Развитие системы управления на основе Конституции СССР 1936 г.

VII Всесоюзный съезд Советов, работавший с 28 января по 6 февраля 1935 г., принял постановление, обязавшее ЦИК образовать конституционную комиссию для переработки текста Основного закона страны, которая создала новый текст Конституции, существенно отличавшийся от прежнего Основного закона и учитывающий изменения социально-экономического развития страны в середине 30-х гг.

По но­вой Конституции СССР структура и ста­тус органов власти и управления были существенно изменены в сто­рону упрощения. Система съездов Советов была отменена. Высшим органом вла­сти объявлялся Верховный Совет СССР. Ему передавались те права и полномочия, которые до этого принадлежали Всесоюзным съездам Советов и Союзному ЦИК. Двухпалатная структура, соответствовав­шая многонациональной природе Советского государства, была со­хранена и в Верховном Совете СССР. Одна из палат сохранила и прежнее название — Совет Национальностей; другая стала называть­ся Совет Союза (вместо Союзного Совета). Верховный Совет СССР на совместном заседании обеих палат избирал Президиум Верховно­го Совета СССР в составе Председателя, одиннадцати заместителей (по числу союзных республик), секретаря и 24-х членов Президиума (сессии Верховного Совета созывались два раза в год).

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти в стране оставалось правительство - Совет народных комиссаров СССР. Совнарком был ответствен перед Верховным Советом СССР, а в период между сессиями — перед его Президиумом и подотчетен им. Законодательным правом СНК не располагал, но он мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действовавших законов. Эти подзаконные акты были обязательны к исполнению распорядительными органами на всей территории СССР и фактически имели статус законов

Совнарком осуществлял управление отраслями хозяйства через наркоматы, комиссии и комитеты. Наркоматы СССР подразделялись на общесоюзные и союзно-республиканские. К первым относились наркоматы: обороны, иностранных дел, внешней торговли путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности. Союзно-республиканских наркоматов по Конституции 1936 г. было 10: пищевой промышленности, легкой, лесной, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения

15 марта 1946 г. законом Верховного Совета СССР Совет народных комиссаров СССР преобразован в Совет Министров СССР, Совнаркомы союзных и автономных республик — в советы министров этих респуб­лик, наркоматы - в министерства. Совет Министров СССР обла­дал правом приостанавливал действие постановлений и распоря­жений правительств союзных республик, отменять приказы и ин­струкции министров; он также непосредственно контролировал исполнение своих актов.

Начало реформ

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. повлекла за собой реформы раз­личных сфер государственного управления. Радикальные изме­нения были намечены и частично реализованы по отношению к министерствам и центральным ведомствам. Уже 15 марта 1953 г. произошло резкое сокращение числа министерств (количество ми­нистерств резко сократилось с 51, существовавших в 1952 г., до 25, образованных в 1953 г.). Оно затронуло главным образом связанные между собой отрасли оборонной промышленности и машиностро­ения.

Совнархозы.

Ключевым звеном становились советы народного хозяйства эко­номических административных районов. Совнархоз - это, во-пер­вых, территория, объединенная единством управления экономи­кой. Границы этой территории в Российской Федерации совпадали с автономными республиками, краями и областями. В РСФСР бы­ло создано 70 совнархозов, на Украине — 11, в Казахстане - 9, Узбе­кистане — 4, по одному - во всех других союзных республиках. Во-вторых, совнархоз - это коллегиальный орган управления, руково­дивший комплексным развитием промышленности, которому под­чинялись промышленные и строительные предприятия, хозяйст­венные учреждения, расположенные на этой территории. В струк­туре этого учреждения, кроме самого Совета народного хозяйства — руководящего органа - были еще производственно-отраслевые уп­равления, создаваемые по отдельным отраслям промышленности, и функциональные отделы — транспорта, финансовый и некоторые другие. Централизованное управление оставалось только для наи­более наукоемких и важных отраслей военной промышленности. При этом по-прежнему осуществлялось централизованное плани­рование. Госплан СССР был не только сохранен, но и расширен.

Конституция СССР 1977 г.

Вторая половина 70-х гг. стала време­нем принятия очередной Конституции СССР, которая должна была сменить старую, сталинскую 1936 г., а также в известной степени проваленную окончательно Программу КПСС, принятую в 1961 г. на XXII съезде КПСС и обещавшую построить коммунизм через 20 лет, т.е. к началу 80-х годов.

Наши рекомендации