Всеобщая история. Новейшее время

Кафедра всеобщей истории

Комплекс аттестационных материалов по дисциплине

Всеобщая история. Новейшее время

Направление подготовки

Журналистика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Москва 2017

Учебно-методический комплекс

составлен на кафедре всеобщей истории

Автор-составитель: к.и.н., доцент О.В. Саприкина

Утверждено:

протокол заседания

кафедры всеобщей

истории № 1 от 9 сентября 2017

© Российский государственный гуманитарный университет, 2017

Преподаватель:

доцент кафедры всеобщей истории, канд. ист. наук Саприкина Ольга Вячеславовна.
E-mail: [email protected]

Аннотация

Программа состоит из частей, соответствующих общепринятой в исторической науке периодизации всемирной истории, интегрированных в единое смысловое и событийное поле. Хронологические рамки программы охватывают всеобщую историю ХХ - начала XXI вв.

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. История отдельных стран и регионов рассматривается в контексте горизонтальной и вертикальной системы взаимосвязей, с учетом синхронности и несинхронности процесса исторического развития, а также его неравномерности.

В ходе изучения курса рассматриваются многообразные факторы развития мировой истории в новейшее время. Они изучаются на примере истории ведущих государств Европы, Америки, Азии и Африки. Значительное внимание уделяется международным отношениям, в том числе истории двух мировых войн и их влиянию на социальное, политическое и экономическое развитие современной цивилизации.

Знание важнейших понятий и фактов мировой истории, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира. Данный курс принадлежит к базовому компоненту гуманитарного образования.

ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Студентам, сдающим дисциплину «Всеобщая история. Новейшее время» в качестве академической разницы, следует внимательно изучить программу курса и список литературы, прилагаемый к ней. Список литературы делится на несколько разделов.

В разделе “Учебники и учебные пособия” указаны учебники, учебные пособия и хрестоматии. Основное внимание студентам следует уделить учебникам. Отдельные издания могут быть использованы как вспомогательные для расширения исторического кругозора. Для максимальной помощи обучающимся указана также дополнительная литература к каждому разделу курса.

В помощь студентам разработана «Рабочая тетрадь студента» (РТС) и составлены методические указания по всем периодам истории Новейшего времени. Студенту рекомендуется ознакомиться с методическими указаниями и учитывать данные разъяснения при работе с учебником. Студент должен заполнить РТС, аккуратно отвечая на контрольные вопросы, содержащиеся во всех разделах РТС после методических указаний. Полнота и правильность ответа проверяется и оценивается преподавателем. Заполненная РТС должна быть сдана преподавателю в электронном виде.

Источники

- Великобритания:

1. Бьюкенен Д. Мемуары дипломата . М., 1991

2. Ллойд-Джордж Д. Военные мемуары. М.,1934-1938

- Германия:

1. Бетман-Гольвег Т. Мысли о войне.М-Л., 1925

2. Бюлов фон Б. Воспоминания. М-Л.,1935

3. Люндендорф Э. Мои воспоминания о войне. 1914-1918.М.,1923

4. Гогенцолерн В. Мемуары. Пг., 1923

- Франция:

1. Берти Ф.-Л. За кулисами Антанты. М.-Л., 1929

2. Фош Ф. Воспоминания. Война 1914-1918гг. М.,1939

- США:

1. Хауз Э. Архив полковника Хауза. 1914-1917. Т 1-4. М., 1937-1944

Литература

- Историографические аспекты темы:

Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. М., 1994

2. Первая мировая война и ее воздействие на историю ХХ века. Круглый стол. В: журн. Новая и новейшая история. 1994, № 4-5

3. Виноградов В.Н. Еще раз о новых подходах к истории первой мировой войны. В журн. Новая и новейшая история. 1995, № 5

- Колониальные противоречия:

1. Сергеев Е.Ю. Политика Великобритании и Германии на Дальнем Востоке. 1897-1907. М., 1998

- Новая концептуальная разработка:

1. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике ХХ века. М., 1998. С. 35-65.

Тема 3. Версальско-Вашингтонская система. Новый международный порядок в межвоенный период.

Первая мировая война повлекла глобальные последствия, по сути кардинально изменила мир. Во-первых, рухнули не только четыре крупнейшие империи, которые в течение нового времени были основными опорными конструкциями системы международных отношений – Российская, Австро-Венгерская, Османская, Германская. Образовалось значительное пространство с высоким потенциалом ксенофобии и национализма, неразрешимыми территориальными и психо-историческими конфликтами, в пределах которого конституировались новые национальные унитарные государства. Во-вторых, резко изменилась геополитическая картина мира – США по экономическим, финансовым показателям значительно выдвинулись вперед, обогнав страны - традиционные мировые центры (Великобританию и Францию). Фактически послевоенная реконструкция Европы полностью оказалась в зависимости от финансовых поступлений из США, ставших основной страной-донором для обессиленных войной европейских держав. В-третьих, война дала мощный импульс процессам государственного регулирования экономикой.

Контрольные вопросы:

1. Какие территориальные противоречия возникли между новыми государствами Центральной и Юго-Восточной Европы в результате определения границ между ними?

2. Какие обязательства налагались на страны, побежденные в Первой мировой войне?

3. Какие принципы международных отношений были зафиксированы в Уставе Лиги Наций:

.

Источники:

1. Хрестоматия по всеобщей истории. М., 1991. С. 126-129

2. Ллойд-Джордж Д. Правда о мирных договорах. М., 1957

3. Никольсон Г. Как делался мир в 1919 году. М., 1945

4. Локарнская конференция 1925 года. М., 1959

Литература:

Один из наиболее авторитетных специалистов в области рыночной экономики межвоенного периода, ставший впоследствии Нобелевским лауреатом- Фридрих фон Хайек в работах межвоенного периода дал блестящий анализ кризиса классической модели либеральной демократии, основанной на ослаблении роли государства в сфере рыночной экономики и индивидуализации либеральных буржуазных ценностей.

Понятие «социальное государство» имеет много интерпретаций в историографии, важно усвоить, что социальные гарантии предоставляются всем гражданам, независимо от того, насколько они лояльны к государственной власти. Социальная политика осуществляется в рамках представительской политической системы, она является неотъемлемой частью процесса развития гражданского общества. В межвоенный период в разных странах либеральной демократии начинают активно осуществляться эксперименты с государственными программами социальной помощи населению.

Традиционная буржуазно-либеральная модель государства не справлялась с динамично возраставшей ролью финансово-промышленных монополистических объединений (синдикатов, трестов, картелей, концернов). Обратите особое внимание на то, что в 1920-е годы классические либеральные партии испытывают серьезные проблемы, они постепенно теряют поддержку избирателей, вытесняются партиями социалистической ориентации. В Европе социал-демократы переживают свой первый, не всегда удачный, опыт пребывания у власти (лейбористские правительства в Великобритании, социалисты в Франции, социал-демократы в Австрии и т.д.).

Тяжелейший экономический кризис, сковавший США в 1929 году, также поставил перед обществом вопрос о новой модели государственной политики. «Новый курс» Ф.Рузвельта, разработанный на основе неокейнсианства, был ориентирован на государственную поддержку среднего класса и вводил элементы государственного регулирования сбытом и потреблением.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключались причины поражения либерального реформизма Ллойда-Джорджа?

2. Почему правительство французского социалиста Эдуарда Эррио удержалось у власти только два года? В чем заключались причина финансового кризиса 1926 года?

3. Отметьте новые черты государственной политики Франклина Рузвельта в 1933-1935 годы?

Источники:

1. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Пер. с англ. В журн. Вопросы философии 1990, № 10-12.

Литература:

1. Никитин В.А. Консерватизм и политическая борьба в США: 1900-1929 гг. М., 1991

2. Милибенд Р. Парламентский социализм. Исследование политики лейбористской партии. М., 1964

3. Детлер Ю. Франклин Делано Рузвельт.1933-1945. Мечтатель и государственный политик. М., 1997

4. Мальков В.Л. Новый курс Рузвельта. М., 1982

5. Волконский В.А. Либерализм. Социализм. Патриотизм. М., 1997

6. Капелюшников Р.И. «Дорога к рабству» и «дорога к свободе»: полемика Хайека с тоталитаризмом. В журн. Вопросы философии, 1990, № 10, С. 99-112.

Тесты

1 уровень:

1) Какой из перечисленных признаков не относится к определению понятия «холодная война»?

а) наращивание гонки вооружений

б) определяющая роль ракетно-ядерного оружия и «атомная дипломатия»

в) усиление разведывательных структур и «шпионские скандалы» в мировой политике

г) доминирующая роль сверхдержав- СССР и США

д) идеологическое противостояние

е) расширение контактов между СССР и США в области науки и культуры

2) Когда прозвучала речь бывшего британского премьер-министра У.Черчилля в г.Фултоне, ставшая одним из первых пропагандистских актов «холодной войны»?

а) 2 сентября 1945

б) 5 марта 1946

в) 29 августа 1949

г) 12 августа 1953

3) Расположите в хронологической последовательности документы и события, заложившие основу блокового противостояния в мире

а) «Берлинский кризис» и раскол Германии

б) создание Организации Североатлантического договора (НАТО)

в) план Маршалла

г) доктрина Трумэна

д) подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между странами советского блока

4) Какая из перечисленных стран не входила в блок НАТО?

а) Франция

б) США

в) Великобритания

г) Италия

д) Канада

е) Швейцария

ж) Голландия

з) Люксембург

и) Норвегия

5) Какая из перечисленных стран не участвовала в подписании Варшавского договора?

а) Чехословакия

б) Венгрия

в) Румыния

г) Болгария

д) СССР

е) ГДР

ж) Югославия

з) Польша

Уровень

1) Кому из западных политиков принадлежит данное высказывание:

«... В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические пятые колонны, которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, получаемым от Коммунистического центра».

а) К.Аденауэр

б) У.Черчилль

в) Ш. де Голль

г) Д.Эйзенхауэр

2) Какой из перечисленных пунктов не отвечает содержанию послания президента Трумэна конгрессу США от 12 марта 1947 года, известному как «доктрина Трумэна»

а) создание американских баз в восточной части Средиземноморья

б) противодействие утверждению коммунистических режимов во всем мире

в) поддержка китайского правительства Чан Кайши и правительства Южной Кореи

г) экономическая и военная помощь странам Восточной Европы

3) Расположите в хронологической последовательности события, отражающие процесс наращивания ядерного балланса двух мировых сверхдержав- СССР и США

а) испытание в СССР термоядерного оружия

б) первое испытание советской атомной бомбы

в) атомная бомбардировка американскими самолетами японских городов- Хиросимы и Нагасаки

г) наземный термоядерный взрыв на о. Бикини

д) разработка в США межконтинентальных стратегических бомбардировщиков

е) испытание первой советской межконтинентальной баллистической ракеты

4) Обозначьте три основные задачи, которые стояли перед американским правительством, когда началась реализация плана Маршалла (1948-1952)

а) экономическая реконструкция и политическая стабилизация в странах Западной Европы

б) противодействие «угрозе коммунизма» в Западной Европе

в) усиление военно-политической и экономической зависимости западноевропейских стран от США

г) противодействие затовариванию американской продукцией внутреннего рынка США

д) военно-политическая интеграция Западной и Восточной Европы

2. Реконструкция Западной Европы: экономические и политические аспекты (1947-1957гг.)

1) Какой из перечисленных признаков не относится к предпосылкам западноевропейской интеграции?

а) представление об общности исторических судеб европейских народов

б) возрастающая интернационализация производства и обмена, объединяющая национальные рынки

в) антисоветские и антикоммунистические настроения политической элиты в странах Запада

г) идея создания экономического и стратегического союза стран-членов антигитлеровской коалиции

д) необходимость экономической реконструкции на новом технологическом уровне

е) стремление ослабить зависимость Западной Европы от США

2) Расположите в хронологической последовательности события,, заложившие основу западноевропейской интеграции

а) создание Европейского экономического сообщества или «Общего рынка»

б) план Шумана

в) основание Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом)

3) Какие из перечисленных стран не подписали Римский договор?

а) Франция

б) ФРГ

в) Югославия

г) Италия

д) Страны Бенилюкса (таможенного объединения Бельгии, Голландии, Люксембурга)

е) США

ж) Швейцарии

з) Австрии

4) Соотнесите даты и события:

а) провозглашение Италии республикой

б) образование первого правительства ФРГ

в) создание Европейского объединения угля и стали

г) создание Организации Североатлантического пакта

д) образование ГДР

е) подписание Римского договора о создании «Общего рынка»

1) апрель 1949 года

2) июнь 1946 года

3) апрель 1951 года

4) май 1957 года

5) сентябрь 1949 года

6) октябрь 1949 года

5) О создании какой организации говорил министр иностранных дел Франции Р.Шуман в мае 1950 года:

«Предполагается поставить под общее высшее управление все франко-германское производство угля и стали в организации, открытой для участия других стран Европы ( ... ) что немедленно послужит созданию общей базы для экономического развития в качестве первого шага к европейской федерации и изменит судьбы тех регионов, что так долго определялись производством снаряжения для войн, жертвами которых они сами по большей части и оказывались. Достигнутая таким образом солидарность сделает очевидным, что всякая война между Францией и Германией становится не только немыслимой, но и невозможной уже по материальным причинам».

Кафедра всеобщей истории

Комплекс аттестационных материалов по дисциплине

Всеобщая история. Новейшее время

Направление подготовки

Журналистика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Москва 2017

Учебно-методический комплекс

составлен на кафедре всеобщей истории

Автор-составитель: к.и.н., доцент О.В. Саприкина

Утверждено:

протокол заседания

кафедры всеобщей

истории № 1 от 9 сентября 2017

© Российский государственный гуманитарный университет, 2017

Преподаватель:

доцент кафедры всеобщей истории, канд. ист. наук Саприкина Ольга Вячеславовна.
E-mail: [email protected]

Аннотация

Программа состоит из частей, соответствующих общепринятой в исторической науке периодизации всемирной истории, интегрированных в единое смысловое и событийное поле. Хронологические рамки программы охватывают всеобщую историю ХХ - начала XXI вв.

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. История отдельных стран и регионов рассматривается в контексте горизонтальной и вертикальной системы взаимосвязей, с учетом синхронности и несинхронности процесса исторического развития, а также его неравномерности.

В ходе изучения курса рассматриваются многообразные факторы развития мировой истории в новейшее время. Они изучаются на примере истории ведущих государств Европы, Америки, Азии и Африки. Значительное внимание уделяется международным отношениям, в том числе истории двух мировых войн и их влиянию на социальное, политическое и экономическое развитие современной цивилизации.

Знание важнейших понятий и фактов мировой истории, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира. Данный курс принадлежит к базовому компоненту гуманитарного образования.

ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Студентам, сдающим дисциплину «Всеобщая история. Новейшее время» в качестве академической разницы, следует внимательно изучить программу курса и список литературы, прилагаемый к ней. Список литературы делится на несколько разделов.

В разделе “Учебники и учебные пособия” указаны учебники, учебные пособия и хрестоматии. Основное внимание студентам следует уделить учебникам. Отдельные издания могут быть использованы как вспомогательные для расширения исторического кругозора. Для максимальной помощи обучающимся указана также дополнительная литература к каждому разделу курса.

В помощь студентам разработана «Рабочая тетрадь студента» (РТС) и составлены методические указания по всем периодам истории Новейшего времени. Студенту рекомендуется ознакомиться с методическими указаниями и учитывать данные разъяснения при работе с учебником. Студент должен заполнить РТС, аккуратно отвечая на контрольные вопросы, содержащиеся во всех разделах РТС после методических указаний. Полнота и правильность ответа проверяется и оценивается преподавателем. Заполненная РТС должна быть сдана преподавателю в электронном виде.

Наши рекомендации