Как складывается культура западных стран в первой половине ХХ в.?
В начале ХХ в. в странах Европы и Америки происходили серьезные перемены. Революция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоззрения побуждали к переосмыслению изменившихся условий жизни и вновь поставили вопрос о ее смысле. Многим внушали тревогу войны, милитаризм, нарушение природы в связи с активным промышленным развитием, социальная напряженность, сохраняющаяся в обществе. В среде творческой интеллигенции и деятелей науки росли настроения пессимизма и грядущих социальных бедствий.
В это переломное время часть мыслителей обратилась к классическому философскому наследию Гегеля (неогегельянство), а другая – к Канту (неокантианство).
В философской полемике того времени сталкивались полярные точки зрения и теории. Американский прагматизм, обвинявший прежнюю философию в отрыве от жизни, предлагал заняться решением практических проблем, возникающих в реальной жизни людей. Сторонники «философии жизни», основоположниками которой считаются немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, выступали против рационализма, взывая к иррациональным началам в человеческой психике. Ф. Ницше особенно критически был настроен к христианству и рационализму, которые, по его мнению, действовали угнетающе на «волю к жизни».
В начале ХХ в. науки об обществе и человеке обогатились рядом новых концепций. Большое влияние на многих деятелей науки и культуры оказало учение французского философа А. Бергсона об интуиции, которую он противопоставлял рационализму. Не менее значительным было влияние учения о психоанализе, основы которого были заложены австрийским ученым З. Фрейдом. Учение о бессознательных импульсах позволило Фрейду создать метод лечения неврозов.
В начале ХХ в. получила развитие социология – наука о различных сторонах развития общества. Широкую известность приобрели труды М. Вебера, который изучал становление капиталистического общества. В частности, он пытался выяснить роль протестантской этики в этом процессе.
Идейные искания отличало и деятелей искусства и литературы. В начале ХХ в. возникло неоромантическое направление, которое стремилось к переосмыслению прошлого европейской и всей мировой культуры.
В русле эпохи неоромантизма, провозвестником которого явился композитор Р. Вагнер, развивался литературный символизм. Зародившись во Франции еще в ХIХ в., символизм захватил и другие формы искусства – театр, живопись, музыку. Сочетание реального и мистического, социального и индивидуального, иносказательность определяли эстетику символизма.
В литературе сохранял свои позиции также критический реализм. Деятелей литературы волновали не только творческие проблемы, но и вся сложность и противоречивость жизни. В этом направлении работал Р. Роллан, А. Франс, Т. Манн, Дж. Лондон, Т. Драйзер, Э. Синклер. Много сделал для обновления драматургии Б. Шоу.
В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн. Импрессионизм, характерный для живописи, переживал глубокий кризис. На смену ему пришел целый ряд новых художественных течений. Так, французский художник П. Сезанн положил начало постимрессионизму. Его представители стремились еще глубже проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир человека. Большое влияние на развитие живописи оказал кубизм. Основателями этого течения считаются французские художники П. Пикассо, М. Дюшан и Ж. Брак. Кубисты создавали новые формы многомерной перспективы, разлагали объект на геометрические формы и пытались создать новую реальность. Многие художники в поиске новых форм восприятия жизни обращались к древним архаическим культурам, восточному наследию. В этом ключе работали П. Гоген, А. Матисс.
В театральном искусстве особое внимание уделялось элементам сценического воплощения: живописи декораций, уникальному оформлению костюмов, хореографии. Театр этого времени наиболее полно воплощал идеи синтетического искусства.
В начале ХХ в. появился новый вид искусства – кинематограф. Звезды кино начала века – А. Дид, М. Линдер, Ч. Чаплин – приобрели мировую известность.