Эволюция отнош. тнк с нац. гос.
Общая тенденция: ТНК создают глобальный рынок, не поддающийся влиянию и контролю со стороны национальных государств. И таким образом, эффективность государственного регулирования экономики уменьшается. Однако нац. гос. и ТНК от конфронтации переходят к модели кооперативного поведения, т.к. ПИИ, осуществляемые ТНК в экономику принимающих стран, рассматриваются как очень важный стимул эк. развития.
Цель ТНК – извлечение прибыли. Даже те из них,что обладают национальной спецификой, могут иметь цели, расходящиеся с интересами государств. Количественный рост ТНК пришелся на 2 половину 20 века и продолжает увеличиваться. Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков. Мощные финансовые рычаги и глобальный масштаб деятельности делает ТНК значимыми самостоятельными акторами на мировой арене.
Значительный рост ТНК пришелся на вторую половину ХХ века, в конце ХХ века их было более 53 тысяч, причем примерно 90% из них базируются в развитых странах северного полушария, но 80% их рабочих мест находятся в развивающемся мире.
Благодаря финансовым, кадровым и прочим потенциалам, ТНК и ТНБ оказывают существенное влияние на политические процессы, активно вовлекаясь во внутриполитические процессы стран, где они действуют и в международную деятельность. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби. Также активность ТНК на международной арене объясняется финансовыми рычагами, которыми они располагают. Так, инвестиции в экономические проекты дают возможность предотвратить эскалацию конфликта. Однако деятельность ТНК имеет и обратную сторону: усиливает расслоение мира по линии «богатый Север- Бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной рабочей силы в странах Юга.
Другие акторы
нередко считают СМИ самостоятельным участником мировых полит процессов связи со спецификой их деятельности воздействовать на общественное сознание, передать инфу по всему миру и т.п.
Старые шпоры (Лебедева пишет только про внутригосударственные регионы, откуда информация про мегаполисы и индивиды точно не знаю)))
Все более активно заявляют о себе внутригосударственные регионы. Они, не будучи субъектами международного права, не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность, но в то же время за ними сохранены внешние связи в области торговли, культуры, науки, спорта и т.п.
Обычно регионы сосредоточивают наибольшую активность в экономической сфере, поэтому порой рассматриваются как аналоги корпораций, которые конкурируют между собой за прибыль. Успех их соперничества зависит от ряда факторов, в том числе от развития инфраструктуры, научно-технического и трудового потенциалов, политики местных властей и т.п. Самостоятельность внутригосударственных регионов в ряде случаев способствует их динамичному развитию за счет привлечения иностранных инвестиций, создания рабочий мест и т.п. Однако здесь есть и свои подводные камни. Неконтролируемая регионализация ослабляет центральные власти, создает опасность неравномерного развития государства, ведет к развитию конфликтных ситуаций (Чечня, Косово). Деятельность внутригосударственных регионов на мировом уровне способна вести к ослаблению демократии в стране. Дело в том, что иными регионами в каких-то государствах могут управлять коррумпированные, авторитарные власти. Их выход из-под контроля центральных правительств в этом случае ведет к усилению негативных процессов на местном уровне.
мегаполисы. Здесь происходит выработка полит курса, работают гос. учреждения, штаб-квартиры МПО, они находятся в центре крупнейших полит событий и процессов, перед ними стоят вопросы терроризма, миграции, национализма, в них сосредоточены фин и эк структуры. Кастельс утверждает, что мегаполисы благодаря современным коммуникационным и информационным технологиям начинают образовывать сетевые структуры.
С правовой точки зрения ни мегаполисы, ни внутригос регионы не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деят-ть, а ограничивают свою внешнюю деят-ть областями эк-ки, торговли, культуры и науки.
Индивид в роли “творца политики” выступает скорее как символ, будь то президент государства или видный политический деятель международного масштаба, как проекция института или группы, которую он представляет. Индивид одновременно принадлежит к нескольким сетям коммуникации, а потому его поведение также направлено на координацию их деятельности и бесконфликтность их совместного развития. Возвращение индивида в теорию международных отношений, прежде всего, связано с публикацией работы Розенау «Мировая политика в движении».
Могут спросить про закон о деятельности НПО в России (статья Карозерса Томаса + новости):
В январе 2006 года Путин подписал спорный закон, который предусматривает ужесточение контроля над действующими в стране российскими и иностранными НПО. В соответствии с ним все НПО должны заранее информировать правительство о каждом запланированном ими проекте. Закон в значительной степени ограничивает свободу действий НПО за счет высоких бюрократических барьеров в области регистрации и отчетности НПО. Наличие многочисленных неясных формулировок в законе открывает дорогу любым злоупотреблениям и произволу властей. Так, организация может быть запрещена, если ее деятельность наносит вред национальному единству и самобытности, культурному наследию и нац.интересам. К тому же, законом запрещается деятельность МНПО в закрытых городах.
Документ являет еще один признак удручающего процесса – постепенного возврата страны к авторитаризму. Катализатором подобного сопротивления, несомненно, стали недавние «цветные» революции в Грузии, Украине и Киргизии, а также широко распространенные подозрения в том, что ключевую закулисную роль в инициировании этих революций сыграли американские организации, такие, как Национальный демократический институт , Международный республиканский институт , «Дом свободы» и Институт «Открытое общество.
Законопроект об НПО вызвал волну недовольства среди российских и зарубежных НПО, демократических партий, официальных лиц стран Запада. Президент США Дж. Буш поднял этот вопрос на встрече в Корее с Путиным. Критические резолюции о законопроекте были приняты Конгрессом США, Советом Европы, Европарламентом. Около пяти тысяч подписей гражданских активистов было собрано под обращением НПО "Нет - ужесточению контроля над гражданским обществом! "
Недавно Медведев признал, что принятое при Путине законодательство об НПО "неидеально" и следует отменить многие ограничения на деятельность НПО. Этот закон привел к тому, что у большой части чиновников сложилось впечатление, что НПО - это враги государства, с которыми нужно бороться.
В этом месяце (в июне) Медведев внесет поправки к закону об НПО в Государственную Думу.
Афонцев: Неправит акторы: 1)транснац бизнес-субъекты: ТНК (реального сектора, финанс сектора, глоб СМИ) и транснац лоббистские стр-ры; 2)глоб ГО, НПО, соц движ, экспертные сети, индивиды (+кримин, соц сети).