Содружество независимых государств
Википедия: СНГ – межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него входят все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств и Туркмении, которая вышла из его состава.
2. Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей).
Википедия:ЕвразЭС было создано Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном на основе Таможенного Союза СНГ. Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этом сообществе, хотя позже премьер-министр Украины В. Янукович в разговоре с В. Путиным заявил, что Украина думает о ЕврАзЭС. Молдавия тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества. Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005, когда начался процесс объединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, и Евразийского Экономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 янв. 2006.
3. Союзное государство России и Белоруссии (конфедеративный союз РФ и Р Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством) Союз организован 2 апреля 1997 на базе Сообщества России и Белоруссии, для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. 25 декабря 1998- подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз.
4. Единое экономическое пространство (формат 4-х) - проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции четырёх государств СНГ — России, Белоруссии, Казахстана и Украины. основой функционирования ЕЭП должны быть принципы свободной торговли: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы без оговорок, исключений и особых статусов. Соглашение предусматривает “формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, согласование таможенно-тарифной и макроэкономической политики, а также выравнивание цен на энергоносители в странах-участницах.
5. Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина — Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003, но создание отложено до 2005. (Об отношении нового руководства Украины к участию в этом объединении государств см. Внешняя политика Украины).
Википедия:ЦАС было создано в 2002. 6 окт. 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕвразЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.
6. ГУАМ — межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Его характерной чертой изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. Инициаторы союза действовали вне рамок СНГ. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) — Кавказ — Европа в обход территории России. В качестве политических причин называлось стремление противостоять намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооружённых сил в Европе и опасения, что это могло бы узаконить присутствие российских вооружённых контингентов в Грузии, Молдавии и Украине независимо от их согласия. Политическая направленность ГУАМ стала ещё более заметной после того, как в 1999 Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ. Вышеуказанные причины обусловили то, что ГУАМ с самого зарождения получал существенную экономическую и политическую поддержку от США, так как цели ГУАМ совпадали с их геополитическими целями.)
Википедия:В "Организацию за демократию и экономическое развитие ГУАМ" в настоящее время (после выхода Узбекистана) входят четыре члена: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на терр-и бывшего СССР организацию, за исключением СНГ.
7. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
Википедия: ШОС состоит из Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась Шанхайская Пятёрка, и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.
8. 2 декабря 2005 было объявлено о создании так называемого Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия.Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».
ОДКБ
Википедия: В ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Узбекистан. Задача ОДКБ координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Дезинтеграция
Различные процессы, ведущие к противоположным по сравнению с интеграцией результатам – распаду гос-в и межд. образований, называются дезинтеграцией. Этот термин также относится к межгос. Отношениям (распад СССР, Югославии). Причем, как пишет Дмитрий Ольшанский, зачастую демократизация порождает дезинтеграцию (Если СССР распался на составлявшие его союзные республики, то эти республики, испытывая, в свою очередь, влияние дезинтеграционных факторов, распадаются на входящие в них национально-территориальные образования и территориально-региональные общности: Молдавия – Приднестровье, Грузия – Абхазия, Россия – Чечня).
Факторы дезинтеграции:
- Национализм, этнические и конфессиональные разногласия, кризис идентичности. Тенденции расширения межэтнических конфликтов, стремление национальных элит к переделу территорий, к большему суверенитету, борьба за власть представляют собой угрозу для территориальной целостности страны.
- Социально-экономические:нежелание более экономически успешных регионов «тащить» на себе остальные, быть донорами.
- Внешние факторы: интересы великих держав
7) Примеры дезинтеграционных процессов в 1990-е годы и их специфика
(Чехословакия, Югославия, СССР)
СССР:возникли этнические конфликты (Грузии с Абхазией и Южной Осетией), движения и организации националистической окраски («Рух», «Саюдис»); народные фронты;
Социально-экономические факторы: общая неэффективность советской системы, инфляция достигала 40%, внешний долг увеличился в 2 раза.
Югославия: дезинтеграция прошла болезненно, целый ряд вооруженных конфликтов (югославско-словенский, сербо-хорватский, боснийский и косовский).
Чехословакия: Распад – 1.01.93. Дезинтеграция прошла мягко, получив название «бархатного развода» (мирным путем): именно этнические, а не чисто экономические, причины привели к распаду государства. Точнее, как и в СССР, только в несравненно меньших масштабах, межэтнические проблемы дестабилизировали экономическую ситуацию в стране и привели её к распаду. Межэтнические трения в республике существовали всегда, поскольку реальная автономия многочисленным меньшинствам в стране так и не была предоставлена.