Примерная тематика курсовых работ. 1. А.С. Пушкин в русской культуре XIX в
1. А.С. Пушкин в русской культуре XIX в.
2. Декабристы и русская культура XIX в.
3. Культура России глазами В.Розанова.
4. Эссе Д.Мережковского “Грядущий Хам” как предощущение национально-культурной катастрофы.
5. С.Дягилев как деятель русской и западноевропейской культуры рубежа XIX – XX веков.
6. Русское декадентство (В.Брюсов, З.Гиппиус, Ф.Сологуб).
7. А.Блок о русской и европейской культуре.
8. “Русский культурный ренессанс” в философской интерпретации Н.Бердяева.
9. Русская поэзия Серебряного века: национальное и мировое значение (на конкретных примерах – по выбору студентов) .
10.Своеобразие русского символизма и постсимволизма (на конкретных примерах – по выбору студентов).
11.А.Белый как теоретик и практик русского символизма.
12.Вяч. Иванов как философ русской культуры.
13.Сила и слабость русского авангарда (литература, живопись, музыка, театр – на конкретных примерах).
14.Судьбы русского авангарда после Октября (на конкретных примерах).
15.Горький и его “Несвоевременные мысли” в истории русской культуры революционного времени.
16.Ленинское понимание культурного наследия (на конкретных примерах).
17.“Интеллигенция и революция” как национальная проблема России.
18.В.Ленин и Л.Троцкий о культурной революции.
19.А.Луначарский как теоретик и практик советской культуры.
20.Культура и насилие в России ХХ века.
21.Диалог культур в истории отечественной культуры ХХ века.
22.Классика советской культуры (на конкретных примерах – по выбору студентов).
23.Задачи культурного строительства с точки зрения И.Сталина и Н.Бухарина.
24.Происхождение “социалистического реализма” в русской и советской культуре.
25.Русская и советская культура с точки зрения И.Бунина (Г.Адамовича, В.Вейдле, В.Ходасевича и т. – по выбору студентов).
26.Н.Бердяев и И.Ильин как мыслители русского зарубежья.
27.Поэты русского зарубежья (по выбору студентов).
28.Прозаики русского зарубежья (по выбору студентов).
29.Тема войны в русской культуре ХХ века.
30.Историческое значение Великой Отечественной войны для русской культуры.
31.Истоки и смысл “холодной войны” как феномена культуры ХХ века.
32.Светский культ политической власти в истории советской культуры.
33.Преодоление тоталитаризма в русской культуре ХХ века (на конкретных примерах – по выбору студентов).
34.Акад. А.Сахаров о русской культуре и российской цивилизации.
35.А.Солженицын о посттоталитарном развитии России и русской культуры.
36.Россия и Запад в ХХ веке: диалог и противостояние культур.
37.Россия и Восток в ХХ веке: диалог и противостояние культур.
38.Культурный плюрализм в России ХХ века (на конкретных примерах – по выбору студентов).
39.Возникновение и перспективы развития отечественной рок-культуры как культуры протеста.
40.Основные тенденции современной молодежной культуры в России.
41.Религия и культура в современном российском обществе.
42.Массовая культура в истории России ХХ века: достижения и потери.
43.Элитарная культура в России рубежа XX-XXI веков: анализ и прогноз на будущее.
44.Современный диалог массовой и элитарной культур в постсоветском смысловом пространстве.
45.Культура и власть в отечественной истории ХХ века.
46.Власть в борьбе за культуру в советский и постсоветский периоды: опыт типологического изучения.
47.Русский постмодернизм: культурно-исторический генезис и национальная специфика (на конкретных примерах – по выбору студентов).
48.Постсоветская культура глазами советского человека (по материалам современных публикаций в прессе).
49.Советская культура глазами постсоветского человека.
50. Две русских культуры ХХ века в постсоветском диалоге культур.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература.Каждый студент, изучающий данную дисциплину, обеспечивается не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и / или электронным изданием.
Каждому обучающемуся обеспечивается доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований отечественных и не менее 2 наименований зарубежных журналов, отражающих проблематику современных исследований в области теории и истории культуры, культурных практик.
б) дополнительная литература.Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
в) программное обеспечение.Учащиеся получают доступ к необходимому программному обеспечению для освоения «Истории литературы».
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.Реализация образовательной программы будет обеспечена доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет.