в России должно быть решительно уничтожено...». Глава Южного общест­ва предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселе­ния и передать «поселенную землю» крестьянам в свободное пользова­ние. Все земли волости, писал он, следует разделить на две равные половины: на «землю обществен­ную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни зало­жена, и «землю частную». Общест­венная земля делилась бы на участ­ки такого размера, чтобы каждый «необходимое для житья одного тяг­ла (одного хозяйства. — Прим. ред.) доставлять мог». Эти участки подле­жали раздаче в пользование членам волостного общества сроком на год, по истечении которого земля пере­ходила бы в другие руки или остава­лась за прежним хозяином. «Земли же частные будут принадлежать каз­не или частным лицам, обладающим оными с полною свободою... Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственно­сти, служить будут к доставлению изобилия».

Правительство в новой России, считал Пестель, должно всемерно поддерживать предпринимательст­во. Предложил Пестель и новую на­логовую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности (например, продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги долж­ны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».

Попытался Пестель разрешить в «Русской правде» и национальный вопрос. Он полагал, что право на независимость могут получить толь­ко сильные нации, способные про­тивостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и об­ществом с большим государством и совершенно сольют свою народ­ность с народностью господствую­щего народа...». В то же время Пес­тель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их расовой и национальной принадлеж­ности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен ис­пользовать своё превосходство для их угнетения.

Южное общество объявило не­эффективной деятельность пред­шественников и признало опорой движения армию, считая её решаю­щей силой революционного перево­рота. Члены Общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных пре­образований: в него принимались только военные, связанные преиму­щественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех его членов требовалось безоговорочное подчи­нение руководящему центру — Ди­ректории.

«Мы часто собирались вместе, рассуждали, спорили, толковали, пе­редавали друг другу свои задушев­ные помыслы и желания, сообщали всё, что могло интересовать общее дело, и, натурально, нередко очень свободно, скажу более, неумеренно говорили о правительстве. Предло­жениям, теориям не было конца, — вспоминал декабрист Н. В. Басар­гин. — Разумеется, в этих соображе­ниях первенствовал Пестель. Его светлый логический ум управлял нашими прениями и нередко согла­шал разногласия».

В Северном обществе прог­раммные и тактические вопросы обсуждались обычно на вечерах или обедах у Н. Муравьёва или на «русских завтраках» у Рылеева. Уме­ренное крыло северян поддержива­ло «Конституцию» Муравьёва, ради­калы (Рылеев, братья Бестужевы, Оболенский, Пущин и другие заго­ворщики) склонялись к «Русской правде» (см. статью «Кондратий Ры­леев, Никита Муравьёв, Павел Пес­тель»), Бесконечная полемика, несо­гласие, отсутствие общей позиции отталкивали от Общества недоста­точно убеждённых его членов. По­степенно первую роль в нём стал играть К. Рылеев. Его авторитет и умение убеждать привлекли в Об­щество новых «вольнодумцев».

Постепенно между двумя орга­низациями наладились контакты. Лидеры Южного общества стреми­лись объединить все революцион­ные силы России. Весной 1824 г. Пестель побывал в северной столи­це, где вёл переговоры о слиянии обществ и едином плане действий на будущее. Петербуржцы с интересом отнеслись к «Русской правде» как программе южан, хотя их не вполне устраивали положения, регламенти­рующие послереволюционное уст­ройство России. В конце концов за­говорщики запланировали работу над приемлемым для всех проектом конституции и совместное военное выступление летом 1826 г.

ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН

Ещё с лета 1823 г. Южное общест­во поддерживало связь с Поль­ским патриотическим обществом. В 1825 г. к Южному обществу при­мкнуло Общество соединённых сла­вян, которое возникло в Новоград-Волынске по инициативе братьев Петра и Андрея Борисовых и ссыль­ного поляка Юлиана Люблинского ещё в 1823 г. Соединённые славяне принадлежали в основном к мало­имущему дворянству. Основной своей задачей они считали борьбу против крепостничества и деспо­тизма, за объединение всех славянских народов в демократическую федерацию.

Вот первые строки «Клятвы», которую давали члены этого Об­щества: «Вступая в число Соединён­ных Славян для избавления себя от тиранства и для возвращения сво­боды, столь драгоценной роду чело­веческому, я торжественно прися­гаю... на взаимную любовь, что для меня есть божеством и от чего я ожидаю исполнения всех моих же­ланий. Клянусь быть всегда добро­детельным, вечно быть верным на­шей цели и соблюдать глубочайшее молчание. Самый ад со всеми свои­ми ужасами не вынудит меня ука­зать тиранам моих друзей и их на­мерения. Клянусь, что уста мои тогда только откроют название сего союза пред человеком, когда он до­кажет несомненное желание быть участником оного; клянусь до по­следней капли крови, до последне­го вздоха вспомоществовать вам, друзья мои, от этой святой для меня минуты. Особенная деятельность будет первою моею добродетелью, а взаимная любовь и пособие — свя­тым моим долгом».

Общество соединённых славян стремилось вовлечь в движение местных жителей. Оно было против захвата власти в стране путём воен­ного переворота. Несмотря на рас­хождение с южанами в последнем вопросе, все «славяне» (52 человека) вошли в Южное общество — во имя великой цели.

Планам революционеров не суж­дено было осуществиться. Ситуация междуцарствия подтолкнула активных членов Северного общества к тому, чтобы принять решение о немедлен­ном выступлении в столице. Действо­вать северянам пришлось в изоляции от их южных единомышленников. Разгром восстания на Сенатской пло­щади и выступления Черниговского полка на юге положил конец декаб­ристским организациям. Выработан­ные декабристами основы освободи­тельной борьбы, конституционные проекты и организационный опыт сыграли значительную роль в воспи­тании последующих поколений бор­цов с самодержавием.

Декабристы И. И. Горбачевский, Н. И. Тургенев, А. И. Одоевский. - student2.ru А. М. Муравьёв.

Наши рекомендации