Равопреемство государств в отношении государственных долгов
Под государственным долгом понимают финансовые обязательства государства- предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. В отношении государственных долгов правопреемство не касается прав и обязанностей кредиторов. Момент правопреемства считается датой перехода долга к государству-преемнику.В случае объединения государств в единое государство-преемник, государственные долги государств-предшественников переходят к нему. В случае разделения государства государственный долг переходит к государствам-преемникам в справедливой доле (т. е. с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят к ним в связи с государственным долгом). Аналогичным образом поступают, если из государства выделяется его часть и на ней образуется государство-преемник или отделившаяся часть территории объединяется с другим государством, передается одним государством другому.Пример. После развала СССР вопрос о правопреемстве его государственного дол га стал регулироваться еще до прекращения существования союзного государства. 28 октября 1991 г. между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Союзом ССР и западными странами- кредиторами был подписан Меморандум о взаимопонимании относительно внешнего долга иностранным кредиторам Союза ССР и его правопреемства; 4 декабря 1991 г. был заключен Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга, а 13 марта 1992 г. — Соглашение о дополнениях к этому договору. Общую ответственность за внешний долг бывшего СССР в январе 1992 года взяла на себя Россия. По двусторонним соглашениям России с другими государствами СНГ доля внешнего государственного долга была обменена на долю в зарубежной собственности.
33) Классификация международных организаций
Первые международные организации возникли в XIX веке как следствие тенденции к интернационализации жизни общества. С этого времени международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Сегодня можно говорить о системе международных организаций, их компетенция значительно расширилась, а структура усложнилась.Термин «международные организации» употребляется к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Но их юридическая природа различна.Для межгосударственной организации характерно: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. Международной межправительственной организацией считается объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств- членов при уважении их суверенитета. Классифицировать международные организации можно по разным критериям.По характеру членства межгосударственные и неправительственные.По кругу участников: международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для всех государств мира и региональные, для государств одного региона.Межгосударственные организации подразделяются на организации общей (все сферы отношений между государствами- членами) и специальной компетенции (сотрудничают в одной специальной области).По характеру полномочий: межгосударственные и наднациональные (надгосу- дарственные) организации.Целью первых является организация межгосударственного сотрудничества, их решения адресуются государствам-членам. Целью вторых — интеграция. Их решения распространяются на граждан и юридические лица государств-членов.По порядку вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может вступить) и закрытые (прием ограничен).консульская легализация;
34) Создание и ликвидация международных организаций
Международные организации создаются государствами и процесс их создания включает три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.Волеизъявление государств на создание международной организации закрепляется двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации. Наиболее распространенным способом является заключение международного договора, предполагающий созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который будет учредительным актом организации. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия. Ликвидация организации происходит с помощью согласованного волеизъявления государств-членов, что осуществляется путем подписания протокола о роспуске
35) Правовая природа международных организацийОбщие цели и интересы государств-членов лежат в основе правовой природы международных организаций.Принцип суверенного равенства государств является руководящим. Проявляется следующими чертами: договорная основа международной организации; добровольность членства; в основном рекомендательный характер решений организации; ее межгосударственный характер; сохранение суверенности и равноправия государств как внутри организации, так и вне ее.Цели, принципы, компетенция, структура международной организации имеют согласованную договорную основу. Соотношение государственного суверенитета и общих целей и интересов отражено в учредительном акте. Между организацией и государством не возникает противоречий, если государство честно выполняет взятые на себя обязательства и следует принятым принципам.Международные организации наделены правом и дееспособностью: имеют права и обязанности; участвуют в создании и применении норм международного права; стоят на страже соблюдения норм международного права, но объем их правосубъектности значительно меньше, чем у государств, и носит целевой и функциональный характер.Они имеют право: 1) участвовать в дипломатических сношениях; 2) аккредитовать представительства государств; 3)иметь представительства в государствах; 4) обмениваться представителями между собой.Международные организации обладают необходимыми юридическими средствами — договорной правоспособностью, они пользуются привилегиями и иммунитетам .
36) . Компетенция, полномочия и функции международной организации
Государства, создавая международную организацию, наделяет ее зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. Компетенцией международной организации является объект или сфера ее предметной деятельности.В компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми она занимается, так и предоставленные ей для этого полномочия.Компетенция и правосубъектность международной организации имеют договорную основу и ограничены рамками договора. На западе принято расширительное толкование компетенции международных организаций (концепции «имманентной компетенции» и «подразумеваемой компетенции»).Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сей- ерстед) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист Д. Боуэт) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть выведена из целей и задач организации.
Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления. Обе концепции выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач.
К функциям международных организаций относятся информационная, нормотворче- ская, оперативная и т. д. Полномочиями международную организацию наделяют ее учредители.
37) Международно-правовая ответственность
Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.
Международные правонарушения подразделяются на международные деликты и международные преступления. Преступлениями считаются наиболее опасные деликты, которые нарушают основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества — акты агрессии, насильственное установление или сохранение колониального господства, геноцид, апартеид, экоцид, применение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
Международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно- правовую ответственность. Статьи Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.
38) Субъекты международно- правовой ответственности
Субъектами международно-правовой ответственности признаются только субъекты международного публичного права: такой ответственности не несут физические и самостоятельные юридические лица за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.
Поведение субъектов международного права выражается в действиях их органов и должностных лиц, выступающих именно в этом качестве: за их действия всем национальным достоянием отвечает государство.
В случае наступления международно- правовой ответственности не имеет значения, принадлежитли орган или должностное лицо к системе законодательной, исполнительной, судебной или иной конституционной власти, является ли этот орган нижестоящим или вышестоящим в рамках структуры государства, носят ли функции органа международный или внутренний характер.
Государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случае, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности,при чинив вред другому государству. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных сил.
Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление таких прерогатив.
ниях, их открытие и закрытие, руководство прениями, предоставление слова, постановка вопросов на голосование и объявление решений. Председатель в голосовании не участвует. Председателю в общем руководстве работой помогает генеральный комитет. В его состав входят председатель, заместители председателя конференции, генеральный докладчик и должностные лица главных комитетов (председатели, их заместители и докладчики).
Секретариат состоит, из генерального секретаря (секретаря-исполнителя) и персонала для обслуживания конференции. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом конференции. В обязанности секретариата входит составление официальных протоколов заседаний конференции
39) Политическая
международно-правовая
ответственность
Можно выделить два вида международно- правовой ответственности: политическую и материальную.
Для политической ответственности предусмотрена форма сатисфакций: заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание конкретных виновников правонарушения, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны.
Другая форма политической ответственности представляет собой ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны. В отличие от репрессалий реторсии, ответные акции в связи с недружественными действиями — не составляют правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление).
Кроме индивидуальных репрессалий существуют коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета.
40) Материальная международно-правовая ответственность.Материальная ответственность предполагает обязанность возместить материальный ущерб. Возмещение ущерба может быть в форме реституции (восстановления материального положения, существовавшего до правонарушения) или репарации (денежной или иной компенсации убытков потерпевшему). До признания войны незаконным средством разрешения споров существовала такая форма политической ответственности, как контрибуции — взимание победителем с побежденного своих военных издержек.Международно-правовая ответственность предполагает, что возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода не возмещается.Разновидностью материальной ответственности является абсолютная, или объективная, ответственность, которая возникает исключительно на основании договоров и вне зависимости от вины причинившего ущерб — за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности. В случае абсолютной ответственности пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непо средственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом.
41) Возникновение
международно-правовой
ответственности
Политическая ответственность возникает из факта нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта, даже если нарушение права не повлекло материального ущерба или иных негативных последствий.Материальная ответственность возникает при наличии совокупности факторов: нарушения нормы международного права, возникновения имущественного ущерба в результате правонарушения и существования непосредственной причинной связи между правонарушением и этим ущербом.Понятие вины в международном праве, в отличие от систем внутреннего права, имеет свою специфику, выражающуюся в том, что виной следует признавать сам установленный факт международно-противоправного деяния. Вменение вины в международно- правовом контексте выражается в заявлении потерпевшего о факте правонарушения и о возникновении ответственности, причем незначительные правонарушения, как правило, не приводят к вменению вины и реализации международно-правовой ответственности.
42) Ответственность за международные преступления
Международные преступления относятся к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности.
Объектами международного преступления являются: 1) всеобщий мир и международная безопасность; 2) добрососедские отношения между государствами и народами; 3) право народов и наций на самоопределение; 4)законы и обычаи войны; 5) права человека.
Квалификация преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности как тягчайших международных преступлений впервые дана в Уставах международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, это был международный ответ на завершение Второй мировой войны. К преступлениям той же группы были отнесены:
— геноцид (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.);
— расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 )
25) Подписание договора и ратификация
Последней стадией заключения договора является выражение согласия государств и других субъектов международного права на обязательность договора. Существуют следующие способы выражения согласия на обязательность договора: подписание договора; обмен документами; образующими договор; ратификация договора; его принятие; утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны.
Согласие на обязательность договора может быть выражено путем обмена документами (нотами или письмами идентичного содержания), присоединением к договору, но наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание. Правила подписания договоров: 1) подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой; 2) в текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя государства, у которого будет храниться ,данный экземпляр договора; 3) в названии договора на первом месте ставится найменование государства, у которого будет храниться данный экземпляр подлинника договора; 4) в текстах договора на языках, текст которых пишется справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне;под многосторонним договором подписи представителей государств располагаются одна под другой в алфавитном порядке;государства или международные организации, подписавшие договор под условием ратификации, принятия или утверждения, обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор объекта и цели.Другим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. Ратификация — это международный акт, который является институтом внутреннего права государств, она предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусторонних договоров и их сдачу на хранение депозитарию в случае многосторонних договоров. К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора. Ратификация требуется, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации