Объект, предмет, цель этики. Моральные нормы.
Объект, предмет, цель этики. Моральные нормы.
Этика-наука о морали, была признана решать на теоретическом уровне вопросы морали и нрав-ти, возн-ие перед человеком вегоповседн. деят-ти.
Этика в СР требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп.
Объект- профессиональная мораль специалистов.
Предмет- возникающие в процессе работы этическое отношение, этич. сознание, этич. действие.
Цель- обеспечение и поддержание соц.-одобряемых содержания и сущности профессиональной деят-ти.
Моральные нормы - правила нравственного поведения человека, гармонизирующие его отношения с другими людьми и обществом в целом. Моральные нормы – это семь добродетелей морали: благоразумие, воздержание, справедливость, стойкость, трудолюбие, смирение, вежливость. Первые четыре из них являются главными. С моральными нормами поведения в любом обществе должны согласоваться юридические, экономические, политические и др. Моральные нормы определены в каждой культуре :разрешённое и запретное, желаемое и нежелаемое. Нарушение моральных норм рассматривается общественной моралью, как покушение на устои общества.
К примеру, употребление спиртных напитков и наркотиков, необычный внешний вид или поведение (в области рассматриваемой культуры) , могут расцениваться как нарушение норм.
Категории этики СР.
а)Этич. отношения-отношения между соц.раб. и клиентом,между коллегами, соц. работ. и учреждением, учрежд. и учрежд., соц. раб. и ближ. окруж. клиента(данные отношения построены на этических принципах)
б)Этич. сознание – отражение соц. бытия и деят-ти соц. раб., возник-х в процессе проф. отношений или субъект. отражение морали по скольку объект. соц. необходимость отраж-ся в сознании спец-та как идеи о должном пведении и действиях или как особая форма осознания спец-ом соц. необход-сти. Деят-тьсоц.раб.- благо(оно необходимо как обществу так и самому спец-ту.
в)Этич. действия
1.Цель- идеальный образ результата, спос-ет решению проблем и улучшению условий жизнедеят-ти клиента.
2.Мотив – делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга. Легитимизация-правовое обоснование, на кот. соц. раб. офиц. опирается в своей деят-ти(законы РФ, акты, инструкции, программы , приказы). Также должно быть устное согласование между спец-ом и клиентом о хар-ре вхаимодействия, целях, действий.
3.Средства-вопрос о соот-нии целей и средств-главный вопрос этики.Кант: «Человек никогда не явл-ся средством». Используются все легальные средства для дост. целей: материальные, духовные, оценивается этич. приемливость.
4.Сами действия-Решения сой.раб. приступить к действ. должно базир-ся на том какие из них принесут пользу клиенту и общ-ву. Действия должны осущ. на основе уваж. к клиенту, его окруж., забота об их достоинствах. Ответственность за разр-ку планов действий несут спец-ты, он должен информ-ть клиенты обо всех действиях.
5.Конечный результат – Ожидаемый продукт деят-ти. на этапе целеполагания спец-ст должен представлять результат, но результат может отличаться от цели по суб. и объктивным причинам. Р-т должен быть в этич. рамках, спец-т должен контрол. соотв-ие рез-та ожидаемого.
6.Оценка результата – Орган-ся на 2х уровнях:
-оценка поведения и действий конкр. соц. раб.и соц. служб с т. з. этич. стандартов: действия спец-ов оценивает клиент и его окружение.
-оценивание соц. работы в целом как соц. института.
Принципы в СР.
Принцип- наиболее общие требования, выражающие основное направление спец-та по отношению к тому или иному субъекту отношений, возн-их в процессе СР.
1.Саблюдение разумных интересов клиента (Спец-ст должен помочь клиенту разобраться в разумной обоснованности возник-х потребностей, вовлечение его в самопомощь, объеснение клиенту степень разумности, возможности)
2.Принцип личной ответственности с. работника за нежелат-х клиента последствий.(спец-т несет ответственность за все кроме того случая , когда клиент без спец-та решает данную проблему , а потом ссылает плохой результат на спец-та)
3.Уважение права клиента на принятие саморешения на любом этапе деятельности. (Руссо:«Ребенку можно делать все ,что он хочет,но хотеть он должен тоже самое что и я»
4.Принятие клиента таким какой он есть.
5.Конфеденциальности(сохранение тайны, только в случае угрозы общ-ву и гос-ву происх-ит ее раскрытие)
6.Принцип доброжелательности
7.Бескорыстия(нельзя ничего принимать, кроме цветов)
8.Честности и открытости(не врать , не обманывать)
9.Полнота информирования клиента о предполагаемых действиях.
10.Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента (Клиент имеет право на свое мировоззрение , свою т.з.
Интересы в СР
1.Личный интерес соц. работника
-решить проблему клиента
-материальное поощрение (з/п)
-получение опыта
-эффективно решить проблему(minзатрат,max результата)
2. Интересы клиента
-решение проблемы
- max его условия
- min его усилий
3. Интересы соц. окружения клиента
-решение вопроса клиента
-полож. или отриц. результат для окружения
4. Интересы государства, общества
-стабильность
-мин. преступности, ТЖС
-выдвигает посредника-соц.работник
5. Интересы проф. группы соц. раб.
-заинтересованы в престиже работы
-деление опыта
Требования к этическому кодексу в РФ
- должен вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной защиты населения, достижений фундаментальной и прикладной науки
- положение кодекса не должно противоречить общечеловеческим ценностям, а должно дополнять и развивать их
- должен быть многофункциональным, т.е. применяться во всех видах отношений, возникающих в социальной работе
- должен базироваться на определенных принципах, отражающих сущность профессиональной деятельности специалиста
- принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения.
Объект, предмет, цель этики. Моральные нормы.
Этика-наука о морали, была признана решать на теоретическом уровне вопросы морали и нрав-ти, возн-ие перед человеком вегоповседн. деят-ти.
Этика в СР требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп.
Объект- профессиональная мораль специалистов.
Предмет- возникающие в процессе работы этическое отношение, этич. сознание, этич. действие.
Цель- обеспечение и поддержание соц.-одобряемых содержания и сущности профессиональной деят-ти.
Моральные нормы - правила нравственного поведения человека, гармонизирующие его отношения с другими людьми и обществом в целом. Моральные нормы – это семь добродетелей морали: благоразумие, воздержание, справедливость, стойкость, трудолюбие, смирение, вежливость. Первые четыре из них являются главными. С моральными нормами поведения в любом обществе должны согласоваться юридические, экономические, политические и др. Моральные нормы определены в каждой культуре :разрешённое и запретное, желаемое и нежелаемое. Нарушение моральных норм рассматривается общественной моралью, как покушение на устои общества.
К примеру, употребление спиртных напитков и наркотиков, необычный внешний вид или поведение (в области рассматриваемой культуры) , могут расцениваться как нарушение норм.
Категории этики СР.
а)Этич. отношения-отношения между соц.раб. и клиентом,между коллегами, соц. работ. и учреждением, учрежд. и учрежд., соц. раб. и ближ. окруж. клиента(данные отношения построены на этических принципах)
б)Этич. сознание – отражение соц. бытия и деят-ти соц. раб., возник-х в процессе проф. отношений или субъект. отражение морали по скольку объект. соц. необходимость отраж-ся в сознании спец-та как идеи о должном пведении и действиях или как особая форма осознания спец-ом соц. необход-сти. Деят-тьсоц.раб.- благо(оно необходимо как обществу так и самому спец-ту.
в)Этич. действия
1.Цель- идеальный образ результата, спос-ет решению проблем и улучшению условий жизнедеят-ти клиента.
2.Мотив – делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга. Легитимизация-правовое обоснование, на кот. соц. раб. офиц. опирается в своей деят-ти(законы РФ, акты, инструкции, программы , приказы). Также должно быть устное согласование между спец-ом и клиентом о хар-ре вхаимодействия, целях, действий.
3.Средства-вопрос о соот-нии целей и средств-главный вопрос этики.Кант: «Человек никогда не явл-ся средством». Используются все легальные средства для дост. целей: материальные, духовные, оценивается этич. приемливость.
4.Сами действия-Решения сой.раб. приступить к действ. должно базир-ся на том какие из них принесут пользу клиенту и общ-ву. Действия должны осущ. на основе уваж. к клиенту, его окруж., забота об их достоинствах. Ответственность за разр-ку планов действий несут спец-ты, он должен информ-ть клиенты обо всех действиях.
5.Конечный результат – Ожидаемый продукт деят-ти. на этапе целеполагания спец-ст должен представлять результат, но результат может отличаться от цели по суб. и объктивным причинам. Р-т должен быть в этич. рамках, спец-т должен контрол. соотв-ие рез-та ожидаемого.
6.Оценка результата – Орган-ся на 2х уровнях:
-оценка поведения и действий конкр. соц. раб.и соц. служб с т. з. этич. стандартов: действия спец-ов оценивает клиент и его окружение.
-оценивание соц. работы в целом как соц. института.