Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
На протяжении всей своей истории украинский народ не имел другого учебного заведения, которое оказало бы столь большое влияние на развитие образования, науки и культуры, как Киево-Могилянская Академия. В ней работали известные просветители, ученые, общественные и церковные деятели, усилия которых были направлены на объединение всех сил, способных поддержать национально-культурное возрождение, достижение национальной независимости. В вопросах украинской государственности значительный интерес представляют идеи, выдвинутые основателями Киево-Могилянской
Академии - И. Борецким, М. Смотрицким, 3. Копистенским, П. Могилой, их последова-телями вплоть до просветителей и политических деятелей первой половины XVIII в.
Академия сыграла важную роль как объединительный духовный очаг всех земель Украины. Наиболее важные события, которые предваряли образование украинского государства, - формирование вооруженных сил, единение различных общественных групп, образование национальной школы и национальной церкви - осуществлялись при непосредственном участии деятелей Киево-Могилянской Академии.
В историко-патриотической и религиозной литературе четко прослеживается мысль о необходимости борьбы с иностранным гнетом за свободу родной земли и народа, (121) обосновывается идея создания суверенной украинской державы. Уже в трактатах П. Могилы - основателя Академии - есть подходы к концепции собственной украинской государственности, независимой ни от Польши, ни от России. Киевским ученым импонировала идея просвещенного властелина, "философа на троне", который способствует просвещению, совершенствует законы, заботится о благополучии граждан и добрых отношениях с соседними государствами. Эта мысль присутствует в работах П. Могилы, в частности, в его переводе с греческого произведения дьякона Агапина, в котором изложены наставления византийскому императору Юстиниану. В трудах П. Могилы содержатся размышления о светской власти, которые не всегда созвучны с идеей
верховенства власти церкви. Такие его взгляды на взаимоотношения церкви и государства разделялись не всеми учеными Киево-Могилянской Академии. В частности, С. Яворский, профессор Академии, а позднее блюститель патриаршего престола в России, поддерживая политику Петра I, направленную на развитие армии, флота, экономики, образования, был недоволен реформой церкви. Он решительно защищал интересы последней, ее власть в духовной жизни общества, выступал против подчинения церкви светской власти. Церковь, по мнению С. Яворского, стоит над государством и должна иметь не только церковную, но и светскую власть. В России верховенство церкви никогда не было реальным, поэтому усилия С. Яворского не давали желаемых результатов, хотя в какой-то мере сдерживали Петра I.
В годы правления Петра I окончательно сложилась абсолютная монархия, были созданы основные политические институты этой формы правления. Петр I юридически оформил неограниченность власти монарха. Положения, содержащиеся в петровских указах, получили дальнейшее обоснование и развитие в работах Феофана Прокоповича - философа, писателя, профессора и ректора Киево-Могилянской Академии. Последовате-льный сторонник абсолютизма, он различал несколько "образов высочайшего правитель-ства" - "народодержавство" (демократия), аристократию и монархию. Кроме того, считает ученый, бывают и такие "образы правления", которые "смешанный состав имеют". Он резко критикует аристократическую и демократическую формы правления. (122) Учиты-вая взгляды западноевропейских мыслителей Ю. Липсия, Г. Греция, Т. Гоббса, С. Пуфен-дорфа по проблемам государства и права, основываясь на теории естественного права и общественного договора, Ф. Прокопович создает теорию просвещенного абсолютизма. Сущность ее состояла в приоритете светской власти, подчинении церкви государству, секуляризации церковных и монастырских владений. Концепция просвещенного абсолю-тизма определяла абсолютного монарха как верховного носителя государственной власти, ставила его над всеми гражданскими законами, исходя из того, что все его действия направлены на общенародную пользу.
Киево-Могилянская Академия способствовала изучению произведений Платона, Аристотеля, Ж. Бодена, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, а также голландских и немецких мыслителей эпохи Реформации, посвященных проблемам государства и права. Перевод и изучение этих работ имели немаловажное значение для развития идей украинской государственности, политических взглядов украинского народа, пробуждали в нем мысли о собственной исторической судьбе, независимости и свободе.