Вопрос 5. Понятие международного режима. Режим нераспространения ОМУ.
I)Понятие международного режима
1)Кто писал- Джон Рагги, Стефан Краснер, Роберт Кохэн, Ф. Краточвил, Дж. Миршаймер, Дж. Най, А. Стейн, Э. Хаас. Изначально изучали либералы, где-то с 80х подключились реалисты. У нас писали Лебедева (она обо всём писала), М.Сафронов. «Современные подходы к изучению МО»
2)Международный режим(МР)–набор принципов, норм, правил и процедур принятия решений, воплощающих согласованную точку зрения акторов применительно к той или иной сфере международных отношений (в области тарифов и торговли, финансовой политики, использования морского дна, космоса). Так же- правила, нормы, принципы и процедуры, структурирующие ожидания международных акторов в отношении поведения друг друга в определенных областях.
3)Для чего придумали.
a)- чтобы четко характеризовать правила, принципы акторов, дабы объяснять их поведение.
b)для создания атмосферы предсказуемости в международных отношениях, в условиях которой государства принимают решения по защите и продвижению своих национальных интересов с учетом интересов других государств
c)устанавливают определенные стандарты поведения, которые помогают государствам оценивать намерения и репутацию друг друга
d)способствуют равноправному информационному обмену, тем самым, увеличивая предсказуемость международного поведения
4)Чтобы отличать МР от других видов сотрудничества (написано у Сафронова) выбрали 2 критерия:
a)Эффективность определяется на основании того, в какой мере участники отношений руководствуются принципами, правилами, процедурами, или, по меньшей мере, насколько они их учитывают; как они реагируют на их нарушение; насколько возможно избежать принуждения для обеспечения соблюдения таких правил; позволяет ли участие в режимном соглашении получать игру с положительной суммой?.
b)Устойчивость режима связывалась с его способностью существовать, несмотря на изменения в расстановке сил на международной арене
5)Трактовки режима (нашел в старой шпоре)-
a)взаимодействие международных акторов в рамках той или иной сферы международных отношений.
b)международные институты, функционирующие по формально определённым правилами → изучение режимов сводится к изучению международных организаций.
c)МР существует когда отношения его стран-участниц регламентируются и не основаны на независимом принятии решений.
6)Виды МР
a)международные эк. режимы (ГАТТ, ВТО, ОПЕК)
b)международные режимы безопасности (ДНЯО, запрещение химич ор.)
c)глобальные/региональные
d)институционализированные/неинституционализир. (ВТО)
II)Режим безопасности и режим нераспространения ОМУ, как один из его примеров.
1)РежБез. Сейчас бывают 2х типов.
a)транспарентности и мер доверия (информационно-коммуникационный обмен, обеспечение открытости и предсказуемости военной деятельности). К мерам доверия в широком смысле относятся любые усилия, направленные на уменьшение неопределенности, которая вызывает напряженность и повышает вероятность конфликтов. К мерам транспарентности можно отнести публикацию национальных военных стратегий и доктрин по вопросам обороны, Регистр обычных вооружений ООН.
b)Ограничительные режимы (режимы нераспространения), предусматривающие запрет или ограничения на определенные виды военной деятельности, производство или применение некоторых видов вооружений и средств вооруженной борьбы.
2)Режим нераспространения ОМУ.
a)(почти всё по учебнику Кулагина + моя аналитичка + старые шпоры)
iОМУ-ядерное, химическое, биологическое оружие. Основными отличительными признаками являются: большая территория действия, чрезвычайно высокая поражающая способность, большое количество жертв, почти полное исключение возможности высокоточного применения
iiНераспространение ОМУ и средств его доставки - комплекс мер полит., эк., правов. и администрат. характера, интересах мира и безопасности и направленных на: недопущение незаконного оборота ОМУ, средств его доставки и связанных с ними материалов, оборудования и технологий, несанкционированной деятельности, которая может способствовать их приобретению, в том числе в террористических целях; обеспечение надежного учета, контроля, сохранности, транспортировки, эксплуатации и утилизации ОМУ.[3]
b)Нераспространение ЯО
iДоговор о запрещении испытаний ЯО в трех средах (ДЗЯИ) от 1963 г (подписали более 100 стран)
iiДоговор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968г, вступил в силу 5 марта 1970 г., продлен бессрочно в 1995 (почти все кроме Индии, Паки, СевКореи, Израиля) Официальная пятёрка ядерных стран. + закреплён порядок отношений между ядерными и неядерными державами. Неядерные державы должны отказаться о разработки и производства (или получения от третьих стран) ядерного оружия. Неядерное гос-во обязано сотрудничать с МАГАТЭ. Также закреплено неотъемлемое право всех гос-в на развитие исследований в сфере мирного использования атомной энергии.
iiiмеханизм многосторонних инспекций МАГАТЭ (с 1957)
ivДоговора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Не ратифицировали многие госва, в частности США
vсоздание субрегиональных и региональных зон, свободных от ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
vi–Негативные гарантии ядерной 5ки- односторонние заявления о неприменении ЯО против неядерных гос-в.
vii1967 –Договор Тлателоко о создании безъядерной зоны в Лат Америке
viii1985 –дог. Раротонга , провозглашающий Южную часть Тихого океана ЗСЯО (зоной свободной от ЯО)
ix1995 – Бангкокский дог. - Ю-В Азия.
x1996 – Дог. Пелиндаба – Африка.
xi1959 – зона южнее 60 градуса южной широты (Антарктика).
xii1967-Дог. о принципах деятельности гос-в по исследованию и использованию космического пр-ва: запрещение размещения ЯО на Луне и других небесных телах.
xiii1971-Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ЯО и других видов ОМУ.
c)Нераспространение Хим оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения хим. оружия и о его уничтожении (КХО) - принята 1993, вступила в силу в 1997 году. Полностью запрещает этот вид ОМУ. Гос-ва обладающие таким оружием должны были уведомить остальных о своих запасах и уничтожить эти запасы. Планировалось полностью ликвидировать все запасы к 2007 году, однако дело это дорогостоящее, так что к 2004 году было ликвидировано лишь 12% запасов ХО, поэтому сроки ликвидации продлили до 2012. Для наблюдения за этим процессом была создана Организация по запрещению ХО (ОЗХО) - штаб квартира в Гааге. К КХО присоединились 162 страны.
d)Режим нераспространения бактериологического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) - 1972 год.Имеет ряд недостатков. Участники КБТО сохранили за собой право вести исследования в области защиты от БТО - что подразумевает сохранение определенного набора боевых биоагентов. Была попытка заключения дополнительного протокола к КБТО, призванного определить функции будущей Организации по запрещению биологического оружия, однако в связи с 9/11 и рассылкой спор сибирской язвы Вашингтон ужесточил требования к этому документу - в 2001 году эта попытка провалилась. Вывод: режим нераспространения БТО - самый слабый.
e)Режим контроля над ракетными технологиями1987 год – учрежден Режим контроля над ракетными технологиями (РКРТ) -нераспространение средств доставки ОМУ. Нельзя передавать баллистические ракеты весом более 500 кг и дальности полета более 300 км. Ранее это касалось ракет, способных нести только ядерные боеголовки, сейчас распространяется на все виды ОМУ. По состоянию на 2005 год к РКРТ присоединились более 30 стран (РФ в 1995). Однако ряд стран сами разрабатывают средства доставки ОМУ - Иран, КНДР, Индия и Пакистан – и здесь РКРТ неэффективен.
f)Режим экспортного контроля - с его помощью осуществляется практическая реализация мер по недопущению передачи государствам или негосударственным акторам материалов, технологий и информации, которые могут быть использованы для создания ОМУ, средств его доставки, а в отдельных случаях и обычных вооружений. Существуют два уровня этого режима - национальный и международный - в РФ национальный режим поддерживает закон “Об экпортном контроле” 1999 года с изменениями в 2005 году.
i1971 год - Комитет ядерных экспортеров (Комитет Цангера), который выработал единую систему (правила, процедуры, определения) экспортного контроля и систему взаимного информирования в этой области. Эти правила распространяются только на членов ДНЯО.
ii1975 год - Группа Ядерных Поставщиков, куда вошли основные развитые страны, в том числе и не-члены ДНЯО. Результат работы - жесткие “Руководящие принципы для ядерного экспорта”. В 1992 году в Варшаве ГЯПом были приняты решения для предотвращения новых угроз. При поставках ядерных материалов в неядерные страны теперь должны предоставляться гарантии МАГАТЭ, ужесточены правила ввоза технологий и материалов двойного назначения.
iii1985 года Австралийская группа государств проводит ежегодный мониторинг распространения ОМУ-технологий и технологий двойного назначения - Австралийская группа - единственная организация по экспортному контролю, в которую не входит РФ.
3)Проблемы режима нераспространения
a)Корея (вступила в ДНЯО в 1985. В 1993 заявила о выходе из ДНЯО. Кризис. «Рамочные соглашения» КНДР-США. КНДР: сворачивает ядерную программу и остается в ДНЯО, а США обязываются построить 2 ядерных реактора на легкой воде и ежегодно поставлять 500 тыс. тонн нефти. 2003 – второй кризис. КНДР обвиняет США в невыполнении «рамочных соглашений» и заявляет о выходе из ДНЯО. Заявляет о разработках ЯО. Переговоры в рамках 6-ки (КНДР, США, Корея, КНДР, РФ, Япония) безрезультатны. 2005 – заявление о наличии ЯО. На переговорах был достигнут консенсус, но заявление со стороны США о том, что КНДР – «криминальный режим», все пустило насмарку. 2006 – произведен ядерный взрыв. 29 на прошлом экзамене последние испытания)
b)Иран (возобновил прекращенную после исламской революции ядерную программу в конце 80-х. Опирается в основном на собственные силы. Особенно активизируется в 2005-2006 годах. Заявления о возможности выхода из ДНЯО. Агрессивные высказывания в адрес Израиля и США. РФ и КНР – за мирное решение вопроса через МАГАТЭ, США, Великобритания, Франция – не исключают силовых действий. 2006 – СБ ООН вводит санкции. Имеет ракет по крайней мере среднего радиуса действия)
c)Израиль. 1970 произвел яд устройство, но формально не признает и не отрицает наличия у него ЯО. В ДНЯО не входит.
d)Индия+Пакистан.
i1974 – Индия произвела ядерные испытания. Официально признала наличие ЯО только в 1998 году.
ii1998 – Пакистан провел испытания.
iiiОму-терроризм. распространение ОМУ в неблагополучные страны способствует приобретению оружия террористами. Сами они производить не могут (кроме отравляющих веществ), но могут купить. + могут захватить власти в ядерной стране, взорвать АЭС. Угроза осложняется невозможностью влияния стандартными средствами сдерживания, поскольку терроры не являются субъектами международного права. Примеры-
· использование химического оружия террористической группировкой «Аум Синрикё» в 1994 году в Маттцумото и в 1995 году в Токио, или применение этой же организацией распылителей спор сибирской язвы в 1990 и в 1993 году.
· Возможно применение террористами радиологического оружия - т.е. взрывных устройств начиненных радиоактивными элементами (1995 году боевики Басаева, заложили кассеты с радиоактивным цезием в Измайловском парке Москвы)
4)Новые подходы к нераспространению
a)1993 – Программа Нанна-Лугара (Программа совместного уменьшения угрозы) США-(РФ, Украина, Грузия, Казахстан, Белоруссия). Разоружение и физическая безопасность.
b)2002 – на саммите G8: «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов МУ»: приоритетные задачи: РФ ликвидирует хим. оружие, утилизирует реакторы выведенных из эксплуатации подлодок (гам дают за это бабки). Позже к «Глобальному партнерству» присоединились Австралия, Н.Зеландия, Ю.Корея и др. В перспективе: Украина, Ирак, Ливия, Албания – как получатели.
c)Активное нераспространение
i2003 год - Инициатива по безопасности в борьбе с распространением (ИБОР). Инициатива Буша-мл. Предусматривает активные меры по перехвату поставок, наложению санкций и наказаний за распространение. Обмен разведданными и ваще полный беспредел в международных и национальных водах и воздушном пространстве. Все это называется выявление, предотвращение и пресечение незаконного оборота ОМУ-материалов.
iiрезолюция 1540 (2004 год) “По нераспространению ОМУ в целях борьбы с терроризмом”. Создание комитета СовБеза ООН по этим вопросам. Противодействие черному рынку технологий и материалов ОМУ.