Февральская революция и крушение монархии
Временное правительство
Временное правительство сумело взять в свои руки все властные структуры, оставшиеся от прежнего режима. Правительство возглавил лидер земского движения и помещик одновременно, князь Г.Е.Львов. Он же занял пост министра внутренних дел. Председатель ЦК партии кадетов П.Н.Милюков стал министром иностранных дел, а лидер октябристов, капиталист А.И.Гучков, получил портфель военного морского министра. И лишь два портфеля — министров юстиции и труда руководители Думы предложили представителям социалистических партий А.Ф.Керенскому и Н.С.Чхеидзе, но в правительство вошел лишь Керенский.
Петроградский Совет
Одновременно формировал свои структуры Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, но делал это по-иному: он занимался созданием преимущественно низовой системы управления, организацией рабочих и солдат, обеспечением безопасности и порядка в столице и решением жизненно важных проблем, прежде всего, продовольственной.
Трансформация власти и установление диктатуры Временного правительства
Комиссары Временного правительства
Они назначались специальным указом Временного правительства. Это был основной правовой акт, решивший судьбу административной власти на местах. Этот институт был создан сверху усилиями правительства из представителей близкой ему социальной среды. 5 марта 1917 г. председатели губернских земских управбыли назначены комиссарами Временного правительства. Губернаторы и вице-губернаторы были отстранены от исполнения обязанностей. В уездах комиссарами Временного правительства становились председатели уездных земских управ; за ними в полном объеме также сохранялись права и обязанности по руководству земством.
Временное правительство сделало ставку на земство. В момент получения указа председатели губернских и уездных управ автоматически становились комиссарами Временного правительства, без какого бы то ни было утверждения высшими инстанциями. По социальному составу корпус комиссаров оказался таким, каким того желало правительство: среди них преобладали крупные землевладельцы и капиталисты. Вполне устраивала правительство и политическая ориентация комиссаров - все они примыкали к правому крылу российского общества.
Итак, система местной административной власти была создана из социально однородной с правительством среды. Ее инициатором выступил центр, назначение комиссаров осуществлялось в приказном порядке и носило волевой характер.
Крах режима Керенского
После создания Директории высшей государственной властью бесконтрольно распоряжался Керенский. Без каких бы то ни было консультаций, по существу самостоятельно, он издавал указы и постановления по самым различным вопросам государственной и общественно-политической жизни. Он запрещал или ограничивал деятельность политических партий, закрывал газеты и журналы, вносил изменения в законы о вывозе денег за границу, разрешал и запрещал съезды и совещания. Керенский легко и просто раздавал своим приближенным крупные должности, самолично назначал послов.
У многих складывалось впечатление, что осенью 1917 г. Керенский утратил способность к критическому самоанализу и правильной оценке событий. Даже такое масштабное мероприятие, как Демократическое совещание,состоявшееся 14-22 сентября по инициативе Керенского, никаких изменений в систему управления не внесло.
Октябрьская революция
22 октября по всей стране, в том числе и в столице, беспрепятственно прошли многолюдные демонстрации рабочих и солдат в поддержку созываемого Всероссийского съезда Советов.
Всю ночь с 24 на 25 октября Керенский провел в штабе округа, лихорадочно пытаясь найти военные средства, на которые он делал ставку изначально, и не находил их.
Администрация Керенского изжила себя. Она утратила власть еще до вооруженного восстания большевиков. Аппарат использовал все доступные ему средства, в том числе и самые жесткие, но желаемых результатов не получил. Сформированная демократами система правления исчерпала себя. В повестку дня неуклонно выдвигалась загадочная и совершенно непроверенная на практике альтернатива, существовавшая лишь в умах радикальных политиков - путь социалистического переустройства общества. Большевики и их союзники действительно бросали вызов мировому сообществу, намереваясь положить все ресурсы страны на построение социализма. Это было похоже скорее на социальный эксперимент, чем на взвешенную политику, проводимую с учетом планетарного опыта. Именно поэтому такой курс сразу же натолкнулся на яростное сопротивление не только в России, но и за ее пределами.