Национализм в мировой политике - Т.А. Алексеева

Вебер: нация - человеческое сообщество, объединенное общностью языка, религии, обычаев, судьбы и стремящееся к созданию собственного государства. Для складывания нации нужна компактная территория (говоря о стране, а не о нации). Нация- общество, которое само управляет собой, делало это в прошлом и имеет достаточно основании, чтобы требовать это в будущем.

Национальность акцентирует этнические особенности языка и культуры. Этническое происхождение- самая общая характеристика, объединяющая нацию. К.П.Боришполец - различие этнос- нация:

1. Бытовой уровень. Тут все просто: этнос и нация по сути синонимы.

2. Научный уровень. То, что мы с Вами обсуждали на семинаре: нация имеет свою территорию, а этнос нет. Стало быть курды это этнос, или как предлагает Ксения Петровна, этно-национальная группа. Но если Курдистан будет когда-либо создан, то курды смогут стать и нацией. Тоже самое относится и к цыганам.

3. Дискуссионный уровень. Здесь необходимо смотреть на наличие или наоборот отсутствие системы властных отношений. Если они есть, то это скорее нация, если отсутствуют, то этнос.

Понятие национализма нередко используется для описания лояльного отношения к государству = патриотизм. Патриотизм- выраженная солидарность по отношению к своему сообществу, включенная в мотивационную структуру политического поведения.

Шовинизм- убеждение, что какой-то народ, культура или цивилизация “выше” всех остальных. Национализм может приобретать форму ксенофобии- неприязни, отвержения иностранцев и инородцев.

Национализм может присутствовать почти в любой идеологии (консервативный, либеральный, социалистический и тд)

Три варианта интерпретации национализма:

- национализм как доктрина

- как чувство (национальное самосознание)

- как политика

Бердяев: 2 типа национализма: творческий, созидательный и деструктивный, разрушительный, сопровождающийся ненавистью к другому. В первом случае он способствует сплочению нации, образованию нации-государства, во втором - направлен против других народов и несет в себе угрозу.

Нация и государство- отнюдь не тождественные понятия. Реннер: нация (социологический термин)- ежедневный плебисцит по вопросу о желании людей жить вместе. Государство- политический термин. Черта, присущая и государству, и нации - народ.

Понятие нации-государства описывает социально и культурно гомогенную группу, обладающую легальной организацией и принимающую участие в мировой политике и в МО в качестве самостоятельного, суверенного субъекта. Национализм - во многом эмоциональный союз политического феномена с идентичностью человека, который “я” превращает в “мы”.

Смит обосновал 2 типа национализма: западную гражданско-территориальную модель, предполагающую связь между национализмом и территорией, и восточную этногенеалогическую модель, для которой типичен этнический тип национализма. Национализм- средство создания нации. Шмитт: Нация- государство - специфическое достижение западного рационализма.

Бройн: три категории национализма на основе отношений между нац движением и государством в зависимости от того, как последнее себя ведет. Это- сепарация, реформа или объединение.

Национализм против глобализации - Лебедева: Современный мир остро переживает действие двух различных тенденций: с одной стороны, глобализацию, с другой - фрагментацию, обособление отдельных регионов. Феномен национализма питается общемировым противопоставлением глобального и локального.

Сегодня национализм– местная (локальная) реакция на различные процессы, связанные с глобализацией. Локализация может принимать разные формы - от попыток создать новые государства, оживления религий и культур и вплоть до попыток образования групп интересов на основе этничности.

Современному миру присущи 2 глобальных противоречия:

-между полиэтническим составом нынешнего общества и территориальной формой его политической организации

-между глобализацией отношений в рамках мирового сообщества и суверенной формой его структуризации.

Тойнби: диаспоры- один из самых важных исторических вызовов государствам.

Явлением последнего времени стало соединение национализма с терроризмом. Терроризм – это орудие “слабых”, направленное против сильных государств. Значительную часть международного терроризма составляют националисты.

Статьи:

Леокадия Дробижева- Возможность либерального этнонационализма

В отечественной литературе термин "национализм" обычно понимался в негативном смысле как превосходство народа над другими и использовался как ярлык - польский социолог Я. Щепаньский.

Н (= национализм) как категория научного анализа после распада СССР. Под ним подразумевают политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию власти и оправдывающее эти действия с точки, что существуют такие общности, как нации с присущими им качествами

Отношение к национализму в мире менялось циклически. После 1917 г. образование новых государств на обломках великих многонациональных империй конца XIX в. проходило под знаком национального самоопределения, откат-фашизм, шовинизма, расизма, антисемитизм. после Второй мировой войны в связи с освобождением народов Европы от нацистской оккупации и последовавшим затем распадом "заморских колониальных империй"+после распавшегося Советского Союза. Но именно этнические конфликты на постсоветском пространстве и территории бывшей Югославии подтвердили амбивалентный и небезопасный характер национализма.

уже более двухсот лет существуют разные представления о нации: "французское", исходящее из идеи свободного сообщества граждан государства, основанного на политическом выборе, и "немецкое", базирующееся на культуре и общем происхождении. (Г. Кон)

О либеральном национализме можно говорить, если:

· государственность декларируется от имени граждан, проживающих на территории республики, или народа в понимании сообщества людей, проживающего на данной территории (или народов, этнонаций, национальностей, живущих в республике);

· устройство государства в республике можно отнести к либерально-демократическому типу, обеспечивающему верховенство законов, всеобщее избирательное право, представительный характер власти, выборность власти как формы реализации принципа представительства, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· обеспечивается политическое и правовое равенство граждан, в том числе право быть избранным на государственную должность;

· допускаются плюрализм и свобода политической деятельности, свобода слова, право формулировать и отстаивать политические альтернативы, возможность внутренних разногласий при обсуждении ценностей, идеалов, в том числе национальных, этнокультурных, лингвистических, сути самой общности и ее границ в приемлемых для дискутирующих сторон формах, избегающих экстремизма и насилия;

· наличествуют политические институты, обеспечивающие разнообразие культур, права меньшинств;

· обеспечивается свободное право личности на выбор национальности.

М.А. МУНТЯН - НАЦИОНАЛИЗМ И ЕГО СУДЬБА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

В зависимости от характера решаемых задач, действующих лиц и других факторов в современном мире формируются, кроме гражданского и этнического национализма, и другие его типы:

- ирредентистский национализм – особое направление национализма, когда национальное движение национального меньшинства на той или иной территории борется за воссоединение со своей исторической родиной, присоединение части одного государства к другому;

- имперский национализм – государственный национализм крупной нации, навязывающей свои ценности национальным меньшинствам. В странах со слабой или среднеразвитой экономикой, неразвитой демократией, большим этническим разнообразием и наличием сепаратистских движений национализм служит одним из средств центрального правительства для обеспечения общественного порядка и подчинения граждан своей воле, для сохранения целостности государства под давлением внутренних ил внешних угроз;

- либеральный национализм – форма этнонационализма, предпочитающего сочетание в той или иной пропорции национальных и государственных начал и ценностей в процессах национального возрождения и самоопределения;

- радикальный национализм – ориентирующийся на резкий разрыв ценностей определенного национального меньшинства с ценностями титульной государственной нации, может обретать сепаратистский характер с требованием изменения внутренних границ или создания отдельного “национального” государства;

- реакционный национализм – враждебный к демократическим ценностям, пытающийся всеми средствами сохранить традиционные идеалы авторитарных и религиозных устоев.

несколько моментов, которые способны объяснить рост национализма в глобализирующемся мире:

- во-первых, усиление интернационализации и космополитизации жизни, страх перед неизвестным будущим заставляет людей искать опору в традициях, в том числе и в традиции национального самоопределения.

- во-вторых, н является ровесником и близнецом модернизации мира и теснейшим образом связан с промышленной революцией, урбанизацией, становлением гражданского общества и современного государства.

- в-третьих, национализм - прежде всего социокультурные явление, в известной степени определяющее контуры национального видения мира. Сила национализма как раз и состоит в том, что он органически соединяет индивидуальные социальные и культурные приверженности людей с государством

- в-четвертых, расшатывание в эпоху “осевого времени” провоцирует у людей чувство безродности, вселенского сиротства. При таком положении вещей для многих национализм может оказаться подходящим, а то и последним убежищем. Национализм же несет в себе обещание восстановить привычный порядок вещей

2)Фундаментализм: - крайне консервативное религиозное течение:

- направленное против господствующей в современном мире секулярной идеологии;
- требующее принятия в качестве основы вероучения всего содержания Священного Писания или Корана;
- отвергающее любые попытки критического пересмотра или либеральной трактовки "священных текстов" и устаревших религиозных понятий;
- выступающее против вытеснения священного на периферию общественной жизни, за возрождение сакрального языка и ритуалов.

лат. Fundamentum – основание

И.В. Кудряшова подразделяет фундаменталистские течения на два типа: (а) основанные на авраамических религиях Книги и (б) националистически ориентированные «производные» индуизма и буддизма, в которых отсутствует четкий набор священных канонов[34]. Ни одна из конфессий не свободна от влияния фундаменталистских течений.

Термин «исламский фундаментализм» начинает все чаще применяться со времен исламской революции в Иране для обозначения движения религиозного толка, выступающего против процессов западной модернизации. Исламский фундаментализм провозглашает три основных принципа: исламское единство ради превращения ислама в общемировую силу; введение законов шариата; освобождение Палестины и Иерусалима. В современном исламе суннитского направления фундаментализм выступает в двух ипостасях. Во-первых, это движение за возвращение к истокам веры, которое принято называть салафизмом (от ас-салаф ас-салих — праведные предки, то есть благочестивые раннеисламские авторитеты), иначе - возрожденчество. Во-вторых, движение, условно называемое мусульманским реформаторством.

Становлению иудаистского фундаментализма способствовали такие факторы, как обострение вопроса о критериях причисления к национальному сообществу, проблема сохранения исторической преемственности еврейской общины и активизация процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке после Кэмп-Дэвидского соглашения.

Протестантский фундаментализм - в его основе лежит идущая от XVIII века пуританско-консервативная традиция, а также отношение к американскому государству как к «новому Израилю», от которого зависит спасение других народов. Именно протестантизм, по мнению американского исследователя У. Мида, в основном сформировал национальную идентичность США и до сих пор остается (хотя уже в незначительной степени) религией большинства, а потому оказывает значительное влияние на политику государства.

Католический фундаментализм базируется на идейной традиции контрреволюционной критики мира, возникшего после 1789 года. Важнейшие положения католического консерватизма, направленные против модернизации, были сформулированы в начале ХХ века Папой Пием Х. Идеалом католического государства для католических фундаменталистов выступает «социальное царствование Христа», где церковный закон становится государственным, хотя управление осуществляется представителями светской власти.

Истоки православного фундаментализма кроются в абсолютизации таких исторических культурно-политических традиций, как монархизм, соборность, общинность, стихийный коллективизм. Характерной чертой русского православного фундаментализма является возвышение русской нации и укрепление российской государственности, а также резкие антикоммунистические настроения и неприятие шагов по нормализации отношений между Западной и Восточной церквями. В России существует несколько направлений фундаментализма: для одного из них наиболее значим русский национализм в православной интерпретации, для другого – борьба за чистоту православия.

Возможности для возникновения фундаменталистических движений в индуизме и буддизме гораздо слабее. Это можно объяснить, прежде всего, отсутствием строгой системы священных норм, что не позволяет воспринимать их в качестве социально-политических целей, приоритетным значением самосовершенствования и «факультативным» интересом к политике, отсутствием клерикальной организации. Версии фундаментализма в индуизме и буддизме проявляются скорее в виде культурной исключительности и национализма. Например, в Индии энергично действует «Всемирный совет индусов», который считает своей основной задачей упорядочение различных культов индуизма в целях сплочения индусской общины. А в гражданской войне в Шри-Ланке для сингальских шовинистов буддизм стал знаменем в борьбе против тамилов-индуистов.

Как нам видится ислам - Малашенко  
 
Вопрос о роли религии - мы живем в эпоху «столкновения цивилизаций» (Хантингтон Столкновение цивилизаций?) Россия – государство многонациональное и мультиконфессиональное. Отношение к исламу в российском обществе было и остается двойственным. В России он традиционно ассоциируется в первую очередь с мусульманским Востоком, который хотя и представляет собой нечто экзотическое и загадочное, но является соседом, а значит, «своим». Это чувство усиливается благодаря сложному восприятию соседа западного – Европы. Ощущение того, что Европа «не принимает» Россию, порождает, отчасти в знак протеста, тягу в противоположную сторону. Вместе с тем деление ислама на «свой» и «чужой» сохранилось. Правда, теперь новая официальная идеология именует «чужим» фундаменталистских (ваххабитский и проч.) ислам, который противостоит «нашему» – традиционному, погруженному в дела веры и отвергающему политическую ангажированность. «Внутренняя» ксенофобия неотделима от «внешней». Но, к примеру, антиамериканизм принципиально отличается от исламофобии. Американцев не боятся, их бытовым стереотипам пытаются подражать, им завидуют. Это – своего рода национальный комплекс неполноценности. реальность – это и рост национализма среди мусульманских народов, и вспыхивавшие с конца 1980-х этнополитические конфликты, участники которых апеллировали к исламу. Но самое главное – эксплуатировавший исламские лозунги терроризм с его кровавыми акциями в России, Европе и США. Восприятие исламского мира отягощено воинственной риторикой мусульманских политиков, а также международными проявлениями религиозного фанатизма, которые привлекли всеобщее внимание.

Екатерина Степанова - ИСЛАМИСТСКИЙ ТЕРРОРИЗМ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ:

ГЛОБАЛЬНЫЙ И ЛОКАЛЬНО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ

НОВЫЙ ВЕКТОР ТЕРРОРИЗМА - после 11 сентября увеличилось число терактов на Ближнем Востоке +транснационализация терроризма: В начале XXI в. исламский экстремизм джихадистского типа - роль продолжала расти на локально "региональном уровне в мусульманских регионах, где, впрочем, он нередко сочетался с радикальным национализмом как этносепаратистского (Кашмир, Филиппины, Северный Кавказ и т. д.), так и национально "освободительного типа (Ирак, Палестинские территории).

Возврат в Средневековье? Г.И. Мирский.
 
 
Словосочетание «Новое Средневековье» уже довольно прочно вошло в современный политический лексикон. В основе этого понятия – две взаимосвязанные тенденции. Во-первых, из «темных веков» в наше время словно возвращаются такие явления, как децентрализация систем управления, хаотичность противоборствующих групп власти и экономического влияния. Когда государство теряет способность контролировать локальные, зачастую транснациональные силы Второй, наблюдается отход от общепринятых разумных норм поведения, основанных на признании как верховенства закона, так и фундаментальных, незыблемых моральных ценностей. ХХI век будет эпохой этнических и этноконфессиональных конфликтов. Те глобальные факторы, которые определяли ход мировых событий во второй половине минувшего столетия (в первую очередь холодная война и вечная угроза ее перерастания во всеобщую ядерную катастрофу), ушли в прошлое. Но теперь на первые позиции повестки дня вышли вопросы, связанные с давними ссорами национального и религиозного свойства. Нации, этнические группы, конфессиональные сообщества принялись сводить друг с другом старые счеты. ИСЛАМ И ИСЛАМИЗМ -имам Хомейни в результате «исламской революции» в Иране (1979), провозгласил принцип правления духовных лиц. Иран стал первым теократическим исламским государством современности. убеждение в том, что только возвращение к первоначальному «чистому исламу» может спасти мусульманские народы, их идентичность и духовные ценности от разрушительного сатанинского влияния «растленной и аморальной западной цивилизации», лежит в основе мощного идейно-политического течения, обычно именуемого исламизмом. В Иране, Афганистане, Судане. этот процесс затронул и мусульманские страны со светскими режимами. В Египте, Иордании и других арабских странах, а также в Турции и Индонезии.

Наши рекомендации