Глава 26. экологические преступления 5 страница

Если нарушение правил охраны и эксплуатации недр допускает лицо, использующее свои служебные полномочия, то при наличии состава преступления против службы содеянное квалифицируется по ст. 255 и по ст. 201 или ст. 285 УК РФ по совокупности.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, выдавшим лицензию.

Нарушение при незаконном использовании недр режима особо охраняемых геологических объектов при наличии признаков состава преступления влечет ответственность по ст. ст. 255 и 262 УК РФ по совокупности.

Драгоценные металлы и драгоценные камни согласно указанным Закону РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Закону РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" <1> (с послед. изм.) более не являются валютными ценностями. Российской Федерации и ее субъектам принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства. Договоры заключаются в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, аналогичных государственных фондов субъектов РФ (ст. 6 Закона РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"). Лицо, незаконно добывающее эти полезные ископаемые с целью последующего совершения сделок с ними в нарушение действующего законодательства РФ, помимо ст. 255 УК РФ, подлежит ответственности за приготовление к совершению незаконного оборота драгоценных металлов или природных драгоценных камней (ст. ст. 30, 191 УК РФ), а при совершении таких сделок либо хранении, перевозке, пересылке драгоценных металлов или драгоценных камней - по ст. 191 УК РФ.

--------------------------------

<1> ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2542.

Нарушение правил безопасности горных работ, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб, влечет ответственность по ст. 216 УК РФ.

Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

Комментарий к статье 256

Объектом преступления являются общественные отношения по рациональному использованию и охране водных биологических ресурсов.

Предмет преступления - водные биологические ресурсы: рыбы, другие водные животные, а также промысловые морские растения (например, морская капуста - ламинария). К другим, помимо рыб, водным животным относятся морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы. Водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, белые медведи и др.) к водным животным по смыслу ст. 256 УК РФ не относятся. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота.

Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи - морские котики и морские бобры (иные названия - каланы, морские выдры, камчатские бобры).

Предмет преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ, образуют только водные животные и растения, находящиеся в природной среде в естественном состоянии. Рыба или иные водные животные, выращиваемые рыбозаводами, рыбхозами, колхозами и иными хозяйствующими субъектами в специально устроенных или приспособленных водоемах, рыба, добытая этими организациями или хотя бы и находящаяся еще в сетях и иных ловчих устройствах, может быть предметом хищения чужого имущества, так как в этих случаях предмет посягательства обособлен трудом добытчика от естественной природной среды и приобрел качество товара (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения") <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 1999. N 1.

С объективной стороны преступление выражается в незаконной добыче (вылове), если это деяние совершено при наличии хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 256 УК РФ признаков.

Незаконной признается добыча (вылов) без разрешения, в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.

Содержание признаков состава преступления в законе не раскрыто, поскольку диспозиция комментируемой статьи имеет бланкетный характер. Для их установления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок добычи водных биологических ресурсов. К числу основных из них относятся:

Конвенция о биологическом разнообразии <1>; Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <2> (с послед. изм.), от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <3>; от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <4>; Правила охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденные Приказом Минрыбхоза СССР от 30 июня 1986 г. N 349; Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 (в ред. от 14 декабря 2004 г.) <5>. К таким нормативным актам также относятся: Постановление Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 г. N 3799-1 "О ратификации Конвенции о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана" <6>; Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 852 "О правилах, сроках и перечнях запрещенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" <7>; Приказ Федерального агентства по рыболовству РФ (Росрыболовство) от 1 сентября 2008 г. N 131 "Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" <8>, нормативные акты субъектов Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2254.

<2> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

<3> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

<4> СЗ. РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270.

<5> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3896; 2004. N 51. Ст. 5188.

<6> Ведомости РФ. 1992. N 47. Ст. 2667.

<7> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3750.

<8> РГ. 2008. 24 сент.

Добыча (вылов) водных биологических ресурсов производится без надлежащего разрешения, когда она осуществляется без лицензии на право лова рыбы или добычи морского зверя, договора на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добычи морских растений.

Добычей без разрешения считается также лов: с просроченным разрешением; не тем лицом, которому оно выдано; рыбы и иных животных, запрещенных к вылову, либо сверх количества, указанного в разрешительном документе, с нарушением условий, указанных в разрешительном документе.

Добыча в запретное время выражается в том, что она производится тогда, когда всякое рыболовство или добывание животных и растений запрещено, или в сроки, запрещенные для добычи определенных видов и в конкретных водоемах.

К недозволенным местам относятся прежде всего такие особо охраняемые территории, как заповедники, заказники, лежбища морского зверя, охранные зоны.

Недозволенными являются орудия, способы, приемы массового истребления водных животных.

Местом совершения преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, являются только воды, входящие в территорию РФ (см. комментарий к ст. ст. 250, 252 УК РФ).

Добыча рыбы и иных морских животных в водах открытого моря регулируется нормами международного права.

За ведение незаконного промысла рыбы или иных водных животных в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК РФ.

Местом совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море, а также запретные зоны, отведенные для размножения и обитания котиков и морских бобров (специальные заповедники, лежбища морского зверя и т.п.).

Правилами охраны и промысла морских млекопитающих промысел котиков ограничен, а каланов запрещен повсеместно.

В тех случаях, когда котики и морские бобры незаконно добываются в пределах территории РФ, имеет место конкуренция общей (ч. 1 комментируемой статьи) и специальной (ч. 2 комментируемой статьи) норм и применяется последняя. Если эти животные добываются в открытом море, то конкуренции норм не будет, поскольку действие ч. 2 комментируемой статьи распространяется на эти районы, а ч. 1 комментируемой статьи - не распространяется.

При решении вопроса, является ли ущерб крупным, судам необходимо исходить из стоимости, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, нанесенного растительному и животному миру (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

Как показывает обобщение судебной практики, экологический вред, как правило, не учитывается. Суды исходят в основном из стоимостного и количественного критериев, что искажает истинные размеры причиненного природной среде ущерба и квалификацию содеянного.

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам независимо от возраста и веса водных обитателей. Таксы периодически пересматриваются. Действующие в настоящее время были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 "Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов" <1> (в ред. от 10 марта 2009 г.).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; 2000. N 39. Ст. 3972.

Правительство РФ 18 августа 2008 г. приняло Постановление N 625 "Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным" <1>. Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3934.

Вместе с тем ст. 1 названного Постановления Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих в единицах голов - как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть Постановление относит порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие, и руководствоваться в случае причинения крупного ущерба, нанесенного в ходе незаконного любительского или спортивного рыболовства, на наш взгляд, необходимо указанными выше таксами.

Под применением самоходного транспортного плавающего средства понимается использование его как орудия в процессе лова рыбы, добычи зверя, заготовки промысловых морских растений, а не исключительно в качестве средства доставки добытого, перевозки браконьеров к назначенному месту.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 19 Постановления от 5 ноября 1998 г. N 14 разъяснил, что орудия, с помощью которых совершались вылов рыбы, отстрел зверей, порубка деревьев и т.д., а также использовавшиеся при этом транспортные, в том числе плавучие, средства, принадлежащие виновным, рассматриваются как вещественные доказательства и могут быть изъяты в случае умышленного использования их самим осужденным либо его соучастниками в качестве орудия совершения преступления (ст. ст. 81, 115 УПК РФ).

Способы массового истребления ведут к уничтожению водных животных и растений в больших количествах, их калечению, гибельно действуют на всю биофауну, зачастую небезопасны они и для людей. К способам массового истребления относятся: применение электротока, химических веществ, включая яды, взрывчатых веществ; лов рыбы гоном, багрением, при помощи бряцал и ботания, с применением огнестрельного или пневматического оружия, сетями (в некоторых регионах Российской Федерации их применение разрешено); заграждение протоков или добыча промысловыми организациями морского зверя на плаву огнестрельным оружием; применение крючковой снасти типа перемета, ахана и др.

О понятиях особо охраняемой территории, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации см. комментарии к ст. ст. 247, 250, 262 УК РФ.

Преступление считается оконченным с момента начала добычи (вылова) водных биологических ресурсов независимо от того, были ли фактически добыты рыба, иные водные животные или морские промысловые растения либо нет. Состав преступления формальный.

Исключение составляет незаконная добыча водных животных и растений, повлекшая причинение крупного ущерба. Здесь состав преступления материальный, следовательно, между действием и его последствиями необходимо установить причинную связь.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи водных животных или промысловых морских растений и желает совершить эти действия; в случае причинения крупного ущерба - осознает общественную опасность указанных действий, предвидит возможность или неизбежность наступления крупного ущерба и желает наступления этих последствий. Среди мотивов совершения преступления преобладают корыстные (более 50%).

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект общий. Действия работников органов рыбоохраны, промысловых организаций, органов власти, использующих свое служебное положение для занятия незаконной добычей (выловом) животных и растений вод, надлежит квалифицировать только по ч. 3 комментируемой статьи (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14). Здесь субъект преступления специальный.

О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК РФ.

Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Комментарий к статье 257

Предусмотренное ст. 257 УК РФ преступление причиняет вред отношениям по охране водных биологических ресурсов как части природной среды от истребления при осуществлении хозяйственной деятельности. Указанные отношения и являются объектом рассматриваемого преступления.

Предмет преступления - водные биологические ресурсы. В данном случае это не только рыбы различных видов, включая молодь (рыбные запасы), но и иные водные животные (раки, крабы, организмы "сидячих" видов, водные пушные млекопитающие и др.), а также кормовые запасы (организмы животного происхождения и водная растительность) рыб и других водных животных.

Под правилами охраны водных биологических ресурсов следует понимать обязательные для исполнения нормы природоохранительного, природоресурсного и иного законодательства, направленные на обеспечение сохранности водной фауны и флоры.

Следует подчеркнуть, что хотя по тексту ст. 257 УК РФ речь идет об охране водных биологических ресурсов, но по содержанию правила их охраны много шире, так как охрана этих ресурсов подразумевает и охрану животных, мест их обитания, водной растительности, кормовых организмов, образующих кормовые цепи, и т.п.

К числу нормативных актов, содержащих указанные правила, следует отнести Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1> (с послед. изм.), от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <2> (с послед. изм.), от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <3> (с послед. изм.), от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <4> (с послед. изм.), от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" <5> (с послед. изм.), от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <6> (с послед. изм.); Водный кодекс РФ; Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" <7>, а также другие нормативные правовые акты общего и специального характера.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

<2> СЗ РФ. 1995. N 17. С. 1462.

<3> СЗ РФ. 2004. N 52. Ст. 5270.

<4> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

<5> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

<6> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

<7> СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290.

Правила охраны рыбных запасов являются частью общих правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Поэтому нормы ст. 257 УК РФ конкурируют с нормами ст. 246 УК РФ и являются по отношению к нормам ст. 246 УК РФ специальными. По правилам конкуренции норм применению подлежат специальные.

Объективную сторону преступления образуют как действия, так и бездействие, которыми нарушаются правила охраны водных биологических ресурсов при производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины с лесосек, осуществлении взрывных и иных работ, эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов.

Так, запрещается молевой сплав древесины (т.е. россыпью) на судоходных путях и на водных объектах (ст. 48 Водного кодекса РФ). Лесосплавляющие организации обязаны регулярно проводить чистку сплавных путей от затонувшей древесины. Запрещается устраивать на реках запани с ограждениями, занимающими более 2/3 сечения реки. Не дозволена заготовка леса по берегам рек, являющихся местами нереста осетровых и лососевых рыб, на расстоянии менее 1 км от берега.

В обобщенном виде нарушения правил лесосплава составляют деяния, причиняющие вред рыбным запасам:

а) при осуществлении работ, связанных с подготовкой леса для сплава;

б) во время фактического сплава;

в) путем невыполнения работ по приведению водоемов в порядок в процессе их эксплуатации, которые надлежало выполнить.

В рыбохозяйственных водоемах запрещается проводить без разрешения органов рыбоохраны взрывные работы, за исключением неотложных - дноуглубительных работ для поддержания лесосплава и судоходства на обмелевших участках рек, работ по принудительному вскрытию сплавных рек и предотвращению аварий и заторов. О проведении взрывных работ в указанных случаях органы рыбоохраны должны незамедлительно ставиться в известность.

Преступное нарушение правил охраны рыбных запасов могут образовать такие способы строительства мостов и дамб, которые ведут к уничтожению или существенному сокращению рыбных запасов (например, сопряженные с уничтожением нерестилищ, воспрепятствованием проходу рыбы на нерест). Таковым следует признавать транспортировку леса по лесным рекам большегрузными автомобилями либо тягачами, когда нерестовые реки буквально "растаптываются", а вода вместе с рыбой и икрой выплескивается на берега транспортом и так называемыми хлыстами (стволами срубленных деревьев).

Эксплуатация водозаборных сооружений или перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов подразумевает, в частности, использование без защитных устройств, препятствующих выкачиванию рыбы и кормовых запасов, водозаборных механизмов станций, подающих воду для коммунальных и производственных нужд, а также для обеспечения населенных пунктов питьевой водой; мощных насосов электростанций; трубопроводов, шлюзовых сооружений и затворов для распределения воды между сельскохозяйственными водопользователями.

Преступление может иметь место и в том случае, если защитные устройства имеются, но неисправны или не действуют.

Практика показывает, что подобными деяниями причиняется колоссальный вред, исчисляемый порой сотнями миллионов рублей.

Перечень работ, которые могут осуществляться с нарушением правил охраны рыбных запасов, в ст. 257 УК РФ не исчерпывающий. В качестве иных работ Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" называет эксплуатацию иных, помимо водозаборных, гидротехнических сооружений и устройств, прокладку трубопроводов, строительство дорог, линий электропередачи, возведение производственных объектов и т.п.

Обязательным признаком состава преступления являются последствия в виде массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Состав преступления материальный. Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь.

Понятие массовой гибели рыбы рассматривалось при комментировании ст. 250 УК РФ.

Вопрос о признании размера уничтожения кормовых запасов значительным решается в каждом конкретном случае с учетом объема уничтоженного и поврежденного, экологической ценности этих запасов, их стоимости по соответствующим таксам, вреда природной среде.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 Постановления от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" <1> раскрывает понятие "иных тяжких последствий" применительно к ст. 246 УК РФ. Поскольку нормы ст. 257 УК РФ по отношению к нормам ст. 246 УК РФ являются специальными, думается, это разъяснение может быть распространено и на рассматриваемый состав преступления.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 1999. N 1.

Под иными тяжкими последствиями при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Конкретно тяжкие последствия могут выражаться в уничтожении мест размножения рыбы или значительного количества выметанной икры; крупных убытках, связанных с восстановлением качества окружающей среды и численности водных животных; нарушении экологического равновесия биосистемы; экологической катастрофе в пределах водного объекта; распространении заболеваний рыбы, снижающем объемы промышленного рыболовства.

С субъективной стороны преступление характеризуется, как правило, неосторожным отношением к последствиям. Если отношение умышленное, то преобладает косвенный умысел. При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность перечисленных в ст. 257 УК РФ деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает (прямой умысел) их наступления. При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность указанных в ст. 257 УК РФ действий (бездействия), предвидит возможность наступления перечисленных в статье последствий, не желает, но сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможного наступления перечисленных в ст. 257 УК РФ общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит возможность наступления последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).

Субъектом преступления могут быть вменяемые, достигшие 16-летнего возраста лица: руководители хозяйствующих структур; предприниматели, занимающиеся осуществлением указанных выше работ; лица, фактически осуществляющие эти работы. Субъект общий.

Статья 258. Незаконная охота

Комментарий к статье 258

Объект преступления - отношения по охране и рациональному использованию диких животных.

К специальным нормативным актам, которыми регулируется охота, прежде всего относятся: Федеральные законы от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3735.

<2> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Предмет преступления составляют охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. В соответствии со ст. 11 данного Закона к таковым относятся: млекопитающие - копытные животные (кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, лань, серна, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом и др.); медведи; пушные животные (волк, шакал, лисица, корсак, песец, росомаха, барсук, куницы, соболь, норки, выдры, белки, хомяки, ондатра и др.); птицы - гуси, утки, казарки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, фазаны, улары, бекасы, дупеля, голуби, горлицы и др.

В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые. Законами субъектов Российской Федерации допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 11 рассматриваемого Закона.

Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, за исключением отлова таковых в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов.

Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества <1>, а отстрел или умерщвление таких зверей и птиц иным образом (при наличии признаков состава преступления) - как умышленное уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК РФ).

--------------------------------

<1> См.: БВС РФ. 1999. N 1. С. 5.

Объективная сторона преступления состоит в производстве незаконной охоты при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п. п. "а" - "г" ч. 1 ст. 258 УК.

Охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ). Частью 2 ст. 57 названного Закона к ней приравнивается пребывание в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты (ружьями, капканами и др.) и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, а ведомственными нормативными актами, помимо этого, - нахождение с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде на дорогах общего пользования. Так, нахождение А. в охотничьих угодьях с оружием в чехле было приравнено к охоте <1>. Однако представляется, что исходя из определения охоты, данного в ст. 1 названного Федерального закона, признание нахождения лица с оружием на территории охотничьего угодья преступлением является чрезмерно расширительным понятием охоты. Эти действия могут быть расценены лишь как приготовление к преступлению, но в силу ч. 2 ст. 30 УК РФ они уголовно не наказуемы, поскольку незаконная охота не относится к числу тяжких и особо тяжких преступлений. Возможно только привлечение нарушителя к административной ответственности.

--------------------------------

<1> См.: БВС РФ. 2004. N 34. С. 14.

В России разрешена промысловая, спортивная, любительская охота, охота в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, регулирования численности охотничьих ресурсов, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, их содержания и разведения в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ).

Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основе этих правил высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации определяет виды разрешенной охоты и параметры ее осуществления в соответствующих охотничьих угодьях.

Наши рекомендации