Российский и международный опыт урегулирования конфликтов пространстве СНГ.
Приднестровье. Населено русскими и украинцами. Бендеры и Тирасполь – крупные города. После провозглаш своей незав-ти Молдавия выдвигает проекты интеграции с Румынией. В Приднестровье движение против объединения с Румынией => провозглаш независ респ Приднестровья (столица в Тирасполе, а президент Игорь Смирнов). Молдавия весной 1992 начала воен компанию против Приднестровья. РФ вмешивается. Подписано росс-молд соглаш, по кот росс войска берут ф-цию миротворцев. В этом регионе уже была 14 армия ВС СССР под командованием Лебедя. Добились прекращ огня. 21 июля 1992 г. – переговоры => подписание российско-молдавского соглашения о принципах мирного урегулирования. Созданы 3х-сторонние миротворческие силы представителей 2х молдавских сторон и России. на административной границе Приднестровья и Молдавии образовался пояс безопасности длиной 220 и шириной 10-20 км по обе стороны Днестра. Руководство миротворческими силами возложено на трехстороннюю комиссию по урегулированию. Миротворцы всё ещё остаются. ОБСЕ в 1997 выдвигает проект по урегул-ию конфл, но он провалился + в 1999 в Стамбуле во время саммита ОБСЕ РФ подписала соглаш о выводе миротворцев из ПРМ. В 2000х проблема Приднестровья обрела межд резонанс, когда в дела Приднестровья начали открыто вмешиваться страны ЕС (Императив – ПРМ – зона нестаб-ти у границ ЕС). ЕС – требует вывода росс войск из Приднестровья, т к РФ не вывела войска как обещала. Выдвигались проекты по будущему Приднестровья. РФ предложила план «Козака»: а)Создание федерат гос-ва (Молдавия + Приднестровье + Гагаузия (автономное террит обр-ие на юге Молдавии, с ним проблем нет). Причем ПРМ может выйти из состава этого федерат гос-ва и присоединиться к др гос-ву. б)Сохр-ие на территории страны военного присутствия России – не более 2 тыс чел на период до 2020. Именно это положение вызвало неприятие ЕС. Молдавия и ЕС резко против плана, т ч план провалился. Сейчас ситуация сложная, осенью 2006 в Приднестровье был проведен референдум, по кот жители высказались за незав-ть и союз с РФ (97 % за союз с РФ), но ЕС его не признал.
ЮО. хотели в 89 стать автон респ, но им не дали, в 1990 – провозглас респ Ю Ос, Гр в ответ упразднила автономию и разделила террит. 1991 – воен столкнов, отток беженцев в С Ос. В период 1991-1992 гражд война. Боев д-ия прекращ после подписания Дагомысских соглаш м-у РФ и Гр и ввода в 1992 г миротворч сил из 3х батальонов (росс, гр, сев-осет). 19 октября 1995 г. была достигнута договоренность представителей Грузии, России, ОБСЕ и Южной Осетии об аннулировании решения Верховного совета Грузии от декабря 1990 г. о лишении Южной Осетии автономного статуса. 16 июля 1996 г. - меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению доверия между сторонами грузино-осетинского конфликта.31 марта 2006 г в Сочи подписаны росс-груз соглаш о выводе росс баз до к 2008 г. Вывод войск не коснулся росс миротворцев в Ю Ос и Абх. В марте 2007 г Саакашвили предлож увелич числ-ть гр воен контингента до 2000 чел. Поставил вопрос о выводе миротворч сил из региона и замене их на межд миротворцев или под эгидой ЕС и ОБСЕ. Т о роль смеш миротворч сил упала. Май 2004– попытка «реинтегрировать» ЮО в состав Груз, что положило начало совр этапа конфл. В ЮО в 2006 референдум, подтвердил незав-ть, не был признан Запад. Ситуация напряж (вооруж стычки).
Абхазия. 1989 г – 1е противостояние. 1990 г - Верх Совет Абх принял Декл о сувер-те Абх АССР. Авг 1992 – Грузия вторглась, к концу года абх вытеснили. 24 июня 1992 г. в Дагомысе состоялась встреча президента России Б.Н.Ельцина и Э.А.Шеварднадзе. Задачей переговоров была выработка компромисса, который позволил бы сохранить территориальную целостность Грузии и одновременно расширить права входящих в нее национально-территориальных образований. В августе состоялась встреча России, Грузии и Абхазии. Было подписано соглашение, по которому Грузия получила право сохранять в Абхазии войска «в пределах согласованного лимита». Россия подтвердила признание Абхазии частью Грузии. Абхазская сторона была недовольна московским соглашением. Июль 1993 г - Сочинское соглаш о прекращ огня в Абх (гр вывели войска). В целях более полного урегулирования спора в декабре 1993 г. в Женеве под эгидой ООН были организованы грузино-абхазские переговоры. Май 1994 – прекращ воен д-ий и отправка в зону конфликта миротворч сил СНГ. Ситуация обострилась с приходом Саакашвили, давление на РФ по поводу вывода миротворцев и замены на межд присутствие. Процесс мирного регулир вкл: 1)В Грузии размещ Коллективные силы по поддержанию мира, сост из груз, абх и росс контингентов. 2)Резол ООН 1993 – миссия ООН по наблюдению в Грузии. 3)ГДГ – «группа друзей Генсека ООН» по Грузии: Россия, США, ВБ, Фр, Герм. 4) СГС ООН 1997 – Спецпредставитель Генсека ООН. Сейчас не работает. 5)Сочинская деклар 2003: Путин, Шеварднадзе, Премьер Абхазии: КСПМ СНГ будут находиться без продления мандата. Обострение ситуации: май 2008 г – РФ ввела батальон росс ж/д войск в Абх (ремонт ж/д). Гр расценила как подготовку к воен интервенции. Июль 2008 г – встреча Багапша и МИД Герм – план по урег-нию конфл, но отвергли, т к не было положений о выводе войск и невозобн воен д-ий.
Таджикистан. Клановая борьба. 1993 - реш СНГ, что будут направлены миротворцы (РФ, Каз, Кирг). Задача – примирить стороны и установить порядок. Ситуация стихла, но миротворцы остаются для контроля. 1993 – в москве подписан рос-тадж договор о дружбе, сотрудничетсве и взаимопомощи. Сформированы коллективные миротворческие силы СНГ + миротворч миссии ООН и ОБСЕ. 1996 – между тадж властями и оппозицией начались переговоры при посредничестве России и Ирана. 1997 – подписание Нури и Рахмоновым в присутствии Ельцина Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в таджикистане. Оно положило конец гражданской войне. 2000 - Прекращена деятельность миротворческих сил СНГ, присутствие пограничного отряда сохранено. 2003 – договоренность о преобразовании рос дивизии в военную базу.
Карабахский конфл. 1991 - армяне, прожив на террит Азерб, объявили об обр-ии Нагорно-Карабахской Респ. Началась война м-у Азерб и Арм, при этом армяне Карабаха не только громили азерб, но и захватили некот Азер территории. 10 тыс погибло. 1994– мирный договор м-у Азерб и Арм. Баку трактует карабахский конфл как агрессию Арм, а Арм озабочена вопросами без-ти армянского населения Карабаха. 1992-94 война с числ превосх-вом Азерб, однако перемирие 1994 г закрепило статус-кво: контроль Арм над НК и 7 р-ми Азерб, контроль азерб над зонами, насел арм. Статус не решен: Ереван стремится узаконить выход НК из состава Азерб. Баку называет это оккупацией. 3 этапа регул-ия караб конфл: 1)1994-1997 – Минский процесс (при посредн-ве Минской группы ОБСЕ из 12 гос-в); переговоры о прекращении конфликта при посредничестве России в рамках ОБСЕ. С 1997 было учреждено сопредседательсво России, Франции и США («минская группа посредников»). В основу урегулирования конфликта предлагалось положить принципы сохранения территориальной целостности Азербайджана, обеспечения гарантий безопасности Нагорного Карабаха и предоставления ему самой высокой степени самоуправления в составе Азербайджана. Готовность президента Армении Левона Тер-Петросяна принять предложения «минской группы» вызвала политический кризис в стране, что привело к отставке президента весной 1998 г. Ноябрь 1998- сопредседатели «минской группы» внесли предложения, основанные на концепции «общего гос-ва» Азербайджан отверг эту концепцию, настаивая на сохранении вертикального подчинения Нагорного Карабаха Баку.2)1997-1999 – «Челночная дипломатия»: диалог президентов; 3)с 1999 - Диалог на уровне глав гос-в – «Карабах тройка»: Путин, Алиев. Кочарян. 3 пробл: 1)статус Н Кар; 2)статус захвач территорий; 3)проблема беженцев. Конфл вокруг Н Карабаха остается в заморож сост с 1994. Межд сообщ-во не признало незав-ти НКР. Императивы для Арм – безопасное проживание армян на территории Азерб; для НКР – без-ть и равноправное участие в переговорах; для Азерб – возвращ потерянных территорий, контроль над НКР и реш проблемы с беженцами. Россия проявл некот «равноудаленность», давая понять, что и Азерб, и Арм для России – одинаковые по важности партнеры.2 ноября 2008 - моск деклар по урегул-ию конфл в НК - укрепл позиций РФ на Ю Кавказе и в Арм. Суть деклар: през Росс, Арм и Азерб - намерение решать конфл «полит средствами, путём продолж прямого диалога м-у Азерб и Арм при поср-ве РФ, США и Фр в кач-ве Сопредсед Минской группы ОБСЕ», на основе норм МПНК, кот имеет все атрибуты госуд-ти, признан только Абх, Ю Ос и Приднестр молд респ, сост в СНГ-2.
Шаклеина, «Росс-амер отнош в связи с конфл в европ части СНГ»:«мятежные» регионы (Абх, Ю Ос, Приднестр)получ моральную и матер поддержку РФ. Гр, Молд, Укрполуч помощь от США и ЕС. Исход конфл и всей «проблемной» ситуации в целом важен не только для непосредств гос-ва и сепарат региона, но и для отнош России с США и ЕС.Бунин, « Россия и Грузия: война де-факто». Саак понимал, что мягкий вариант покорения через оппозицию невозможен, поэтому за жесткий – ввод войск, в этом ему помогли США и НАТО (программа «обучение и оснащение» гр армии). США – ключ роль в поддержке Гр (1)чб выдавить РФ с Ю Кавказа). 8 авг: Гр расчит на блицкриг. Россия первоначально не хотели идти на крупномасшт конфл. Гибель миротворцев измен позицию: ввели армию. Росс корабли Черномор флота выдвинулись к берегам Абх и потопили атаковавший их гр катер. Росс ввела войска в Абх. Богат – кульминация конфл в Гр не в дог с 6 пунктами, а в том, что корабли США почти дошли до наших у порта Поти, и только после этого конфл пошел на спад. Конфл в Гр НАТО рассм как регион угрозу альянсу. Они привели в боев готовность свои войска. Военные открыто признали свой настрой на войну. Отнош с РФ поставили на чашу весов с отнош с Гр – это тревожит. Вот какова ценность этих отнош, что они не побоялись рисковать общим ухудш. Хотят, чб нашего влияния не было нигде, никогда и ни в каком виде.
Апр — Гр заявила, что росс истребитель сбил самолёт-разведчик МВД Гр на гр территории. Инцидент обсуждался в СБ ООН. Россия увелич числ-ть миротворч контингента в Абх с 2 до 3 тыс=>протест Гр. Май - над Абх сбиты 2 гр самолёта-разведчика. Июнь - задержана группа росс миротворцев. Июль - Абх закрыв границу с Гр. Гр отзыв своего посла в РФ. 2 авг- начало обстрела Ю Ос. 7 авг — нач штурма Цхинвали. 8 авг— ввод подразделений росс 58й армии на террит Ю Ос. 26 авг Россия признала незав-ть республик. в число поставщиков оружия Гр входили США, ВБ, Фр, Грец, Турц, Изр, Литва, Эст, Укр, Серб. Медв-Саркози, 12 авг 6 пунктов: 1)оконч-но прекрат все воен д-ия. 2)своб доступ к гуманит помощи. 3)вооруж силы Гр возвращ в места их пост дислокации. 4)вооруж силы РФ выводятся на линию, предш нач боев д-ий. 5)начало межд обсужд о вопросах буд статуса Ю Ос и Абх и путей обеспеч их прочн без-ти. 6)не прибегать к исп-нию силы. В целом, с 1991 г. на территории СНГ осуществлялось четыре миротворческие операции в зонах конфликтов в трех государствах: в Молдавии на территории Приднестровья с 1992 г., в Грузии на территории Южной Осетии с 1992 г. и Абхазии с 1994 г., в Таджикистане с 1993 г. В Абхазии выполнялась миссия по поддержанию мира под эгидой СНГ, а в Приднестровье и Южной Осетии – операции на основании межгосударственных соглашений с участием представителей непосредственных участников соответствующих конфликтов.