Ценностно-мотивационные ориентации, досуг и самоопределение молодёжи
Ценности, которые принимает или отвергает молодёжь, во многом определяют поведение молодого поколения россиян. В результате трансформации большинства институтов социализации (семьи, образования и др.), перехода к рыночной системе хозяйствования произошла коренная переориентация молодёжи от предпочтения нематериальных ценностей – материальным.
Наиболее распространенной жизненной ценностной ориентацией является стремление достичь успеха, сделать карьеру (37%), стать богатыми, чтобы жить, как хочется (20%).Практически только каждый седьмой молодой человек стремится к самосовершенствованию и самореализации (15%).Альтруизм распространен среди менее 7% опрошенных молодых людей.
Примерно треть молодых людей считает, что государство должно предоставить им социальные гарантии. Вместе с тем, другая треть молодых людей говорит о том, что человек должен сам позаботиться о себе, о своей старости и прилагать много усилий, чтобы заработать много денег и обеспечить свое благополучие.В целом, молодёжь старше 20 лет, уже работающая, с высшим образованием, более, чем другие группы молодёжи, ориентирована на самостоятельные действия, обеспечивающие успех и благополучие, ратует за стабильность, отстаивает нравственные принципы.
У молодых людей преобладают традиционные ценности, такие как здоровье, ценность дружбы, общения, семьи и детей, любви. Затем идут ценности успешного построения карьеры, самореализации и другие (Рис.6).
Рисунок 6. Ценности жизни российской молодёжи (%)
Иерархия ценностей меняется вместе с изменением общественных отношений. Вместе с тем, в системе ценностей человека остается неизменнойценность семьи. Следует отметить, что она весьма высока для большинства россиян и доля респондентов, ставящих наличие семьи на первое место в иерархии ценностей, за последнее десятилетие увеличилась почти вдвое (с 34% до 64%), в основном среди лиц в возрастной группе 25 – 34 года[24].
Особенности ценностного отношения к семье и детям в нашем обществе определяются достаточно устойчивыми тенденциями: сохранением высокой значимости семьи и детей для большей части населения.
Семейные ценности, такие как создание прочной, счастливой семьи, воспитание детей, занимают прочные лидирующие позиции в структуре ценностных ориентаций молодых россиян наряду с такой ценностью, как достижение материального достатка. Так, в выяснении иерархии ценностей, семейные ценности были выделены как «очень важные» (более 50% ответивших). Подавляющее большинство ответивших (93,5%) назвало главной семейной ценностью «любовь к детям, их воспитание и самореализацию в них»[25].
Семья играет важнейшую роль в формировании личности и её социализации, воспроизводстве и воспитании подрастающего поколения, сохранении и передаче духовных и нравственных ценностей,сложившихся в процессе культурного развития России.
Ключевой задачей государственной молодёжной политики на современном этапе является воспитание патриотично настроенной молодёжи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи[26].
Одним из значимых показателей формирования идентичности и ценностей у российской молодёжи является патриотизм. В наиболее общем виде патриотизм представляет собой общественно-политический и нравственный принцип отношения граждан к своей стране и народу, месту своего рождения и жительства, характеризующийся внутренней духовной привязанностью, уважением и любовью[27].
Укрепление духовно-нравственных основ российского общества, совершенствование государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере требуют внедрения системного подхода, основанного на общепризнанных концептуальных ценностях, таких как:уважение к истории, культуре и традициям народов России;понимание объединяющей роли русского языка;соблюдение норм морали и нравственности;уважение ко всем расам, религиям, народам мира, проявление солидарности с ними.
Патриотическое воспитание как составная часть общего воспитательного процесса представляет собой систематическую деятельность всех субъектов патриотического воспитания, направленную на продвижение указанных ценностей.
Система патриотического воспитания граждан Российской Федерации – разноуровневое (федеральный уровень, региональный уровень, муниципальный уровень, институциональный уровень) взаимодействие его основных субъектов, имеющее устойчивые связи и отношения, построенные на принципах социального партнёрства и государственно-общественного управления.
По данным органов исполнительной власти, реализующих государственную молодёжную политику, общее количество мероприятий, проведённых в рамках реализации всероссийских акций по патриотическому воспитанию на территории Российской Федерации, составило около 150 тыс. акций в течение 2014 года(Рис. 7).
Рисунок 7. Всероссийские мероприятия по патриотическому воспитанию
на территории Российской Федерации
Общее количество участников мероприятий –35% от общего числа молодёжи в стране.Поддержка общественных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, ведётся за счёт субсидий в 57 регионах. Грантовые конкурсы для физических лиц проходят в 19 регионах.
В 7 регионах проводятся специализированные молодёжные форумы (или смены в рамках региональных форумов) по патриотическому воспитанию, поисковой деятельности и т.п.
По данным, предоставленным органами исполнительной власти, реализующими государственную молодёжную политику субъектов Российской Федерации в 2014 году, более 1,2 млн чел., являются молодёжью призывного возраста, годной к службе в армии, что составляет 10,3% от численности мужского населения в возрасте от 14 до 30 лет[28].
Из них 56% имеет отсрочку от службы в армии (по любым основаниям), а 8,1% уклоняется от службы в армии. (Рис.8).
Рисунок 8. Молодёжь призывного возраста, годная к службе в армии
Важное значение имеет финансирование государственными органами власти мероприятий, направленных на патриотическое воспитание.(Рис.9-10).
Рисунок 9. Наибольшие объемы финансирования, направленные на патриотическое воспитание (бюджетные средства)
Рисунок 10. Наименьшие объемы финансирования, направленные на патриотическое воспитание (бюджетные средства)
В настоящее время при координирующей роли Минобрануки России и Росмолодёжив субъектах Российской Федерации приняты эффективные меры по формированию системы поддержки молодёжной добровольческой (волонтёрской) деятельности, представляющей собой форму социального служения, осуществляемого по свободному волеизъявлению граждан, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
Общее количество учреждений, работающих в сфере вовлечения детей и молодёжи в добровольческую деятельность во всех субъектах Российской Федерации, в том числе на муниципальном уровне, составляет более 4,0 тыс. единиц. Деятельность данных учреждений охватывает порядка 3,0 млн молодых людей или 9,6% от общего количества молодёжи, проживающей в России[29].
Общее количество общественных волонтёрских объединений, работающих в сфере вовлечения детей и молодёжи в добровольческую деятельность в регионе, в том числе муниципального уровня, составляет около 4,5 тыс.единиц.
В 25 регионах работа по созданию учреждений, деятельность которых направлена на развитие добровольчества в молодёжной среде, а также учёту общественных добровольческих объединений, не ведётся.
В 47 субъектахРоссийской Федерацииимеется база данных, учитывающая волонтёров. Однако, единая региональная база данных молодёжи, вовлечённой в добровольческую деятельность, существует лишь в 28 субъектах Российской Федерации. В остальных субъектах либо существуют базы данных отдельных добровольческих объединений (19 субъектов), либо таковые отсутствуют вовсе. (Рис.13).
Рисунок 11. Учреждения и добровольческие объединения
Рисунок 12. Охват молодёжи в добровольческихобъединениях
Рисунок 13. Наличие в субъектах Российской Федерации
базы данных добровольцев
Численностьмолодёжи, зарегистрированной в базах данных 47 субъектов Российской Федерации, составляет 0,3 млнчел. или 12% от общего числамолодёжи, охватываемой учреждениями регионального и муниципального уровня, а также общественными волонтёрскими объединениями. В общем числе российской молодёжи данная цифра составляет 1,1%.
Это свидетельствует о том, что только каждый десятый молодой человек, осуществляющий добровольческую деятельность, зарегистрирован в базах данных.
Поддержка добровольческой деятельности осуществляется в большинстве регионов России (62 субъекта). Ежегодно проходят областные, региональные конкурсы поддержки добровольческих проектов, конкурсы на звание лучшего добровольца или добровольческого объединения.
В 22 субъектах Российской Федерации проходит региональный конкурс «Доброволец России», проводимый Федеральным агентством по делам молодёжи и ФГБУ «Роспатриотцентр».(Рис. 14).
Рисунок 14. Система региональных конкурсов по поддержки добровольчества в субъектах Российской Федерации
Ежегодно в Российской Федерации проводятся международные, всероссийские, межрегиональные и региональные мероприятия на тему добровольчества, в которых принимает активное участие российская молодёжь.
В России активно развиваются молодёжные патрули (добровольные молодёжные дружины – далее ДМД). Всего в 674 муниципальных образованиях действует более 2,5 тыс.добровольных патрулей, дружинниками которых являются более 60,0 тыс. чел.
Согласно проведённому Ассоциацией волонтёрских центров[30]исследованию развития добровольчества, представленного в Общественной палате Российской Федерации, характер мероприятий в сфере добровольчества выглядит следующим образом:
социальное; патриотическое;молодёжная политика; помощь в проведении общественно-значимых мероприятий – 33%;
спортивное и пропаганда здорового образа жизни – 23%;
помощь тяжелобольным в медучреждениях, бездомным, инвалидам и пожилым людям – 16 %;
помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и детям-сиротам – 10%;
экология и благоустройство – 7%;
культура, наука, международная деятельность – 5,5%;
помощь бездомным животным –3%;
поиск людей, спасатели МЧС и охрана общественного порядка – 2,1%;
добровольческие объединения при религиозных организациях – 0,4%.
Средний возраст добровольца в России составляет 23 года.
Минобрнауки России через программу поддержки студенческих объединений поддержало более 40 волонтёрских проектов.
Молодёжное самоуправление представлено молодёжными коллегиально-совещательными структурами при законодательных и исполнительных органах власти двух уровней: регионального и муниципального. В своём большинстве региональные структуры носят названия «молодёжный парламент» (при законодательных органах власти) и «молодёжное правительство» (при исполнительных органах власти).
На уровне образовательных организаций молодёжное самоуправление представлено ученическим и студенческим самоуправлением. Молодёжные парламентыпредставлены в 75 субъектах РФ и не представлены в 10 субъектах. В процентном соотношении это составляет 88,2% и 11,8% соответственно.
Молодёжныеправительствапредставлены в 55 субъектах Российской Федерации, не представлены в 30 субъектах. В процентном соотношении это составляет 64,7% и 35,3% соответственно.
Молодёжные парламенты на региональном уровне имеют более широкое распространение, чем молодёжные правительства, и превышают их численность в три раза. В подавляющем большинстве субъектов (89%)способ формирования молодёжных парламентов – делегирование, в том числе совмещённые способы формирования, делегирование и конкурс, или делегирование и прямые выборы. Выборная основа формирования – 7%, конкурсная основа – 4%.
Способ формирования молодёжных правительств: делегирование – 29%; конкурс –49%; выборы – 22%.
Количество реализованных законотворческих/нормотворческих инициатив региональных молодёжных парламентов – 328.
В среднем на 75 субъектовРоссийской Федерации, где функционирует данные молодёжные структуры, приходится по четыре реализованных законотворческих/нормотворческих инициативы.
Муниципальныемолодёжные коллегиально совещательные структуры при исполнительных и законодательных органах власти можно охарактеризовать достаточно широким распространением по всей стране.
Количество муниципальных молодёжных структур при исполнительных органах власти – 71% от общего числа муниципальных образований органов исполнительной власти.
При поддержке Минобрнауки России и Российского Союза Молодёжиактивно развивается программа поддержки ученического самоуправления в общеобразовательных школах. Проведён Всероссийский конкурс, разработаны методические рекомендации.