Тенденция демократизации мира и внешнеполитическая стратегия США в 1990-х и 2000-х годах.
(демократизация — смена режимов — ВП стратегия США)
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
2 значения понятия демократизации как тенденции развития современного мира:
ü рост количества демократических государств (в мировой политике)
ü развитие демократических институтов и процедур (в политологии)
+ как расширение круга участников международного взаимодействия
Демократический транзит – переход страны к построению демократического государства.
Ступени транзита: (Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер) либерализация, демократизация, консолидация.
(А. Мельвиль) только учреждение и консолидация демократии.
Хантингтон, «Третья волна демократизации» (1991): периодизировал мировую историю с точки зрения развития дем. процессов, ввел понятие «волн» и «откатов».
Волны демократизации:
5.1820-1920
Появилось более 20 демократических государств (по Хантингтону – 29) с парламентской и партийной системами и широким избирательным правом. С приходом фашизма – откат (II half 1920х – I half 40х).
6.середина 1940 – начало 60х
Причина: поражение фашизма в WWII и крушение колониальной системы.
Откат (начало 60х – начало 70х): воен. и авторит. режимы (Греция 1967, Чили 1973).
7.с I половины 1970х
Увеличение количества демократических стран в Европе, LA, Азии и Африке.
Примеры: Греция 1974, Португалия 1975, Гондурас 1982, Бразилия 1985, Россия 1991, ЮАР 1994.
Ф. Шмиттер выделил еще и четвертую волну (события 1989-91 в Восточной Европе).
Факторы демократизации:
32. структурные (независимые переменные): уровень социального и экономического развития, социально-классовые процессы, доминирующие в обществе ценности etc.
33. процедурные (зависимые переменные): личностные особенности политических деятелей, принимаемые решения etc.
Лебедева, факторы:
1) внутренние (процедурные + структурные (роль модернизирующейся элиты + рассматриваемые в социально-экономическом и культурно-политическом контекстах процессы внутренних взаимодействий между ключевыми для целей модернизации группами общества)) –на них преимущественно обращали внимание исследователи. Мельвиль утверждает, что, учитывая процессы глобализации в современном мире, сейчас едва ли не большее значение оказывают внешние факторы (см. ниже)
2) внешние, (особо значимы для третьей волны дем-ции: изменение количества и состава игроков на мировой арене, глобализационные процессы, связанные с ростом взаимозависимости всех участников международных отношений и с размыванием государственного суверенитета, сознательные стратегии международных институтов по стимулированию процессов демократизации в мире.
Нелиберальные/имитационные демократии, гибридные режимы: демократическая форма (институты и процедуры) + недемократическое содержание. Ф. Закария: их все больше.
! к демократизации побуждает международная среда !
Методы демократизации:
1. Идеологические – «Soft power» по Наю, базируется на «привлекательности чьих-либо культуры и ценностей или же способности манипулировать содержанием политических выборов таким образом, чтобы заставить других терпеть неудачу в выражении неких предпочтений, так как эти предпочтения начинают казаться слишком нереалистичными». Ресурсы гибкой власти включают культуру страны, ее политические ценности и внешнюю политику. Последняя является ресурсом гибкой власти лишь в том случае, если проводится в соответствии с разделяемыми в стране ценностями и представляется легитимной другим государствам. Интервенци США в Панаме, на Гаити послужили им на руку, в Косово и Ираке – наоборот. Что касается культуры, то это информационное вещание, фильмы, обучение у себя иностранных студентов, образовательные и иные программы за рубежом, публичная дипломатия.
2. Политические. 2.1 Через международные организации, в первую очередь, путем осуждения недемократических практик и процедур. Либерализация режима как условие вступления в организацию – Копенгагенские критерии для вступления в ЕС: один из критериев - «наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту национальных меньшинств». 2.2 Непосредственное давление на внутриполитический процесс, путем консультирования, финансирования оппозиционных партий и общественных движений, что также может характеризоваться как прямое вмешательство во внутренние дела иностранного государства.
3. Экономические 3.1. ТНК, но важно помнить, что их возможности здесь ограничены, так как они не обладают мобилизационным потенциалом гос-ва, скорее способствуют либерализации экономики, что может привести и к демократизации 3.2Через программы помощи развитию международными организациями, а также посредством оказания экономической помощи отдельными гос-вами, их клубами, или частными кредиторами – Лондонский и Парижский клубы. В целях оказания помощи на саммите тысячелетия развитые государства взяли на себя обязательство выделять 0,7% ВВП. И хотя данное обязательство не всегда выполняется (например, США в 2006 г. выделило лишь 0,11% ВВП) совокупное количество выделяемых средств довольно велико.
4. Военные – США в Ираке. По Примакову: демократизация Ирака по американскому варианту привела к катастрофическим последствиям, среди которых, во-первых, происходящий в настоящее время переход от светского государства к религиозному исламистскому, во-вторых, рост внутринациональной и межконфессиональной розни, сепаратистских настроений и, как ни парадоксально, террористической активности.
КОНЦЕПЦИЯ СМЕНЫ РЕЖИМОВ
Смена режимов в результате гум. Интервенций, которая в свою очередь строится на примате прав человека по отношению к суверенитету. Сторонники гуманитарных интервенций ссылаются на статьи 1 (п.3), 55, 56, в которых государства-члены взли на себя обязательства «предпринимать совместные и самостоятельные действия» для утверждения «всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех».
Гуманитарная интервенция - применение силы или угрозу силой, осуществляемые государством или группой государств за пределами своих границ без согласия страны, на территории которой применяется сила, и направленные на предотвращение или пресечение масштабных и грубых нарушений основных прав людей, не являющихся гражданами этих государств
Основа: Доклад Responsibility to protect, где суверенитет рассматривается как ответственность за защищенность народа от угроз; следовательно, если не в состоянии обеспечить — гум интервенция во благо народа. Преследование полит целей. Обязанность защищать: принципы военного вмешательства
1. Порог справедливости
Военное вмешательство исключит и чрезвыч мера. Оправдания:
A. Фактическая или ожидаемая массовая гибель людей в связи с геноцидом
B. «этнические чистки» путем убийства, принудительного выселения, актов террора или массового изнасилования.
2. Принципы предосторожности
А. Добросовестность намерений.
B. Принцип последнего средства.
C. Соразмерность средств.
D. Разумные шансы на успех.
3. Законные полномочия на вмешательство (Санкция СБ ООН)
Первая смена режима — свержение Милошевича. Примером смены режимы - операция в Ираке США при значительной поддержки ВБ. В Уставе ООН отсутствует положение о возможности свержения политического режима какой-либо страны. Фундаментальной причиной военной операции стало намерение свергнуть режим Хусейна и заменить его другим, который придерживался бы общепринятых норм международного общения и обращения с собственными гражданами. При чем эта задача рассматривалась как начальный этап более масштабного и долгосрочного процесса демократизации и модернизации сего региона Ближнего и Среднего Востока. Основная военная задача состояла в нанесении ударов по политической и организационной структуре страны. Воздушные удары были нацелены на ликвидацию дворцов Хусейна, штаб-квартиры и отделений правящей партии Баас, телевизионным трансляторам, то есть главным образом по политической инфраструктуре режима. После падение Багдада, следующие 3 недели были посвящены подавлению локальных очагов сопротивления в крупных городах, поиску и арестам политического и военного руководства Ирака, выявлению арсеналов ОМУ, а также налаживанию инфраструктуры жизнеобеспечения и гуманитарной помощи. Основные трудности возникли именно на этапе миростроительства. Стало очевидным, что вооруженные силы не подготовлены к выполнению полицейских операций. + межэтнические и межконфессиональные столкновения серьезно затрудняли процесс формирования нового гражданского и политического режима, создания сил безопасности и вооруженных сил страны.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ США В 90Х И 2000Х ГГ (Торкунов)
С окончанием ХВ стратегией США было расширение границ западного сообщества под их эгидой (Разворот НАТО и ЕС на Восток, НАФТА и ВТО). В 1993-95 стратегия «расширения и вовлечения», согласно которой вместо «сдерживания» - распространение зоны своб рынков и демократии. Глобализация рассматривалась как союзник. Основной документ клинтоновской администрации — Стратегия нац безопасности для нового века (1998), «условия, необходимые для здоровой глобальной экономики, одновременно закрепляют и демократические свободы». Однако уже деление на «своих», «потенциально своих» и «чужих» (госва изгои). «Проецирование безопасности» на весь трансатлантический регион. Идея сделать США «страной-скрепкой», которая связывает все основные экономические организации, таким образом поставить США в ключевую роль в центре мира. Однако все-такми Клинтон — это принцип «мягкой гегемонии». Тем не менее, односторонние действия уже начинают появляться, США видят себя в роли «мирового шерифа». (отказ о ратификации конвенции о запрете противопехотных мин 97, киотский протокол98). Принципа «насильственной демократизации» нет, все пропитано духом Фукуямовского конца истории, демократия во всем мире, США только чуть-чуть подтолкнут — и рай на земле.
Большой крен в сторону односторонних действий после 2001г. Два документа — Стратегия нац безопасности 2002 и 2006. Оксана: Джордж Буш-младший декларировал «способность Соединенных Штатов аккумулировать такую мощь, которая сделает враждебную гонку вооружений бессмысленной» (при этом он пообещал международным террористам показать «американскую справедливость»). Три столпа: 1) категорический отказ от того вида релятивизма, который раньше доминировал в дискуссиях о терроризме, и использование категорий добрый-злой, правый-виноватый и т.д. 2) новая концепция терроризма, теперь они не одиночки, а нерегулярные войска тех национальных государств, которые им покровительствовали и их поддерживали(следовательно борьба с ними идет не с помощью полиции и органов внутренней безопасности, а армии и флота).3) отказ от сотрудничества с государствами-пособниками терроризму и поставщиками оружия в ненадежные страны-изгои. НО центральный элемент новой внешнеполитической концепции Вашингтона – это упреждающий/предваряющий/предвосхищающий удар, то есть то, что прежде всегда рассматривалось как крайнее, последнее средство. Доктрина Буша, построенная на принципе односторонних действий, обосновывает право США на нанесение подобного удара, при этом заявлено, что Америка готова применять такую меру в отношении всякого, кто будет сочтен хотя бы потенциально опасным. Доктрина исходит из того, что наступающая сторона имеет несомненное превосходство. По мнению Вашингтона, «демократия может быть экспортным товаром». В 2006 г. добавление: Главные цели политики США в сфере международной безопасности заключались в борьбе с тираническими режимами, а также распространении и укреплении демократий по всему миру. Названы страны «оси зла», диктаторы и тираны (Ким Чен Ир (Северная Корея), Махмуд Ахмадинеджад (Иран), Башар Асад (Сирия), Фидель Кастро (Куба), Александр Лукашенко (Белоруссия), Тан Шве (Бирма) и Роберт Мугабе (Зимбабве). Основным направлением документа 2006 года стала демократизация стран. Тем самым администрация Президента Буша оправдывает вмешательства во внутренние дела других государств, что получило название как американский «интервенционализм»