Основные Теории региональной интеграции.

1. Понятие интеграции. Общее определение (Лебедева) – процесс сближения, объединения на межгосударственном уровне. Интеграция (И) подразумевает:

ü сближение государственных участников (негос акторы не рассматриваются при изучении интеграционных процессов) целиком на основе подписания межгосударственных соглашений с целью сотрудничества в различных сферах, областях и формах.

ü Создание механизмов межгосударственного взаимодействия (институционализация сотрудничества)

Хаас — И — процесс, при котором государства убеждаются в необходимости передать часть своих полномочий, до сих пор однозначно относившихся к национальной компетенции, новому центру, чьи политические институты обладают правовым приоритетом по отношению к бывшим суверенным государствам («жесткая» форма И, однако существует еще «мягкая»)

Типология: Цыганков: 1. следующие основания для выделения видов интеграции: политическая, экон, научно-техническа (по предмету). 2. глобальная, региональная, субрегион И (по геогр принципу).

К.Воронов: сотрудничество и И могут идти «вширь» (увеличение кол-ва участников процесса) и «вглубь» (интенсификация взаимодействия в различных сферах).

Лишь в 20в межгос сотрудничество в широком масштабе стало приобретать постоянные формы. Причины: интенсификация сотрудничества, расширение его свер и развитие действительно интеграционных процессов, которые потребовали создания межгос образований и институтов.

Что побуждает к И:

  1. Наличие общих проблем (вместе решить легче, причем часто только совместными усилиями).
  2. заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния.

Различные теоретические подходы:

Существуют политические и экономические концепции И:

Политические:

1) Т. Федерализма (Спинелли, Фридрих, Элезер) выдвинули на 1 план полит интеграцию (ПИ), полагая, что межгос отношения должны строиться на передачи части полномочий надгосударственным образованиям изначально (акцент на создании полит институтов), для «экономии масштаба», т.е. решение крупных задач с меньшими издержками и создания «демократического начала», из-за множества субъектов и необходимости считаться друг с другом. Процесс И «сверху вниз». В рамках федерализма активно развивалась идея «мирового правительства». Критика – не рассматривали экономическую сторону И и никто не готов был отдать суверенитет

2) Функционализм (Дэвид Митрани) Интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов (гос-ва начнут опасаться за свой суверенитет). Акцент на развитии экон, соц, научно-тех интеграции, которая должна быть изначально. Нужно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показывать получаемые от совместной деятельности преимущества. Сейчас они начали рассматривать деятельность ТНК, которая нередко ведет к экон интеграции (ЭИ) и постепенному «отмиранию» суверенитета.Критика данной схемы: процесс не обязательно идет в поступательном направлении (может быть заторможен); ЭИ не обязательно переходит к политической и тем более военной.

3) Плюралистическая (или коммуникативная) школа (К.Дойч) идея стабилизации системы гос-в-наций, а не ее слома, в отличие от предыдущих теорий. Особая роль — именно государствам. Основная идея — создание «сообществ безопасности», т.е. международных образований из нац гос-в, которые становятся все более «интегрированными» (появление у людей «чувства сообщества» и создание эффективных механизмов мирного принятия решений). Но: рост социальных коммуникаций не обязательно отражается на внешнеполитическом аспекте.

4) Неофункционализм (Хаас) базируется на посылках функционализма, но включает черты федерализма. Концепция «переплескивания spillover» - потребности сотрудничества в соц, эк, культ областях вызывают эффект цепной реакции, т.е. появляется необходимость их координации наднац органами, которые в свою очередь способствуют полит И.

5) Межгосударственный подход (Хоффман) И-явление плюралистичное, но центральная роль госву-нации. Его смысл существования — реализац нац интересеов. 2 формы нац политики- «высокая» (международная безопасность, не являющаяся предметом И.) и «низкая» - экономические отношения и иные деятельности, где как раз и происходит И., которая предоставляет государствам рычаги контроля.

6) Неофедерализм (Пайндер) совмещение идей неофункционализма и важности конституционной стороны вопроса.

7) Концепция политических сетей (Петерсон) — И объединение как совокупность полит сетей, в рамках которых все акторы получают равный доступ к информации и ресурсам — следовательно, заинтересованы в сохранении и углублении И.

Экономические концепции И.:

1) Концепция стадий экономической интеграции (Балаши):5 стадий интеграции по Балаши:

1.Зоны свободной торговли(страны-участники отменяют тамож барьеры и количеств ограничения во взаимной торговли, подразумевается постепенная взаимная отмена пошлин и др ограничений). Т.е. свободное перемещение товаров.

2.Тамож союз: происходит перемещение товаров и услуг по единым тамод тарифам и в соотрветствии с единой внешнеторг политикой по отн к 3им странам.

3. общий рынок: ликвидация барьеров м-ду странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала; разрабьотка политики развития отраслей и секторов экономики, общей для всех участников; формирование общих фондов содействия соц и региональному развитию наиболее отсталых районов, уходящих в интегр объединение.

Т.е. свободное перемещение факторов производства.

4. Экономический и валютный союз: + единая эконом и валютно-фин политика, система межгосударственного регулирования соц-эк процессов.

5. политическая интеграция и создание единых полит институтов.

Критика данной схемы: процесс не обязательно идет в поступательном направлении (может быть заторможен); ЭИ не всегда приводит к политической.

На этом в принципе все, но мне кажется, будет не лишним дочитать прошлогоднюю шпору по И. Для ответа на дополнительные вопросы:

3) «Закрытый» и «открытый» регионализм. Регионализм (по В.В. Михееву) - взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, однако ограничивает сферу действия этих тенденций региональными рамками. Доморенюк: регионализм - формы междунар межгос сотрудничества, реализуемой посредством объединения и интеграционных связей между нациями, расположенными географически близко. Условия: общность нац интересов, схожесть соц-полит систем, сравнимые уровни развития и взаимодополняемость экономик, родственность культур, языков, исторических традиций и религии. Регионализм существует как тенденция регионального развития и как сознательно формируемая цель.

Выделяют две модели регионализма (Р). «Открытый Р» - экономическое развитие и интеграционное взаимодействие стран данного региона в контексте развития мировой экономики, находится в русле экономической глобализации и служит своеобразной предпосылкой, этапом, предшествующим глобализации мировой экономики. ЕС и НАФТА представляют собой типичные примеры такого открытого регионализма (Михеев) «Закрытый Р», напротив, противодействует глобализации и нацелен на

защиту исключительно данного региона от негативных последствий глобализации. Представляет собой расширенную до региональных пределов политику «опоры на

собственные силы». Пример – бывший Совет экономической взаимопомощи. В. Михеев допускает, что именно стратегия закрытого Р стала, наряду с другими факторами причиной краха мировой социалистической системы – оказавшейся неспособной адаптироваться к растущей мировой взаимозависимости. Методология закрытого регионализма по существу есть методология протекционизма (Михеев).

Соотношение глобализации (Г) и интеграции (И)

Из статьи Стреженевой «И и вовлечение как инструменты глобального управления»: Единства по этому вопросу нет. Одни ученые: И - способ ускорить Г. В таких случаях обычно происходит сосредоточение внимания на объективных сторонах Г: ее представляют безликим процессом без субъекта, который просто существует «где-то там», но при этом затрагивает всех и вся. Цель И видится в оказании помощи в деле рационального обретения доступа к благам Г-ии.
Другие: в европейской И усматривают скорее способ «усмиряющего» влияния на Г в ее нынешнем американизованном варианте (типа он наносит неоправданный урон привычным для европейцев формам социальной жизни) и – в силу чрезмерного упора на капитализацию и рыночную гибкость – враждебность инновациям и росту производительности. Интегрированная мощь нескольких государств предстает в роли фактора ограничения «несправедливых» международных политических правил.

Буторина «Интеграция в стиле фанк»: региональнаяИ - модель сознательного и активного участия группы стран в процессе стратификации мира, обусловленной глобализацией. главная общая цель – создание максимально успешной страты, т.е. укрепление позиций объединения в сферах, наиболее важных для данного этапа Г. Задача каждой отдельно взятой страны – обеспечить себе максимально благоприятную стратегическую перспективу. И. позволяет наилучшим образом использовать преимущества Г-ии и одновременно минимизировать ее отрицательное воздействие.

5) Интеграционные объединения:

1. ЕС(Первый шаг – Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Ероп сообщество по атом энергетике (Евратом) + Европ экон сообщество (ЕЭС). 1957 – Римский договор. Особенно интенсивно процессы И после окончания ХВ – 1992 – Маастрихтский договор, создание Шенгенской группы (зоны), облегчивший визовые и таможенные пережвижения внутри Европы, преобразование ЕЭС в ЕС. Европейская И охватывает различные сферы (пол, эк, гуманит), тенденция к расширению участников (сейчас 27 членов). Кризис в Косово дал толков развитию ЕС в области внешней политики и безопасности.5 принципов функционирования институтов ЕС (Буторина и Борко (из Лебедевой)): 1. наличие межгос и наднац институтов; 2. разделение между компетенцией ЕС и национальными институтами; 3. разнообразие типов принимаемых решений (обязательный, рекомендательный характер, свобода в выборе средств их реализации); 4. примат права ЕС над национальным; 5.участие общественности стран-членов ЕС и поддержка их интеграционных процессов.

В рамках ЕС достигнута наивысшая на сегодняшний день степень хозяйственного взаимодействия – сформирована Единый внутренний рынок стран-партнеров, а в рамках 12 стран – создан Экономический и валютный союз.

2. Cевероамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой, где создание ЗСТ товарами дополняется интеграцией в других сферах (либерализация движения инвестиций, услуг и др).

3. Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющий 21 экономику. В его рамках решается задача создания к 2020 году системы свободной торговли и свободного движения инвестиций. Можно также выделить несколько субрегиональных организаций (в частности, АСЕАН), многочисленных перспективных проектов стран-членов АТЭС, включая проект создания в будущем Восточно-Азиатской зоны свободной торговли – своеобразного противовеса Евросоюзу и НАФТА.

Другие примеры: Меркосур (Общий рынок стран Южного конуса) – Цели – свободный обмен товарами, услугами, факторами производства, установление общего внешнего тарифа, координация направлений макроэк политик стран-членов. Входит Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай +Чили (ассоциир член), Боливия (наблюдатель).

Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) – 15 стран; Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ): Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Сауд Аравия; Совет арабского экономического единства (САЭЕ); Восточноафриканское сообщество (ВАС)— таможенный союз стран Восточной Африки.

Интеграционные объединения:

Наши рекомендации