Февральская революция и крушение монархии

Временное правительство

Временное правительство сумело взять в свои руки все властные структуры, остав­шиеся от прежнего режима. Правитель­ство возглавил лидер земского движения и помещик одновременно, князь Г.Е.Львов. Он же занял пост министра внутренних дел. Председа­тель ЦК партии кадетов П.Н.Милюков стал министром иностран­ных дел, а лидер октябристов, капиталист А.И.Гучков, получил портфель военного морского министра. И лишь два портфеля — министров юстиции и труда ру­ководители Думы предложили представителям социалистических партий А.Ф.Керенскому и Н.С.Чхеидзе, но в правительство вошел лишь Керенский.

Петроградский Совет

Одновременно формировал свои структуры Петроградский Со­вет рабочих и солдатских депутатов, но делал это по-иному: он за­нимался созданием преимущественно низовой системы управле­ния, организацией рабочих и солдат, обеспечением безопасности и порядка в столице и решением жизненно важных проблем, прежде всего, продовольственной.

Трансформация власти и установление диктатуры Временного правительства

Комиссары Временного правительства

Они назначались специальным указом Временного правительства. Это был основной правовой акт, решивший судьбу администра­тивной власти на местах. Этот институт был создан сверху усилиями правительства из представите­лей близкой ему социальной среды. 5 марта 1917 г. председатели губернских земских управбыли назначены комиссарами Временного правительства. Губернаторы и ви­це-губернаторы были отстранены от исполнения обязанностей. В уездах комиссарами Временного правительства становились председатели уезд­ных земских управ; за ними в полном объеме также сохранялись права и обязанности по руководству земством.

Временное правительство сделало ставку на земство. В мо­мент получения указа председатели губернских и уездных управ ав­томатически становились комиссарами Временного правительства, без какого бы то ни было утверждения высшими инстанциями. По социальному составу корпус комиссаров оказался таким, каким того желало правительство: сре­ди них преобладали крупные землевладельцы и капиталисты. Вполне устраивала правительство и политическая ориентация ко­миссаров - все они примыкали к правому крылу российского об­щества.

Итак, система местной административной власти была создана из социально однородной с правительством среды. Ее инициато­ром выступил центр, назначение комиссаров осуществлялось в приказном порядке и носило волевой характер.

Крах режима Керенского

После создания Директории высшей государственной властью бесконтрольно распоряжался Керенский. Без каких бы то ни было консультаций, по существу самостоятельно, он издавал указы и постановления по самым различным вопросам государственной и об­щественно-политической жизни. Он запрещал или ограничивал деятельность политических партий, закрывал газеты и журналы, вносил изменения в законы о вывозе денег за границу, разрешал и запрещал съезды и совещания. Керенский легко и просто раздавал своим приближенным крупные должности, самолично назначал послов.

У многих складывалось впечатление, что осенью 1917 г. Керенский утратил способность к критическому самоанали­зу и правильной оценке событий. Даже такое масштабное мероприятие, как Демократическое со­вещание,состоявшееся 14-22 сентября по инициативе Керенского, никаких изменений в систему управления не внесло.

Октябрьская революция

22 октября по всей стране, в том числе и в столице, беспрепятственно прошли многолюдные демонстрации рабочих и солдат в поддержку созываемого Всероссийского съезда Советов.

Всю ночь с 24 на 25 октября Керенский провел в штабе округа, лихорадочно пытаясь найти военные средства, на которые он делал ставку изначально, и не находил их.

Администрация Керенского изжила себя. Она утратила власть еще до вооруженного восстания большевиков. Аппарат использовал все доступные ему средства, в том числе и самые жесткие, но желаемых результатов не получил. Сформированная демократами система правления исчерпала себя. В повестку дня неуклонно вы­двигалась загадочная и совершенно непроверенная на практике альтернатива, существовавшая лишь в умах радикальных политиков - путь социалистического переустройства общества. Большевики и их союзники действительно бросали вызов мировому сообществу, намереваясь положить все ресурсы страны на построение социализма. Это было похоже скорее на социальный эксперимент, чем на взвешенную политику, проводимую с учетом планетарного опыта. Именно поэтому такой курс сразу же натолкнулся на яростное со­противление не только в России, но и за ее пределами.

Наши рекомендации