Общие закономерности и особенности возникновения государства
Общие закономерности и особенности возникновения государства
И права.
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).
родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.
Одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту). Восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ, предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Все Восточные государства были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.
Образование Римского государства. Реформы Сервия Туллия.
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины. Члены старейших римских родов назывались патрициями.
Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с римской общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.
Органы управления:рекс (выборный вождь; военные, жреческие и судебные полномочия, мог издавать общеобязательные постановления);сенат (совет старейшин родов);народное собрание (общие вопросы; его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом).
В организации римской общины привлекает внимание ее стройность: 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы.
Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация.
Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями.
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации.
Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы:
1. все свободное население Рима (члены римских родов, и плебеи) - было разделено на имущественные разряды.
2. деление свободного населения по территориальному принципу (усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации).
В основе деления по имущественному признаку - размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим.
Деление свободного населения по территориальному признаку заключалось в образовании 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции).
Образование государства у арабов. Государственный строй Арабского халифата.
Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии - ислама, - связанной с именем Мухаммеда (умер в 632 г.). Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии.
В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды:
· период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.;
· период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг.
Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соответствующих ей религиозных представлений. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.
Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую очередь это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой, к мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.
Ислам в самом своем зародыше уже был синтезом религии, политических норм и права, в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Религиозно-элитарный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм.
Первоначально главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим.
После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии.
Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.
Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634-644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились:военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;диван внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведомство;диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.
Местное управление осуществлялось через эмиров, наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата. Во главе провинций, областей стояли назначенные халифом эмиры, а во главе городов и поселений - шейхи. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов).
Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХIII в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в.
21. Вещное, обязательственное, брачно-семейное и наследственное
право по шариату
Правовое положение населения Арабского халифата регламентировалось следующим образом. Все население делилось на полноправных и неполноправных. Полноправный личный статус имели только мусульмане. Лица, принадлежавшие к другим религиям -зиммии были обязаны платить значительный налог - джизью.
Вещное право.Вещи делились на те, которые шариат не признавал частной собственностью: воздух, море, пустыня, река, мечеть, водные пути и пр, которые считались общим достоянием. Мусульмане не могли владеть и так называемыми “нечистыми вещами” - вином, свининой, книгами, противоречащими исламу.
Вещи делились на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые. Земли делились на государственные, общинные и частные, брошенные и непригодные для обработки.
При первых праведных халифах завоеванные земли поступали в распоряжение халифов и эмиров. Захваченные вещи делились на три доли: добытчику, государству и мечетям. Признавались также такие способы приобретения собственности на вещи, наследование, договор, находка. Признанный собственник имел абсолютную свободу распоряжаться ею.
Частное владение на землю - мульк не получило широкого распространения по сравнению с государственным и общинным. Часть захваченных земель государство стало предоставлять арабской и другой мусульманской верхушке в землепользование за службу - икта.Владелец такого участка земли– иктадарполучил право собирать с местного населения часть государственного налога в свою пользу. Это право могло передаваться по наследству, но земля всегда оставалась в государственной собственности.
Важным институтом собственности на Ближнем Востоке и в Арабском халифате был вакф или вакуф – имущество, переданное на религиозные и благотворительные цели мечетям, медресе и пр. Они изымались из торгового оборота, освобождались от налогообложения, но могли сдаваться в аренду. Вместе с тем, лицо, установившее вакф теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право оставаться управляющим вакфом.
Обязательства - договорыделились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и многосторонние, срочные и бессрочные. Шариат запрещал ростовщичество.Широко распространились договоры союза и товарищества особенно для совместной обработки и орошения земли, снаряжения и сопровождения караванов.
Брачно - семейное и наследственное право. Женщина могла выйти замуж с 9 лет, для мужчины брачный возраст наступал с достижением половой зрелости. Коран признавал за мусульманином право иметь четырех жен одновременно, а также наложниц. Женщина занимала зависимое положение, но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, соответствующее ее положению. Жена не участвовала в расходах по дому, но вела домашнее хозяйство, воспитывала детей. Мужчина мог расторгнуть брак со всеми женами, жениться на немусульманке, какого права не имела женщина. Поводов для развода было множество, прежде всего из-за отступничества от ислама, но и без повода муж мог развестись с женой в упрощенной форме (талак) по формуле “ты отлучена” или “соединись с родом”, выделив жене необходимое имущество “согласно с обычаем”. Ребенок всегда оставался в семье мужа. Жена могла требовать развода только через суд и только в тех случаях, когда муж имел физические недостатки, не выполнял супружеские обязанности или жестоко обращался с ней.
В наследственном праве шариат признавал два порядка наследования: по закону и по завещанию. Завещание не могло затрагивать одной трети имущества завещателя, и не могло составляться в пользу законных наследников. Из имущества умершего покрывались расходы на погребение, выплачивались долги. В мусульманском праве на наследников переходили имущественные права, но не обязанности.
22. Источники мусульманского права. Уголовное право и уголовный процесс по шариату Согласно мусульманскому праву действия каждого лица определяются как: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые.
Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность.В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на:1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания;2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания;3) преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду.
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского Халифата.
Шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установки как частицу единого божественного закона и порядка.
Важнейшим источником Шариата считается Коран - священная книга мусульман, составление которой приписывается Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аятов). Лишь около 500 стихов содержат предписания, причисленные к шариату. И лишь 80 из них можно рассматривать как правовые. Вторым обязательным для всех мусульман источником права была сунна («священное придание»), состоявшая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Несмотря на обработку хадисов, сунна содержала много противоречащих друг другу положений, а выбор наиболее «достоверного» из них всецело зависел от усмотрения судий. Третье место в иерархии мусульманского права занимала иджма («общее согласие мусульманской общины»). На практике иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или позднее наиболее влиятельными мусульманскими теологами - правоведами.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права. Кияс, таким образом, не только позволял урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал в ряде случаев освобождению шариата от теологического налета. В качестве дополнительного источника шариат допускал местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам.
Наконец, источниками права в Арабском Халифате, считались производные от шариата, указы и распоряжения халифов - фирманы. В более поздних мусульманских государствах (Османская империя и т.д.) с развитием законодательства в качестве источников права стали государственные законы - кануны.
Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховной судьей считался глава государства - халиф. В целом же суд был привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, следили за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. Судебные решения кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли те случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли, решение кади.
Общие закономерности и особенности возникновения государства
И права.
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).
родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.
Одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту). Восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ, предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Все Восточные государства были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.