Функции и ресурсы местного самоуправления.
Ответственность органов местного самоуправления (неблагоприятные правовые последствия за принятые противоправные решения, за ненадлежащее осуществление своих задач и функций):
1) Органы местного самоуправления не должны нарушать Конституцию РФ, законодательство РФ, конституции республик и законодательство республик, правовые акты других субъектов РФ. В случае, если суд признает несоответствие деятельности органа местного самоуправления вышеперечисленным законодательным актам, это может послужить основанием для рассмотрения законодательным органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления и одновременном назначении новых выборов.
2) Представительные и исполнительные органы местного самоуправления несут ответственность перед населением данной территории, физическими и юридическими лицами.
3) Несут ответственность перед предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами, если им нанесен ущерб в результате решения или действия (бездействия).
Финансовые ресурсы местного самоуправления:
Бюджет – система экономических отношений, посредством которых на основе заранее составленного плана собирается и используется фонд денежных средств, принадлежащих уполномоченному в соответствии с законом органу.
Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:
1) наличием собственных источников доходов;
2) правом использовать и расходовать бюджетные средства;
3) правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или в твердой фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в местный бюджет.
Регулирующие доходы – доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в местный бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей.
Дотация – сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета.
Субвенция– сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующей территории.
В доходы местных бюджетов зачисляются:
-местные налоги, сборы и штрафы (с физических лиц, земельный, регистрационный сбор с предпринимателей, на рекламу, на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордеров на квартиру и другие);
-отчисления от федеральных налогов;
-финансовые средства для реализации отдельных государственных полномочий;
-поступления от приватизации, аренды, местных займов и лотерей;
-часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
СРАВНЕНИЕ: В Италии местные поступления составляют меньшую часть бюджета. Они образуются за счет налогов на рекламу и пошлин на общественную информацию, налогов на собак, платы за пользование общественной территорией. Центральное правительство Италии предоставляет помощь в виде дотаций и целевых субсидий.
Таблицы по теме «ГОСУДАРСТВО И УПРАВЛЕНИЕ».
Таблица «Функции государства»
ВНУТРЕННИЕ | ВНЕШНИЕ |
Консолидация общества | Защита интересов общества на международной арене |
Регулирование экономики | Оборона страны или экспансия |
Защита политической системы | Взаимовыгодное сотрудничество |
Поддержание общественного порядка | Участие в решении глобальных проблем |
Создание и реализация законов | Миротворческие акции |
Духовно-идеологическая деятельность | |
Регулирование социальных отношений |
Таблица «Теории возникновения государства»
ТЕОРИЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
Теологическая | Государство обладает Божественной силой. |
Договорная (конвенциональная) | Сила разума, сознания. Государство как общественный договор граждан. Делегирование правителям полномочий в вопросах организации общественной жизни и обеспечения мира и выживания. Теорию разрабатывали Ж.-Ж. Руссо, Платон, Полибий, Цицерон, Локк, Спиноза, Кант, Радищев).. |
Психологическая (Левиафана) | Факторы психики человека. Страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Государство – монстр, который контролирует враждебность и агрессивность, сдерживает их путем создания репрессивного аппарата. Т. Гоббс. |
Органическая | Биологические факторы. Аналогии государства с организмом, особая забота о целостности (Спенсер, Платон, Шефле). |
Теория насилия | Военно-политические факторы. Государство появляется в результате захвата одним народом других. Разделение на управляемых и управляющих соответствует делению на захватчиков и порабощенных. |
Национальная | Государство как универсальный механизм реализации «коллективного духа нации». Реализация национальной идеи, приоритет государственных интересов нации и народа. Джузеппе Мадзини – итальянский революционер 19 века, вождь национально-освободительного движения. |
Классовая (марксистская, материалистическая) | Социально-экономические факторы. Разделение труда, развитие производства, появление имущественной и социальной дифференциации привели к появлению классов. Государство – орудие реализации интересов экономически господствующего класса. |
Реалистическая | Государство отвечает принципам системного бытия людей, примат универсального над индивидуальным. Личность – продукт общественных отношений (Аристотель, Конт, Маркс) |
Таблица «Способы и формы управления государством»
НАЗВАНИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Софократия | Правление ученых |
Теократия | Форма правления, в которой вся полнота власти в государстве находится в руках главы церкви и духовенства (например, Ватикан). |
Технократия | Власть технических специалистов (технократов), а также идейно-теоретическое обоснование этой власти, тип политического режима, в котором технократы занимают доминирующее положение. |
Тимократия | По Платону, одна из отрицательных форм государства, основанная на правлении честолюбцев. |
Тирания | Форма государственной власти, устанавливаемая насильственным путем и основанная на единоличном правлении (впервые возникла в греческих полисах в 7-6 вв. до н.э. |
Плутократия | Государственное устройство, при котором власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества. |
Охлократия | В учениях Платона и Аристотеля, господство толпы, временное доминирование в политической жизни общества «массы». |
Олигархия | Политическое и экономическое господство, правление небольшой группы людей, а также сама правящая группа. |
Меритократия | Власть наиболее одаренных и достойных, одна из элитарных концепций, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги в осуществлении политической власти и социального управления. |
Идеократия | Власть идеи и идеологии, правление идеологов, которые подчиняют своими идеями сознание большинства населения. |
Автократия | Система управления обществом, государством, при которой одному лицу принадлежит исключительная и неограниченная верховная власть (монарх, царь, феодальный князь). |
Абсолютизм (самодержавие) | Абсолютная власть монарха, деспотическая форма правления, основывающаяся на произволе правителя, при которой достигается неограниченная степень централизации государственной власти. |
Деспотия | Крайняя форма тирании, абсолютное и беззаконное господство. Власть, базирующаяся на полном подавлении, физическом или психологическом (правление римского императора Нерона многие считают деспотией). |
Полития | По Аристотелю, наиболее сбалансированная из всех правильных форм правления, которая сочетает в себе сильные стороны аристократии и демократии. |
Республика | Форма правления, при которой высшая власть принадлежит избранным на определенный срок представительным органам и при которой отсутствует институт правящей династии |
Аристократия | Форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. По Аристотелю, одна из трех правильных форм правления. Аристократическими государствами были Спарта, Карфаген, средневековая Венеция, Новгородская республика. |
Геронтократия | «Власть стариков», принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим |
Монархия | По Аристотелю, власть одного, вариант правильной формы правления. |
Демократия | По Аристотелю, власть народа, захваченная в результате мятежа и основанная на невежестве – неправильная форма правления. |
Анархия | Уничтожение государства и замена всех форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. 4 основных направления: Индивидуалистическое – идея абсолютной свободы человека (М. Штирнер «Единственный и его собственность» 1845г. – сведение организации общества к «союзу эгоистов»); Мютюэлистское – идея «свободного договора», создания безденежного эквивалента обмена товарами между всеми членами общества (Д. Уоррен, Б. Такер, П. Прудон); Коллективистское – уничтожение государства революционным путем и построение общества, основанного на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда (М. Бакунин); Коммунистическое – переход к федерации свободных коммун путем уничтожения государства и частной собственности (П. Кропоткин). |
Таблица «Типология государств»
ОСНОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ | ТИПЫ ГОСУДАРСТВ | |
Форма правления | Монархия | Абсолютная |
Конституционная (ограниченная) | ||
Дуалистическая | ||
Республика | Президентская | |
Парламентская | ||
Полупрезидентская (смешанная) | ||
Приоритетные функции | Военное (полицейское) | |
Правовое | ||
Социальное | ||
Административно-территориальное устройство | Унитарное | |
Федерация | ||
Конфедерация (если остается государством) | ||
Социально-экономическая природа | Рабовладельческое | |
Феодальное | ||
Буржуазное (капиталистическое, империалистическое) | ||
Социалистическое | ||
Устойчивость политической жизни | Стабильное | |
Неустойчивое | ||
Политический режим | Тоталитарное | |
Авторитарное | ||
Демократическое |
Комментарии к таблице:
Среди политологов нет единого мнения по поводу выделения такой формы государства как конфедерация. Часть ученых считает, что это союз государств, который не может считаться единым государством (например, Европейское сообщество). С другой стороны в истории можно встретить конфедеративные государства, которыми первоначально были Соединенные штаты Америки, а также кантоны в Швейцарии.
По классификации на основе сложившегося политического режима появился новый подход, делящий все страны на демократические и недемократические, а внутри последних в дальнейшем уже ведется более детальное разделение.
Наконец, относительно новым является и выделение дуалистической монархии, которая представляет собой соединение признаков абсолютной и конституционной монархий, сбалансированную власть правителя и представительного органа.