Религиозные аспекты американского мессианизма
Откуда же вообще возникла эта идея о мессианстве американцев и их особой роли в мире? Начиналось все вполне безобидно, более того, основным двигателем американских переселенцев была религия.[28] По крайней мере, в начале. Собственно говоря, американский мессианский проект появился намного раньше самих США и американской концепции демократии, которую США до сих пор преподносят как самую передовую.[29] Религиозное мессианство появилось в Америке с первыми переселенцами, среди которых выделялись пуритане. Именно из пуританизма выросла идея «особой миссии»[30] США. К моменту появления пуританизма в Европе утвердился христианский католицизм. Католические священники ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно осуждали и карали еретиков.[31] Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах инквизиции. Жестокий фанатизм и активная агрессивность католицизма, опирающегося на строгую иерархическую централизацию власти во главе с Римским Папой, вызывали недовольство государей Европы и нараждающейся буржуазии. Это привело к росту антиклерикальных сил, особенно в сфере культуры. Наступила Эпоха Возрождения. В лице своих гениев (Данте, Рафаэль, Коперник, Галилей, Леонардо Да Винчи и пр.) Ренессанс в конце концов опрокинул церковный закон, противоречащий научной мысли и человеческому прогрессу. Именно Ренессанс способствовал реформации церкви, в результате чего возник протестантизм.[32] Реформация свелась к пересмотру основ католицизма. Ее лидеры – Лютер и Кальвин,-резко выступали против догмата о непогрешимости Папы, практики продажи индульгенций, дороговизны и пышности богослужения, а также против преувеличения роли церкви в качестве посредника между человеком и Богом. Провозглашалось право каждого свободно читать и изучать Библию. Призывы к строгости и скромности служителей церкви импонировали к зарождающемуся классу буржуазии. Времена тотального контроля церкви над умами и духовной жизнью людей прошли. Именно тогда возникло движение пуритан.[33] Английские пуритане (от лат. «puritas» - чистота) требовали «очищения» организаций и обрядов церкви от остатков католичества, проповедовали буржуазный аскетизм, строгую деловую жизнь без излишеств и бережливость как высшую добродетель. В основной своей массе, английские пуритане были малообразованными людьми, весьма далекими от идейно-возвышенного восприятия мира и религии. Глубокие метафорические образы, навеянные религиозностью, особенно в процессе отрешенной от жизни молитвы, и других обрядов церковного богослужения, были непонятны и чужды пуританам. Все это они отрицали, как мистику.[34] Как люди недалекие, они интуитивно отвергали все, что не могли осмыслить на каком-то уровне. И требовали предельного упрощения всего во всех аспектов жизненного уклада. Именно в силу этого, для пуритан становится характерной особая, прямая интерпретация Священного Писания, а так же максимальное упрощение религиозных обрядов. Пуритан раздражала пышность, а стало быть, и дороговизна богослужений. Прагматизм и рационализм, доведенные до крайних форм, были присущи пуританам и в повседневной жизни, где они, как правило, выполняли несложную однообразную работу, но старались делать это основательно и аккуратно. Отсюда их традиционная бережливость, переходящая в скупость. По своему мировоззрению пуритане оставались глубоко религиозными людьми, хоть и воспринимавшие религию в упрощенном, с точки зрения традиционных форм христианства, виде. По мнению самих пуритан, именно их восприятие религии возвращает человека к первоистокам. На уровне своего понимания предназначения человека, пуритане объединили материальное благополучие и религиозность, которые до тех пор в явном и неявном виде, но были разделены в Европе. Именно здесь была заложена и воплощена дальнейшими потомками колонистов традиционная тяга американцев к предпринимательству. Все эти черты пуритан – аскетизм, как религиозный, так и повседневный, а так же их стремление непременно все изменить во всех сферах жизни Англии, нравилось далеко не всем. Особенно много недоброжелателей пуритан было среди приближенных короля и представителей высшей церковной власти. Наиболее радикальные пуритане пытались восстать против короля и подвергались суровым репрессиям. Для них реформы церкви не закончились, конфликты с церквью и светской властью продолжались, причем пуритане осуждали порядки не только в Англии, но и во всем Старом свете. Поэтому отъезд большого количества пуритан из Англии в Новый свет выглядел вполне логичным. Их целью стало построение совершенно нового общества – лишенного недостатков Старого света как в религиозном, так и в светском отношении.[35] В 1620-м году переселенцы обозначили в числе целей распространение христианской веры и создание справедливых и равных для всех законов. Пуританские «отцы-пилигримы» уже видели себя новым избранным Богом народом, новым Израилем, они были убеждены в том, что Северная Америка была им дарована Всевышним. Пуританизм в то время, безусловно, весьма подходил колонистам в качестве новой идеологии. На новом месте, далеком от оставленной навсегда родины, помощи ждать было не от куда, рассчитывать необходимо было только на себя. Чтобы прокормиться, необходимо было работать не покладая рук, и при этом не забывать об обороне, поскольку стычки с индейцами являлись, как правило, повседневными. Пуританизм воспитывал в жителях американских колоний трудолюбие, рационализм, бережливость, культ предпринимательства и религиозность, основанную на протестантизме. Религиозное мышление колонистов рассматривало зарождающееся государство как дар Всевышнего, а самих себя – как избранный народ, прибывший на этот континент для исполнения Божьей Воли. В началеXVII на территории Северной Америки уже были поселения, в колонизации участвовали Португалия, Испания, Голландия, Франция и, конечно, Англия, поставившая в Новый свет наибольшее количество переселенцев. Шло время, мечты колонистов из числа английских пуритан о построении нового справедливого общества, довольно быстро стали трансформироваться в другие лозунги.[36] В этот период Северная Америка была заселена индейцами и эскимосами, общей численностью до одного миллиона человек. Коренные жители встретили волну колонистов без особого восторга. Начался нескончаемый период войн. Время шло, индейские племена уничтожались или вытеснялись в мало пригодные для жизни районы. А колонисты, очистившие значительные площади от коренного населения, обустраивались и развивали сельское хозяйство и зачатки промышленности. Англия, в качестве метрополии, ревниво следила за успехами своих недавних граждан.[37]