Давыдов «Нормативность в мировой политике»
Нормативная система международных отношений предполагает, что характер взаимодействия государств обусловлен не их силовым потенциалом, предопределяющим, как считалось, степень их внешнего влияния, а сводом правил (норм) поведения в процессе данного взаимодействия. Эти правила были либо разработаны и приняты мировым сообществом, либо явились результатом исторической селекции, отбиравшей все наиболее жизнеспособное с точки зрения функционирования системы международных отношений. В этом плане нормы на международной арене являют собой свод правил поведения государств во внешнем мире вообще, по отношению друг к другу, в определенных ситуациях (прежде всего конфликтных), равно как и по отношению к проблемам, возникающим между отдельными странами (или их группами), способам решения этих проблем, в частности. Нормы международного поведения, с одной стороны, идут от реальных потребностей международных отношений. С другой – они представляют собой не закон с его неотвратимостью исполнения, а политическое обязательство того или иного государства следовать им, но они должны оставлять какую-то свободу действия для гос-ва, как суверена.
ФЕЛЬДМАН «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ»
Политическая социализация в сфере глобальной политики заключается в умении выработать толерантность к разнообразным культурам и социально-политическим моделям, готовность воспринимать и применять принципы и процедуры, необходимые для функционирования международных институтов и способность сочетать свои частные интересы с этими моделями, институтами и принципами.
К вопросу об этике в МО также относится след.разделение войн (это уже не Фельдман):
Справедливая война ведется для отражения неспровоцированной агрессии в защиту своего отечества, независимости государства и свободы нации. По своему социально-политическому характеру является противоположностью несправедливой войны, которая ведется другой стороной для захвата чужих территорий, навязывания своей воли другим государствам и нациям, для установления политического господства, порабощения определенных наций или с другими агрессивными или реакционными целями. В зависимости от конкретных исторических условий и направленности политики справедливые войны могут перерастать в несправедливые и наоборот. Обе противоборствующие стороны могут вести несправедливые войны, но исключается такая ситуация, при которой обе стороны ведут справедливые войны. Кстати, теория дем.мира говорит о том, что демократии не воюют между собой, но сегодня это не находит подтверждения. Во-первых, войны теперь ведутся по-другому, можно не задействовать стратегические и прочие вооружения, но вести информационную войну. Во-вторых, смотря что считать демократией: Россия и Грузия имеют все атрибуты демократии, но август 2008 – война.
Ник Фоушин. Две теории справедливой войны
Первоначально теория представляла собой конструкцию "государство-против-государства" (nation-versus-nation). Эта теория также подразделяется на две части, одна из которых имеет дело со справедливостью войны (jus ad bellum), другая – со справедливостью в ходе войны (jus in bello), то есть со справедливостью вступления в войну и со справедливостью ведения войны. Обычно формулируют шесть критериев справедливой войны:
1. веское основание для войны
2. критерий крайнего средства
3. критерий соразмерности
4. критерий вероятности успеха
5. добрых намерений
6. легитимной власти
Вестфальский мир и формирование государственноцентричной системы мира.
По Лебедевой
Середина 17 в – междуусобные войны в Европе. Самая масштабная – 30-летняя война. После ее окончания – Вестфальски мир 1648 года. В его основу положена идея национального государства.
Вестфальский мир – 2 договора:
1. Между Священной Римской империей германской нации и Францией (в Мюнстере)
2. Между Св Рим имп гер нации и Швецией (в Оснабрюке - Вестфалии).
Ключевой принцип – принцип национального (государственного) суверенитета. В результате сложилась Вестфальская, или государственно-центристская, модель мира.
Принцип национального суверенитете предполагает, что каждое гос-во обладает всей полнотой власти на своей территории , определяет внутреннюю и внешнюю политику. При этом не предполагается наличие еще какой-либо высшей власти.
Основные характеристики национального государства:
1. Наличие территории
2. Наличие населения, проживающего на данной территории
3. Легитимное управление населением
4. Признание другими национальными гос-вами.
Основа государственно-центристской модели мира – национальные интересы, по которым возможен поиск компромиссных решений. Система МО складывается за счет взаимодействия нац гос-в между собой. Нац гос-ва превращаются в единицу построения политической системы мира, с четким разделением на внутреннюю и внешнюю политику.
Внешняя политика – действия гос-ва и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации нац интересов. Внешняя политика направлена на регулирование межгосударственных отношений.
В рамках Вестфальской модели мира складываются следующие системы МО:
1. Европейский концерт (Венская система МО) – в результате поражения Франции в наполеоновских войнах. Попытки сотрудничества в целях предотвращения новых войн на континенте. Основа – общее согласие наиболее могущественных европейских монархий относительно политического и территориального статус-кво в Европе. (затем наступает захват колоний в конце 19 века и европейская политическая системы распространяется по всему земному шару; в нач 20 века всё более активную роли на международной арене начинают играть Япония, Германия и Италия);
2. Версальско-Вашингтонская система МО (межвоенная) – после Первой мировой войны, создание Лиги Наций, в основе которой идея о коллективной безопасности.
3. Ялтинско-Потсдамская система МО – после Второй мировой войны. Создана ООН – вторая попытка реализовать идею о коллективной безопасности. (После Второй мировой войны мир становится биполярным, противостояние между СССР и США, гонка вооружений, Холодная война, создание военных блоков НАТО 1949 и ОВД 1955). Характеристики: отсутствие мощной правовой базы – уязвимость, биполярность на основе превосходства двух сверхдержав над остальными, конфронтационность, наличие ядерного оружия как особого фактора противостояния, политико-идеологическое противостояние между Западом и Востоком, относительно высокая степень управлемости международных процессов (по Богатурову).
4. Новый мировой порядок – название пока не придумали. Складывается после развала СССР и соответсвенно крушения биполярной системы. (можете вспомнить про Фукуяму и Хантингтона + чем характеризуется: новые акторы МО, однополярность/многополярность, глобализация – стирание границ, новые угрозы – трансграничная преступность и терроризм).